Письмо Министерства здравоохранения РФ от 25 октября 2012 г. N 16-5/10/2-3238
Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации "Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб", разработанные Центральным научно-исследовательским институтом информатизации и организации здравоохранения Минздрава России в рамках Государственного контракта N К-32-НИР/114-16 от 31.10.2011 г.).
Приложение: на 30 л. в 1 экз.
|
И.Н. Каграманян |
Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и учреждений специализированных служб
(Методические рекомендации для органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации)
Прочий персонал в учреждениях здравоохранения - это немедицинский персонал, т.е. работники и служащие, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу.
В соответствии с "Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 322 (ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 N 470) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации") к показателям, характеризующим деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, относится, в частности, показатель: "Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами", который определяется по формуле:
,
где:
- объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в расчете на 10 тыс. человек населения (тыс. рублей);
Чн - численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек).
Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами определяется отдельно в отношении врачей, среднего медицинского персонала, прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала.
Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала в расчете на 10 тыс. человек населения определяется по формуле:
,
где:
Чпр - численность прочего персонала (физических лиф государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. человек населения (человек);
Чвр - численность врачей (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (человек);
Чср - численность среднего медицинского персонала (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (человек);
Кс - корректирующий коэффициент сетевых нормативов, определяемый в соответствии с пунктом 34 методики (единиц);
ЗПрпр - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочего персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (рублей);
СВ - страховые взносы (единиц).
Рпр рассчитывается при условии, что .
Получаемое значение отражает эффективность управления прочим персоналом в системе здравоохранения субъекта Российской Федерации.
Показателями для расчета выступают:
- численность прочего персонала (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. человек населения;
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочего персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (рублей);
- корректирующий коэффициент сетевых нормативов;
- страховые взносы.
Оптимизация численности прочего персонала медицинских учреждений должна проводиться в случае, если численность этого персонала превышает 15% общей численности врачей и среднего медицинского персонала (ранее рекомендовалось проводить оптимизацию, если численность прочего персонала превышала 40% общей среднероссийской численности врачей и среднего медицинского персонала).
Корректирующий коэффициент сетевых нормативов учитывает территориальную доступность и расселение населения в каждом субъекте.
Одним из критериев, влияющих на показатель неэффективных расходов на кадровые ресурсы в здравоохранении, является численность прочего персонала, следовательно, в целях снижения неэффективных расходов руководители вынуждены сокращать численность этого персонала в лечебно-профилактических учреждениях, что может привести к значительному снижению качества медицинских услуг и усугублению кадрового дисбаланса.
Так, в 2008 - 2009 гг. только в г. Москва и Республике Ингушетия численность прочего персонала не превышала установленный норматив. В 11 регионах отмечено снижение неэффективных расходов на прочий персонал. Это те регионы, где активно используется механизм передачи на аутсорсинг немедицинских функций (Вологодская, Калининградская, Томская, Свердловская области, Пермский и Красноярский края, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.). Однако проверки результатов передачи отдельных услуг на аутсорсинг, в частности питания в круглосуточных стационарах, проведенные в ряде органов управления здравоохранением из указанных выше регионов, показали нецелесообразность сокращения прочего персонала при помощи данных мер в связи со снижением качества услуг.
Действительно, в условиях здравоохранения аутсорсинг, экономя расходы на заработную плату, как правило, увеличивает общую величину расходов (услуги сторонних организаций - аутсорсеров, являющихся, как правило, коммерческими организациями, обычно обходятся дороже, чем выполнение работ собственными силами бюджетных учреждений).
Оценить оптимальность соотношения медицинского и прочего персонала в учреждениях здравоохранения возможно на основании комплекса показателей, рассчитанных на основании отчетных форм государственного статистического наблюдения (ФСН). Данные о числе прочего персонала содержатся в:
- отчетной форме N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" (Приказ Росстата: Об утверждении формы от 31.12.2010 N 483), таблица 1100, Раздел I. Штаты учреждения на конец отчетного года, стр. 111, гр. 3 - 8;
- отчетной форме N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения" (Приказ Росстата: Об утверждении формы от 31.12.2010 N 483), таблица 3300, Раздел 18. Штатные и занятые должности, физические лица по типам учреждений здравоохранения, стр. 1 - 30, гр. 21 - 23.
I. Показатели, которые можно рассчитать на основании данных формы ФСН N 30
1. Доля штатных должностей прочего персонала в структуре штатных должностей учреждений здравоохранения (%):
Число штатных должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения подчинения Минздравсоцразвития России в 2010 г. составило 743,1 тыс. или 18,7% от общей численности штатных должностей.
Самая высокая доля штатных должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения отмечается в Дальневосточном федеральном округе - 22,4%. От 20,1 до 19,8% штатных единиц приходится на прочий персонал в Сибирском, Южном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. В пределах 17,8 - 16,9% колеблется доля прочего персонала в Приволжском, Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах.
Следовательно, федеральные округа которые характеризуются большой площадью территории, низкой плотностью населения и учреждений здравоохранения, а также низкой транспортной их доступностью для населения, имеют в учреждениях здравоохранения более высокую долю прочего персонала.
В 39 из 83 субъектов Российской Федерации (47,0%) доля прочего персонала в структуре штатных должностей выше среднероссийского значения (от 38,4 до 19,0%), в 29 субъектах (34,9%) - доля прочего персонала в структуре штатных должностей ниже (от 17,9 до 13,2%), в 15 субъектах (18,1%) - практически ему соответствует (18,8 -18,0%).
