Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. N 805)
9 апреля 2015 г., 13 июля 2021 г.
Прием на обучение в соответствии с настоящим федеральным государственным образовательным стандартом прекращается 31 декабря 2022 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки специалистов среднего звена по данной специальности, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки специалистов среднего звена с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена.
При реализации программы подготовки специалистов среднего звена образовательная организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема - передачи информации в доступных для них формах.
Приложение дополнено пунктом 1.3 с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
1.3. Образовательная деятельность при освоении образовательной программы или отдельных ее компонентов организуется в форме практической подготовки.
Приложение дополнено пунктом 1.4 с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
1.4. Воспитание обучающихся при освоении ими образовательной программы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерную основную образовательную программу примерной рабочей программы воспитания и примерного календарного плана воспитательной работы.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ППССЗ - программа подготовки специалистов среднего звена;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Получение СПО по ППССЗ допускается только в образовательной организации.
3.2. Сроки получения СПО по специальности 10.02.01 Организация и технология защиты информации базовой подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения* |
среднее общее образование |
Техник по защите информации |
2 года 10 месяцев |
основное общее образование |
3 года 10 месяцев** |
_____________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
3.3. Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки превышают на один год срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки.
Сроки получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения и присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППССЗ |
Наименование квалификации углубленной подготовки |
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения* |
среднее общее образование |
Старший техник по защите информации |
3 года 10 месяцев |
основное общее образование |
4 года 10 месяцев** |
_____________________________
* Независимо от применяемых образовательных технологий.
** Образовательные организации, осуществляющие подготовку специалистов среднего звена на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППССЗ, в том числе с учетом получаемой специальности СПО.
Сроки получения СПО по ППССЗ базовой и углублённой подготовки независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в подпункт "а" внесены изменения
а) для обучающихся по очно-заочной и заочной формам обучения:
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год;
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья - не более чем на 10 месяцев.
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: проведение работ по документационному и организационно-технологическому обеспечению защиты информации в организациях различных структур и отраслевой направленности.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
объекты информатизации;
средства защиты информации;
документация;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Техник по защите информации готовится к следующим видам деятельности:
4.3.1. Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта.
4.3.2. Организация и технология работы с конфиденциальными документами.
4.3.3. Применение программно-аппаратных и технических средств защиты информации.
4.3.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
4.4. Старший техник по защите информации готовится к следующим видам деятельности:
4.4.1. Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта.
4.4.2. Организация и технология работы с конфиденциальными документами.
4.4.3. Применение программно-аппаратных и технических средств защиты информации.
4.4.4. Участие в организации комплексной системы защиты объекта.
4.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к настоящему ФГОС СПО).
V. Требования к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена
5.1. Техник по защите информации должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.
ОК 11. Оценивать значимость документов, применяемых в профессиональной деятельности.
ОК 12. Ориентироваться в структуре федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность.
5.2. Техник по защите информации должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.2.1. Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта.
ПК 1.1. Участвовать в сборе и обработке материалов для выработки решений по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств обнаружения возможных каналов утечки конфиденциальной информации.
ПК 1.2. Участвовать в разработке программ и методик организации защиты информации на объекте.
ПК 1.3. Осуществлять планирование и организацию выполнения мероприятий по защите информации.
ПК 1.4. Участвовать во внедрении разработанных организационных решений на объектах профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Вести учет, обработку, хранение, передачу, использование различных носителей конфиденциальной информации.
ПК 1.6. Обеспечивать технику безопасности при проведении организационно-технических мероприятий.
ПК 1.7. Участвовать в организации и проведении проверок объектов информатизации, подлежащих защите.
ПК 1.8. Проводить контроль соблюдения персоналом требований режима защиты информации.
ПК 1.9. Участвовать в оценке качества защиты объекта.
5.2.2. Организация и технология работы с конфиденциальными документами.
ПК 2.1. Участвовать в подготовке организационных и распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.
ПК 2.2. Участвовать в организации и обеспечивать технологию ведения делопроизводства с учетом конфиденциальности информации.
ПК 2.3. Организовывать документооборот, в том числе электронный, с учетом конфиденциальности информации.
ПК 2.4. Организовывать архивное хранение конфиденциальных документов.
ПК 2.5. Оформлять документацию по оперативному управлению средствами защиты информации и персоналом.
ПК 2.6. Вести учет работ и объектов, подлежащих защите.
ПК 2.7. Подготавливать отчетную документацию, связанную с эксплуатацией средств контроля и защиты информации.
ПК 2.8. Документировать ход и результаты служебного расследования.
