Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 10. Экономика культуры
10.1. Финансовые ресурсы культуры
Статистические данные свидетельствуют о том, что за почти двадцатилетнюю историю Российской Федерации расходы на культуру и кинематографию не претерпели существенных изменений, как в общем объеме ВВП, так и в совокупных расходах консолидированного бюджета Российской Федерации.
За период с 1991 по 2013 годы расходы на культуру и кинематографию (без учета расходов на СМИ) варьировались в диапазоне от 0,4 до 0,7% от ВВП, а их доля в общих расходах консолидированного бюджета Российской Федерации была отмечена в пределах 1,5-1,9% (рисунок 39).
Максимальное значение доли расходов на культуру и кинематографию в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации за рассматриваемый период было отмечено в 2005 году и составило 1,89%. В 2008 году после незначительного снижения этот показатель достиг 1,82%, после чего на протяжении последних четырех лет отмечалась устойчивая тенденция к спаду: в 2012 году доля расходов на культуру и кинематографию составила 1,47% в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации. В 2013 году доля расходов на культуру и кинематографию в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации незначительно выросла до отметки в 1,49%.
Максимальное значение расходов на культуру и кинематографию в процентах от ВВП было отмечено в 2009 году, составив 0,67% от ВВП. За период с 2009 по 2012 годы динамика этого показателя также демонстрировала тенденцию к снижению: в 2012 году расходы на культуру и кинематографию составили 0,55% от ВВП. В 2013 году был отмечен незначительный рост данного показателя, вследствие чего расходы на культуру и кинематографию составили 0,56% от ВВП.
Как следует из графика, обе кривые демонстрируют снижение расходов на культуру и кинематографию за период с 2008-2009 годов до 2012 года, что согласуется с проводимой в России политикой финансово-экономических ведомств по сокращению дефицита государственного бюджета и устранением последствий мирового финансового кризиса 2008-2009 годов. 2013 год был ознаменован незначительным ростом расходов на культуру и кинематографию как в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации, так и в % от ВВП. Однако только по итогам 2014 года можно будет судить о том, укрепилась ли данная динамика роста расходов на культуру и кинематографию после почти четырехлетнего спада.
Если оценить ситуацию с финансированием сферы культуры в России в контексте международных сопоставлений, то наша страна занимает весьма скромное положение в перечне стран ОЭСР с объемом финансирования сектора культуры в размере 0,5%, что соответствует уровню Португалии (рисунок 40).
Приведенные данные демонстрируют широкий разброс значений показателя государственного финансирования сферы культуры в странах ОЭСР: от 0,3% от ВВП в Великобритании до 1,2% от ВВП в Люксембурге.
Однако при сопоставлении расходов на культуру в расчете на душу населения, контраст между Россией и развитыми странами становится особенно явным (см. Приложение 10.1).
Как следует из таблицы, по показателю подушевых расходов на культуру Россия практически замыкает перечень из представленных 25 стран, опережая лишь Грецию и Болгарию.
Расходы на культуру и кинематографию в расчете на душу населения составили в России в 2013 году 2630 рублей, что почти на 250 рублей выше уровня 2012 года (2379 рублей).
Последствия мирового финансового кризиса не могли не сказаться на объемах финансирования сферы культуры. С конца 2009 года во многих субъектах Российской Федерации наблюдалась тенденция к снижению расходов на культуру в связи с финансовыми затруднениями, обусловленными кризисом. Расходы на культуру оказались одними из первых, подлежащих секвестированию для обеспечения сбалансированности региональных бюджетов в рамках борьбы с бюджетным дефицитом. По данным федерального казначейства за 2012 год расходы из федерального бюджета на культуру оказались на 3 млрд рублей меньше, чем было утверждено в начале года, а из консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации - на 13,8 млрд рублей ниже первоначально утвержденного объема финансовых средств. В 2013 году ситуация с занижением первоначально утвержденных государственных расходов на культуру и кинематографию, к сожалению, повторилась: расходы из федерального бюджета сократились на 2,5 млрд рублей по сравнению с первоначально утвержденными значениями, а расходы из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - на 17,8 млрд рублей*(25).
