Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Информационные ресурсы культуры
5.1. Архивное дело
Архивное дело как специфическая отрасль культуры представляет собой деятельность государственных органов, а также органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов. Реализация государственной политики в области архивного дела регулируется Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" и направлена, в первую очередь, на формирование, хранение и использование Архивного фонда Российской Федерации.
Архивный фонд Российской Федерации представляет собой исторически сложившуюся и постоянно пополняющуюся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению. Архивные документы олицетворяют историю страны и населяющих ее народов, подтверждают права граждан, организаций и государства, поддерживают принципы демократии, в том числе право граждан иметь исчерпывающую информацию о деятельности органов власти всех уровней, содействуют созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, развитию социально-культурной сферы.
Место архивов в современном мире определяется той ролью, которую играет в нем документ как оперативный регулятор различных сфер деятельности человека, общества и государства. Востребованность ретроспективной документной информации для решения задач социально-экономического развития, государственного и муниципального управления делает архив надежным, адресным, оперативным звеном управленческой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Аутентичность хранящихся в архиве документов, их неприкосновенность означают, что они носят доказательный характер.
В состав Архивного фонда Российской Федерации входят находящиеся на территории Российской Федерации архивные документы независимо от источника их происхождения, времени и способа создания, вида носителя, форм собственности и места хранения, в том числе юридические акты, управленческая документация, документы, содержащие результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, градостроительная документация, кино-, фото-, видео- и фонодокументы, электронные и телеметрические документы, рукописи, рисунки, чертежи, дневники, переписка, мемуары, копии архивных документов на правах подлинников, а также архивные документы государственных организаций, находящихся в иностранных государствах.
К составу Архивного фонда Российской Федерации относятся архивные документы, являющиеся федеральной собственностью, а также архивные документы, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации. Кроме того, в состав Архивного фонда Российской Федерации входят архивные документы, относящиеся к муниципальной собственности и хранящиеся в муниципальных архивах, музеях и библиотеках, а также в органах и организациях местного самоуправления.
Таким образом, Архивный фонд Российской Федерации представляет собой совокупность документированной информации, отражающей жизнь общества и государства за более чем тысячелетний период истории нашей страны, и является одной из важнейших частей историко-культурного наследия государства и его информационных ресурсов. Документы Архивного фонда Российской Федерации представляют правовые и организационные основы становления и развития государства, содержат сведения, необходимые для обеспечения ее суверенитета, внешнеполитической и социально-экономической деятельности, функционирования государственного управления, отражают повседневную жизнь всех народов, проживающих на территории России, а также развитие отечественной культуры, науки и образования.
Выполняя социально-правовые запросы граждан, архивы обеспечивают функционирование системы социальной защиты населения. Организуя использование ретроспективной документной информации в научно-исследовательских целях, архивы имеют признаки научной организации. Популяризируя историю страны в целом и родного края, в частности, архивы выступают в качестве культурно-просветительских учреждений. Обеспечивая вечное хранение и использование документов Архивного фонда Российской Федерации, насчитывающего более 505 млн единиц хранения за период с начала XI в. по настоящее время, отечественные архивы выполняют важные функции по сохранению документальной памяти государства и общества, пополнению информационных ресурсов, предоставлению государственных и муниципальных услуг населению.
Объем документов Архивного фонда Российской Федерации, хранящихся в государственных и муниципальных архивах, государственных музеях и библиотеках, в научных и научно-отраслевых архивах РАН, по состоянию на 1 января 2013 г. составлял более 277,8 млн единиц хранения. Наиболее ценная их часть объемом свыше 42,9 млн единиц хранения сконцентрирована в федеральных архивах. Свыше 146,8 млн единиц хранения находится в государственных архивах субъектов Российской Федерации, 69,3 млн единиц хранения - в муниципальных архивах. Из них на бумажной основе - 252,3 млн, аудиовизуальные - 6,7 млн, электронных - 0,023 млн единиц хранения.
Кроме того, по итогам паспортизации архивов организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов, а также федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих депозитарное хранение документов Архивного фонда Российской Федерации, установлено, что на временном и депозитарном хранении находятся свыше 227,6 млн единиц хранения, а также почти 145 млн единиц хранения документов по личному составу. Всего в стране в 2013 году функционировало порядка 110,0 тыс. архивов организаций-источников комплектования государственных и муниципальных архивов.
В рамках проведенной реструктуризации архивы сохранили статус осударственных и муниципальных учреждений (как правило, казенных). Архивная сеть включает в себя основные (исторические) архивы, хранящие управленческую и научно-техническую документацию, фонды личного происхождения, архивы документов по социально-политической истории, архивы документов по личному составу*(18) и архивы с документами на современных носителях (аудиовизуальные, электронные). Данная сеть имеет практически оптимальную организацию.
Наравне с государственными и муниципальными учреждениями правом депозитарного (то есть длительного) хранения отдельных обособленных комплексов документов Архивного фонда Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, законодательно наделены 28 федеральных органов исполнительной власти и организаций (МИД России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России и др.).
Система архивных учреждений Российской Федерации имеет три уровня: федеральные архивы, подведомственные Федеральному архивному агентству (15), государственные архивы (центры хранения документации) субъектов Российской Федерации (204) и муниципальные архивы (2263), в которых работает более 16 тыс. человек, в том числе 2,5 тыс. человек - в федеральных архивах.
