Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Культура и туризм
3.1. Туристское использование объектов культуры
и культурного наследия Российской Федерации
На современном этапе государство с каждым годом уделяет все больше внимания поддержке и развитию туризма. 30 июля 2013 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Перечень поручений по вопросам развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации, которые во многом определили характер и акценты государственного регулирования сферы туризма в нашей стране.
Современная туристская индустрия - это динамично развивающаяся система, в которой все теснее сплетаются интересы различных ее многочисленных компонентов: от туристского потенциала территории до процесса формирования потребностей и спроса личности на посещение культурных и природных объектов. Поэтому взаимная интеграция культуры и туризма постоянно углубляется и расширяется, обретая новые формы и виды.
Культурное наследие является одним из наиболее привлекательных ресурсов для развития туризма в Российской Федерации. В 2013 году его объем составил более 149 тыс. объектов. Одним из важных направлений взаимной интеграции сферы культуры и туризма является создание благоприятных инфраструктурных, коммуникативных и организационных условий, способствующих обеспечению доступности культурного наследия нашей страны для туристов (как для граждан Российской Федерации, так и для иностранцев).
Значительная часть объектов наследия находится в исторических городах и поселениях, где сосредоточен важнейший культурно-исторический потенциал страны.
В большинстве малых исторических городов не только объекты культурного наследия, но также транспортная, дорожная и социальная инфраструктура требуют модернизации и развития. Поэтому для создания благоприятной туристской среды необходимо решение следующих проблем:
сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов;
комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;
поступательное развитие архитектурного творчества, органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;
современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;
ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;
разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.
Исторические города продолжают оставаться во многом неиспользуемым резервом для развития внутреннего и въездного туризма, сохраняется проблема вовлечения малых городов России в единое культурное пространство страны. В августе 2013 г. Комитет гражданских инициатив принял решение о реализации проекта "Малые города России: забытые сокровища нашей цивилизации". Проект планируется реализовать в трех малых городах России: Старице, Устюжне и Тотьме. При выборе городов учитывались наличие историко-культурных объектов, а также транспортная доступность или близость к традиционным маршрутам внутреннего туризма. При этом выбранные города не являются популярными центрами внутреннего туризма, хотя и имеют для этого потенциальные качества. Проект призван раскрыть внутренние возможности этих городов и выявить проблемы, мешающие реализовать этот потенциал, придать новый импульс социальным группам и местным сообществам, заинтересованным в развитии своего города.
Все более четко прослеживается тенденция привлечения возможностей туризма для разрешения кризисных ситуаций в моногородах. Многие мероприятия региональных программ развития туризма в ряде субъектов Российской Федерации корреспондируются с антикризисными планами развития моногородов. В целом же, за последнее время использование объектов наследия выглядит весьма неравномерно, как в отраслевом, так и в региональном разрезе, что наглядно отражено в Приложении 3.1.
Количество объектов культурного наследия, которые использовались для целей туристского показа и посещения в 2013 году, составило 34 746. Таким образом, в 2013 году в туристский оборот было вовлечено только 23,3% от общего количества объектов. Необходимо заметить, что в целях религиозного туризма и паломничества использовались 6 392 объекта.
В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в качестве одного из основных видов объектов культурного наследия были выделены достопримечательные места. В этом же законе была определена особая роль достопримечательных мест как базового объекта наследия, определяющего возможность создания на их основе историко-культурных заповедников.
В исторических городах развивается движение, связанное с исторической реконструкцией, которое является не только современной формой сохранения наследия, но эффективно способствует привлечению туристских потоков ("Коломенское" в Москве, "Аркаим" на Урале, маршрут "Половецкий стан" в Саратовской области, "Бородино" в Московской области, "Ясная Поляна" в Тульской области и ряд других проектов).
К 2013 году в Российской Федерации сложилась устойчивая система культурно-познавательного туризма с опорой на ключевые объекты культурного наследия, расположенных в музеях, в том числе музеях-заповедниках, музеях-усадьбах, исторических городах и сельских поселениях. Эти объекты составляют каркасную основу туристско-познавательного потенциала Российской Федерации. Роль туризма как фактора сохранения наследия в России может быть значительно усилена во многих регионах.
Существующие в туризме технологии позволяют сделать привлекательной и посещаемой практически любую местность или город. Примером могут служить Великий Устюг, Мышкин, Муром. Именно туристская индустрия является одной из отраслей бизнеса и общественной деятельности, заинтересованных в сохранении и возрождении объектов наследия, поддержании национальных и культурных традиций.
Познавательные поездки включают посещение не только традиционных объектов культуры (музеи, галереи, объекты культурного и природного наследия и сценического искусства), но и знакомство с современным творчеством народных умельцев, образом жизни людей на определенной территории, изучение предметов быта, материальной культуры и явлений этнической культуры: языка, зодчества, фольклора, традиций, обрядов, гастрономических предпочтений. Поэтому не случайно, по данным Всемирной Туристской Организации (ЮНВТО), в мировой структуре туристских поездок ведущая роль принадлежит культурно-познавательным мотивациям.