Расходы на культуру и кинематографию в России в сопоставимых ценах (2000 год) росли за рассматриваемый период вплоть до 2008 года, причем уровень 1991 года был преодолен только в 2004 году (рисунок 41).
С 2008 по 2011 годы была отмечена тенденция к снижению объемов финансирования сферы культуры в сопоставимых ценах. С 2011 года наметился незначительный рост.
В региональном разрезе показатель расходов на культуру в валовом региональном продукте (ВРП) за 2012 год варьируется в диапазоне от 0,38% в Челябинской области (без учета значений автономных округов) до 2,77% от ВРП в Чеченской Республике. В среднем по субъектам Российской Федерации этот показатель составил 0,51% от ВРП (см. Приложение 10.2).
Показатель доли расходов на культуру в расходах консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации в среднем по регионам России составил в 2012 году 3,08%. Разброс значений варьируется от 1,98% в Карачаево-Черкесской Республике до 5,34% в Республике Мордовия. В 34 субъектах Российской Федерации показатель доли расходов на культуру в расходах консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации оказался в 2012 году ниже среднероссийского уровня (см. Приложение 10.2).
Показатель расходов на культуру в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения в среднем по регионам России составил в 2012 году 1792,1 рубль. Самое низкое значение данного показателя было зафиксировано в Республике Дагестан - 644,6 рубля, а самое высокое значение - 6463,7 рубля - в Магаданской области (без учета значений Ямало-Ненецкого, Чукотского и Ненецкого автономных округов). Разброс значений между максимальным и минимальным показателем составил 10-кратной величины. В большинстве регионов (53 регионах) России показатель расходов на культуру в консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации в расчете на душу населения был в 2012 году ниже среднероссийского уровня (см. Приложение 10.2).
В 2013 году среднесписочная численность работников учреждений и организаций культуры, искусства, кинематографии и образования в сфере культуры составила 803303 человека, что почти на 45000 человек ниже уровня 2012 года (см. Приложение 10.3).
Из общей численности работников культуры, искусства, кинематографии и образования в сфере культуры только 8,3% работников заняты в учреждениях и организациях федерального ведения, а основная доля работников - 91,7% - задействована в учреждениях и организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
По видам культурной деятельности численность работников была распределена в 2013 году следующим образом (рисунок 42).
В региональном разрезе среднесписочная численность работников учреждений и организаций культуры, искусства, кинематографии и образования в сфере к,ультуры представлена в таблице (без учета работников учреждений и организаций федерального ведения) (см. Приложение 10.2).
Средняя заработная плата указанной категории работников составила в 2013 году 20007 рублей или 66,8% от уровня средней заработной платы по экономике в целом.
В учреждениях и организациях культуры, искусства, кинематографии и образования в сфере культуры федерального ведения средняя заработная плата составила 39029 рублей, что в 2,1 раза выше средней заработной платы в учреждениях и организациях культуры местного ведения (18295 рублей).
В аппарате Минкультуры России средняя заработная плата составила 66486 рублей, аппарате региональных органов управления культурой - 49185 рублей, а в аппарате муниципальных отделов культуры - 34404 рубля (рисунок 43).
В разрезе видов культурной деятельности самая высокая оплата труда отмечается у работников учреждений дополнительного профессионального образования (33204 рубля) и у работников театров (31217 рублей), а самая низкая в области кинофикации и проката фильмов (16700 рублей), в учреждениях культурно-досугового типа (14620 рублей), в библиотеках (16555 рублей), детских школах искусств (19874 рубля) и цирках (18703 рубля) (рисунок 43).
