Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2014 г. N 83-АПГ14-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дивинского A.И. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Бежицкого района г. Брянска от 25 июля 2014 г. N 4/2 "Об отказе Дивинскому А.И. в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3" по апелляционной жалобе Дивинского А.И. на решение Брянского областного суда от 4 августа 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Дивинского А.И. и его представителя на основании ордера Яковленко А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Избирательной комиссии Брянской области Каплунов И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Брянской областной думы от 10 июня 2014 г. на 14 сентября 2014 г. назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва.
Решением территориальной избирательной комиссии Бежицкого района г. Брянска с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3 (далее - избирательная комиссия) от 25 июля 2014 г. N 4/2 Дивинскому А.И. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3 ввиду сокрытия сведений о погашенной судимости.
Дивинский А.И., считая приведённое решение избирательной комиссии незаконным, обратился в суд с заявлением о его отмене и возложении на комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному округу N 3.
В обоснование требований заявитель ссылался на то, что в нарушение требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) избирательная комиссия не известила его о неполноте представленных им сведений, лишив возможности в установленные сроки внести уточнения и дополнения в представленные документы.
Решением Брянского областного суда от 4 августа 2014 г. заявление оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Дивинский А.И. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, Избирательной комиссией Брянской области и избирательной комиссией поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решение суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 данного федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 поименованного федерального закона, иных требований, предусмотренных указанным федеральным законом, а также иным законом.
Статьёй 33 Федерального закона N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что избирательная комиссия считается уведомлённой о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности (пункт 2).
Пунктом 2.1 этой же статьи определено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в данном заявлении указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Согласно подпункту "е" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 указанного федерального закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Суд, проанализировав приведённые нормы, сделал верное заключение о том, что обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем исключительно на этапе выдвижения кандидата.
Кроме того, суд обоснованно указал на то, что постановлением Избирательной комиссии Брянской области от 5 июня 2014 г. N 126/894-5 "О перечне и формах документов, представляемых избирательными объединениями и кандидатами в Избирательную комиссию Брянской области и окружные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Брянской областной Думы шестого созыва" в приложении N 14 установлена рекомендуемая форма заявления в избирательную комиссию, согласно которой кандидат обязан указать в случае, если у него имелась или имеется судимость, сведения об этом, а также о дате снятия или погашения судимости.
При рассмотрении дела установлено, что 17 июня 2014 г. в избирательную комиссию было представлено заявление Дивинского А.И. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3 без указания сведений о наличии погашенной судимости.
Избирательная комиссия в силу предписаний пункта 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ направила представление в Информационный центр Управления министерства внутренних дел России по Брянской области для проверки на предмет имеющихся и (или) когда-либо имевшихся судимостей кандидатов в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва.
Из ответа Информационного центра Управления министерства внутренних дел России по Брянской области от 17 июля 2014 г. N 3/10662 следует, что Дивинский А.И. имеет погашенную судимость, так как 8 декабря 2005 г. был осуждён и по приговору мирового судьи судебного участка N 20 Фокинского района г. Брянска ему по части 2 статьи 115 Уголовного кодекса Российской Федерации за умышленное причинение легкого вреда здоровью назначено наказание в виде штрафа в сумме руб. в доход государства, который был уплачен 23 декабря 2005 г.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам не имеет оснований не согласиться с выводом суда о законности и обоснованности оспариваемого решения избирательной комиссии.
Утверждение заявителя о нарушении положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ судом первой инстанции правомерно признано несостоятельным, как основанное на неверном толковании материального права.
Действительно, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата извещает его об этом. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 данного федерального закона, а также в иные документы в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Между тем, как обоснованно констатировал суд, приведённое правовое предписание не распространяется на случаи сокрытия кандидатом сведений о судимости, о которой кандидат должен сообщить в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, не названным федеральным законодателем в пункте 1.1 статьи 38 приведённого закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, ей дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Брянского областного суда от 4 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Дивинского А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 августа 2014 г. N 83-АПГ14-10
Текст определения официально опубликован не был