Основная задача культурно-познавательного туризма в Российской Федерации состоит в том, чтобы объединить две, на первый взгляд, противоположные тенденции - сохранение объектов наследия и развитие туризма. Предлагается рассматривать сохранение объектов наследия и развитие туризма как два взаимодействующих процесса, объединенных единой концепцией взаимного дополнения. Для того, чтобы они не противоречили друг другу, необходимо строго придерживаться принципа: деятельность по восстановлению и поддержанию в сохранности объектов культурного наследия должна предшествовать их коммерциализации средствами туризма.
Как свидетельствует мировой опыт, это может быть достигнуто путем применения комплекса законодательных, организационных и информационных мер, а также новых технологий, в результате которых заинтересованные в сохранении объектов культурного наследия стороны получают необходимые стимулы и поддержку при организации туристско-рекреационной и культурно-познавательной деятельности. При таких условиях сохранение и возрождение объектов культурного наследия становится существенно более эффективным и гораздо менее затратным для государственного бюджета.
В 2013 году продолжалась совместная работа государственных и муниципальных органов разных уровней, коммерческих структур различной специализации по развитию ГЧП.
Все более важным аспектом государственной политики в сфере туризма, как на региональном, так и на федеральном уровнях, становится выявление туристских дестинаций в каждом из субъектов Российской Федерации, определение методов их поддержки как точек роста социально-культурных и экономических показателей региона в целом. Создаваемые в настоящее время туристско-рекреационные и автотуристские кластеры требуют содержательного и разнообразного насыщения различными событиями и услугами, которые могли бы привлечь туристов к активному посещению этих объектов и территорий. Все большую роль в привлечении туристов к объектам культуры играет разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, объектах туристского показа, культурно-досуговых учреждениях, природно-ландшафтных комплексах) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации.
В рамках проведения программных мероприятий накапливается положительный опыт государственного регулирования в сфере туризма в части использования эффективного механизма привлечения инвестиций в туризм на основе ГЧП, формирования цивилизованного туристского рынка, включая реализацию правовых норм по защите прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма, внедрения новых стандартов и классификации объектов туристской индустрии, новых информационных технологий, создания региональных программ развития туристской деятельности.
В 2013 году Минкультуры России совместно с Ростуризмом и другими заинтересованными ведомствами вели активную работу по нормативно-правовому регулированию туристской деятельности.
3.2. Развитие внутреннего и въездного туризма
в Российской Федерации
По данным Росстата в 2013 году произошли изменения туристских потоков в Российской Федерации. В 2013 году за рубеж выехали более 54 млн человек, тогда как по маршрутам внутреннего туризма путешествовали более 30 млн граждан России. В тоже время въезд иностранных граждан с целями туризма составил около 31 млн туристских прибытий. Таким образом, внутренний и въездной туризм в нашей стране практически сравнялись по объему, что явилось важным результатом проводимой в последние годы целенаправленной государственной политики по поддержанию и развитию отечественного туризма. В 2013 году продолжился рост выездного туризма, который пока существенно превышает въездной и внутренний, и эту тенденцию пока еще не удалось существенным образом изменить.
Положительные тенденции в развитии внутреннего туризма усиливаются мероприятиями ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", направленными на последовательное использование широкого спектра ресурсов и возможностей на всех уровнях для создания в стране современной туристской индустрии.
Характерной чертой развития туризма в 2013 году в Российской Федерации являлась устойчивая тенденция роста малых частных гостиниц, как с широким набором услуг, так и гостиниц эконом-класса. В настоящее время, по оценкам экспертов, таких средств размещения насчитывается более тысячи*(10), однако в официальной статистике эти гостиницы по разным причинам не отражаются.
Для формирования более полной и объемной картины внутреннего туризма и, соответственно, для повышения эффективности государственного регулирования данного направления туристской сферы все более важное значение приобретают правильно организованные статистическое наблюдение и отчетность. Официальная система Росстата в части учета показателей туризма не менялась с 1993 года (в том числе и в части терминологии). Принимаемые на федеральном уровне решения внедрить применяющуюся в ряде зарубежных стран по рекомендации ЮНВТО систему вспомогательных (сателлитных) счетов так и не были выполнены*(11).
В настоящее время отсутствуют достоверные и объективные статистические данные о состоянии туристской отрасли в Российской Федерации, что влечет за собой ряд масштабных проблем и требует постановки задач по оптимизации ситуации.
По поручению Минкультуры России Институтом Наследия была выполнена разработка системы статистического учета в сфере туризма. В основу выполнения этой работы было положено использование расширенной системы исходных/наблюдаемых и промежуточных/аналитических показателей, также группы комплексных/результирующих показателей деятельности туристской индустрии с привлечением дополнительных участников, средств и инструментов сбора и обработки данных и их практического использования органами государственного управления туризмом на федеральном и региональном уровнях. Так, существующие методы сбора первичной статистической информации и ее обработки предлагается дополнить подключением к системе ГИВЦ региональных туристских структур государственного управления, волонтеров-студентов, обучающихся в вузах по туристским специальностям и др. Таким образом, образовательные организации высшего образования, осуществляющие подготовку кадров в сфере туризма, могут стать постоянными партнерами государственных органов управления в сфере туризма, что позволит привлечь студентов в качестве волонтеров для сбора ведомственной информации. Данная мера окажет положительное воздействие и на систему подготовки туристских кадров.