В региональном разрезе средняя заработная плата работников учреждений и организаций культуры, искусства и кинематографии (без учета работников учреждений и организаций федерального ведения) составила в 2012 году 14166 рублей. Средний разброс значений по уровню оплаты труда работников культуры в регионах России составил 3,5 раза (без учета данных по Москве и автономным округам). Самый низкий размер оплаты труда работников культуры был отмечен в Ивановской области и составил 7984 рубля, а самый высокий - в Камчатском крае (27870 рублей). Следует отметить, что в 2012 году в 64 регионах России размер оплаты труда работников учреждений и организаций культуры, искусства и кинематографии не превышал среднероссийского уровня (см. Приложение 10.2).
В 2013 году в региональном разрезе средняя заработная плата работников учреждений и организаций культуры, искусства и кинематографии (без учета работников учреждений и организаций федерального ведения) составила 18296 рублей.
Соотношение размера средней заработной платы работников культуры с уровнем средней заработной платы по экономике региона в 2012 году составило в среднем по субъектам Российской Федерации 53,2%. Самый низкий уровень данного показателя был отмечен в Тюменской области, где он составил 34,2%, а самый высокий - в Ярославской области (65,1%) (без учета значений Москвы и Санкт-Петербурга и автономных округов) (см. Приложение 10.2).
10.2. Новые подходы к финансированию культуры
Сокращение бюджетного финансирования культуры в нестабильных экономических условиях заставляет исследователей и практиков обращать особое внимание на пересмотр действующих моделей и поиск новых источников поддержки культурной деятельности, включая модернизацию налоговой политики, увеличение поступлений от доходных отраслей культуры, эндаумент-фондов, национальных лотерей, азартных игр и т.п. Российская модель культурной политики в настоящее время применяет ограниченный набор подобных мер и стимулов для поддержания и развития сферы культуры. Вопрос о поиске дополнительных ресурсов экономического обеспечения культурной деятельности не теряет своей актуальности.
Кроме прямых расходов бюджета, должны устанавливаться государственные обязательства в части "налоговых расходов" на культуру, отражающих налоговые льготы участникам культурной деятельности. Обязательства, характеризующие косвенные формы поддержки культурной деятельности - "налоговые расходы", включая меры по стимулированию благотворительности, определяют систему налоговых льгот разного типа: налоговые льготы участникам культурной деятельности; маркированные налоги в пользу культуры; процентная благотворительность в сфере культуры.
Косвенная поддержка культурной деятельности
Основным направлением налогового протекционизма, стимулирующим создание, сохранение, распространение и потребление культурных благ, является предоставление льгот по налогу на доход физических лиц - потребителей культурных благ и фрилансеров, участвующих в создании художественных ценностей (в форме сокращения налогооблагаемого дохода), налогу на прибыль государственных и негосударственных организаций культуры (в форме нулевой ставки), налогу на прибыль от культурной деятельности организаций, осуществляющих культурную деятельность или занимающихся благотворительностью в сфере культуры (в форме сокращения налогооблагаемой прибыли).
В 2013 году в налоговое законодательство были внесены изменения, направленные на снижение налоговой нагрузки для учреждений культуры. Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введены дополнительные налоговые льготы для учреждений культуры и искусства, а также определены некоторые особенности, связанные с отражением в налоговом учете имущества, приобретенного полностью (частично) за счет бюджетных средств. Поправками, внесенными Федеральным законом N 215-ФЗ в гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (пп. 6 п. 2 ст. 256), в отношении учреждений культуры и искусства с 1 января 2014 г. предусмотрены следующие преимущества по налогу на прибыль.
Музеям, являющимся бюджетными учреждениями, предоставляется право включать в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций, стоимость культурных ценностей, приобретенных для включения в Музейный фонд Российской Федерации.