Среди субъектов Российской Федерации набольшая доля прочего персонала в учреждениях здравоохранения отмечается в Амурской области (38,4%), в Вологодской (32,8%), Астраханской (31,6%) областях. В Ненецком автономном округе, Магаданской, Ленинградской, Курганской, Тамбовской, Томской, Ульяновской, Свердловской областях, Забайкальском крае, Чукотском автономном округе доля штатных "прочих" должностей выше, чем в среднем по России в 1,4 - 1,2 раза. От 16,0 до 13,2% составляет доля штатных должностей прочего персонала в Саратовской области, Пермском крае, Республиках Башкортостан, Дагестан, Чувашской Республике, г. Москва.
2. Доля занятых должностей прочего персонала среди занятых должностей учреждений здравоохранения (%):
Число занятых должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения системы Минздравсоцразвития России примерно на 5,0% меньше количества штатных должностей. Доля занятых прочим персоналом должностей достигает 18,7% от всех занятых в учреждениях здравоохранения должностей. Более высокая доля занятых прочим персоналом должностей среди всех занятых должностей отмечается в Дальневосточном (22,7%), Сибирском (20,2%), Южном (19,8%), Уральском (19,8%), Северо-Западном (19,7%) федеральных округах, более низкие - в Приволжском (17,9%), Северо-Кавказском (17,7%), Центральном (17,0%) федеральных округах.
В 43,4% субъектах Российской Федерации доля занятых прочих должностей составляет 22,0-19,0%, из них более половины входят в состав Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.
Среди субъектов превышение средней доли занятых прочим персоналом должностей в 2-1,7 раза, выявлено в Амурской (39,0%), Вологодской (32,4%), Астраханской областях (31,6%); в 1,4-1,2 раза - в Ненецком автономном округе (26,1%), Еврейской автономной области (22,9%).
3. Укомплектованность штатных должностей прочего персонала (%):
В среднем по Российской Федерации укомплектованность штатных должностей прочего персонала составляет 94,8%. В федеральных округах, расположенных за Уралом, укомплектованность штатов прочего персонала традиционно выше. Так, в Уральском федеральном округе она достигает 97,4%, Дальневосточном - 97,1%, Сибирском - 97,8%. В федеральных округах, расположенных на европейской части России, этот показатель - более низкий: в Северо-Западном федеральном округе - 93,6%, Центральном - 93,1%, Северо-Кавказском - 91,2%, Южном - 91,0%. В Приволжском федеральном округе показатель составляет 95,8%.
4. Доля физических лиц прочего персонала среди всех физических лиц, работающих в учреждениях здравоохранения (%):
Численность физических лиц прочего персонала в Российской Федерации составляет 497,0 тыс. человек или 18,6% от общего числа физических лиц, занятых в учреждениях здравоохранения. Соотношение занятых должностей и физических лиц прочего персонала составляет 1,4:1, штатных должностей к физическим лицам 1,5:1.
Выше доля физических лиц прочего персонала среди всего персонала учреждений здравоохранения в Дальневосточном (23,2%) и Сибирском (20,3%) федеральном округе, ниже в Центральном (16,5%) и Северо-Кавказском (17,5%) федеральном округе.
Среди субъектов Российской Федерации высокой долей физических лиц прочего персонала характеризуются: Амурская (39,3%), Астраханская (31,9%), Вологодская области (29,9%) и Ненецкий автономный округ (27,6%). Более низкой долей прочего персонала характеризуются: Архангельская (15,9%), Саратовская (15,9%) области, Республики Северная Осетия-Алания (15,5%), Республика Дагестан (15,1%), Чувашская Республика (14,3%), г. Москва (12,8%).
Более чем на 10% от среднего по Российской Федерации уровня в сторону увеличения доля физических лиц прочего персонала отличается в 19 (22,8%) субъектах Российской Федерации, в сторону уменьшения - в 13 субъектах (15,6%).
5. Укомплектованность штатных должностей прочего персонала физическими лицами (%).
По укомплектованности физическими лицами должностей прочего персонала лидирует Северо-Кавказский федеральный округ (74,5%), от 69,6 - 67,4% она составляет в Приволжском, Южном, Дальневосточном и Сибирском федеральном округе, 66% - в Уральском и Северо-Западном федеральном округе, 62,1% - в Центральном федеральном округе.
II. Показатели, которые можно рассчитать на основании данных формы ФСН N 47
1. Соотношение штатных должностей врачей и прочего персонала в учреждениях здравоохранения, среднего медицинского и прочего персонал, младшего медицинского персонала и прочего персонала.
А).
Б).
В).
Соотношение врачей и прочего персонала в учреждениях здравоохранения составляет 1:1,1; среднего медицинского и прочего персонала 1:0,5; младшего медицинского персонала и прочего персонала 1:0,9.
2. Укомплектованность должностей прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения (%).
В 2010 г. в Российской Федерации укомплектованность должностей прочего персонала в целом по бюджетным учреждениям здравоохранения составила 94,7%.
Среди учреждений здравоохранения лучше были укомплектованы должности прочего персонала в больницах (домах) сестринского ухода (97,5%), на станциях скорой медицинской помощи (96,5%), в диагностических центрах (95,5%), в амбулаторно-поликлинических учреждениях (95,1%), в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах (95,0%), в диспансерах (94,3%). Низкая укомплектованность должностей прочего персонала отмечена в центрах медицинской профилактики (89,8%).
Укомплектованность должностей прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации представлена в таблице 1.