Внедрение обновленной системы статистических показателей по туристской деятельности позволит федеральным и региональным структурам в сфере туризма регулярно получать объемную и многоаспектную информацию о состоянии выполнения программных документов с возможностью минимизации рисков недостоверности исходных данных, а также о тенденциях реализации государственной политики в сфере туризма в стране в целом. Целесообразность и преимущества предложенных принципов и подходов для планирования и управления индустрией туризма будут способствовать становлению ее в качестве фактора и средства устойчивого развития экономики территорий.
Массовый туризм все больше видоизменяется. Например, компания "Волга-тур" разработала проект "Сказочное кольцо России", где знакомство со старинными самобытными городами Золотого кольца сочетается с игровыми встречами с героями русских сказок. Большим спросом пользуется и новый проект "Автоквест по городам Золотого кольца" - динамичная интеллектуальная игра, во время которой участники не только путешествуют на автомобилях, но и решают логические задачи, выполняют поиск на местности, строят оптимальные маршруты. Подобные предложения стимулируют спрос и количество заказов на индивидуальные туры, семейные поездки по специальным программам.
Следует отметить, что в 2013 году сохранилась тенденция по улучшению состояния гостиничной базы в стране, появились новые предприятия размещения, в том числе разного уровня обслуживания. В ближайшей перспективе необходимо продолжать курс на наращивание отельной базы с учетом пожеланий реальной и потенциальной потребительской аудитории. Все еще дефицитными можно считать средства размещения экономичного и среднего ценового сегмента, предлагающие стандартизированный набор услуг заявленного качества. Увеличение емкости данного типа номерного фонда становится главной предпосылкой к развитию внутреннего и въездного туризма.
Во многом высокая стоимость путешествия для россиян связана с дороговизной транспортного обслуживания ввиду больших расстояний и неразвитости внутрироссийских чартерных перелетов внутри страны. Вместе с тем в последние годы проявляется устойчивая тенденция усиления социальной составляющей в существующей структуре поездок граждан Российской Федерации в места отдыха и туризма, выражающаяся в субсидиях для определенных категорий социально слабозащищенных граждан в части обеспечения для них транспортной доступности, осложненной большими расстояниями или неудобствами формального характера. В частности, примером государственной поддержки путешествующих, независимо от уровня их доходов и статуса, может служить принятое в 2009 году Правительством Российской Федерации решение о субсидировании авиаперевозок с Дальнего Востока граждан моложе 23 и старше 60 лет. Субсидии имеют сезонный характер - жители Дальнего Востока указанных возрастных категорий в период с 15 мая по 15 сентября могут воспользоваться скидкой на авиабилеты для полетов в Москву, Санкт-Петербург и на Черноморское побережье. Это, безусловно, следует расценивать как важный шаг по реальной поддержке такого направления, как социальный туризм, учитывая, что скидки предоставляются в сезон отпусков.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2013 г. N 113 "О внесении изменений в Правила предоставления субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении" предусмотрено введение 10 новых льготных авиамаршрутов, в том числе в Горно-Алтайск и Кызыл. Льготами, как и прежде, пользуются молодые люди до 23 лет и пенсионеры, инвалиды 1 группы всех возрастов и сопровождающие их лица, а также лица, сопровождающие детей-инвалидов. В 2013 году в организацию льготных авиаперевозок было введено два новых принципа. Первый - это льготные перелеты из некоторых городов на Востоке России в курортные города Юга России. В частности, в новом документе речь идет о льготных авиаперелетах из Якутска, Хабаровска и Норильска до Анапы, Геленджика и Минеральных Вод. В результате этих мер число пассажиров на всех 42 льготных авиамаршрутах приблизилось к 600 тыс. человек.
Кроме того, в 2013 году государственные субсидии в размере 494 млн рублей были выделены на поддержку авиаперелетов в Калининград. За счет этого за 2013 г. турпоток в область вырос в 1,5 раза - до 800 тыс. человек. Приведенные выше примеры свидетельствуют об усилении государственной поддержки путешествий граждан и, тем самым, о положительном направлении развития социального туризма в нашей стране, который получает все более ощутимое развитие на региональном, ведомственном, корпоративном и отраслевом уровнях.
Перспективы развития социального туризма в Российской Федерации широко обсуждаются в туристской среде. В 2013 году была разработана концепция внедрения программы стимулирования внутреннего социального туризма "Отдых", которая направлена на стимулирование работодателей для оплаты части стоимости отдыха сотрудников в российских курортных зонах и туристских центрах с использованием социальной туристской банковской карты. Система позволит обеспечить доступность отдыха внутри страны для 8 млн дополнительных внутренних туристов и будет способствовать развитию туризма в российских регионах.
В 2013 году в рамках реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации был подготовлен ряд предложений по развитию механизмов государственной поддержки участия бизнеса в развитии социальной сферы, в частности, социального туризма.
Совместно с Автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (АСИ) проводилась работа в рамках реализации дорожной карты "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" и применению механизма ГЧП, в том числе направленного на развитие социального туризма. Велась работа по привлечению частных инвестиций для реализации пилотной части проекта "Страна детей" по созданию сети лагерей отдыха для российских школьников.