Театры, музеи, библиотеки, концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе будут применять особый порядок амортизации в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. Согласно новой редакции ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении амортизируемого имущества театров, музеев, библиотек, концертных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, с 2014 года предусматривается особый порядок начисления амортизации. В соответствии с п. 7, внесенным Федеральным законом N 215-ФЗ в ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, перечисленные учреждения культуры и искусства будут вправе не применять общий порядок амортизации, предусмотренный ст. 259 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов амортизируемого имущества, за исключением объектов недвижимого имущества. В этом случае осуществленные за счет средств от приносящей доход деятельности расходы указанных учреждений на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества и расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств, признаются в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода соответствующих объектов в эксплуатацию.
С 1 октября 2013 г., согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 215-ФЗ в пп. 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в перечень услуг, оказываемых учреждениями культуры и искусства, которые освобождаются от обложения НДС, добавлены услуги по предоставлению музейных предметов, музейных коллекций, по организации выставок экспонатов, по показу спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей деятельность в сфере культуры и искусства.
Одной из форм налогового протекционизма являются маркированные (специальные) налоги, предусматривающие прямое направление в сферу культуры доходов от конкретных видов налогов и сборов, перечень которых должен устанавливаться базовым законодательством о культуре или иными нормативными актами. В западных странах накоплен большой опыт применения разнообразных моделей дополнительного финансирования культурной деятельности через системы специальных налогов.
В качестве таких налогов, поступления от которых направляются в сферу культуры, могут использоваться налоги от доходов государственной лотереи, тотализаторов и букмекерских контор, туристический налог, налог на доходы от проката зарубежных кинофильмов, отчисление от сметной стоимости строительства или реконструкции общественных объектов, акцизные сборы на табак и алкоголь и т.д. Рассмотрим лишь некоторые варианты маркированных налогов, которые в перспективе могли бы стать дополнительным ресурсом для финансового обеспечения культуры и искусства в нашей стране.
1) Доходы от проведения государственных лотерей.
Современные лотереи приносят значительный доход в бюджеты государств, в различные организации и благотворительные фонды. В России существующая нормативно-правовая база позволяет расширить финансовые возможности социально-культурной сферы, используя деятельность лотерей. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" (пп. 2 п. 1 ст. 10 к обязательным нормативам лотереи относятся целевые отчисления, предусмотренные ее условиями, которые составляет 10% от разницы между суммой выручки оператора лотереи от их проведения за отчетный квартал и суммой выплаченных оператором лотереи за отчетный квартал выигрышей. Далее эти целевые отчисления используются для финансирования социально значимых объектов и мероприятий. Таким образом, мы можем говорить о заложенной социальной значимости проводимых в России государственных лотерей. Поддержка крупных спортивных событий и развитие инфраструктуры спорта реализуется лотереями "Спортлото" и "Гослото", целью проекта всероссийских государственных лотерей "Победа" является создание дополнительного источника финансирования мероприятий в рамках реализации Стратегии социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года. К сожалению, сфера культуры не получает существенной поддержки от аналогичных крупных государственных лотерей, курируемых профильным министерством.
Для примера, расчетные показатели, основанные на данных по лотереи Великобритании: население страны 62,7 млн человек, поступления от Национальной лотереи на социально-значимые цели - около 1,5 млрд фунтов стерлингов. На культуру, искусство и культурное наследие предназначается 33,3% этих средств, т.е. 500 млн фунтов стерлингов (23,2 млрд рублей) при пересчете на население России (больше в 2,3 раза) - 53,4 млрд рублей. Объемы поступлений на культуру могут быть в пределах от 13 до 53 млрд рублей. Этот показатель, конечно, является завышенным, т.к. для выхода на объемы национальной лотереи Великобритании потребуется разработка тиражной лотереи, представляющей интерес для значительной доли населения России. Необходимо будет создать инфраструктуру для ее функционирования по всей стране, а также создать привлекательный образ лотереи для участников, в т.ч. активно информируя о направлении расходования части средств от проданных билетов.
