Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Московской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
от 26 июня 2014 г.
Информация
к вопросу "О реализации мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Москве"
В городе Москве насчитывается более 350 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет около 9% от их общего числа по России.
Субъекты малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) предоставляют около 2 млн. рабочих мест, что составляет порядка одной трети всех рабочих мест в городе Москве. За 2012 год суммарный оборот товаров, работ, услуг субъектов МСП составил около 5,5 трлн. рублей.
Субъекты малого и среднего предпринимательства с основными показателями по городу Москве
Наименование субъекта МСП |
Количество предприятий в городе Москве (на 2013 г.) |
Процент занятости работников от общего числа (на 2013 г.) |
Доля оборота товаров, работ, услуг от общего оборота субъектов МСП (на 2013 г.) |
Среднее предприятие - количество работников от 101 до 250 человек; - оборот до 1 млрд. рублей в год |
1027 предприятий |
7% |
5% |
Малое предприятие - количество работников от 16 до 100 человек; - оборот до 400 млн. рублей в год |
31,9 тыс. предприятий |
39% |
63% |
Микропредприятие - количество работников до 15 человек; - оборот до 60 млн. рублей в год |
209,4 тыс. предприятий |
40% |
27% |
Индивидуальный предприниматель |
103,8 тыс. индивидуальных предпринимателей |
14% |
5% |
Правительством Москвы реализуется комплекс мер, направленных на поддержку предпринимательской деятельности.
В 2011 году в составе Государственной программы города Москвы "Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг." была утверждена подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг." (далее - Подпрограмма).
В 2012 году на реализацию мероприятий Подпрограммы затрачены средства бюджета города Москвы в размере 2,0 млрд. рублей; в 2013 году на указанные цели затрачены средства в размере 2,6 млрд. рублей.
Основные направления поддержки субъектов МСП
1. Формирование благоприятной деловой среды для осуществления предпринимательской деятельности
1) Создан Штаб по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в городе Москве (далее - Штаб). В 2012 году Штабом рассмотрено 224 обращения субъектов МСП и решены 4 проблемы, связанные с осуществлением деятельности субъектами МСП и имеющие системный характер. В 2013 году Штабом рассмотрено 394 обращения и решены 9 подобных проблем, результатами указанной деятельности стали:
- сокращение сроков подключения магистрального газопровода к нежилым помещениям, занимаемым субъектами МСП (с 320 на 128 дней);
- реализация преимущественного права выкупа арендуемых субъектами МСП объектов нежилого фонда (далее также - недвижимое имущество), находящихся в имущественной казне города Москвы (процедура выкупа стала более прозрачной, регламентированы сроки предоставления государственной услуги - 1 месяц (было - 1 год и более);
- отзыв квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу (в случаях, если иностранные граждане прибывали из стран, с которыми у Российской Федерации на основе международных договоров установлен безвизовый порядок въезда-выезда, и если организации получили запрашиваемый объем квот);
- совершенствование регулирования оказания таксомоторных услуг (участие в разработке концепции о необходимости сегментации рынка услуг легкового такси, о целесообразности введения тарифного регулирования в отношении услуг легкового такси, отвечающего установленным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы требованиям);
- решение проблем, существующих в сфере грузовой логистики (в настоящее время с этой целью разработаны законопроект о внесении изменений в Кодекс города Москвы об административных правонарушениях и проект постановления Правительства Москвы об утверждении условий проведения разгрузочно-погрузочных работ в ночное время, реализация положений которых позволит ряду грузоперевозчиков перейти на ночной режим работы);
- поддержка субъектов МСП по вопросам арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы (установление льготной арендной ставки 3500 рублей за кв. м в год для ряда категорий субъектов МСП);
- при активной работе Штаба разработан Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", принят Закон города Москвы от 30 октября 2013 г. N 56 "Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве";
- ликвидация административных барьеров при взаимодействии субъектов МСП с территориальными органами исполнительной власти города Москвы (актуализированы и разработаны новые положения об окружных межведомственных комиссиях по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства);
- улучшение позиции города Москвы в рейтинге Doing business (со 112 до 92 позиции).