Таблица 1
Перечень субъектов Российской Федерации с наибольшими и наименьшими показателями укомплектованности должностей прочего персонала бюджетных учреждений (2010 г.)
(в среднем по Российской Федерации - 94,7%)
Наибольшие показатели |
Наименьшие показатели |
Омская область - 99,7 |
Чеченская республика - 80,3 |
Республика Тыва - 99,7 |
Москва - 86,2 |
Белгородская область - 99,6 |
Тверская область - 86,8 |
Сахалинская область - 99,5 |
Ростовская область - 87,2 |
Тюменская область без АО - 99,5 |
Рязанская область - 87,4 |
Забайкальский край - 99,4 |
Кабардино-Балкарская республика- 88,2 |
Удмуртская республика - 99,3 |
Чукотский автономный округ - 89,2 |
Республика Карелия - 99,2 |
Самарская область - 89,7 |
Республика Ингушетия - 99,1 |
Краснодарский край - 90,8 |
Новгородская область - 99,0 |
Санкт- Петербург - 91,0 |
3. Укомплектованность должностей прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разных типов (%).
Укомплектованность должностей прочего персонала в больничных учреждений, лепрозориях, родильных домах (%).
В субъектах Российской Федерации высокая укомплектованность штатных должностей прочего персонала в больничных учреждениях, лепрозориях, родильных домах отмечалась в Республике Тыва и Новгородской области (по 99,9%); Омской, Белгородской, Сахалинской областях (по 99,6%); Удмуртской Республике (99,5%). Низкая укомплектованность - в Чеченской Республике (79,6%), г. Москва (84,3%), Ростовской области (85,2%), Кабардино-Балкарской Республике (85,8%), Тверской области (87,7%).
Укомплектованность должностей прочего персонала на станциях скорой медицинской помощи (%).
Полная укомплектованность (100%) штатных должностей прочим персоналом станций скорой медицинской помощи была в Республиках Карелия, Ингушетия, Саха (Якутия), Алтай, Тыва, Чувашской Республике, Кировской, Омской, Магаданской, Сахалинской и Тюменской областях, Чукотском автономном округе. Хуже укомплектованы должности прочего персонала в г. Москва (47,0%), Самарской области (75,5%), в г. Санкт-Петербург (85,1%), Чеченской Республике (88,4%), Тамбовской (88,6%), Смоленской (89,7%) областях.
Укомплектованность должностей прочего персонала в диспансерах (%).
Полная укомплектованность должностей прочего персонала в диспансерах отмечена в 9 субъектах Российской Федерации (Белгородская, Владимирская, Тюменская, Томская, Магаданская и Сахалинская области, Еврейская автономная область, Республики Алтай, Тыва).
Низкие показатели укомплектованности были в Чеченской Республике (72,4%), Рязанской области (76,4%), Республике Бурятия (80,6%), Карачаево-Черкесской Республике (82,5%), в г. Москва (84,7%).
Укомплектованность должностей прочего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях (%).
В 2010 г. полностью были укомплектованы должности прочего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях 7 субъектов России (Республики Калмыкия, Тыва, Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Пензенская, Омская, Сахалинская области). Наименьший показатель был в Хабаровском крае (83,3%), Тамбовской (86,3%), Кировской (86,9%), Астраханской (87,0%) областях, Чеченской Республике (87,7%).
4. Коэффициент совместительства прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения.
В бюджетных учреждениях здравоохранения Российской Федерации в 2010 г. коэффициент совместительства прочего персонала составил 1,4. Этот показатель значительно варьируется в учреждениях разного типа.
Практически не совмещает прочий персонал на станциях скорой медицинской помощи (1,2). До полутора ставок совмещает прочий персонал больниц (домов) сестринского ухода (1,3), домов ребенка (1,4), больничных учреждений, лепрозорий и родильных домов (1,4), амбулаторно-поликлинических учреждений (1,4), центров медицинской профилактики (1,4). От 1,5 до 2,0 ставок совмещает прочий персонал на станциях переливания крови (1,5), в диспансерах (1,5), диагностических центрах (1,6). Более 2 ставок совмещает прочий персонал психиатрических, психоневрологических и наркологических больниц (2,6).
В бюджетных учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации коэффициент совместительства прочего персонала колебался от 1,0 до 1,8. Наибольший коэффициент совместительства прочего персонала отмечен в Новгородской (1,8), Омской (1,7), Орловской, Московской, Тульской, Калужской, Вологодской и Свердловской областях (1,6); наименьший - в Тюменской (1,0), Калининградской (1,1) областях, в Республиках Дагестан и Коми (1,1), Тыва, Северная Осетия - Алания, Саха (Якутия), Бурятия, Хакасия и Алтай (1,2).
5. Коэффициент совместительства прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разного типа
Коэффициент совместительства прочего персонала в больничных учреждениях, лепрозориях, родильных домах.
В 2010 г. в целом по России в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах коэффициент совместительства прочего персонала составил 1,4 и колебался по субъектам от 1,0 до 2,1.
Наиболее высоким коэффициент совместительства прочего персонала был в Омской (2,1), Новгородской (1,9), Ивановской (1,7), Тульской, Владимирской, Еврейской автономной и Свердловской областях (1,6); низким - в Калининградской, Тюменской областях, Республиках Дагестан (1,0), Тыва, Северная Осетия - Алания, Коми (1,1), Саха (Якутия) и Хакасия (1,2).
Коэффициент совместительства прочего персонала в диспансерах.