В архивах не хватает специалистов: федеральные архивы в 2013 году были укомплектованы сотрудниками только на 72%, при этом доля молодых специалистов составила 16%.
В рамках выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 по итогам 2013 г. заработная плата работников федеральных архивов, расположенных в Москве, составила от 36 тыс. рублей до 47 тыс. рублей в месяц или от 67% до 87% от среднего уровня зарплаты в столице. Во всех остальных федеральных архивах, находящихся в других субъектах Российской Федерации (Санкт-Петербург, Приморский край, Московская, Самарская и Тюменская области), заработная плата архивистов превысила средний региональный уровень и в 2013 году составила 18,5 тыс. рублей, то есть 67,8% от средней по стране. Сохранение отмеченной положительной тенденции позволит в перспективе решить давно назревшую проблему дисбаланса между формирующейся современной материально-технической базой архивов и старением их трудовых коллективов, укрепить кадровый состав, привлечь молодых специалистов, прежде всего, выпускников профильных образовательных организаций.
Наряду с архивными учреждениями бюджетного сектора в процессе социально-экономических реформ в стране созданы и действуют негосударственные (частные) архивы, обеспечивающие сохранность и использование документов негосударственных организаций.
Продолженная в 2013 году работа по модернизации инфраструктуры архивной отрасли обеспечила получение определенных позитивных результатов как на федеральном, так и на региональном уровнях. В частности, выросла доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их вечное хранение. В 2013 году эта доля преодолела 22% рубеж, по федеральным архивам - 50%.
В автоматизированную систему государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации введено более 60% описаний документов на уровне фонда и около 20% описаний на уровне дела; большая часть описаний доступна в режиме онлайн. Одновременно с этим архивы приступили к переводу в электронную форму наиболее востребованных архивных фондов. Общее число пользователей архивной информации в 2013 году с учетом посещений сайтов архивных учреждений в сети Интернет превысило 8,5 млн человек.
Во многих архивах установлены современные системы безопасности, которые дают возможность российским архивам стабильно выполнять основные функции по обеспечению сохранности, комплектованию и учету документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, а также оказывать государственные и муниципальные услуги по информационному обеспечению органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан.
Помимо документов Архивного фонда Российской Федерации в государственных, муниципальных архивах и центрах хранения документации хранится около 67 млн единиц хранения документов по личному составу. Указанные документы не входят в состав Архивного фонда Российской Федерации. Вместе с тем их упорядочение, учет, обеспечение сохранности и использование осуществляются по технологиям работы с документами постоянного срока хранения. Необходимо отметить, что количество обращений к документам по личному составу в форме запросов социально-правового характера значительно превышает запросы, исполняемые по документам, относящимся к Архивному фонду Российской Федерации.
Общий уровень развития российского архивного дела, включая нормотворческую, научно-методическую и организационную деятельность, а также состояние архивной инфраструктуры, в целом сопоставим или превосходит уровень большинства государств на постсоветском пространстве. Вместе с тем по технической оснащенности и обеспеченности резервными площадями архивных хранилищ Россия заметно отстает от наиболее развитых стран мира. Не вполне удовлетворительным остается положение с информатизацией архивов, вследствие чего они пока не в состоянии работать с большими массивами электронных документов.
Разделение в 2004 году функций реализации государственной политики и оказания государственных услуг в сфере архивного дела привело к разрушению вертикали управления в архивной отрасли и, как следствие, к неоправданной ликвидации в ряде субъектов Российской Федерации самостоятельности уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела, сокращению числа государственных и муниципальных архивов, что отрицательно сказалось на организации архивной деятельности. Складывающееся в то же время разнообразие форм организации управления архивным делом отражает различия в понимании значения архивной отрасли и задач реализации ее функций, а также продиктовано спецификой экономического состояния субъектов Российской Федерации. Все это свидетельствует о настоятельной потребности в модернизации архивного дела путем реализации комплекса правовых, организационных, финансовых и иных мер его поддержки и развития, в результате которых российские архивы должны на основе современной инфраструктуры, широкого внедрения информационных технологий и обновления кадрового состава, достичь принципиально нового, сопоставимого по основным показателям с лучшими мировыми аналогами, уровня организации своей деятельности.
Развитие архивного дела в среднесрочной перспективе должно основываться на принципах:
преемственности, предусматривающей сохранение проверенных временем традиций функционирования российского архивного дела, в частности, территориального принципа комплектования архивных документов;
эволюционности, предполагающей постепенный, продолжительный одновременный прием, комплектование и использование как документов на традиционных носителях, так и электронных документов;
открытости, означающей последовательное расширение возможностей и облегчение доступа к архивным документам за счет улучшения работы читальных залов архивов, перевода ранее засекреченных архивных документов на открытое хранение, активизации их оцифровки с размещением в сети Интернет электронных копий архивных документов и поисковых средств к ним, в том числе в форматах открытых данных;
экономичности, подразумевающей уменьшение издержек бюджетов всех уровней и затрат организаций на содержание архивных документов за счет сокращения сроков хранения документов по личному составу, ужесточения критериев отбора документов на постоянное хранение, разработки и внедрения инновационных технологий хранения архивных документов и поиска архивной информации, использования лучших мировых и отечественных проектов и оптимальных решений при строительстве архивных зданий и оснащении их специальным технологическим оборудованием;
диалектического единства делопроизводства и архивного дела, предполагающего наделение одного из федеральных органов исполнительной власти полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию не только в сфере архивного дела, но и делопроизводства, а также по контролю в сфере делопроизводства, что особенно актуально в условиях перехода на электронный документооборот, когда необходимо создание полноценного механизма управления делопроизводством, являющимся базой архивного дела;
партнерства, означающего организацию взаимовыгодных деловых отношений с научными организациями, учреждениями культуры, негосударственным сектором, а также мировым архивным сообществом в рамках Международного совета архивов и на двухсторонней основе.