В 2013 году сложились основательные предпосылки для перевода решения проблем и перспектив социального туризма в нашей стране в практическую плоскость и вывода этих задач с корпоративных, региональных и ведомственных позиций на федеральный уровень. Одним из масштабных проектов может стать проведение эксперимента на примере г. Сочи с целью обеспечения регулярной и равномерной загрузки средств размещения города.
Бесспорными лидерами въездного туризма продолжают оставаться традиционные туристские центры: Москва, Санкт-Петербург, города "Золотого кольца", сравнительно небольшое количество иностранных туристов посещает города Нижний Новгород, Екатеринбург и Казань. Также иностранных туристов интересуют природные достопримечательности Байкала, Сибири и Дальнего Востока, однако здесь негативное влияние оказывают высокие транспортные тарифы и длительность всей туристской программы, которая также приводит к удорожанию тура. Указанные тенденции, отмеченные в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, адекватно определяют стратегические ориентиры развития туризма в Российской Федерации.
В целом, в современной России география туризма стала гораздо разнообразнее. В 2013 году во многих субъектах Российской Федерации реализовывались региональные и местные программы развития туризма, сложилось взаимовыгодное взаимодействие между многими территориями, расширилась сеть туристско-информационных центров. Создаются особые экономические зоны туристско-рекреационного типа федерального и регионального значения. Все это, несомненно, стимулирует развитие отечественного туристского рынка, в результате чего меняется туристский облик отдельных регионов и России в целом: появляются не только новые туристские комплексы и маршруты, но и целые обширные районы с активным развитием различных видов и форм туризма. Наряду с традиционными туристскими дестинациями интенсивно развиваются новые туристские и курортные центры и районы культурно-познавательного и лечебно- оздоровительного профиля. В приложении 3.2 приводится список традиционных и новых зон активного туристского освоения.
Размещение современных туристских зон и центров федерального и международного значения показано на карте "Традиционные и новые зоны активного развития туризма в Российской Федерации" (см. приложение 3.3).
Еще большие изменения географии туризма предстоят в связи с реализацией программных мероприятий по созданию туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в более чем 40 субъектах Российской Федерации.
Большие резервы увеличения внутреннего и въездного туристского потока имеются в возможностях автотуризма. В 2013 году в рамках реализации мероприятий ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" в ряде субъектов Российской Федерации реализовались инвестиционные проекты по созданию обеспечивающей инфраструктуры автотуристских кластеров: "Кяхта", "Байкальский", "Тункинская долина" (Республика Бурятия), "Задонщина" (Липецкая обл.), "Золотые ворота" (Алтайский край).
Характерной особенностью развития туристской сферы последних лет, особенно четко проявившейся в 2013 году, является активизация участия и поддержки со стороны федеральных и региональных органов власти в создании масштабных туристских проектов в регионах, а также формировании необходимой инфраструктуры в рамках разработки крупномасштабных межрегиональных и международных туристских маршрутов ("Серебряное ожерелье России", "Русские Усадьбы", "Великий шелковый путь", "Восточное кольцо России" и целый ряд других).
С целью обеспечения согласованных действий Минкультуры России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при проведении государственной политики в сфере туризма при Министерстве впервые создан и активно работает Координационный совет по туризму.
Следует отметить еще одну положительную тенденцию в сфере туристского бизнеса последних лет, особенно явственно проявившуюся в 2013 г. - активное включение крупных туроператоров, работающих на рынках выездного и въездного туризма, в процессы приема и обслуживания туристов на внутренних маршрутах по территории Российской Федерации.
3.3. Туризм и события в сфере культуры и искусства в России
В настоящее время проводится множество мероприятий в субъектах Российской Федерации, крупных городах и туристских центрах для стимулирования роста событийного туризма. Это направление работы в регионах призвано усилить привлекательность различных территорий нашей страны, подчеркнуть уникальность природы и культуры каждой дестинации, стимулировать возрождение и развитие традиций, обрядов и обычаев, промыслов, а также активность местных организаторов туризма и культуры, предпринимателей в своих направлениях деятельности.
Одним из важных направлений работы в части событийного туризма в 2013 году, способствующего формированию новой туристской инфраструктуры в ряде регионов, стала подготовка в Российской Федерации крупнейших международных мероприятий, в частности XXII Олимпийских зимних игр и XI Зимних Паралимпийских игр в Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани, а также подготовка к Чемпионату мира по футболу ФИФА в 2018 году. При подготовке к указанным мероприятиям обновляется и улучшается гостиничная и транспортная инфраструктура, что существенно повышает доступность ряда городов европейской части России. Эти обстоятельства влекут за собой решение задачи по проведению комплекса мероприятий по туристской загрузке объектов и, соответственно, подтягиванию качественной кадровой профессиональной составляющей обслуживания в условия современной гостиничной базы и транспортных коммуникаций.
