Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 8. Нормативные и правовые акты в сфере культуры
Законотворческая работа - одна из основных функций Минкультуры России. В 2013 году Минкультуры России удалось сохранить и увеличить положительную динамику количественных и качественных показателей нормативного правового регулирования сферы культуры. Подход Минкультуры России к законопроектной деятельности является "точечным" и решает конкретные проблемы, появляющиеся в отраслях культуры и требующие законодательного регулирования. В то же время Минкультуры России постепенно осуществляет переход к системному совершенствованию законодательного регулирования отдельных отраслей культуры и сферы культуры в целом.
В 2013 году было принято 7 федеральных законов, подготовленных непосредственно Минкультуры России либо при его активном участии:
Федеральным законом от 11 февраля 2013 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации" уточнены полномочия Российской Федерации в области архивного дела и определены сроки временного хранения документов Архивного фонда Российской Федерации для государственных корпораций и государственных компаний до их поступления в государственные и муниципальные архивы.
Принятие Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 187-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" положило начало упорядочению обращения информации в сети Интернет. Это первый и очень важный шаг по пресечению нарушений интеллектуальных прав на фильмы, в том числе кинофильмы, телефильмы в информационно-телекоммуникационных сетях. Сложившаяся со дня вступления в силу Закона практика его применения рассматривается правообладателями кинофильмов как положительная.
Введенная в действие Законом статья 144.1 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что суд по письменному заявлению организации или гражданина вправе принять предварительные обеспечительные меры, направленные на обеспечение защиты исключительных прав на фильмы в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, до предъявления иска. Закон дополнил Гражданский кодекс Российской Федерации статьей 1253.1, посвященной особенностям ответственности информационного посредника.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 215-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанным Минкультуры России вместе с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, предусмотрено освобождение от НДС услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых вне места постоянного нахождения учреждения культуры. Законом также предусматривается установление отдельных преференций по налогу на прибыль для данной категории организаций, уточнен порядок определения первоначальной стоимости амортизируемого имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Принятие закона позволило снизить налоговую и административную нагрузку на организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры и искусства.
Нормы Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 222-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации" предусматривают наделение Правительства Российской Федерации правом устанавливать не только размеры минимальных ставок вознаграждения, но и порядок его сбора, распределения и выплаты. В Законе решается вопрос регулирования установления ставок и порядка их применения для отдельных случаев использования объектов смежных прав - исполнений и фонограмм, а также использования служебных изобретений, служебных полезных моделей, служебных промышленных образцов и иных объектов интеллектуальных прав. Таким образом, упорядочены все возможные случаи полномочий Правительства Российской Федерации по государственному регулированию вопросов установления и порядка взимания вознаграждения.
К настоящему времени несанкционированные раскопки объектов археологического наследия и, как следствие, незаконный оборот археологических объектов постоянно фиксировались на большей части территории России. Поэтому тема защиты археологического наследия приобретает особое звучание в ситуации, когда в обществе растет интерес к истории и ощущается потребность в достоверном научном знании о прошлом. Археологические материалы - источник этого знания. Разрушая их, добывая отдельные предметы для антикварных коллекций, копатели уничтожают важнейший и единственный источник информации об огромной части нашей истории. В связи с этим принят разработанный Минкультуры России Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии", которым установлена уголовная и административная ответственность за проведение незаконных археологических работ и незаконный оборот археологических предметов, а также обеспечено совершенствование правового режима деятельности профессионального сообщества археологов и четко регламентировано проведение археологических полевых работ.
Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ "О внесении изменения в статью 39 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" установлены правовые основы возможного участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в финансировании мероприятий по модернизации, включая реконструкцию и капитальный ремонт расположенного в регионах имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за организациями, осуществляющими цирковую деятельность.
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 42-ФЗ ратифицируется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики о передаче книжной коллекции Эстерхази Австрийской Республике. Книги коллекции Эстерхази не являются перемещенными культурными ценностями, и Австрийская Республика не входит в состав бывших неприятельских государств. Правовой основой заключения Российской Федерацией Соглашения о передаче книжной коллекции князей Эстерхази Австрийской Республике является Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. Учитывая, что сохранение культурных ценностей является одной из приоритетных задач российско-австрийских отношений, передача книжной коллекции князей Эстерхази Австрийской Республике способствует дальнейшему развитию и укреплению отношений между двумя странами, а также углублению взаимопонимания между ними.
Минкультуры России приняло участие в разработке и принятии Договора Всемирной организации интеллектуальной собственности об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (г. Марракеш, 27 июня 2013 г.), который расширяет доступ к книгам лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию.