Перспективы развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года изложены в проекте концепции, разрабатываемой Росархивом с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере архивного дела, представителей бизнес-сообщества, экспертных, научных и общественных организаций.
В констатирующей части проекта Концепции развития архивного дела в Российской Федерации на период до 2020 года отмечены проблемы, тормозящие развитие архивной отрасли, в частности:
отсутствие прочных традиций правовой и информационной культуры в российском обществе;
пренебрежительное отношение общественности к архивному делу;
низкий социальный и общественный статус профессии архивиста и архивной отрасли в целом, следствием чего является отток квалифицированных кадров из государственных архивов, грозящий потерей профессионализма трудовых коллективов, снижением качества выполнения архивами установленных функций;
ослабление контроля со стороны государства за архивно-документационными потоками, влекущее за собой разрыв архивного дела и делопроизводства, ослабление связей государственных архивов и ведомственных архивных служб в области организации и нормативно-методического обеспечения управления документацией, параллельное существование бумажного и электронного документооборота;
отсутствие полноценного уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольные функции по надзору за соблюдением законодательства об архивном деле и реализующего полномочия по правовому регулированию в области архивного дела и делопроизводства;
необходимость модернизации инфраструктуры российских архивов, созданной, в основном, в советское время (из 2811 зданий государственных и муниципальных архивов только 184 специально построены для нужд архивного хранения, остальные приспособлены; многие требуют капитального ремонта или реконструкции);
нерешенность проблемы хранения документов территориальных органов федеральных органов государственной власти и федеральных организаций, документов по личному составу; данная проблема создает угрозу их утраты и может привести к появлению документальных лакун в новейшей истории России;
несовершенство существующей системы рассекречивания архивных документов, носящей чрезмерно трудоемкий и неоперативный характер, что не позволяет организовать более массовое рассекречивание документов, засекреченных еще в советское время.
5.2. Библиотечно-информационная деятельность
Целью государственной политики России в области библиотечного дела является создание и поддержка системы библиотечного обслуживания, способной обеспечить гражданам максимально быстрый и полный доступ к информации, реализацию их конституционных прав на свободный доступ к информации и знаниям, а также сохранение национального культурного наследия, хранящегося в библиотеках.
Направления библиотечно-информационной деятельности в Российской Федерации в 2013 году определялись социально-политическими и экономическими преобразованиями в стране, а также глобальными технологическими и концептуальными изменениями в мире, которые можно кратко обозначить как формирование общества знаний и инновационной экономики.
В условиях бурного развития глобального информационного пространства библиотечные учреждения играют заметную роль в социокультурной адаптации населения, вносят важный вклад в формирование единого культурного пространства, сохранение информационной и культурной целостности нашей страны, обеспечение единства центра и регионов, в развитие демократии и местного самоуправления, становление гражданского общества.
Основные цели деятельности библиотек неизменны - предоставлять каждому желающему социально-значимую, легитимную, проверенную, качественную информацию, бесплатно и независимо от форм представления этой информации и местонахождения читателя, а также способствовать духовному росту и развитию своих пользователей.
Библиотечная система Российской Федерации насчитывает около 130 тыс. библиотек, располагающихся по всей территории страны и относящихся к ведению различных министерств, органов государственной и муниципальной власти различных уровней, предприятий, организаций, учреждений.
По данным ГИВЦ, в стране в 2013 году действовало 40820 публичных библиотек. Из них в отрасли культуры находится 39288 библиотек. Тенденция последних лет к сокращению сети библиотечных учреждений сохраняется.
В 2013 году в Российской Федерации три библиотеки имели статус национальных - Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека и Библиотека имени Б.Н. Ельцина - при этом две первые - подведомственны Минкультуры России.
Всего среди подведомственных учреждений Минкультуры России в 2013 году находилось 9 библиотек, являющихся крупнейшими просветительскими центрами страны, лидерами научно-методической библиотечной работы: Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная публичная историческая библиотека России, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Российская государственная библиотека по искусству, Российская государственная библиотека для молодежи, Российская
государственная детская библиотека, Российская государственная библиотека для слепых, Государственная общественно-политическая библиотека*(19).
В ряде субъектов Российской Федерации (республиках, автономных округах, автономной области) действуют собственные библиотеки, имеющие статус национальной библиотеки субъекта федерации. Эти учреждения являются центрами популяризации русской и национальных культур, способствуют налаживанию межкультурного диалога и гармонизации межнациональных отношений в регионах.
По данным ГИВЦ, охват населения Российской Федерации библиотечным обслуживанием в 2013 году составил более 36%. Совокупный фонд библиотек в 2013 году составил 838,7 млн единиц хранения. Услугами библиотек пользовалось значительное число граждан - в 2013 году было зарегистрировано 51 млн пользователей, количество посещений составило 426,3 млн, а обращений к официальным ресурсам библиотек - 87,7 млн пользователей.