ПК 2.9. Использовать нормативные правовые акты, нормативно-методические документы по защите информации.
5.2.3. Применение программно-аппаратных и технических средств защиты информации.
ПК 3.1. Применять программно-аппаратные и технические средства защиты информации на защищаемых объектах.
ПК 3.2. Участвовать в эксплуатации систем и средств защиты информации защищаемых объектов.
ПК 3.3. Проводить регламентные работы и фиксировать отказы средств защиты.
ПК 3.4. Выявлять и анализировать возможные угрозы информационной безопасности объектов.
5.2.4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник по защите информации должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Применять математический аппарат для решения профессиональных задач.
ОК 11. Оценивать значимость документов, применяемых в профессиональной деятельности.
ОК 12. Ориентироваться в структуре федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих информационную безопасность.
5.4. Старший техник по защите информации должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
5.4.1. Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта.
ПК 1.1. Участвовать в сборе и обработке материалов для выработки оптимальных решений по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств обнаружения возможных каналов утечки конфиденциальной информации.
ПК 1.2. Участвовать в разработке программ и методик организации защиты информации на объекте.
ПК 1.3. Осуществлять планирование и организацию выполнения мероприятий по защите информации.
ПК 1.4. Участвовать во внедрении разработанных организационных решений на объектах профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Вести учет, обработку, хранение, передачу, использование различных носителей конфиденциальной информации.
ПК 1.6. Обеспечивать технику безопасности при проведении организационно-технических мероприятий.
ПК 1.7. Участвовать в организации и проведении проверок объектов информатизации, подлежащих защите.
ПК 1.8. Проводить контроль соблюдения персоналом требований режима защиты информации.
ПК 1.9. Участвовать в оценке качества защиты объекта.
5.4.2. Организация и технология работы с конфиденциальными документами.
ПК 2.1. Участвовать в подготовке организационных и распорядительных документов, регламентирующих работу по защите информации.
ПК 2.2. Организовывать и обеспечивать технологию ведения делопроизводства с учетом конфиденциальности информации.
ПК 2.3. Организовывать документооборот, в том числе электронный, с учетом конфиденциальности информации.
ПК 2.4. Организовывать архивное хранение конфиденциальных документов.
ПК 2.5. Оформлять документацию по оперативному управлению средствами защиты информации и персоналом.
ПК 2.6. Вести учет работ и контроль объектов, подлежащих защите.
ПК 2.7. Подготавливать отчетную документацию, связанную с эксплуатацией средств контроля и защиты информации.
ПК 2.8. Документировать ход и результаты служебного расследования.
ПК 2.9. Использовать нормативные правовые акты, нормативно-методические документы и справочную документацию по защите информации.
5.4.3. Применение программно-аппаратных и технических средств защиты информации.
ПК 3.1. Применять программно-аппаратные и технические средства защиты информации на объектах профессиональной деятельности.
ПК 3.2. Участвовать в эксплуатации систем и средств защиты информации защищаемых объектов.
ПК 3.3. Фиксировать отказы в работе средств защиты.
ПК 3.4. Выявлять и анализировать возможные угрозы информационной безопасности объектов.
5.4.4. Участие в организации комплексной системы защиты объекта.
ПК 4.1. Участвовать в разработке организационной структуры комплексной системы защиты информации (далее - КСЗИ).
ПК 4.2. Участвовать в оценке технико-экономического уровня и эффективности организации КСЗИ.
ПК 4.3. участвовать в подготовке заданий на реализацию КСЗИ.
ПК 4.4. Организовывать и планировать работу малых коллективов исполнителей.
5.4.5. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена
6.1. ППССЗ предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППССЗ по учебным циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный учебные циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ППССЗ базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура"; углубленной подготовки - "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык", "Физическая культура".
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППССЗ как базовой, так и углубленной подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 48 часов.