В диспансерах страны коэффициент совместительства прочего персонала составил 1,5. При этом отмечено колебание показателя в субъектах Российской Федерации от 1,1 до 2,3. Так, более 2 ставок совмещает прочий персонал в диспансерах Новгородской (2,3), Орловской, Вологодской, Пензенской, и Свердловской областях (2,1), Алтайском крае (2,0). Практически не совмещает прочий персонал диспансеров в Калининградской, Тюменской, Омской областях, Республиках Бурятия и Тыва (1,1).
Коэффициент совместительства прочего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
В целом по Российской Федерации в амбулаторно-поликлинических учреждениях коэффициент совместительства прочего персонала составил 1,4, с колебаниями по регионам от 0,9 до 2,0 ставок. Наиболее высокий коэффициент совместительства отмечен в Орловской (2,0 ставки), Новосибирской и Ивановской (1,9), Калужской, Новгородской, Псковской, Кемеровской, Вологодской областях (1,8). Практически не совмещает прочий персонал амбулаторно-поликлинических учреждений в Республиках Марий Эл и Саха (Якутия) (0,9), Тюменской, Мурманской областях (1,0), Республиках Дагестан, Калмыкия, Коми, Тыва и Чувашской Республике (1,1).
Коэффициент совместительства прочего персонала на станциях скорой медицинской помощи.
На станциях скорой медицинской помощи в Российской Федерации коэффициент совместительства прочего персонала составил 1,2. В субъектах наибольший показатель был отмечен в Магаданской и Новосибирской областях (1,5), Новгородской и Московской областях (1,4), Чукотском автономном округе, Челябинской и Калужской областях (1,3), низкий - в Республике Дагестан, г. Москва, Республике Северная Осетия - Алания и Еврейской автономной области, Тамбовской области, Карачаево-Черкесской Республике, Амурской области (1,1).
6. Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения.
В 2010 г. в Российской Федерации соотношение врачей и прочего персонала бюджетных учреждений составило 1,1. Анализ показателя по типам учреждений здравоохранения выявил его высокие значения в домах ребенка (11,5), больницах (домах) сестринского ухода (9,3), на станциях скорой медицинской помощи (1,8), в психиатрических, психоневрологических и наркологических больницах (1,6), на станциях переливания крови (1,5), в центрах медицинской профилактики (1,4), в диспансерах (1,2). Низкие показатели были в амбулаторно-поликлинических учреждениях (0,6), в диагностических центрах (0,6).
В бюджетных учреждениях показатель соотношения занятых должностей врачей и прочего персонала колебался по субъектам Российской Федерации от 0,6 до 2,2. Высокие показатели соотношения отмечены в Вологодской области (2,2 занятых должности прочего персонала на 1 врача), Амурской области (2,1), Ненецком автономном округе (1,8), Курганской (1,7), Магаданской и Еврейской автономной областях (1,6), Тамбовской области (1,5); низкие - в г. Москва (0,6), Республике Северная Осетия - Алания, г. Санкт-Петербург, Республике Дагестан, Пермском крае, Саратовской области (0,8).
7. Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала в бюджетных учреждениях разных типов.
Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах.
В больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах субъектам Российской Федерации соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала составляет 1,1. Наибольшие показатели были в Вологодской области (2,4 прочего персонала на 1 врача), Амурской области и Ненецком автономном округе (2,1), Астраханской (1,9), Курганской (1,6), Тамбовской (1,5) областях, Республике Тыва (1,4); наименьшие - в г. Москва (0,7), в Чувашской Республике и Республике Дагестан, Калининградской, Курской и Саратовской областях (по 0,8), Пермском крае (0,9).
Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала на станциях скорой медицинской помощи(СМП)
На станциях СМП Российской Федерации отмечен высокий показатель соотношения врачей и прочего персонала (1,8). Колебания показателя по субъектам Российской Федерации значительны от 0,1 до 11,9.
Наибольшие показатели были в Карачаево-Черкесской Республике (11,9 прочего персонала на 1 врача), Республике Адыгея и Орловской области (5,3), Тамбовской (5,2), Магаданской (5,1) областях, Республике Бурятия (4,9), Псковской области (4,7), наименьшие - в г. Москва (0,1), г. Санкт-Петербург (0,3), в Удмуртской Республике (0,6), Мурманской (0,7), Омской (0,8) областях, Камчатском крае (0,8), Новосибирской области (1,0).
Низкие показатели соотношения врачей и прочего персонала станций скорой медицинской помощи в г. Москва и г. Санкт-Петербург связаны с тем, что водители и обслуживающий персонал находятся в штате автотранспортных предприятий. Парк автомобилей скорой медицинской помощи является собственностью автотранспортных предприятий и арендуется станциями скорой медицинской помощи.
Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала в диспансерах
В диспансерах соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала составило 1,2. Колебания показателя по субъектам Российской Федерации - от 0,5 до 2,9. Наиболее высокие показатели были отмечены в Амурской области (2,9 прочего персонала на 1 врача), Вологодской области (2,3), Чеченской Республике и Республике Бурятия (2,0), Астраханской (1,7), Курганской и Самарской областях (1,6), низкие - в г. Москва (0,5), Рязанской, и Саратовской областях, в Республике Северная Осетия - Алания (0,7), в г. Санкт-Петербург, Пермском крае и Новосибирской области (0,8).
Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
В амбулаторно-поликлинических учреждениях в среднем по Российской Федерации соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала низкое (0,6). Больше 1,2 прочего персонала на 1 врача приходится в Ненецком автономном округе (1,6), в Вологодской (1,4), Тверской (1,3), Амурской и Еврейской автономной (1,2) областях.