Доля публичных библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве библиотек Российской Федерации в 2013 году составила 52,26%.
Число общедоступных библиотек на одну тысячу жителей Российской Федерации составляет 3,5. Среди регионов лидером по количеству библиотек на одну тысячу жителей является Москва, где этот показатель равен - 24,4, наименьший показатель - 1,1 зафиксирован в Чукотском автономном округе.
Доля библиотек, находящихся в сельской местности, составляет 76,3% от общего числа учреждений (31 141 библиотека). Доступ к сети Интернет из них имеет 16 921 библиотека (42%).
Особую роль в последние годы приобретают модельные сельские библиотеки, которые с успехом решают задачу повышения информационной грамотности населения и снижения информационного неравенства граждан. Это библиотеки, по своим функциям, содержанию и оснащению отвечающие международным и отечественным стандартам, имеют оптимальный набор материальных и информационных ресурсов, который является платформой для эффективного и качественного обслуживания населения. Модельные сельские библиотеки представлены в большинстве регионов Российской Федерации. По итогам конкурсного отбора на создание модельных библиотек в 2013 году Минкультуры России направило субсидии 22 регионам в объеме 10 млн рублей.
В 2013 году региональные библиотечные сети Российской Федерации в значительной мере трансформировались, что было связано с оптимизацией бюджетных расходов, правовым реформированием, связанным с присвоением муниципальным библиотекам статуса юридического лица в рамках норм Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления". Оптимизация региональных библиотечных систем осуществляется путем их реструктуризации: самостоятельные библиотеки интегрируются в более крупные учреждения клубного типа.
2 июля 2013 г. был принят Федеральный закон N 185-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", статья 23 которого вносит ряд существенных изменений в Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле". Изменения направлены на приведение отдельных положений Федерального закона "О библиотечном деле" в соответствие с действующим законодательством, поскольку с момента его принятия произошли изменения, связанные как с расширением сферы деятельности библиотек, так и с принятием ряда законодательных актов, влияющих на библиотечно-информационную деятельность.
Согласно новой редакции Федерального закона, библиотека - это информационная, культурная и просветительская, но уже не образовательная организация, однако статья 13 этого же Федерального закона предоставляет библиотеке возможность осуществления образовательной деятельности в рамках профессионального библиотечного образования.
По аналогии с принятым 2 июля 2013 г. Федеральным законом N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", регулирующим правовые отношения в сфере киноиндустрии, ведется работа по принятию соответствующего закона и в отношении защиты авторских прав на книжную продукцию.
В 76 субъектах Российской Федерации реализуются специальные региональные законы, регламентирующие библиотечно-информационную деятельность. Большинство регионов Российской Федерации выделяют библиотечно-информационную деятельность в качестве одного из приоритетов культурной политики и социального развития территории.
Вопросы развития библиотечно-информационной деятельности решаются также в рамках Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы и в федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)".
В большинстве регионов Российской Федерации реализуются целевые программы, в том числе и на муниципальном уровне, направленные на модернизацию библиотечного дела и совершенствование библиотечного обслуживания.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части пункта 1, подпункта "а" (увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников) и пункта 1, подпункта "к" (формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги) при поддержке Минкультуры России впервые проведен Всероссийский конкурс "Библиотекарь года - 2013". Проведение Конкурса также способствовало реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 "О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников" в части необходимости поощрения лучших работников муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, так как более 75% общедоступных муниципальных библиотек России - сельские. Учредителями Всероссийского конкурса "Библиотекарь года - 2013" стали Минкультуры России и Российская библиотечная ассоциация (РБА).
В 2013 году состоялись различные мероприятия, связанные с реализацией государственной политики в сфере библиотечно-информационной деятельности.
В ноябре в Российском университете дружбы народов состоялось Российское литературное собрание, в работе которого принял участие Президент Российской Федерации В.В. Путин. В своем выступлении он обратил внимание на проблему падения интереса к чтению и сообщил, что для поддержки современных авторов учреждена Премия Президента России в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, которая впервые будет вручена в Год культуры.
В рамках собрания состоялось заседание секции "Проблемы книгоиздания, книготорговли, библиотек как инструмента доставки книги читателю", по итогам которого сформулированы рекомендации о придании государственного статуса Национальной программе поддержки и развития чтения с включением ее в действующую Государственную программу Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы, а также были высказаны предложения включить книготорговые предприятия в перечень социально-значимых и культурных объектов, а деятельность по организации книжных магазинов отнести к социальному предпринимательству. Была поддержана инициатива Министерства культуры Российской Федерации об открытии на территории объектов культуры книжных магазинов с использованием формы ГЧП.
Особо было выделено предложение включить в критерии оценки эффективности работы губернаторов наличие необходимого количества книжных магазинов как одного из основных параметров развития культуры в городе или селе, а также оценивать деятельность руководителей субъектов федерации и муниципальных образований с учетом обновляемости книжных фондов подведомственных им библиотек.
Еще одной темой обсуждения стало предложение создать законодательную базу для борьбы с незаконным распространением литературных произведений в сети Интернет.
Среди предложений, высказанных на заседании секции, прозвучали следующие:
рассмотреть возможность комплектования фондов библиотек на условиях софинансирования;
продолжить практику комплектования библиотек различной ведомственной принадлежности на паритетных началах с местными бюджетами;
внести соответствующие изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части осуществления закупок у единственного источника).