6.4. Образовательной организацией при определении структуры ППССЗ и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 3
Структура программы подготовки специалистов среднего звена базовой подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
3402 |
2268 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
648 |
432 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; роль философии в формировании ценностных ориентации# в профессиональной деятельности; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в историческом прошлом и в современной экономической, политической и культурной ситуациях в России; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: закономерности исторического процесса, основные этапы, события истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
168 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
336 |
168 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
324 |
216 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; выполнять операции над множествами; применять методы дифференциального и интегрального исчисления; решать дифференциальные уравнения; выполнять операции над комплексными числами; использовать математический аппарат при решении прикладных задач; пользоваться пакетами прикладных программ для решения вероятностных и статистических задач; знать: основы линейной алгебры и аналитической геометрии; основные положения теории множеств, классов вычетов; основные численные методы решения математических задач; основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления; основы теории комплексных чисел; основы теории рядов; |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
уметь: строить логические схемы; использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; строить алгоритмы; использовать языки программирования; строить логически правильные и эффективные программы; осваивать и использовать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; логические операции, законы и функции алгебры логики; общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин (далее - ЭВМ) и вычислительных систем; основные функции, назначение и принципы работы распространенных операционных систем и сред; общие принципы построения алгоритмов; основные алгоритмические конструкции; стандартные типы данных; базовые конструкции управляющих структур программирования; интегрированные среды изучаемых языков программирования; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; назначение и возможности компьютерных сетей и сетевые технологии обработки информации. |
|
|
ЕН.02. Информатика |
||
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
2430 |
1620 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1134 |
756 |
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: использовать унифицированные формы организационно-распорядительной и специальных систем документации; составлять и оформлять различные виды документов традиционным способом и в электронном виде; знать: понятие о документе; взаимосвязь информации и документа; носители документированной информации; классификация видов документов; сущностные признаки документов; формуляр документа; основные реквизиты документов и требования к их оформлению; системы документации; типовые формы; стандартизацию и унификацию документации; комплексы документов; |
|
|
ОП.01. Документоведение |
||
уметь: использовать в профессиональной деятельности законодательные акты и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления; вести делопроизводство, в том числе с применением информационных технологий; знать: роль и место документационного обеспечения в работе аппарата управления; современные технологии организации делопроизводства; задачи и функции службы документационного обеспечения управления; нормативную базу по обеспечению деятельности учреждения; организацию документооборота; номенклатуру дел; формирование дел и проведение экспертизы ценности документов; подготовку документов к передаче в ведомственный архив; |
|
|
ОП.02. Документационное обеспечение управления |
||
уметь: применять нормативно-методические документы (инструкции, правила, номенклатуры дел) по архивному делу в профессиональной деятельности; знать: основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию архивного дела; современную технологию организации работы архивистов; |
|
|
ОП.03. Архивоведение |
||
уметь: пользоваться основными видами современной вычислительной техники, периферийных и мобильных устройств и других технических средств информатизации; правильно эксплуатировать и устранять типичные выявленные дефекты технических средств информатизации; знать: назначение и принципы работы основных узлов современных технических средств информатизации; структурные схемы и порядок взаимодействия компонентов современных технических средств информатизации; |
|
|
ОП.04. Технические средства информатизации |
||
уметь: проводить анализ, выделять сущности и связи предметной области и отображать ее на конкретную модель данных; нормализовывать отношения при проектировании реляционной базы данных; работать с системами управления базами данных; применять методы манипулирования данными; строить запросы; использовать встроенные механизмы защиты информации в системах управления базами данных; знать: основные понятия теории баз данных, модели данных; основные принципы и этапы проектирования баз данных; логическую и физическую структуру баз данных; реляционную алгебру; средства проектирования структур баз данных; базовые понятия и классификацию систем управления базами данных; методы и приемы манипулирования данными; построение запросов в системах управления базами данных; перспективы развития современных баз данных; |
|
|
ОП.05. Базы данных |
||
уметь: классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности; применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации; классифицировать основные угрозы безопасности информации; знать: сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих; место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны; источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению; жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.06. Основы информационной безопасности |
||
уметь: рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; знать: общие положения экономической теории; организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана; |
|
|
ОП.07. Экономика организации |
||