Меньше 0,5 прочего персонала на 1 врача - в Республиках Калмыкия (0,3), Адыгея, Саха (Якутия), Дагестан, Северная Осетия - Алания, в Краснодарском крае, г. Москва (0,4), в Саратовской области (0,5).
8. Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения.
В Российской Федерации соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в бюджетных учреждениях составляет 0,5.
В учреждениях здравоохранения разного типа отмечены следующие показатели соотношения среднего медицинского и прочего персонала: в центрах медицинской профилактики (1,8), в домах ребенка (1,5), в больницах (домах) сестринского ухода (1,2), на станциях переливания крови (0,7), в диспансерах (0,6), в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах (0,6), на станциях скорой медицинской помощи (0,5), в диагностических центрах (0,5), в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах (0,5), в амбулаторно-поликлинических учреждениях (0,4).
Среди бюджетных учреждений наибольший показатель соотношения был в Амурской области (1,0 прочего персонала на 1 среднего медицинского работника), Астраханской (0,9), Вологодской (0,8) областях, в Ненецком автономном округе, Магаданской и Еврейской автономной (0,7) областях; наименьший - в г. Москва (0,3), в Республиках Дагестан, Башкортостан, Пермском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и Чувашской Республике (по 0,4).
9. Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в учреждениях здравоохранения разного типа.
Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах
В больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах, в целом, по стране показатель соотношения занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала составил 0,5. В регионах высокое соотношение отмечались в Амурской и Астраханской областях (0,9 занятых должности прочего персонала на 1 среднего медицинского работника), Вологодской области и Ненецком автономном округе (0,8), в Еврейской автономной области (0,6); низкое - в Республике Дагестан, г. Москва, Чувашской Республике (0,3), в Республике Башкортостан, Архангельской и Рязанской областях, Ямало-Ненецком автономном округе (по 0,4).
Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала станций скорой медицинской помощи (СМП)
На станциях СМП соотношение среднего медицинского и прочего персонала было 0,5. Среди субъектов Российской Федерации наибольшие показатели отмечены в Магаданской области (1,3 занятых должности прочего на 1 должность среднего медицинского персонала), в Республике Адыгея (1,1), в Республике Тыва и Саратовской области (1,0), в Хабаровском крае и Оренбургской области (по 0,9); наименьшие - в г. Москва и г. Санкт-Петербург (0,2), Мурманской, Омской областях, Удмуртской Республике (0,3), Иркутской области (0,4).
Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в диспансерах
В диспансерах соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала составило 0,6. Среди субъектов Российской Федерации соотношение среднего медицинского и прочего персонала колеблется от 0,4 до 1,4. Наибольшее число занятых должностей прочего персонала на 1 должность среднего медицинского персонала отмечалось в Амурской области и Чеченской Республике (1,4), в Вологодской области (1,1), в Республиках Ингушетия (1,0), Бурятия в Астраханской области (0,9); наименьшее - в г. Москва, Рязанской, Саратовской областях, Республиках Марий Эл, Северная Осетия - Алания (0,4), Республике Башкортостан (0,5).
Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях
В амбулаторно-поликлинических учреждениях в среднем по Российской Федерации соотношение среднего медицинского и прочего персонала составляет 0,4. По субъектам Российской Федерации показатель изменялся от 0,2 до 0,9. Высокие показатели отмечаются в Астраханской, Тверской, Амурской областях, в Ненецком автономном округе (0,8), Оренбургской и Вологодской областях (0,7); низкие - в Республиках Калмыкия, Алтай, Адыгея, Дагестан (0,2), в Краснодарском крае (0,3).
10. Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачи и средний медицинский персонал) и прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения.
В 2010 г. во всех бюджетных учреждениях Российской Федерации соотношение медицинских работников и прочего персонала составило 0,3.
В разных типах учреждений здравоохранения отмечены следующие значения показателя: в домах ребенка (1,4 занятых должности прочего персонала на 1 медицинского работника), в больницах (домах) сестринского ухода (1,0), в центрах медицинской профилактики (0,8), на станциях переливания крови (0,5), на станциях СМП (0,4), в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах (0,4), в больничных учреждениях, лепрозориях, родильных домах (0,3), в диагностических центрах (0,3), в амбулаторно-поликлинических учреждениях (0,2). В субъектах Российской Федерации значение показателя колеблется от 0,2 до 0,7.
Наибольшие показатели соотношения числа медицинских работников и прочего персонала отмечались в Амурской (0,7), Вологодской, Астраханской областях (по 0,6), в Ненецком автономном округе, Магаданской, Еврейской автономной области (по 0,5), в Курганской области (0,4); наименьшие - в г. Москва (0,2), в Республике Дагестан, Пермском крае, Республике Северная Осетия - Алания, Чувашской Республике, Ямало-Ненецком автономном округе, г. Санкт-Петербург (по 0,3).
11. Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачи и средний медицинский персонал) и прочего персонала в учреждениях здравоохранения разного типа.
Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) и прочего персонала в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах
В больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах показатель соотношения медицинских работников и прочего персонала был равен 0,3. Высокие значения показателя отмечены в Амурской, Вологодской, Астраханской областях, Ненецком автономном округе (0,6), в Тамбовской, Еврейской автономной, Магаданской областях (0,4); низкие - в г. Москва, Чувашской Республике, Республике Дагестан (по 0,2), в Республике Башкортостан, Курской, Калининградской областях и Пермском крае (0,3).
Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) и прочего персонала на станциях скорой медицинской помощи.
На станциях скорой медицинской помощи показатель соотношения медицинских работников и прочего персонала составил 0,4. По субъектам Российской Федерации показатель соотношения имеет значительные колебания от 0,02 до 1,0.
Наибольшие показатели отмечены в Магаданской области (1,0), в Республиках Адыгея (0,9), Тыва и Калининградской (0,8), Псковской, Орловской областях, Карачаево-Черкесской Республике (0,7); наименьшие - в г. Москва (0,02), г. Санкт-Петербург (0,1), Мурманской и Омской областях, Удмуртской Республике (0,2), Камчатском крае и Ярославской областях (0,3).
Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) и прочего персонала в диспансерах
Соотношение занятых должностей медицинских работников и прочего персонала в диспансерах составляет 0,5. В субъектах Российской Федерации высокие показатели были в Амурской области (1,0), Чеченской Республике и Вологодской области (0,8), Республиках Башкортостан, Ингушетия и Астраханской области (0,6), Самарской области (0,5); низкие - в г. Москва, Рязанской области (0,2), Республиках Марий Эл, Северная Осетия - Алания, Чувашской Республике, Саратовской области и Пермском крае (0,3).
Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачей и среднего медицинского персонала) и прочего персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях показатель соотношения медицинский и прочий персонал был самым низким среди учреждений здравоохранения (0,2).
По субъектам Российской Федерации он колебался от 0,1 до 0,5.
Высокие показатели соотношения были отмечены в Ненецком автономном округе, Тверской, Астраханской, Вологодской, Амурской областях (0,5), Оренбургской и Еврейской автономной областях (0,4); низкие - в Республиках Калмыкия, Алтай, Дагестан, Адыгея (0,1), Краснодарском крае, Республике Северная Осетия - Алания, г. Москва (0,2).
12. Соотношение занятых должностей младшего медицинского и прочего персонала в бюджетных учреоюдениях здравоохранения разного типа.
В бюджетных учреждениях здравоохранения Российской Федерации показатель соотношения младшего медицинского и прочего персонала составляет 1,0. Показатель соотношения младшего медицинского и прочего персонала в бюджетных учреждениях разного типа был следующим: в центрах медицинской профилактики (8,3), в домах ребенка (2,0), на станциях СМП (1,7), на станциях переливания крови (1,4), в диагностических центрах (1,3), в амбулаторно-поликлинических учреждениях (1,3), в диспансерах (0,9), в больницах (домах) сестринского ухода (0,9), в больничных учреждениях, лепрозориях, родильных домах (0,9), в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах (0,5).
В субъектах Российской Федерации наибольшие показатели соотношения были в Амурской (10,9), Вологодской (2,4), Астраханской (2,4) областях, Республике Ингушетия (1,2), Тюменской, Ульяновской, Магаданской областях и Чеченской Республике (1,2); наименьшие - в г. Москва (0,6), Ямало-Ненецком автономном округе (0,7), Чувашской Республике, Курской, Смоленской, Ярославской и Мурманской областях (0,8).
13. Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре бюджетных учреждений здравоохранения (%).
В учреждениях здравоохранения разного типа доля прочего персонала варьирует от 15,8% до 43,6%.
В домах ребенка прочий персонал составляет 43,5% от всех штатных должностей учреждения, в центрах медицинской профилактики - 34,8%, в больницах (домах) сестринского ухода - 32,4%, на станциях переливания крови - 24,8%, на станциях скорой медицинской помощи - 24,4%, в диспансерах - 21,6%, в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах - 18,8%, в диагностических центрах - 18,1%, в психиатрических, психоневрологических, неврологических больницах - 17,5%, в амбулаторно-поликлинических учреждениях - 15,7%.
В бюджетных учреждениях здравоохранения доля штатных должностей прочего персонала составляет от 10 до 20% в 37 субъектах Российской Федерации, от 20 до 30% - в 43 субъектах; в Астраханской (31,4%), Вологодской (32,9%), Амурской (37,8%) областях доля штатных должностей прочего персонала наиболее высокая.
14. Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре бюджетных учреждений здравоохранения разного типа (%).
Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре больничных учреждений, лепрозорий и родильных домов
В больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах Российской Федерации доля штатных должностей прочего персонала составляет в среднем 18,8%. В большинстве субъектов России (63) доля штатных должностей прочего персонала в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах составляет от 10 до 20%. Высокие показатели (от 20 до 30%) отмечаются в 17 субъектах. В 3 субъектах этот показатель имеет значение от 30 до 40% (Астраханская область, Вологодская область, Амурская область).
Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре станций скорой медицинской помощи
На станциях СМП по стране доля штатных должностей прочего персонала от общего числа штатных должностей учреждения составляет 24,4%. Низкая доля штатных должностей прочего персонала от числа штатных должностей станций СМП до 10% отмечается в г. Москва (3,1%) и г. Санкт-Петербург (8,2%), что связано с тем, что водители и обслуживающий персонал выведены в штат автотранспортных предприятий.
Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре диспансеров
В диспансерах Российской Федерации доля штатных должностей прочего персонала от общего числа штатных должностей персонала учреждения составляет 21,6%. Низкие показатели (от 10 до 20%) имеют 25 субъектов Российской Федерации, от 20 до 30% доля штатных должностей прочего персонала среди всех должностей составляет в 51 субъекте Российской Федерации. Высокие показатели отмечаются в диспансерах Республики Ингушетия (30,2%), Астраханской области (30,3%), Чеченской Республики (31,2%), Вологодской (34,3%) и Амурской (47,2%) областях.
Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре амбулаторно-поликлинических учреждений
В амбулаторно-поликлинических учреждениях доля штатных должностей прочего персонала от общего числа штатных должностей учреждения равна 15,7%. Низкая доля штатных должностей прочего персонала (до 10%) отмечается в Республиках Калмыкия (7,9%) и Алтай (8,6%). В амбулаторно-поликлинических учреждениях 61 субъекта Российской Федерации доля штатных должностей прочего персонала составляет от 10 до 20%. Высокие показатели (от 20 до 30%") отмечены в 16 субъектах, от 30% до 40% - только в Астраханской (31,7%) и Амурской (31,8%) областях.
Сводная таблица для оценки оптимального соотношения медицинского и прочего персона в учреждениях здравоохранения представлена в приложении 1.
При определении оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и учреждений специализированных служб следует учитывать географические и демографические особенности субъекта Российской Федерации, плотность проживания населения, занятость населения, транспортную доступность учреждений здравоохранения, место расположения учреждения здравоохранения, наличие условий (экономических и физических) для использования аутсорсинга и аутстаффинга, тип лечебно-профилактического учреждения, состояние зданий, наличие централизованных коммуникаций и площадь окружающей учреждение территории.
К условиям, способствующим снижению доли прочего персонала в учреждениях здравоохранения в 1,3 - 1,5 раза от среднероссийского уровня можно отнести: аутсорсинг отдельных видов деятельности, аутстаффинг, состояние зданий, расположение учреждения в городе, наличие централизованных коммуникаций, тип учреждения (самостоятельное амбулаторно-поликлиническое учреждение, диагностические центры и др.)
К условиям, способствующим увеличению доли прочего персонала в учреждениях здравоохранения в 1,3 - 1,5 раза от среднероссийского уровня, относятся расположение учреждения в сельской местности, тип учреждения (психиатрические и психоневрологические учреждения, дома ребенка, больницы (дома) сестринского ухода, центры медицинской профилактики и др.), наличие локальных коммуникаций.
Кроме того, при определении оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и учреждений специализированных служб целесообразно учитывать следующие факторы:
- тип государственного (муниципального) учреждения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (автономные, бюджетные, казенные). Указанные типы учреждений имеют различный объем прав, ответственности; различную самостоятельность в хозяйственных вопросах. Наиболее жесткий контроль за соотношением должностей целесообразно осуществлять в отношении казенных учреждений, являющихся получателем бюджетных средств и несущих наименьшую ответственность за финансовые результаты своей деятельности.
- наличие штатных и занятых должностей, содержащихся за счет приносящей доходы деятельности (платных услуг). Эта деятельность является самоокупаемой и нет необходимости осуществлять контроль за наличием и соотношением должностей, финансируемых за счет платных медицинских услуг и других направлений приносящей доходы деятельности. Например, дополнительные должности прочего персонала способствуют улучшению качества обслуживания пациентов при оказании платных медицинских услуг. Кроме того, распространена практика, когда ряд должностей прочего персонала, обслуживающего учреждение в целом, содержится за счет доходов от платных услуг. В условиях ограниченности бюджетного финансирования и средств обязательного медицинского страхования это можно рассматривать как положительный фактор. Данные о численности персонала, финансируемого за счет платных услуг содержатся в отчетной форме N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" (Приказ Росстата: Об утверждении формы от 31.12.2010 N 483, таблица 1200, Раздел Штаты отделений (кабинетов) платных услуг).
Приложение 1
Показатели |
min-max значения показателя |
Среднее значение по Российской Федерации |
Показатели, рассчитанные по ФСН N 30 | ||
1. Доля штатных должностей прочего персонала в структуре штатных должностей учреждений здравоохранения (%) |
13,2 - 38,4% |
18,7% |
2. Доля занятых должностей прочего персонала среди занятых должностей учреждений здравоохранения (%) |
19,0 - 39,0% |
18,7% |
3. Укомплектованность штатных должностей прочего персонала (%) |
91,0 - 97,2% |
94,8% |
4. Доля физических лиц прочего персонала среди всех физических лиц, работающих в учреждениях здравоохранения (%) |
12,8 - 39,3% |
18,6% |
5. Укомплектованность штатных должностей прочего персонала физическими лицами (%) |
62,1 - 69,6% |
66,9% |
Показатели, рассчитанные по ФСН N 47 | ||
1. Соотношение штатных должностей: |
|
|
- врачей и прочего персонала в учреждениях здравоохранения, |
1:0,6 - 1:2,2 |
1:1,1 |
- среднего медицинского и прочего персонала, |
1:0,3 - 1:1,0 |
1:0,5 |
- младшего медицинского персонала и прочего персонала |
1:0,6 - 1:11,0 |
1: 0,9 |
2. Укомплектованность должностей прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разного типа (%) |
80,3 - 99,7% |
94,7% |
- в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах |
79,6 - 99,9% |
95,0% |