2) Поступления от акцизных сборов на демериторные товары (табак, алкоголь).
Поступления по акцизам на подакцизные товары в коммерческие банки Российской Федерации в 2010 году составили 441,4 млрд рублей, из них порядка 250 млрд рублей - поступления по акцизам на алкогольную и табачную продукцию. В случае введения нормы отчислений в размере от 1% до 5% от поступлений по акцизам на табак и алкоголь, объем дополнительных финансовых вложений в культуру может составить от 2,5 млрд до 12,5 млрд рублей.
3) Доходы от азартных игр (казино, тотализатор, букмекерские конторы).
4) Отчисление 1% от сметной стоимости строительства или реконструкции общественных объектов на создание или закупку произведений искусства для его оформления или поддержку объектов культурного наследия (практика функционирования института: Франция, Испания, Нидерланды, страны Северной Европы).
В настоящее время во Франции в основе политики госзаказа лежит т.н. "закон одного процента", распространяющийся на государственные программы строительства школ, университетов, других крупных объектов - музеев, концертных залов и т.д. Законом предусмотрено, что 1% от общей стоимости проекта отводится на покупку существующего или создание нового художественного произведения, которое должно быть интегрировано в структуру возводимого объекта или его окрестностей. Это позволяет мастерам разных художественных направлений сотрудничать с архитекторами и создавать художественные произведения для размещения в обычных местах, способствуя тем самым приобщению публики к современному искусству и ощущая весьма действенную поддержку в развитии своего творчества. В Испании также установлен 1-процентный сбор, включаемый в состав затрат на строительство государственных объектов гражданского назначения.
Получаемые доходы используются для финансирования мероприятий по сохранению и улучшению состояния объектов культурного наследия страны.
Ввод в действие основных фондов*(26) по видам экономической деятельности "Образование" и "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг" (культура в соответствии с ОКВЭД входит в последний раздел) составил в 2010 году 321,6 млрд рублей. Одну треть по этой статье составляют строительно-монтажные работы, таким образом, собственно ввод в действие социально-культурных объектов составляет порядка 107,2 млрд рублей. Введение "закона 1-го процента" по аналогии с опытом Франции позволит дополнительно привлечь 1,1 млрд рублей.
5) "Культурная рента" - отчисления от доходов коммерческих организаций, которые ведут свою деятельность в пределах исторических и культурных территорий (музеев-заповедников).
6) Обязательные туристические сборы (не с туристов, а с организаций туриндустрии) с последующим направлением собранных средств на сохранение объектов культурного наследия и поддержку других объектов культурной инфраструктуры.
7) Штрафные санкции за нарушения в области использования объектов культурного наследия и др.
8) Отчисления от прибыли сберегательных банков, направляемые в созданные ими фонды поддержки социально-культурной деятельности. (Испания, Италия, Кипр). Вариантом данного института может быть разработка совместно со Сбербанком России банковского продукта, направленного на поддержку определенного вида культурной деятельности, по аналогу с программой фонда "Подари жизнь". Банк перечисляет пожертвования за счет своих доходов в виде 50% платы за 1-ый год обслуживания карты и 0,3% от сумм покупок клиентов и дополнительно 0,3% от сумм покупок за счет владельца карты. По оценке экспертов, отчисления на культуру могут составить от 1 до 2 млрд рублей.