уметь: использовать в профессиональной деятельности законодательные акты и нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления и архивному делу; вести делопроизводство, в том числе с применением информационных технологий; знать: организационно-правовые формы организаций; структуру и назначение государственных организаций и правовые основы их деятельности; структуру, назначение и правовые основы деятельности коллективных и частных организаций; виды деятельности организаций; особенности организационной структуры в зависимости от вида деятельности; структуры и основы деятельности общественных объединений; |
|
|
ОП.08. Организационные основы деятельности организации |
||
уметь: организовывать деловое общение с различными категориями работников; оценивать эффективность управленческих решений; участвовать в организации собеседований с персоналом; проводить инструктаж сотрудников; знать: понятие и принципы управления персоналом на предприятиях различных форм собственности, основы организации работы малых коллективов; функции, виды и психологию менеджмента; законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие трудовые правоотношения; формы и методы инструктирования и обучения сотрудников; организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников; особенности менеджмента в области обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.09. Менеджмент |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.10. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1296 |
864 |
|
|
ПМ.01 |
Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: использования физических средств защиты объекта; применения физических средств контроля доступа на объект; ведения текущей работы исполнителей с конфиденциальной информацией; уметь: организовывать охрану персонала, территорий, зданий, помещений и продукции организаций; пользоваться аппаратурой систем контроля доступа; выделять зоны доступа по типу и степени конфиденциальности работ; определять порядок организации и проведения рабочих совещаний; использовать методы защиты информации в рекламной и выставочной деятельности; использовать критерии подбора и расстановки сотрудников подразделений защиты информации; организовывать работу с персоналом, имеющим доступ к конфиденциальной информации; проводить инструктаж персонала по организации работы с конфиденциальной информацией; контролировать соблюдение персоналом требований режима защиты информации; знать: виды и способы охраны объекта; особенности охраны персонала организации; основные направления и методы организации режима и охраны объекта; разрешительную систему доступа к конфиденциальной информации; принципы действия аппаратуры систем контроля доступа; принципы построения и функционирования биометрических систем безопасности; требования и особенности оборудования режимных помещений; требования и порядок реализации режимных мер в ходе подготовки и проведения совещаний по конфиденциальным вопросам и переговоров; требования режима защиты информации при приеме в организации посетителей; организацию работы при осуществлении международного сотрудничества; требования режима защиты информации в процессе рекламной деятельности; требования режима защиты конфиденциальной информации при опубликовании материалов в открытой печати; задачи, функции и структуру подразделений защиты информации; принципы, методы и технологию управления подразделений защиты информации; методы проверки персонала по защите информации; процедуру служебного расследования нарушения сотрудниками режима работы с конфиденциальной информацией. |
|
|
МДК.01.01. Обеспечение организации системы безопасности предприятия
МДК.01.02. Организация работ подразделений защиты информации
МДК.01.03. Организация работы персонала с конфиденциальной информацией |
|
ПМ.02 |
Организация и технология работы с конфиденциальными документами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: ведения учета и оформления бумажных и машинных носителей конфиденциальной информации; работы с информационными системами электронного документооборота; уметь: использовать в профессиональной деятельности нормативные правовые акты в области информационной безопасности и защиты информации, а также нормативные методические документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в данной области; разрабатывать нормативно-методические материалы по регламентации системы организационной защиты информации; документировать ход и результаты служебного расследования; определять состав документируемой конфиденциальной информации; подготавливать, издавать и учитывать конфиденциальные документы; составлять номенклатуру конфиденциальных дел; формировать и оформлять конфиденциальные дела; организовывать и вести конфиденциальное делопроизводство, в том числе с использованием вычислительной техники; использовать системы электронного документооборота; знать: основные нормативные правовые акты в области информационной безопасности и защиты информации, а также нормативные методические документы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю в данной области; правовые основы защиты конфиденциальной информации по видам тайны; порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации; правовые основы деятельности подразделений защиты информации; правовую основу допуска и доступа персонала к защищаемым сведениям; правовое регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации; систему правовой ответственности за утечку информации и утрату носителей информации; правовые нормы в области защиты интеллектуальной собственности; порядок отнесения информации к разряду конфиденциальной информации; порядок разработки, учета, хранения, размножения и уничтожения конфиденциальных документов; организацию конфиденциального документооборота; технологию работы с конфиденциальными документами; организацию электронного документооборота |
|
|
МДК.02.01. Правовая защита информации
МДК.02.02. Ведение конфиденциального делопроизводства
МДК.02.03. Организация и сопровождение электронного документооборота |
|
ПМ.03 |
Программно-аппаратные и технические средства защиты информации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в эксплуатации систем и средств защиты информации защищаемых объектов; применения технических средств защиты информации; выявления возможных угроз информационной безопасности объектов защиты; уметь: работать с техническими средствами защиты информации; работать с защищенными автоматизированными системами; передавать информацию по защищенным каналам связи; фиксировать отказы в работе средств вычислительной техники; знать: виды, источники и носители защищаемой информации; источники опасных сигналов; структуру, классификацию и основные характеристики технических каналов утечки информации; классификацию технических разведок и методы противодействия им; методы и средства технической защиты информации; методы скрытия информации; программно-аппаратные средства защиты информации; структуру подсистемы безопасности операционных систем и выполняемые ею функции; средства защиты в вычислительных сетях; средства обеспечения защиты информации в системах управления базами данных; критерии защищенности компьютерных систем; методики проверки защищенности объектов информатизации на соответствие требованиям нормативных правовых актов. |