Впервые на федеральном уровне в 2013 году создан ежегодный туристский "Национальный календарь событий", который объединяет тематический интернет-портал, электронную версию справочника для платформы Windows, приложения для мобильных устройств. Таким образом, событийному туризму в 2013 году были приданы новые импульсы развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях, которые обеспечили его поступательное и динамичное развитие. В силу своей особенности ежегодного пополнения новыми событийными турами этот вид туризма имеет большие резервы роста, так как может реализоваться в рамках различных категорий и масштабности создаваемых событий - это национальные и международные события, а также разнообразные тематические направления. Наиболее распространенные направления: кинофестивали, театрализованные шоу, карнавалы, ярмарки, модные показы, народные праздники, различные фестивали, в том числе цветочные и гастрономические, спортивные события, религиозные праздники, социальные и экономические форумы и др.
В регионах накапливается богатый опыт событийного туризма. Например, в городе Суздале Владимирской области проводится множество тематических праздников - эти мероприятия собирают большое количество как российских, так и иностранных туристов. Уже стали знаменитыми Гусиные бои и Праздник огурца, проводимые на территории Музея деревянного зодчества. Привлекают туристов и "Встреча Нового Года", "Рождество", "Крещение", "Троица", фестиваль "Русская сказка", "Масленица", "Русальная неделя", международный фестиваль "Бабье лето" и другие событийные мероприятия. Туристский бизнес все более активно использует события для формирования туристского продукта и привлечения туристов. Таким образом, событийный туризм является уникальным видом туризма, так как он неисчерпаем по содержанию. Ряд экспертов полагает, что в недалеком будущем число участников событийных туров превысит число участников экскурсионных туров.
Событийный туризм опирается на привлечение большого количества туристов для участия в каком-либо событии культурной, спортивной, развлекательной, профессиональной и общественной жизни региона, привлекательной для туристов. Практически каждый областной город интересен своими многолюдными культурными и спортивными событиями, популярными у местных жителей. Ярким примером креативного подхода к использованию событийного ряда в целях привлечения специального контингена туристов может служить реализуемый с 2005 года Всероссийский профориентационно-образовательный проект для старшеклассников "Образование. Наука. Профессия", который проводится в Санкт-Петербурге в дни праздника выпускников под брендом "Алые паруса". Сегодня "Алые паруса" - единственное в мире грандиозное представление, посвященное выпускникам школ. Это единственный в России праздник, занесенный в реестр мирового событийного туризма и рекомендованный к посещению почти в 20 странах Европейского союза. Ежегодно в реальном времени за представлением наблюдают миллионы телезрителей. С 2013 года праздник выпускников "Алые паруса" стал общероссийским. География его участников расширена до федерального уровня. Уникальная возможность посетить праздник "Алые паруса" предоставляется десяткам тысяч учащимся школ и студентам колледжей из разных регионов страны.
3.4. Туризм как ресурс развития регионов,
территорий, малых городов
На федеральном уровне стратегического управления закреплена роль туризма в повышении качества жизни населения и росте человеческого капитала*(12), в соответствии с чем необходимо уделить особое внимание обеспечению достижения данных целей при составлении и реализации планов развития туризма в регионах Российской Федерации.
Положением об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторингу экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения (постановление Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946) утверждены показатели качества жизни населения. Система представляет собой совокупность федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам по следующим направлениям, характеризующим условия жизни населения:
условия проживания, доступность и качество социальных услуг;
уровень и источники доходов населения;
мотивация к труду и здоровому образу жизни;
репродуктивные планы.
Туризм в состоянии оказать существенное положительное влияние практически на все эти показатели. Развитие туристской инфраструктуры приводит к улучшению транспортной доступности региона, увеличению количества рабочих мест, появлению предприятий бытового обслуживания и культурно-досуговых учреждений. Туристские программы дают возможность образовательным организациям применять новые формы и методы проведения занятий в рамках существующих образовательных программ (выездные лекции, практические занятия, посещение выставок, музеев и театров, экскурсии по теме урока). Регион становится интересен для инвесторов, повышается предпринимательская активность местных жителей, молодежь находит работу в своем регионе, в связи с чем улучшается демографическая ситуация.
В большинстве регионов Российской Федерации можно наблюдать высокую сезонную дифференциацию потребительского спроса на туристские услуги, что приводит к появлению временных рабочих мест и риску снижения дохода местных жителей в "низкий" сезон. Поэтому необходимо отслеживать и оценивать, как положительный, так и отрицательный мультипликативный эффект от развития туризма в регионе, проводить замеры изменения показателей качества жизни населения в зависимости от роста туристского потока. В любом случае необходимо стремиться к обеспечению учета интересов местных жителей при разработке планов развития туризма. Наиболее актуальные интересы местных жителей при развитии туризма заключаются в:
увеличении рабочих мест, реализации продукции местного кооперативного производства и личных подсобных хозяйств;
развитии транспортной, социальной инфраструктуры региона, в культурных и досуговых учреждениях;
уважении к национальным и культурным традициям местного населения;
сохранении и восстановлении традиционных ремесел и промыслов;
участии в принятии решений по вопросам развития туризма в их регионе, возможности предотвратить развитие туризма, если это противоречит интересам местных жителей;
образовании и повышении квалификации;
возможности реализации предпринимательской инициативы;
благоприятной экологической обстановке в регионе;
повышении культурного и экономического значения региона в масштабах страны.
Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности может быть обеспечено следующими путями:
получением экономической выгоды от развития туристской деятельности через создание новых рабочих мест и оказание преференций при приеме на работу местным жителям, закупку продуктов питания, сувенирной и другой продукции местного производства;
обеспечением участия местных жителей в управлении развитием туристской деятельностью путем совладения туристскими предприятиями на правах пайщиков, вкладчиков, акционеров; налаживания обратной связи с местными жителями; коррекции планов развития туризма с учетом замечаний населения;
обеспечением повышения уровня жизни населения благодаря развитию туристской инфраструктуры за счет транспорта, пользования предприятиями сферы обслуживания, предоставления льгот местным жителям на туристские услуги, обеспечением возможности ведения традиционных форм хозяйства и народных промыслов.
В целом, развитие туризма должно обеспечивать значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет, повышения качества жизни населения, обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры, исторического наследия и природы, проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона. Кроме того, немаловажно патриотическое воспитание молодежи и повышение популярности и престижа региона на федеральном и международном уровне.
3.5. Детский туризм и другие виды туризма
Одним из главных акцентов 2013 году в развитии сферы туризма явилось возрождение детского туризма (путем реализации пилотного проекта "Моя Россия: град Петров", в котором приняли участие школьники из 29 субъектов Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов). Минкультуры России в 2013 году выделило более 168 млн рублей на организацию и проведение, начиная с сентября 2013 г., экскурсионных поездок 18 тыс. российских детей в Санкт-Петербург.
Наряду с культурно-познавательными поездками к числу ведущих и наиболее перспективных видов молодежного туризма следует отнести и образовательный туризм. Являясь самостоятельным видом туризма с четко выраженными целями и определенными формами, образовательный туризм включает: учебные поездки с целью изучения общеобразовательных или специальных предметов; обучающие языковые туры; поездки, связанные с повышением квалификации специалистов; научные и учебные стажировки в научные учреждения и образовательные организации; поездки детей и молодежи в тематические и специализированные лагеря с целью получения дополнительного образования, новых знаний, умений, а также отдыха и оздоровления. Все эти и другие формы образовательных поездок требуют системной государственной поддержки и координации.
В 2013 году Минкультуры России заказало научно-исследовательскую и практическую работу "Обоснование создания научной концепции и программы развития образовательного туризма в Российской Федерации", которая была выполнена Институтом Наследия.
К социально ориентированным видам туризма, занимающим заметное место в структуре видов и форм туризма, нуждающихся в государственной поддержке и координации, относятся такие виды, как религиозный, экологический и сельский туризм. И если среди проблем религиозного туризма выявляется необходимость упорядочения взаимоотношений между религиозным туризмом и паломничеством в части организационных схем путешествий и использования религиозных объектов и объектов наследия религиозного характера, то в случае с экологическим и его подвидом, сельским туризмом, все более актуализируются вопросы их нормативно-правового закрепления, создания специализированных программ.
Этнокультурный туризм
Тема развития этнокультурного туризма, оказывающего непосредственное влияние на процессы возрождения и сохранения культурного наследия народов России, приобретает все большую актуальность. Предметом этнокультурного туризма являются историко-культурные объекты и явления, содержащие информацию о национальных проявлениях традиционной и бытовой культуры народов России. Этнокультурный объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании с его оригинальными, специфическими и конкретными формами.
Этнокультурные особенности играют важную роль при формировании привлекательного образа конкретных регионов. Однако вопросы этнокультурного туризма и его роли в процессе привлечения туристов слабо разработаны в теоретическом и методическом плане. Высокий этнокультурный туристский потенциал России используется недостаточно ввиду неудовлетворительного уровня координации туристских форм и методов обслуживания на базе этнокультурного ресурса регионов.
Эффективное использование туристского этнокультурного потенциала требует применения специальных подходов, методик и технологий. К наиболее значимым и эффективным формам использования этнокультурного туристского потенциала относятся региональные фестивали, праздники национальных культур, которые все чаще включаются в календари туристских событий и мероприятий.
К 2013 году во многих регионах накоплен определенный опыт создания и продвижения этнокультурных туристских объектов. И это направление, благодаря национальному разнообразию населения, активно развивается во многих регионах России. Примерами могут служить ежегодные мероприятия: Международный фестиваль народного искусства и ремесел "Садко" (Великий Новгород); Языческий праздник Ысыах (Якутск); Межрегиональный фестиваль народов Икского региона "Земля предков" (с. Ермекеево, Республика Башкортостан); Республиканский праздник гармони (г. Янаул, Республика Башкортостан); Праздник народных мастеров России (г. Каргополь, Архангельская область); Бажовский фестиваль народного творчества "Бажовка" (г. Кыштым, Челябинская область); Фестиваль "Древо жизни" (с. Пяжозеро, Вологодская область).
В настоящее время в ряде регионов страны развивается такое направление, привлекающее всеобщее внимание, как этноспорт. Все более значимым компонентом современной туристской инфраструктуры становится "этнографическая деревня" и другие виды национальных поселений.