Третья перспективная форма поддержки социально-культурного сектора - "институт процентной благотворительности", предусматривающий возможность свободного выбора приоритетных направлений расходования небольшой части (в пределах 2%) уплачиваемого налога, реализующий право налогоплательщиков самостоятельно решать, какие виды культурной деятельности имеют для них наибольшее значение. Содержательной доминантой этого института является прямое участие граждан в распределении бюджетных средств. В основе этого механизма благотворительности лежит практика ряда европейских стран, в соответствии с которой отчисления с подоходного налога направляются на социально-культурные нужды. Законодательство позволяет гражданам самим выбирать, на какие общественно-полезные цели отчислять часть своего подоходного налога: в Италии - 0,5%, Испании - 0,7%, Венгрии - 1%, Литве - 2%, Румынии - 2%, Словакии - 2% и др. Следует подчеркнуть, что число стран, где используется этот весьма эффективный институт гражданского общества, постепенно возрастает, как и растет число физических лиц, желающих заниматься "процентной благотворительностью"*(27). Для России предлагается установить отчисление в размере 1,5% от налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Расчеты по данным европейских стран показывают, что если этим правом воспользуется не более 15% работающего населения страны, то и в этом случае объем дополнительных средств, поступающих в сферу культуры, составит 5,9 млрд рублей в первый же год введения "процентной благотворительности".
Целевой капитал некоммерческих организаций
Механизм эндаумент-фондов доказал свою эффективность в обеспечении долгосрочного стабильного источника финансирования значимых образовательных, научных, культурных программ в странах Европы и США. В России с принятием в 2006 г. Федерального закона от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" появилась возможность для формирования института дополнительной поддержки некоммерческих организаций, работающих в сфере образования, культуры, науки, искусства, архивного дела и других сферах, разрешенных законодательством. Целевой капитал некоммерческой организации - это переданная в доверительное управление управляющей компании часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, имущества, полученного по завещанию, неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом. Доходом от целевого капитала признается доход от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, а также часть имущества, составляющего целевой капитал, которые передаются получателям дохода от целевого капитала. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 328-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" расширил список пожертвований в целевой капитал, появилась возможность пополнения целевых капиталов за счет ценных бумаг, недвижимого имущества, дивидендов, процентного купонного дохода, иных доходов по ценным бумагам. Однако формировать эндаумент, как и раньше, можно только за счет денежных средств. Был расширен перечень целей формирования и использования дохода от целевого капитала, скорректированы отношения, возникающие при формировании, пополнении и расформировании целевого капитала.
Надо отметить, что семь лет, прошедших с момента вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2006 г. "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций", охарактеризовались активным созданием фондов целевого капитала и, прежде всего, в сфере высшего образования. По данным Программы "Целевые капиталы"*(28), в 2013 году в 29 регионах России было зарегистрировано 116 фондов целевого капитала (2012 г. - 100 фондов целевого капитала), объем средств данных фондов составил в 2013 году - 24,9 млрд рублей (2012 г. - 24,9 млрд рублей).
Но в сфере культуры данная модель пока развивается очень медленно. В 2010 г. по инициативе генерального директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского и мецената, председателя попечительского совета Эрмитажа В. Потанина, был зарегистрирован "Специализированный фонд управления целевым капиталом для развития Государственного Эрмитажа". Затем в 2011 г. Эрмитаж сформировал крупнейший среди российских музеев целевой капитал, основу которого составило пожертвование В. Потанина в размере 5 млн долларов США. В 2012-2013 гг. музей провел несколько кампаний по сбору пожертвований для пополнения своего эндаумент-фонда. Целевой капитал был передан в доверительное управление ЗАО "Газпромбанк - Управление активами", выбранному на конкурсной основе*(29). В финансовом плане по пополнению и использованию целевого капитала Фонда на 2014 год заложены доходы в размере 21,9 млн рублей.
"Петергоф" стал первым музеем-заповедником, который в 2011 году создал свой эндаумент-фонд. Поддержание сохранности и развитие музейного комплекса требует значительных финансовых ресурсов, а бюджетных средств оказывается для этого недостаточно. С 2009 года в музее-заповеднике существует Общество друзей музея и Фонд "Друзья ГМЗ "Петергоф", что позволяет привлекать благотворительные пожертвования на проекты развития "Петергофа". В сентябре 2012 г. было сформировано два целевых капитала*(30).