|
|
МДК.03.01. Технические методы и средства, технологии защиты информации
МДК.03.02. Программно-аппаратные средства защиты информации |
|
ПМ.04 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1134 |
756 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
4536 |
3024 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
25 нед. |
900 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Срок получения СПО по ППССЗ базовой подготовки в очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
84 нед. |
Учебная практика |
14 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
11 нед. |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
23 нед. |
Итого |
147 нед. |
Таблица 5
Структура программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки
Индекс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть учебных циклов ППССЗ |
4806 |
3204 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический учебный цикл |
930 |
620 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских учения о бытии; сущность проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; роль философии в формировании ценностных ориентации в профессиональной деятельности; |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в историческом прошлом и в современной экономической, политической и культурной ситуациях в России; выявлять взаимосвязь российских, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: закономерности исторического процесса, основные этапы, события российской истории, место и роль России в истории человечества и в современном мире; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
||
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности; |
|
238 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
476 |
238 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный учебный цикл |
474 |
316 |
|
|
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: уметь: выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений; выполнять операции над множествами; применять методы дифференциального и интегрального исчисления; решать дифференциальные уравнения; выполнять операции над комплексными числами; использовать математический аппарат при решении прикладных задач; использовать основные положения теории вероятностей и математической статистики в профессиональной деятельности; применять стандартные методы и модели к решению типовых теоретико-вероятностных и статистических задач; знать: основы линейной алгебры и аналитической геометрии; основные положения теории множеств, классов вычетов; основные численные методы решения математических задач; основные понятия и методы дифференциального и интегрального исчисления; основы теории комплексных чисел; основы теории рядов; основные понятия и методы теории вероятностей и математической статистики; методы теории случайных процессов; основные статистические пакеты прикладных программ; |
|
|
ЕН.01. Математика |
||
уметь: строить логические схемы; использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники; строить алгоритмы; использовать языки программирования; строить логически правильные и эффективные программы; осваивать и использовать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; логические операции, законы и функции алгебры логики; общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; основные функции, назначение и принципы работы распространенных операционных систем и сред; общие принципы построения алгоритмов, основные алгоритмические конструкции; стандартные типы данных, базовые конструкции управляющих структур программирования; интегрированные среды изучаемых языков программирования; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; назначение и возможности компьютерных сетей и сетевые технологии обработки информации; |
|
|
ЕН.02. Информатика |
||
П.00 |
Профессиональный учебный цикл |
3402 |
2268 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
1620 |
1080 |
|
|
В результате изучения обязательной части профессионального учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: использовать унифицированные формы организационно-распорядительной и специальных систем документации; составлять и оформлять различные виды документов традиционным способом и в электронном виде; знать: понятие о документе; взаимосвязь информации и документа; носители документированной информации; классификацию видов документов; сущностные признаки документов; формуляр документа; основные реквизиты документов и требования к их оформлению; системы документации; типовые формы; стандартизацию и унификацию документации; комплексы документов; |
|
|
ОП.01. Документоведение |
||
уметь: использовать в профессиональной деятельности законодательные и нормативные акты, методические документы по документационному обеспечению управления; вести делопроизводство, в том числе с применением информационных технологий; знать: роль и место документационного обеспечения в работе аппарата управления; современные технологии организации делопроизводства; задачи и функции службы документационного обеспечения управления; нормативную базу по обеспечению деятельности учреждения; организация# документооборота; номенклатуру дел; формирование дел и проведение экспертизы ценности документов; подготовку документов к передаче в ведомственный архив; |
|
|
ОП.02. Документационное обеспечение управления |
||
уметь: применять нормативные акты, методические документы (инструкции, правила, номенклатуры дел) по архивному делу в профессиональной деятельности; знать: основные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию архивного дела; современную технологию организации работы архивистов; |
|
|
ОП.03. Архивоведение |
||
уметь: пользоваться основными видами современной вычислительной техники, периферийных и мобильных устройств и других технических средств информатизации; правильно эксплуатировать и устранять типичные выявленные дефекты технических средств информатизации; знать: назначение и принципы работы основных узлов современных технических средств информатизации; структурные схемы и порядок взаимодействия компонентов современных технических средств информатизации; |