Международный договор требует, чтобы договаривающиеся стороны включили в свое национальное законодательство положения, позволяющие воспроизводить, распространять и предоставлять опубликованные произведения в доступных форматах. В нем также нашли отражение положения о трансграничном обмене этими произведениями в доступных форматах между организациями, которые обслуживают слепых и лиц с нарушениями зрения или ограниченными способностями воспринимать печатную информацию. И в то же время договор обеспечит гарантии авторам и издателям в отношении того, что эта система не будет подвергать их опубликованные произведения опасности неправомерного использования или распространения. Необходимо провести работу по присоединению к данному Договору.
Законодательство субъектов Российской Федерации о культуре в 2013 году
В статьях 71, 72 Конституции распределяется компетенция Российской Федерации и ее субъектов в реализации культурной стратегии. В ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области культурного развития России; проведение этой политики обеспечивается Правительством Российской Федерации. В совместном ведении с субъектами находятся: охрана памятников истории и культуры и общие вопросы культуры. В Законе от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" установлены обязанности государства по реализации конституционных прав человека в сфере культуры (статьи 30-36) и распределены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры (статьи 37-39). Распределение полномочий в сфере культуры иерархично и потенциально предопределяет высокую нормотворческую активность субъектов Российской Федерации в сфере культуры. Так, к настоящему времени более чем в 60 субъектах приняты законы, регулирующие отношения в упомянутой сфере, причем в некоторых субъектах дважды (первоначальный закон признавался утратившим силу). Динамика принятия законов о культуре в 1993-2013 гг. показана на рисунке 38 и имеет выраженный периодический характер.
Из принятых в 2013 году субъектами Российской Федерации законов в сфере культуры отдельно отметим Закон Республики Тыва от 17 января 2013 г. N 1770 ВХ-1 "Об охране нематериального культурного наследия Республики Тыва", который регулирует отношения, возникающие в связи с сохранением, популяризацией и возрождением объектов нематериального культурного наследия Республики Тыва, устанавливает полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области нематериального культурного наследия. Основными видами объектов нематериального культурного наследия согласно упомянутому закону в Республике Тыва являются: устное народное творчество, традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия, исполнительские искусства, обычаи, обряды, народные праздники, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами, знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной, являющиеся культурными ценностями Республики Тыва.
Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности
В 2013 году велась работа по совершенствованию законодательства, регулирующего туристскую деятельность. На различных стадиях разработки и на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации находятся 5 проектов федеральных законов, 14 постановлений Правительства Российской Федерации, 12 национальных стандартов.
В целях создания дополнительных благоприятных условий для привлечения большего числа иностранных туристов в наиболее привлекательные в туристическом отношении регионы нашей страны Минкультуры России был разработан и 25 октября 2013 г. принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25.11 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в части установления безвизового въезда в Российскую Федерацию и нахождения на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывающих транзитом на срок до 72 часов.
Для развития внутреннего туризма в России, а также создания и совершенствования существующей туристской и иной социальной инфраструктуры Минкультуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации". Законопроектом предусматривается получение социального вычета от суммы, потраченной на услуги по организации туризма и отдыха на территории России. Это существенно увеличит круг лиц (граждан Российской Федерации), которые могут воспользоваться услугами развивающегося рынка туристской индустрии.
С целью совершенствования правового регулирования туристской деятельности, в том числе усиления юридической ответственности туроператоров Минкультуры России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования туристской деятельности". Законопроектом предлагается уточнить понятие "туроператорская деятельность", вводится запрет на осуществление такой деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре, а также индивидуальным предпринимателем, сокращается срок представления сведений о финансовом обеспечении на новый срок - с трех месяцев до 45 дней.
Разработан законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", разграничивающий полномочия регионов и федерального центра в сфере туризма, впервые определяющий полномочия в области государственного регулирования туристской деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Разработан законопроект "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации" в части, касающейся отсутствия необходимости перевода жилого помещения в нежилое для оказания гостиничных услуг.
Внесены изменения в Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации в части установления минимального срока проживания в гостинице или ином средстве размещения на период проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи (постановление Правительства Российской Федерации от 13 марта 2013 г. N 206).
Разработан проект постановления Правительства Российской Федерации "Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации" (предлагается новая редакция Правил).
Разработан проект приказа Минкультуры России "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями".
Совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации подготовлены национальные стандарты, регулирующие общие требования к представлению гостиничных и туристских услуг.
В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" приняты следующие акты Правительства Российской Федерации:
постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 43 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма";
постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2013 г. N 162 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам";
постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 752 "Об утверждении требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.