В 2014 году Еврейский музей и центр толерантности в Москве объявил об учреждении эндаумент-фонда*(31), направляемого на развитие музея. На сегодняшний день в эндаумент-фонд Еврейского музея собрано 4,5 млн долларов США. Эти средства должны послужить основой долгосрочного развития и будущего расширения экспозиции музея.
Успешность функционирования института целевого капитала невозможно рассматривать отдельно от института благотворительности в современном российском обществе. Пока Российская Федерация занимает очень низкие места в рейтингах благотворительности - например, в исследовании "Рейтинг мировой благотворительности 2013", подготовленном британским фондом CAF на основании данных всемирного опроса, из 135 стран наша страна находится на 123 месте. Несмотря на это, можно говорить о том, что за последние десять лет уже многое сделано для развития института филантропии. В 2009 году по инициативе благотворительного сообщества была принята "Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации", которая обозначила, что в Российской Федерации наблюдается устойчивый рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, растет количество благотворительных организаций. В апреле 2013 г. Государственная дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект Федерального закона "О меценатской деятельности", который устанавливает порядок оказания меценатской поддержки, регулирует отношения между меценатами, получателями помощи и государством.
Налоговые преимущества при формировании и использовании доходов от эндаумент-фондов устанавливаются поправками, внесенными в Налоговой кодекс Российской Федерации законом от 30 декабря 2006 г. N 276-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций". Фонд целевого капитала не платит налог на прибыль: с суммы денежных средств, полученных на формирование (пополнение) целевого капитала, с суммы инвестиционного дохода от управления целевым капиталом, с суммы процентов по депозитам, дивидендов и процентов по ценным бумагам при условии передачи данных доходов на пополнение целевого капитала. Получатель дохода от целевого капитала - НКО не платит налог на прибыль с суммы дохода от целевого капитала, полученного от фонда. Передача денежных средств, недвижимого имущества, ценных бумаг фонду на формирование (пополнение) целевого капитала не облагается НДС (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Физические лица могут делать благотворительные пожертвования некоммерческим организациям на формирование и (или) пополнение целевого капитала и получать социальный налоговый вычет (с 1 января 2012 г. пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации) - право на возврат подоходного налога в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% дохода, полученного физическим лицом по итогам налогового периода*(32). Иная ситуация складывается для юридических лиц, которые, как правило, направляют значительные суммы в эндаумент-фонды*(33) - законодательство практически не мотивирует компании к благотворительной деятельности. В настоящее время для данной категории доноров льгот по налогу на прибыль не предусмотрено. В 2014 году появилась важная инициатива в законопроекте Минэкономразвития России, в котором предлагаются поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации в части предоставления налогового вычета юридическим лицам - жертвователям в целевой капитал НКО в целях стимулирования благотворительности*(34).
Развитие корпоративной благотворительности
Корпоративная благотворительность - добровольная деятельность коммерческой организации по оказанию помощи нуждающимся или по поддержке социально-культурных проектов - как собственных, так и других организаций. При этом средства вкладываются в сферы, не имеющие прямой связи с основной коммерческой деятельностью компании. В соответствии с системой корпоративного планирования, определяющей приоритеты и критерии, средства направляются некоммерческим организациям социально-культурного сектора. Таким образом, благотворительная деятельность корпораций может рассматриваться как социальные инвестиции. В последние годы можно говорить о том, что корпоративная благотворительность в России трансформируется в более сложное явление с разными мотивациями для ее осуществления. Развитие некоммерческого сектора стимулирует рост корпоративной социальной ответственности.
Судить о приоритетах и формах корпоративной благотворительности в крупных российских компаниях можно по ежегодным отчетам проекта "Лидеры корпоративной благотворительности". Согласно данным исследования, крупные российские компании выделяют на благотворительность в среднем 1-2% чистой прибыли. Даже несмотря на экономические сложности, российский крупный бизнес пока не снижает поддержки благотворительных программ. Позитивным фактором является активизация региональных компаний, поддерживающих социальные программы.