|
|
ОП.04. Технические средства информатизации |
||
уметь: проводить анализ, выделять сущности и связи предметной области и отображать ее на конкретную модель данных; нормализовывать отношения при проектировании реляционной базы данных; работать с системами управления базами данных; применять методы манипулирования данными; строить запросы; использовать встроенные механизмы защиты информации в системах управления базами данных; знать: основные понятия теории баз данных, модели данных; основные принципы и этапы проектирования баз данных; логическую и физическую структуру баз данных; реляционную алгебру; средства проектирования структур баз данных; базовые понятия и классификацию систем управления базами данных; методы и приемы манипулирования данными; построение запросов в системах управления базами данных; перспективы развития современных баз данных; |
|
|
ОП.05. Базы данных |
||
уметь: классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности; применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации; классифицировать основные угрозы безопасности информации; знать: сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих; место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны; источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению; жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.06. Основы информационной безопасности |
||
уметь: рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; знать: общие положения экономической теории; организацию производственного и технологического процессов; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования; механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях; методику разработки бизнес-плана; |
|
|
ОП.07. Экономика организации |
||
уметь: использовать в профессиональной деятельности законодательные и нормативные правовые акты акты# и методические документы по документационному обеспечению управления и архивному делу; вести делопроизводство, в том числе с применением информационных технологий; знать: организационно-правовые формы предприятий; структуру и назначение государственных организации и правовые основы их деятельности; структуру, назначение и правовые основы деятельности коллективных и частных организаций; виды деятельности организаций; особенности организационной структуры в зависимости от вида деятельности; структуры и основы деятельности общественных объединений; |
|
|
ОП.08. Организационные основы деятельности организации |
||
уметь: организовывать деловое общение с различными категориями работников; оценивать эффективность управленческих решений; участвовать в организации собеседований с персоналом; проводить инструктаж сотрудников; знать: понятие и принципы управления персоналом в организациях различных форм собственности, основы организации работы малых коллективов; функции, виды и психологию менеджмента; законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие трудовые правоотношения; формы и методы инструктирования и обучения сотрудников; организационное обеспечение документирования управления персоналом и трудовой деятельности работников; особенности менеджмента в области обеспечения информационной безопасности; |
|
|
ОП.09. Менеджмент |
||
уметь: пользоваться специальной аппаратурой для определения характеристик защищенности объектов информатизации и выполнять простейшие мероприятия по техническому закрытию информации; организовывать проведение измерений и комплексных испытаний объектов информатизации на наличие технических каналов утечки информации; знать: физические поля различной природы как носители информации об объектах; общие принципы регистрации нормативных характеристик полей; электрические, магнитные и электромагнитные поля объектов, электромагнитные волны и их характеристики, свойства и особенности распространения; принципы экранирования статических и динамических полей; упругие волны, основы акустики, речи и слуха, специфику акустики помещения, звукоизоляцию, инфразвук, ультразвук; |
|
|
ОП.10. Физические основы защиты информации |
||
уметь: принимать, хранить, обрабатывать и передавать информацию по различным каналам связи; знать: классификацию средств отображения (фиксации), приема, накопления, хранения, размножения, обработки и передачи информации; средства записи, хранения и воспроизведения информации на различных носителях; телекоммуникационные сети; средства специальных видов связи; |
|
|
ОП.11. Средства обработки, хранения и передачи информации |
||
уметь: работать с сетевым оборудованием и сетевым программным обеспечением; знать: типы сетей; типы серверов; сетевую топологию; аналоговые и цифровые каналы передачи данных; модемы; принципы организации и построения локальных сетей; протоколы и стандарты локальных сетей; типовых схем и применение сетевого оборудования; виртуальные сети; глобальные сети; |
|
|
ОП.12. Компьютерные сети |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работников и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящие на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. |
|
68 |
ОП.13. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
1782 |
1188 |
|
|
ПМ.01 |
Участие в планировании и организации работ по обеспечению защиты объекта В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: использования физических средств защиты объекта; применения физических средств контроля доступа на объект; ведения текущей работы исполнителей с конфиденциальной информацией; уметь: организовывать охрану персонала, территорий, зданий, помещений и продукции организаций; пользоваться аппаратурой систем контроля доступа; выделять зоны доступа по типу и степени конфиденциальности работ; определять порядок организации и проведения рабочих совещаний; использовать методы защиты информации в рекламной и выставочной деятельности; использовать критерии подбора и расстановки сотрудников подразделений защиты информации; организовывать работу с персоналом, имеющим доступ к конфиденциальной информации; проводить инструктаж персонала по организации работы с конфиденциальной информацией; контролировать соблюдение персоналом требований режима защиты информации; знать: виды и способы охраны объекта; особенности охраны персонала организации; основные направления и методы организации режима и охраны объекта; разрешительную систему доступа к конфиденциальной информации; принципы действия аппаратуры систем контроля доступа; принципы построения и функционирования биометрических систем безопасности; требования и особенности оборудования режимных помещений; требования и порядок реализации режимных мер в ходе подготовки и проведения совещаний по конфиденциальным вопросам и переговоров; требования режима защиты информации при приеме в организации посетителей; организацию работы при осуществлении международного сотрудничества; требования режима защиты информации в процессе рекламной деятельности; требования режима защиты конфиденциальной информации при опубликовании материалов в открытой печати; задачи, функции и структуру подразделений защиты информации; принципы, методы и технологию управления подразделений защиты информации; методы проверки персонала по защите информации; процедуру служебного расследования нарушения сотрудниками режима работы с конфиденциальной информацией |