- на станциях скорой медицинской помощи |
47,0 - 100,0% |
96,5% |
- на станциях переливания крови |
47,8 - 100,0% |
92,5% |
- в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах |
53,7 - 100,0% |
93,0% |
- в диспансерах |
72,4 - 100,0% |
94,3% |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
83,3 - 100,0% |
95,1% |
- в домах ребенка |
61,5 - 100,0% |
93,6% |
- в центрах медицинской профилактики |
45,0 - 100,0% |
89,8% |
- в диагностических центрах |
18,5 - 100,0% |
95,5% |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
93,3 - 100,0% |
97,5% |
3. Коэффициент совместительства прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разного типа |
1,0 - 1,8 |
1,4 |
- в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах |
1,0 - 2,1 |
1,4 |
- на станциях скорой медицинской помощи |
1,0 - 1,5 |
1,2 |
- на станциях переливания крови |
0,8 - 3,1 |
1,5 |
- в психиатрических, психоневрологических и наркологических больницах |
0,9 - 3,0 |
1,55 |
- в диспансерах |
1,1 - 2,3 |
1,5 |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
0,9 - 2,0 |
1,4 |
- в домах ребенка |
0,9 - 2,0 |
1,4 |
- в центрах медицинской профилактики |
1,0 - 9,0 |
1,4 |
- в диагностических центрах |
1,0 - 2,3 |
1,5 |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
0,9 - 2,0 |
1,3 |
4. Соотношение занятых должностей врачей и прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разного типа |
0,6 - 2,2 |
1,1 |
- в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах |
0,7 - 2,4 |
1,1 |
- на станциях скорой медицинской помощи |
0,1 - 11,9 |
1,8 |
- на станциях переливания крови |
0,5 - 4,3 |
1,5 |
- в психиатрических, психоневрологических и наркологических больницах |
0,5 - 5,1 |
1,6 |
- в диспансерах |
0,5 - 2,9 |
1,2 |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
0,3 - 1,6 |
0,6 |
- в домах ребенка |
5,3 - 19,5 |
11,5 |
- в центрах медицинской профилактики |
0,3 - 6,6 |
1,4 |
- в диагностических центрах |
0,4 - 11,0 |
0,6 |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
5,1 - 56,0 |
9,3 |
5. Соотношение занятых должностей среднего медицинского и прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разного типа |
0,3 - 1,0 |
0,5 |
- в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах |
0,3 - 0,9 |
0,5 |
- на станциях скорой медицинской помощи |
0,02 - 1,3 |
0,5 |
- на станциях переливания крови |
0,3 - 1,5 |
0,7 |
- в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах |
0,2 - 1,4 |
0,6 |
- в диспансерах |
0,4 - 1,4 |
0,6 |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
0,2 - 0,9 |
0,4 |
- в домах ребенка |
0,7 - 5,1 |
1,5 |
- в центрах медицинской профилактики |
0,4 - 13,0 |
1,8 |
- в диагностических центрах |
0,3 - 1,2 |
0,5 |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
0,8 - 2,6 |
1,2 |
6. Соотношение занятых должностей медицинских работников (врачи и средний медицинский персонал) и прочего персонала в бюджетных учреждениях здравоохранения разного типа |
0,2 - 0,7 |
0,3 |
- в больничных учреждениях, лепрозориях, родильных домах |
0,2 - 0,6 |
0,3 |
- на станциях скорой медицинской помощи |
0,02 - 1,0 |
0,4 |
- на станциях переливания крови |
0,2 - 1,0 |
0,5 |
- в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах |
0,2 - 1,0 |
0,4 |
- в диспансерах |
0,2 - 1,0 |
0,4 |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
0,1 - 0,5 |
0,2 |
- в домах ребенка |
0,6 - 4,1 |
,4 |
- в центрах медицинской профилактики |
0,2 - 3,2 |
0,8 |
- в диагностических центрах |
0,2 - 0,7 |
0,3 |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
0,7 - 2,2 |
1,0 |
7. Соотношение младшего медицинского и прочего персонала по занятым должностям |
0,6 - 11,0 |
1,0 |
- в больничных учреждениях, лепрозориях, родильных домах |
0,6 - 26,7 |
0,9 |
- на станциях скорой медицинской помощи |
0,3 - 6,5 |
1,7 |
- на станциях переливания крови |
0,4 - 4,4 |
1,4 |
- в психиатрических, психоневрологических, наркологических больницах |
0,2 - 2,5 |
0,5 |
- в диспансерах |
0,5 - 33,2 |
0,9 |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
0,5 - 73,3 |
1,3 |
- в домах ребенка |
0,8 - 136,7 |
2,0 |
- в центрах медицинской профилактики |
1,0 - 35,0 |
8,3 |
- в диагностических центрах |
0,3 - 4,8 |
1,3 |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
0,7 - 1,6 |
0,9 |
8. Доля штатных должностей прочего персонала в штатной структуре бюджетных учреждений здравоохранения разного типа (%) |
13,5 - 37,8% |
19,8% |
- в больничных учреждениях, лепрозориях и родильных домах |
14,3 - 38,2% |
18,8% |
- на станциях скорой медицинской помощи |
3,1 - 44,0% |
24,4% |
- на станциях переливания крови |
10,4 - 42,5% |
24,8% |
- в психиатрических, психоневрологических, неврологических больницах |
8,6 - 40,0% |
17,5% |
- в диспансерах |
13,8 - 47,2% |
21,6% |
- в амбулаторно-поликлинических учреждениях |
7,9 - 31,8% |
15,7% |
- в домах ребенка |
17,2 - 67,0% |
43,5% |
- в центрах медицинской профилактики |
6,7 - 64,6% |
34,8% |
- в диагностических центрах |
11,6 - 34,0% |
18,1% |
- в больницах (домах) сестринского ухода |
25,8 - 46,2% |
32,4% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 25 октября 2012 г. N 16-5/10/2-3238
Текст письма официально опубликован не был