Участники Литературного собрания внесли предложение об объявлении 2015 года в России Годом литературы.
Минкультуры России инициировало создание Межведомственной рабочей группы по разработке предложений по инновационному развитию библиотек (приказ Минкультуры России от 27 сентября 2013 г. N 1501). В сентябре 2013 г. состоялось ее первое официальное заседание, на котором обсуждались проблемы развития и функционирования Национальной электронной библиотеки (НЭБ).
В октябре 2013 г. в Российской национальной библиотеке (РНБ) прошло Ежегодное совещание директоров федеральных и центральных региональных библиотек России, темой которого стали "Инновационные модели развития и качество библиотечного обслуживания граждан России". В работе совещания приняли участие около 300 представителей из 73 регионов Российской Федерации.
В центре внимания участников совещания находились ключевые вопросы государственной политики в области библиотечного дела, обсуждались проблемы управления качеством государственных услуг, оказываемых библиотечными учреждениями, вопросы взаимосвязи качества обслуживания и заработной платы сотрудников библиотек, различные аспекты обеспечения информационной открытости деятельности библиотеки и другое. По итогам совещания подготовлена резолюция, в которой были обозначены основные факторы и направления развития инновационной деятельности российских библиотек.
В ноябре 2013 г. в Российской государственной библиотеке (РГБ) состоялось Всероссийское совещание по вопросам работы с книжными памятниками, организованное Минкультуры России в рамках программы "Основные направления развития деятельности по сохранению библиотечных фондов Российской Федерации на 2011-2020 годы". Обсуждались проблемы и вопросы, связанные с созданием Общероссийского свода книжных памятников. В работе совещания приняли участие представители региональных центров по работе с книжными памятниками, специалисты, формирующие Общероссийский свод книжных памятников, хранители библиотечных фондов редкой книги.
В ноябре 2013 г. в Санкт-Петербурге прошел научно-практический семинар "Авторское право: библиотеки, издательства и потребители информации в XXI веке", организованный РНБ и РБА при поддержке Минкультуры России.
Одним из основных проектов Минкультуры России 2013 г. в рамках информационно-библиотечной деятельности является Национальная электронная библиотека (НЭБ). В 2013 году проводились работы по совершенствованию доступа граждан России к НЭБ через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и публичные электронные библиотеки (систему виртуальных читальных залов), по наполнению электронного фонда (ресурса) НЭБ. Наполнение фонда обеспечивается изданиями, свободными от авторских прав, и 10% ежегодно издаваемыми в Российской Федерации наименованиями книг (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597).
В ноябре 2013 г. в рамках упомянутого Ежегодного совещания директоров федеральных и центральных региональных библиотек России прошло открытое заседание рабочей группы по развитию НЭБ. В резолюции, принятой участниками совещания, было отражено новое видение роли и места НЭБ в системе библиотечно-информационного обслуживания населения страны. В качестве одной из важнейших мер по обеспечению инновационного развития библиотек было предложено организационно оформить НЭБ с приданием ей статуса единой публичной электронной библиотеки - общедоступного бесплатного ресурса, отражающего все многообразие культурного и научного наследия России.
Для расширения доступа граждан России к электронному фонду НЭБ обеспечено подключение 547 виртуальных читальных залов в общедоступных и вузовских библиотеках. Общий фонд электронных документов в свободном доступе через систему виртуальных читальных залов составил к концу 2013 года более 1,2 млн экземпляров.
В целях совершенствования системы навигации по электронным ресурсам НЭБ Минкультуры России провело работу по развитию Сводного каталога библиотек России (СКБР). Число библиографических записей для свободного поиска и навигации составило более 8 млн записей. Параллельно развивался проект по созданию Сводного каталога электронных ресурсов (СКЭР) для координации работ по оцифровке фондов и организации доступа к полнотекстовым документам через виртуальные читальные залы и информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. В формировании СКЭР принимают участие 42 библиотеки федерального и регионального уровня. Объем СКЭР в 2013 году составил 200 тыс. библиографических записей. Финансирование этих мероприятий осуществлено в рамках федеральной целевой программы "Культура России (2012-2018 годы)".
Для включения в НЭБ 10% издаваемых в Российской Федерации наименований книг Минкультуры России в 2013 году был заключен государственный контракт, в рамках которого сформирован перечень из 11 689 произведений, пользующихся наибольшим спросом в публичных библиотеках. Это составило 11,4% от изданных в 2013 году наименований книг в Российской Федерации.
В 2013 году были также оцифрованы и включены в фонд НЭБ специализированные электронные коллекции изданий, свободных от авторских прав по темам: "Промышленность", "Строительство", "Техника", "Этнография больших и малых народов России", "Учебники", "Детская литература", а также краеведческие коллекции республиканских и областных библиотек.
Оцифрованные коллекции доступны через портал НЭБ, портал государственных услуг, читальные залы библиотек - участников проекта, а также через систему виртуальных читальных залов.
Основной целью дальнейшего развития НЭБ ставится обеспечение свободного доступа граждан Российской Федерации к электронным фондам библиотек федерального, регионального и муниципального уровня, а также библиотек образовательных и научных учреждений через сеть Интернет, без необходимости физического присутствия в читальных залах библиотек.
Фактически существует необходимость вывода проекта НЭБ на новый уровень развития, что может придать значительный импульс для развития библиотечного дела и увеличения охвата населения библиотечным обслуживанием.