|
|
МДК.01.01. Обеспечение организации системы безопасности организации
МДК.01.02. Организация работ подразделений защиты информации
МДК.01.03. Организация работы персонала с конфиденциальной информацией |
|
ПМ.02 |
Организация и технология работы с конфиденциальными документами В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: ведения учета и оформления бумажных и машинных носителей конфиденциальной информации; работы с информационными системами электронного документооборота; уметь: использовать в профессиональной деятельности законодательные и нормативные правовые акты, методические документы по защите информации; разрабатывать нормативные акты и методические материалы по регламентации системы организационной защиты информации; документировать ход и результаты служебного расследования; определять состав документируемой конфиденциальной информации; подготавливать, издавать и учитывать конфиденциальные документы; составлять номенклатуру конфиденциальных дел; формировать и оформлять конфиденциальные дела; организовывать и вести конфиденциальное делопроизводство, в том числе с использованием вычислительной техники; использовать системы электронного документооборота; знать: правовые основы защиты конфиденциальной информации по видам тайны; порядок лицензирования деятельности по технической защите конфиденциальной информации; правовые основы деятельности подразделений защиты информации; правовую основу допуска и доступа персонала к защищаемым сведениям; правовое регулирование взаимоотношений администрации и персонала в области защиты информации; систему правовой ответственности за утечку информации и утрату носителей информации; правовые нормы в области защиты интеллектуальной собственности; порядок отнесения информации к разряду конфиденциальной информации; порядок разработки, учета, хранения, размножения и уничтожения конфиденциальных документов; организацию конфиденциального документооборота; технологию работы с конфиденциальными документами; организацию электронного документооборота. |
|
|
МДК.02.01. Правовая защита информации
МДК.02.02. Ведение конфиденциального делопроизводства
МДК.02.03. Организация и сопровождение электронного документооборота |
|
ПМ.03 |
Программно-аппаратные и технические средства защиты информации В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в эксплуатации систем и средств защиты информации защищаемых объектов; применения технических средств защиты информации; выявления возможных угроз информационной безопасности объектов защиты; уметь: работать с техническими средствами защиты информации; работать с защищенными автоматизированными системами; передавать информацию по защищенным каналам связи; фиксировать отказы в работе средств вычислительной техники; знать: виды, источники и носители защищаемой информации; источники опасных сигналов; структуру, классификацию и основные характеристики технических каналов утечки информации; классификацию технических разведок и методы противодействия им; методы и средства технической защиты информации; методы скрытия информации; программно-аппаратные средства защиты информации; структуру подсистемы безопасности операционных систем и выполняемые ею функции; средства защиты в вычислительных сетях; средства обеспечения защиты информации в системах управления базами данных; критерии защищенности компьютерных систем; методики проверки защищенности объектов информатизации на соответствие требованиям нормативных правовых актов. |
|
|
МДК.03.01. Технические методы и средства, технологии защиты информации
МДК.03.02. Программно-аппаратные средства защиты информации |
|
ПМ.04 |
Участие в организации комплексной системы защиты объекта В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: участия в организации комплексной системы защиты объекта; уметь: участвовать в планировании политики безопасности организаций; проводить анализ и оценку механизмов защиты; определять эффективность СЗИ и участвовать в ее оценке; участвовать в разработке предложений по совершенствованию и повышению эффективности мероприятий по КСЗИ; знать: правила построения оптимальной политики безопасности в соответствии с требованиями уровня безопасности, стоимости и сроков реализации; методы определения эффективности защиты информации; основные подходы к определению затрат на защиту информации; назначение КСЗИ, принципы ее организации и этапы разработки, классификацию и структуру КСЗИ; технологическое и организационное построение КСЗИ; требования к системам комплексной защиты информации |
|
|
МДК.04.01. Компоненты и функционирование системы защиты информации
МДК.04.02. Экономика защиты информации
МДК.04.03. Комплексная система защиты информации |
|
ПМ.05 |
Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть учебных циклов ППССЗ (определяется образовательной организацией самостоятельно) |
1620 |
1080 |
|
|
|
Всего часов обучения по учебным циклам ППССЗ |
6426 |
4284 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
29 нед. |
1044 |
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
|
|
|
|
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 6
Срок получения СПО по ППССЗ углубленной подготовки в очной форме обучения составляет 199 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
119 нед. |
Учебная практика |
15 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) |
14 нед. |
Производственная практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная аттестация |
7 нед. |
Государственная итоговая аттестация |
6 нед. |
Каникулы |
34 нед. |
Итого |
199 нед. |
VII. Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 в пункт 7.1 внесены изменения
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ.
Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППСЗ образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
имеет право определять для освоения обучающимися в рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну или несколько) согласно приложению к настоящему ФГОС СПО;
обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППССЗ обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 391 приложение дополнено пунктом 7.5.1
7.5.1. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год в заочной форме обучения составляет 160 академических часов.
7.6. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
7.7. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной деятельности по дисциплине (дисциплинам) профессионального учебного цикла и (или) профессиональному модулю (модулям) профессионального учебного цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.8. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.9. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.10. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППССЗ. В этом случае ППССЗ, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и СПО с учетом получаемой специальности СПО.
Срок освоения ППССЗ в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели из расчета:
теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная аттестация |
2 нед. |
каникулы |
11 нед. |
7.11. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации ППССЗ для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.
7.12. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы**.
7.13. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППССЗ предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательной организацией при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено#, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.14. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
В структуре образовательной организации, реализующей данную ППССЗ, должно быть отдельное подразделение, курирующее специальность "Организация и технология защиты информации".
7.15. ППССЗ должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППССЗ.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППССЗ. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет).
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и (или) электронным изданием по каждой дисциплине профессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и (или) электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания, в том числе, правовые нормативные акты и методические документы в области информационной безопасности в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований российских журналов.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.16. Прием на обучение по ППССЗ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*. Финансирование реализации ППССЗ должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.17. Образовательная организация, реализующая ППССЗ должна располагать материально-технической базой, включая приборы, оборудование и программно-аппаратные средства специального назначения, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин;
иностранного языка;
математики и информатики;
вычислительной техники;
безопасности жизнедеятельности;
информационной безопасности;
систем и сетей передачи информации;
документоведения и документационного обеспечения управления;
архивоведения;
профессиональной этики;
менеджмента;
методический.
Лаборатории:
компьютерной техники;
электронного документооборота;
технических средств защиты информации,
программно-аппаратных средств защиты информации;
технических средств обучения.
Полигоны:
база социальных партнеров;
подразделение защиты информации.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
абзацы 27 - 28 утратили силу с 25 октября 2021 г. - Приказ Минпросвещения России от 13 июля 2021 г. N 450
Залы:
библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности.
При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации.
7.18. Если ППССЗ предусматривает в период образовательного процесса в любых его формах доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, условия ее реализации должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
7.19. Реализация ППССЗ осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.
Реализация ППССЗ образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППССЗ образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.
VIII. Оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена
8.1. Оценка качества освоения ППССЗ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам***.
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
_____________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388.
** Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2001, N 7, ст. 620, ст. 621; 2001, N 30, ст. 3061; 2002, N 7, ст. 631; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 30, ст. 3029, ст. 3030, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 1; N 8, ст. 709; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 8, ст. 600; 17, ст. 1587; N 18, ст. 1687; N 25, ст. 2484; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 49, ст. 4848; 2005, N 10, ст. 763; N 14, ст. 1212; N 27, ст. 2716; N 29, ст. 2907; N 30, ст. 3110, ст. 3111; N 40, ст. 3987; N 43, ст. 4349; N 49, ст. 5127; 2006, N 1, ст. 10, ст. 22; N 11, ст. 1148; N 19, ст. 2062; N 28, ст. 2974, N 29, ст. 3121, ст. 3122, ст. 3123; N 41, ст. 4206; N 44, ст. 4534; N 50, ст. 5281; 2007, N 2, ст. 362; N 16, ст. 1830; N 31, ст. 4011; N 45, ст. 5418; N 49, ст. 6070, ст. 6074; N 50, ст. 6241; 2008, N 30, ст. 3616; N 49, ст. 5746; N 52, ст. 6235; 2009, N 7, ст. 769; N 18, ст. 2149, N 23, ст. 2765; N 26, ст. 3124; N 48, ст. 5735, ст. 5736, N 51, ст. 6149; N 52, ст. 6404; 2010, N 11, ст. 1167, ст. 1176, ст. 1177; N 31, ст. 4192; N 49, ст. 6415; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3878; N 30, ст. 4589; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7021, ст. 7053, ст. 7054; N 50, ст. 7366; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7613; 2013, N 9, ст. 870; N 19, ст. 2329; ст. 2331, N 23, ст. 2869, N 27, ст. 3462, ст. 3477; N 48, ст. 6165).
*** Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, ' N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388).