3.6. Использование информационных технологий
и ресурсов для развития туризма
Президент Российской Федерации В.В. Путин 25 сентября 2012 г. поручил Минкультуры России совместно с другими федеральными органами исполнительной власти разработать общероссийскую систему навигации и ориентирующей информации для туристов, предусмотрев при этом создание национального туристского Интернет-портала, а также создание на территории субъектов Российской Федерации туристских информационных центров, установку дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации.
Создание единого туристского пространства в стране должно стать важным инновационным направлением российского туризма не только в традиционной постановке этого вопроса, касающегося упрощения формальностей, обеспечения транспортной доступности, соблюдения общих требований к классификации гостиниц, но и в плане создания всероссийской информационной системы для развития туризма.
В 2013 году Минкультуры России и Ростуризм создали и организовали работу мультимедийного портала "Туризм в России", который стал первым федеральным туристским ресурсом в сети Интернет.
Актуальность этого направления вызвана необходимостью улучшения доступности туристских объектов для отечественных и иностранных туристов в период их путешествий по России путем формирования единого туристского информационного пространства. В настоящее время доступность историко-культурных и природных туристских ценностей в регионах Российской Федерации - туристских центрах, осложнена недостаточностью или отсутствием необходимой навигационной информации о местах нахождения объектов, маршрутах прохода (проезда) к ним, их состоянии, режимах функционирования и т.п.
Назрела необходимость создания единой системы туристской навигации и ориентирующей информации - от пиктограмм, шрифтов и надписей на указателях к объектам показа и туристской инфраструктуры до кардинального изменения и расширения функций туристско-информационных центров (ТИЦ), деятельность которых является неустойчивой, разрозненной и в подавляющем большинстве случаев - малоэффективной. Первые шаги в этом направлении уже сделаны - это, прежде всего, начальная фаза информационной системы - система навигации для туристов, предусматривающая установку дорожных указателей (знаков) для туристов на трассах при подъездах к местам расположения объектов туристского показа.
В 2013 году Минкультуры России разработало систему навигации и ориентирующей информации для туристов на территории Российской Федерации, соответствующую стандартам ЮНВТО. В рамках системы навигации созданы пиктограммы, знаки и указатели для наглядного и единообразного обозначения объектов культуры и туризма, системы дорожных указателей к объектам культурного наследия и иных носителей информации.
При информационной и организационной поддержке Минкультуры России в 2013 году было создано некоммерческое партнерство "Национальная ассоциация туристско-информационных организаций".
Свободный доступ туристов к историко-культурным и природным объектам в регионах Российской Федерации, оснащенный навигационными системами, должен стать дополнительным компонентом туристского продукта, который повысит привлекательность объектов культуры и наследия. Все это будет способствовать не только увеличению туристского потока, но и частично выполнять роль регулятора нагрузок на историко-культурные и природные комплексы. Новая информационная система повысит конкурентоспособность российского туристского продукта на международном рынке туристских услуг, что окажет благотворное влияние на эффективность отечественной туристской системы в целом.
В последующие годы продолжится разработка общероссийской информационной системы унифицированного информационного обеспечения сферы туризма и культуры во всех субъектах Российской Федерации, предназначенной для навигации и ориентации туристов на маршрутах, а также формализации процессов формирования, продвижения и реализации туристского продукта всеми участниками рынка услуг, с соответствующей модификацией существующего сопровождаемого их документооборота. Успешное развитие внутреннего и въездного туризма в России зависит в большой степени от уровня и качества информационного обеспечения всех участников туристского процесса, что необходимо учитывать при дальнейшей разработке этого направления туристской деятельности.
При реализации положений создания новой информационной среды ключевое значение имеет отлаженная принципиальная схема и организация сбора информации о состоянии туризма на региональном уровне, эффективное функционирование которой может основываться на правильно отобранных прямых, косвенных и агрегированных показателях, поставляемых далее в аналитический блок создаваемой автоматизированной информационной системы. В рамках этого направления повысится привлекательность России для туристов со всего мира как страны с разнообразными культурными традициями.
В поле зрения возможных проектов по созданию и развитию туристской общероссийской информационной системы должно попасть и усиление информационной открытости культурного наследия России, которое будет способствовать укреплению единства российского общества.
Реализация концепции и впоследствии программы создания и развития туристской информационной системы, позволит в значительной мере решить задачу увеличения продолжительности пребывания гостей в стране, благодаря наращиванию роли и значения культурной составляющей российского национального туристского продукта, а также задачу более равномерного распределения туристских потоков. В данном случае имеется в виду нивелирование сезонности, т.к. до настоящего времени активная деятельность российской туриндустрии в основном приходится на высокий сезон с середины мая по конец августа.
Российское государство уделяло в последние годы и будет уделять в будущем особое внимание вопросам развития туристской инфраструктуры с применением ресурсосберегающих и экологических технологий, созданию единой унифицированной системы туристской навигации, решению транспортных проблем, созданию новых всероссийских и региональных туристских маршрутов и их продвижению, как в России, так и за рубежом, развитию, в первую очередь, культурно-познавательного, детско-юношеского, социального и событийного туризма.
Основными направлениями государственной поддержки являются воссоздание культурно-познавательных туристских маршрутов, развитие межкультурного диалога, укрепление сотрудничества в сфере культуры и туризма. Реализация этих направлений позволит создать условия для развития всей сферы туризма в Российской Федерации, что будет способствовать продвижению туристско-рекреационного потенциала России на мировом и внутреннем туристских рынках, повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта.