В течение ближайших лет может быть создана крупнейшая в мире информационная система для доступа к документам, прошедшим профессиональную подготовку и проверку. Для этого необходимо решение нескольких ключевых задач:
создать промышленную версию единого портала НЭБ (единую электронную библиотеку Российской Федерации);
придать проекту определенный юридический статус, определить права и обязательства участников, подготовить Положение о НЭБ;
создать распределенную систему цифровых фондов, с включением фондов библиотек федерального, регионального и муниципального ведения, библиотек научных и образовательных учреждений;
разработать единую систему навигации по полнотекстовым документам и библиографическим записям;
создать систему Единого электронного читательского билета и интегрировать ее с инфраструктурой электронного правительства Российской Федерации;
разработать механизм единого СКЭР и единого Реестра правообладателей;
разработать необходимые нормативно-правовые документы, обеспечивающие деятельность НЭБ.
Важнейшим условием долгосрочного развития НЭБ является межведомственный характер формирования фондов и обеспечения доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Особенно важным является участие Минобрнауки России, в систему которого входит значительное число школ и вузов. Обеспечение доступности фондов образовательных и научных организаций в НЭБ расширит спектр представленных научных произведений, а доступ к фондам НЭБ в общеобразовательных школах и других учреждениях образования является определяющим для формирования информационной грамотности*(20).
В 2013 году Минкультуры России продолжало работу по закупке и пополнению книжных фондов библиотек страны Большой Российской энциклопедией и Православной энциклопедией. Для проведения этих мероприятий было выделено 101,2 млн рублей на закупку очередных алфавитных томов Большой Российской энциклопедии, 39,7 млн рублей - Православной энциклопедии.
Среди наиболее значимых мероприятий в библиотечной сфере, организованных и проведенных в 2013 году при поддержке Минкультуры России, следует отметить такие как 20-я Международная конференция "Крым 2013" - "Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса"; 15-я Ежегодная международная конференция "EVA 2013 Москва: Информационное общество, культура, образование"; 12-я международная научно-практическая конференция "Электронный век культуры"; IV Всероссийский Форум общедоступных библиотек "Общедоступные библиотеки. Вызовы времени" (в рамках II Санкт-Петербургского международного культурного форума); Третий международный конгресс "Современная молодежь в современной библиотеке"; Международная научная конференция "Румянцевские чтения - 2013. Интеллектуальная культура и книга. Традиции и день сегодняшний" РГБ; VII Всероссийская конференция "Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы"; Всероссийская научно-практическая конференция "Эффективность деятельности центров правовой и иной социально значимой информации"; Всероссийский библиотечный Конгресс - XVIII Ежегодная конференция Российской библиотечной ассоциации "Библиотека и права личности"; XII Ежегодная конференция Национального информационно-библиотечного центра ЛИБНЕТ; Всероссийское совещание по вопросам работы с книжными памятниками; Ежегодное совещание директоров детских библиотек "Современная детская библиотека в информационном и правовом пространстве".
Все эти мероприятия были посвящены исследованию проблем современных библиотек в разных аспектах, принятые решения направлены на обеспечение устойчивого развития библиотечной сферы страны.
Библиотечно-информационное сообщество выработало понимание, что для решения задач инновационного развития современные библиотеки должны сосредоточиться на трех основных направлениях своей деятельности:
библиотека как активный агент в Интернет-пространстве, предоставляющий доступ как к своим, так и мировым информационным ресурсам, обеспечивающий навигацию по ним, дающий пользователю профессиональную консультацию в выборе источников. Данное направление предполагает обеспечение доступа к сети Интернет всех библиотек вне зависимости от территориального расположения, статуса и ведомственной принадлежности, формирование прямого диалога с читателями в сети Интернет и обеспечение их прямого доступа через поисковые системы к каталогам библиотеки и созданным ею цифровым коллекциям;
библиотека как хранитель традиционного культурного наследия, воплощенного в ее книжных фондах, предоставляющих его читающей аудитории. В рамках данного направления необходима реализация программ и поддержка мероприятий по продвижению чтения и пропаганде книги ("Год книги", "Большая книга", "Удочери книгу" и др.), поддержка общероссийской программы сохранения библиотечных фондов, а также разработка многовариантной системы мобильного обслуживания читателей;
библиотека как просветительский центр, коммуникационная площадка местного сообщества, в деятельность которой входят проведение акций культурно-исторического содержания, электронных конференций, вебинаров и других мероприятий с привлечением писателей, известных ученых, общественных деятелей, участие в социально-значимых программах государства и местного сообщества, тесное сотрудничество с общеобразовательными учреждениями.
5.3. Информатизация в сфере культуры
Область применения информационных и коммуникационных технологий развивается высокими темпами. Разработки и продукты российской отрасли информационных технологий уже стали заметной статьей несырьевой части ВВП. Информационные технологии и сервисы в электронном виде также становятся неотъемлемой частью отрасли культуры. Потенциал использования информационных технологий для повышения эффективности взаимодействия граждан и государства, увеличения прозрачности управления, повышения качества жизни граждан за счет расширения возможностей доступа к культурным благам в электронном виде - огромен. Тем не менее, в отрасли существуют серьезные проблемы, препятствующие использованию информационных технологий в целях повышения качества жизни людей, совершенствованию духовной и культурной сфер. Эти проблемы носят комплексный характер, и не могут быть решены усилиями отдельных учреждений культуры. Решения таких проблем требуют значительных ресурсов и координированных усилий. В направлении информатизации отрасли Минкультуры России обеспечивает согласованность действий и обеспечивает ресурсами решение крупных, системных задач, создающих платформу для долгосрочного развития информационных технологий в культуре.