В 2013 году участниками проекта "Лидеры корпоративной благотворительности" стали 63 российские и международные корпорации, осуществляющие программы на территории Российской Федерации. На разнообразные благотворительные инициативы ими было направлено 13,4 млрд рублей собственных средств, что на 1,6 млрд больше, чем за период 2011-2012 годов. Спектр поддерживаемых программ в области культуры и искусства очень разнообразен: от современного искусства (Международный фестиваль новой культуры "Арт-Овраг" и ЗАО "Объединенная Металлургическая Компания") до создания некоммерческих творческих школ (школа искусств "Мастер-класс" и Банк ЗЕНИТ).
Очень важным аспектом данной программы является постепенное формирование системной корпоративной благотворительности в нашей стране, а также информирование общества о существующих моделях социальной ответственности бизнеса. На региональном уровне большую роль в повышении имиджа благотворительной деятельности и роста ее привлекательности играет политика властей, которая должна использовать правовые и этические механизмы, а не "добровольно-принудительной" подход к благотворительности*(35). Благотворительность в России требует государственной поддержки в части совершенствования законодательной базы в данной сфере, а также публичного признания и поощрения благотворительности. Постепенно эти меры приведут к развитию личной благотворительности, а также расширят мотивацию корпоративной филантропии, в том числе и в сфере культуры.
Важной особенностью системы экономического регулирования культурной деятельности должно быть использование формулы "тратить не растрачивая, накапливать", предполагающей комбинацию маркированных налогов и института "процентной благотворительности" с уже сформировавшимся институтом гражданского общества и благотворительности - эндаумент-фондами. Решением с двойным эффектом может стать норма формирования целевых капиталов различных видов культурной деятельности (театра, филармонической музыки, цирка, музеев, библиотек, кинематографа, сохранение материального и нематериального культурного наследия, образования в сфере культуры и т.п.) на основе поступлений от маркированных налогов, включая бюджетные средства, обусловленные институтом "процентной благотворительности". В этом случае ежегодные взносы от маркированных налогов будут сохраняться и накапливаться в соответствующих эндаумент-фондах, обеспечивая возрастающий текущий доход от целевого капитала, направляемый на поддержку культурной деятельности. Следует подчеркнуть, что указанные средства должны распределяться исключительно на конкурсной основе в виде соответствующих грантов. В этой связи целесообразно сформировать шесть эндаумент-фондов культуры: для исполнительских искусств, музейной деятельности, библиотечного дела, кинематографа, культурного наследия, научной и образовательной деятельности. В первый же год введения "процентной благотворительности" сфера культуры может сформировать свой целевой капитал в размере 5,9 млрд рублей, что при 10% ставке доходности обеспечит почти 600 млн рублей отдачи от целевого капитала. Как показывают расчеты, общественные советы по управлению целевым капиталом этих шести фондов смогут уже в первый год распределить на конкурсной основе в среднем по 100 грантов по 1 млн рублей.
Для нашей страны рассмотренные модели привлечения дополнительных ресурсов в культуру пока можно назвать перспективой на будущее. Некоторые из них требуют значительных институциональных преобразований, которые не ограничиваются только созданием правой базы на основе заимствования зарубежных образцов, без понимания специфики сложившейся российской системы финансирования культуры. Нельзя не принимать во внимание и мнение ряда экспертов, считающих, что внедрение новых моделей повлечет за собой уменьшение доходной части бюджетной системы Российской Федерации, высокие трансакционные издержки, а также замещение государственного финансирования появившимися альтернативными поступлениями. Расширение ресурсной базы сферы культуры возможно при осуществлении продуманной государственной политики в форме косвенного регулирования при сохранении государственных обязательств поддержки культурной деятельности на основании финансовых нормативов, устанавливающих минимальную долю расходов бюджетных средств на культуру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.