Выводы и предложения
Сфера туризма в Российской Федерации на современном этапе претерпевает существенные изменения в связи с реализацией положений ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)", ФЦП "Культура России" (2012-2018 годы)", а также Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013-2020 годы. Эти изменения происходят, в основном, в туристском инфраструктурном поле, где осуществляется ГЧП. Возникающие при этом проблемы и задачи в значительной мере лежат в плоскости взаимодействия культуры и туризма.
Малые и средние исторические города продолжают оставаться во многом неиспользуемым резервом для развития внутреннего туризма, сохраняется проблема вовлечения малых городов России в единое культурное и туристское пространство страны. Этого можно достичь выработкой подходов к формированию и продвижению привлекательных брендов и популяризацией объектов культурного наследия, расположенных в малых и средних исторических городах России. Многие мероприятия региональных программ развития туризма в ряде субъектов Российской Федерации корреспондируются с антикризисными планами развития моногородов.
Роль туризма как фактора сохранения культурного наследия в Российской Федерации должна быть значительно усилена. Активное широкое использование туризма и туристских технологий как эффективного средства возрождения и сохранения объектов культурного наследия может быть осуществлено только при поддержке государства. Необходима активизация совместной работы государственных органов разных уровней, коммерческих структур и общественности.
В частности, представляется целесообразным вернуться к идее создания национальной гостиничной сети на базе усадеб и исторических зданий.
Для формирования более полной и объемной картины внутреннего и въездного туризма и, соответственно, повышения эффективности государственного регулирования данного направления туристской сферы, важное значение приобретает правильно организованное статистическое наблюдение и отчетность. В 2013 году созданы необходимые научно-методические предпосылки для совершенствования и обновления действующей в сфере туризма системы статистического наблюдения и отчетности. Внедрение обновленной системы статистических показателей по деятельности туристской сферы позволит управляющим региональным и федеральным структурам в сфере туризма регулярно получать объемную и многоаспектную информацию о состоянии выполнения программных документов с возможностью минимизации рисков недостоверности исходных данных, а также о тенденциях реализации государственной политики в сфере туризма в стране в целом.
Все более значимым аспектом государственной туристской политики, как на региональном, так и на федеральном уровнях, становится выявление значимых туристских направлений в каждом из субъектов Российской Федерации, определение методов их поддержки как точек роста социально-экономических показателей региона.
Требует специального научно-методического и практического обеспечения регулирование всей туристской системы в стране, создание удобной, динамичной и современной, комфортной туристской среды. С этой целью необходимо обеспечить российским и иностранным туристам возможность интересного и безопасного пребывания в российских дестинациях.
Среди актуальных мер и направлений дальнейшего развития туристской системы Российской Федерации следует выделить следующие:
внедрение модернизированной системы статистического наблюдения и отчетности в сфере туризма;
совершенствование нормативной и правовой базы, в т.ч. гармонизация стандартов качества предоставления туристских услуг с международными документами;
разработка программных предложений по вовлечению объектов наследия в процесс формирования национальных гостиничных цепей;
рассмотрение вопроса о разработке специальных программ по развитию социально ориентированных видов туризма: образовательного, религиозного, детско-юношеского, сельского, этнокультурного;
развитие системы продвижения туристских продуктов регионов Российской Федерации на международном и внутреннем рынках с использованием современных технологий, в т.ч. путем создания условий для централизации и унификации информационных ресурсов сети Интернет для поиска маршрутов путешествий по России;
совершенствование системы подготовки профессиональных кадров для сферы туризма с учетом новых условий и реалий выполнения государственных программ по развитию культуры и туризма, необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования в сфере туризма и использования новых профессиональных стандартов для работников туристской индустрии;
разработка и реализация прозрачной системы оценки качества предлагаемых туристских услуг;
обеспечение возможности частичного ознакомления с экспозициями музеев, достопримечательностями, природным миром, туристскими маршрутами в режиме он-лайн;
создание условий для предварительного бронирования и оплаты всех видов туристских услуг индивидуальными туристами и организациями;
разработка и внедрение общероссийской системы унифицированного информационного обеспечения сферы туризма и развития культуры во всех регионах и субъектах Российской Федерации, предназначенной для навигации и ориентации туристов на маршрутах, а также формализации процессов формирования, продвижения и реализации продукта всеми участниками туристского рынка с соответствующей модификацией сопровождаемого их документооборота;
развитие системы безопасности в сфере туризма;
создание единой символики, идентифицирующей все составляющие комплексного туристского продукта, включая объекты показа (историко-культурного наследия) и инфраструктуры;
упорядочение терминологии в сфере профессиональной туристской деятельности.
Целесообразность и преимущества предложенных мероприятий и подходов для планирования и управления индустрией туризма будут способствовать ее становлению, развитию экономики территорий и страны в целом.
<< Раздел 2. Культурное наследие |
Раздел 4. >> Профессиональная творческая деятельность |
|
Содержание Государственный доклад о состоянии культуры в Российской Федерации в 2013 году |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.