Стратегическими, системными задачами развития применения информационных и коммуникационных технологий в отрасли культуры являются:
повышение эффективности и прозрачности государственного управления;
перевод государственных услуг в электронную форму;
совершенствование инфраструктуры отрасли;
развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия в цифровом виде;
развитие средств удаленного доступа к цифровому контенту.
Повышение эффективности и прозрачности государственного управления
В рамках этой задачи особое внимание уделяется созданию единого информационного пространства электронного взаимодействия, создание и развитие системы справочников и статистической информации, где в режиме реального времени можно получить как короткую справку, так и массивы данных для дальнейшей аналитической работы. В работе над повышением эффективности и прозрачности государственного управления Минкультуры России руководствуется Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановлением Правительства от 10 июля 2013 г. N 583 "Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных", решениями Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.
Основным инструментом, обеспечивающим прозрачность деятельности Минкультуры России, является официальный сайт в сети Интернет.
В 2012-2013 гг. была запущена новая версия сайта Минкультуры России, соответствующая требованиям открытости. Так, на сайте публикуются результаты всех проведенных научно-исследовательских работ, финансируемых Минкультуры России за счет федерального бюджета. 21 апреля 2013 г. Минкультуры России объявило о запуске нового информационного сервиса, позволяющего в режиме реального времени получать информацию о государственных закупках. Это стало возможным в результате интеграции информации из нескольких источников, включая Федеральное казначейство Российской Федерации и официальный сайт Минкультуры России.
По итогам мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти, в 2013 году сайт Минкультуры России занял 3-е место в общем рейтинге открытости. Мониторинг проводился Институтом развития свободы информации (ИРСИ), данные опубликованы по ссылке http://www.svobodainfo.org/ru/node/2527:
По итогам рейтинга в 2012 года сайт Минкультуры России занимал 26-е место. Создание нового сайта и внедрение передовых технологий работы с контентом позволили добиться заметного прогресса в повышении прозрачности и открытости Министерства.
Большое внимание уделялось совершенствованию работы со статистическими данными, созданию удобных приложений для работы с ними гражданами и ведомствами. Так, в 2012-2013 гг. было запущено приложение "Статистика отрасли культуры", размещенное в App Store для бесплатного скачивания. Также была запущена и веб-версия этого приложения, позволяющая работать с массивом статистической информации в окне браузера.
Перевод государственных услуг в электронную форму
Работа по переводу государственных услуг в электронную форму проводится в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р и от 28 декабря 2011 г. N 2415-р.
Минкультуры России предоставляет 12 государственных услуг, оказание которых подлежит переводу в электронный вид. Две государственные услуги были реализованы полностью в электронном виде ранее:
предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав;
получение библиографической информации из государственных библиотечных фондов.
В целях реализации перевода в электронный вид остальных государственных услуг (и функций, оказываемых посредством СМЭВ в рамках вышеуказанных государственных услуг) Минкультуры России было предусмотрено финансирование соответствующего мероприятия.
Государственный контракт был заключен в июле 2013 г., работы согласно условиям контракта были завершены к ноябрю 2013 г. Все государственные услуги Минкультуры России переведены в электронный вид в соответствии с вышеуказанными распоряжениями Правительства Российской Федерации.
Также во исполнение пункта 33 Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р, Минкультуры России в 2013 году проведены мероприятия по согласованию следующих технологических карт межведомственного взаимодействия (ТКМВ), используемых Федеральной таможенной службой при предоставлении государственных услуг (функций):
осуществление государственной функции по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле;
осуществление государственной функции по таможенному контролю за соблюдением условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;
принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза.
Для реализации взаимодействия по указанным выше ТКМВ Минкультуры России осуществляет ведение Реестра заключений (разрешительных документов) на вывоз, временный вывоз культурных ценностей с территории Российской Федерации.
В целях реализации электронного взаимодействия, предусмотренного в перечисленных выше ТКМВ, Минкультуры России разработан и зарегистрирован в продуктивном контуре системы межведомственного электронного взаимодействия электронный сервис предоставления сведений из реестра ввозимых и вывозимых культурных ценностей (SID0003827).
В настоящее время указанный сервис функционирует в штатном режиме. Анализ его работы свидетельствует о регулярной успешной обработке обращений со стороны Федеральной государственной информационной системы "Единая автоматизированная информационная система таможенных органов" (CUST01001).
В 2014 году запланированы мероприятия по совершенствованию качества оказываемых в электронном виде государственных услуг. Так, при осуществлении процедуры "Предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав" будет использоваться единый портал НЭБ, разрабатываемый с учетом всего необходимого функционала для удобной работы с файлами в высоком разрешении.
Совершенствование инфраструктуры отрасли.
Инфраструктура доступа населения к электронным сервисам и услугам в отрасли культуры развивается высокими темпами. Ведется работа по планомерному увеличению подключений учреждений к сети Интернет, прямому финансированию учреждений федерального ведения и субсидированию регионов на приобретение технических средств, создание и совершенствование сайтов учреждений культуры. Лучшим образом обстоят дела с подключением к сети Интернет у театров - практически 100%. Также высока и доля концертных организаций. Доля подключенных к сети Интернет-музеев растет высокими темпами (с 59% в 2011 г. до 70% в 2012 году), но эта работа требует дальнейшей поддержки.
Из около 40 тыс. библиотек России 54% имеют доступ к сети Интернет (данные на 31 декабря 2013 г.), при этом темпы роста по этому параметру весьма высоки: на начало 2012 г. этот показатель составил только 27%. Несколько ниже этот показатель у культурно-досуговых учреждений в системе Минкультуры России (в 2013 году - 26%).
5.4. Цифровое наследие
В 2013 году Минкультуры России проводилась работа по переводу в цифровой вид объектов культурного наследия и созданию средств доступа к цифровому контенту.
В 2012-2013 гг. были запущены два основных портала для организации доступа граждан к цифровому наследию: единый портал популяризации культурного наследия Культура.рф (www.culture.ru) и исторический портал История.рф (www.histrf.ru)
В 2013 году была разработана специализированная информационная система "Мультимедийный архив отрасли культуры", предназначенная для каталогизации и хранения оцифрованного культурного наследия народов России, в целях повторного использования оцифрованных материалов для популяризации культурного наследия Российской Федерации.
Портал Культура.рф был создан в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N Пр-2483 и в рамках работы по реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)". Портал также служит платформой для выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 в части представления доступа к контенту культурной направленности в электронном виде. В рамках работы над порталом был подготовлен уникальный цифровой контент, включающий 3D виртуальные экскурсии по лучшим музеям, заповедникам, городам России, инфографику, видео-трейлеры, лекции ведущих ученых и деятелей культуры и искусств. Также были созданы мобильные приложения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 была организована работа по переводу в цифровой вид, урегулированию взаимоотношений с правообладателями и размещению в свободном доступе спектаклей и фильмов выдающихся режиссеров современности и прошлого. На портале размещены фильмы и списков "100 лучших фильмов для школьников", "100 лучших зарубежных фильма", более 300 документальных фильмов, снятых при поддержке Минкультуры России. Была организована работа по определению списка из 200 наиболее значимых спектаклей прошлого и современности, проведена работа по цифровому ремастерингу архивных спектаклей и съемке спектаклей современных режиссеров.
Наиболее успешные спектакли были просмотрены несколько тысяч раз. В числе этих спектаклей и постановки, ставшие классикой, и новые работы.
В разделе "Атлас" портала на карте размещена информация о более 10 тыс. учреждениях культуры России.
Портал История.рф был создан по инициативе Минкультуры России. Главной целью портала является формирование позитивного образа России и ее роли в мировой истории, борьба с попытками фальсификации истории, формирование интереса аудитории к событиям мировой истории и важнейшим фактам. История имеет стратегическое значение для современной гуманитарной образовательной среды и для формирования самосознания российского общества в целом. Портал История.рф - информационный исторический ресурс, решающий три задачи:
представление точной и максимально полной информации о прошлом нашей страны на основе действующих ресурсов сети Интернет (отобраны экспертами в рамках проекта "Чистый интернет");
ознакомление пользователей с результатами новейших научных исследований в области истории, современными исследовательскими методами и методиками;
создание площадки для обсуждения актуальных проблем и реализации уже имеющихся инноваций в преподавании истории, обмена опытом, координации в осуществлении совместных исторических проектов, продвижения новых направлений исторической науки.
Медиатека и библиотека портала представляют богатый материал для школьников, учителей и всех, кто интересуется историей России. Уникальная лента времени позволяет проследить связь между важнейшими событиями истории.
Портал служит также площадкой для коммуникаций с заинтересованной аудиторией. Важнейшие проекты Минкультуры России проходят общественное обсуждение. На портале были размещены проекты, подготовленные в рамках конкурса на лучший эскиз памятника героям Первой мировой войны (совместный проект Минкультуры России и РВИО) и организовано голосование, итоги которого повлияли на выбор проекта-победителя. Также было объявлено о сборе пожертвований на практическое воплощение проекта в жизнь. На установку памятника было собрано более 90 млн рублей.
Открытые данные
Минкультуры России в числе первых организовало системную работу с открытыми данными. Работа проводится во исполнение Указа Президента России от 7 мая 2012 г. N 601, постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 583, решения Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства, методических указаний по публикации открытых данных.
Были проведены работы по созданию раздела "Открытые данные" на сайте Минкультуры России (www.mkrf.ru/opendata) в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями по публикации открытых данных. Раздел содержал 15 наборов данных, согласно Перечню первоочередных наборов данных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих публикации в форме открытых данных.
На базе раздела "Открытые данные" создаются приложения с высокой добавленной стоимостью, которые помогают получить информацию в удобном интерфейсе.
Во исполнение решений Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства для подготовки, обработки, публикации, актуализации и контроля открытых данных отрасли культуры Минкультуры России проводятся работы по созданию информационной системы (ИС) - отраслевого портала (данных в машиночитаемом формате). ИС создается в соответствии с Методическими указаниями по публикации открытых данных, размещенными на сайте Открытого правительства большоеправительство.рф, и позволит автоматизировать трудоемкие процессы сбора, приведения в необходимые форматы, контроля над регламентами публикации и соответствия данных требованиям.
<< Раздел 4. Профессиональная творческая деятельность |
Раздел 6. >> Социально-культурная деятельность |
|
Содержание Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.