2) Правительство Москвы организует проведение деловых мероприятий, в которых активно участвуют субъекты МСП (Всемирная неделя предпринимательства, конкурс "Московский предприниматель", Российский этап конкурса GSE и др.). В 2013 году проведено 29 таких мероприятий.
3) Осуществляется оказание консультационной поддержки субъектам МСП. В 2012 году в соответствии с обращениями граждан проведено порядка 33 тыс. консультаций по общим вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности. В 2013 году было предусмотрено проведение 40 тыс. консультаций, из них фактически проведено порядка 50 тыс. консультаций.
2. Финансовая поддержка субъектов МСП
1) Предоставление субсидий в целях поддержки МСП:
В 2012 году субъектам МСП предоставлено 550 субсидий, в 2013 году предоставлено 754 субсидии по поступившим заявкам на сумму порядка 1,1 млрд. рублей (из них порядка 775,5 млн. рублей - средства бюджета города Москвы, 324,0 млн. рублей - средства федерального бюджета), в том числе по направлениям:
- компенсация затрат на уплату лизинговых платежей - 314 субсидий на сумму 886,6 млн. рублей (из них 141 субсидия на сумму 324,0 млн. рублей за счет средств федерального бюджета);
- компенсация процентной ставки по привлеченным кредитам - 42 субсидии на сумму 46,1 млн. рублей;
- поддержка начинающих предпринимателей - 283 субсидии на сумму 138,5 млн. рублей;
- компенсация затрат по участию субъектов МСП в выставочно-ярмарочных мероприятиях - 115 субсидий на сумму 28,2 млн. рублей.
2) Предоставление поручительств Фондом содействия кредитованию малого бизнеса Москвы по обязательствам субъектов МСП:
В 2012 году предоставлены 842 поручительства; запланировано на 2013 год - 1000 поручительств; фактически в 2013 году предоставлены 1126 поручительств на сумму 6,87 млрд. рублей, под которые привлечены кредитные ресурсы в размере 14,68 млрд. рублей;
3) Создан Фонд содействия развитию микрофинансовой деятельности:
В 2013 году за счет средств Фонда содействия развитию микрофинансовой деятельности микрофинансовые организации предоставили субъектам МСП 384 займа.
3. Имущественная поддержка субъектов МСП
Ведется работа по созданию коворкинг-центров - центров для групповой и/или индивидуальной работы предпринимателей, помещения которых предоставляются на основании краткосрочных договоров аренды. На сегодняшний день созданы и функционируют коворкинг-центр на базе ГУП "Московский промышленно-торговый центр интеграции и развития", коворкинг-центры в филиалах ГБУ "Малый бизнес Москвы" в Восточном административном округе города Москвы и в городе Троицк.
Также планируется создание сети коворкинг-центров на базе филиалов ГБУ "Малый бизнес Москвы" во всех административных округах города Москвы.
4. Подготовка и повышение квалификации кадров субъектов МСП
Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы ежегодно реализуется более 30 образовательных программ.
В 2012 году прошли обучение более 7200 слушателей, что практически в два раза превосходит показатели 2011 года, в 2013 году обучено 10183 слушателя при плане обучения в 10000 слушателей.
В рамках обучения по федеральной программе "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 г. N 636-р "Об утверждении федеральной программы "Подготовка и переподготовка резерва управленческих кадров (2010-2015 годы)", в 2012 году произведен отбор 362 слушателей согласно отведенной квоте. Квота на 2013 год составляла 360 чел., фактически в 2013 году отобрано к обучению 439 слушателей.
Также в 2013 году организовано и проведено 20 стажировок представителей субъектов МСП, в которых приняли участие 126 человек.
5. Содействие в продвижении продукции субъектов МСП на российском и международном рынках товаров, работ, услуг
В рамках проекта "Бизнес-марафон 2013", целью которого является продвижение московских товаропроизводителей на российский и зарубежные рынки товаров, работ, услуг, организован обмен делегациями с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами, оказывается содействие в проведении конгрессов, конференций, форумов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства.
В 2012 году в рамках указанного проекта проведены 36 деловых миссий субъектов МСП (в том числе 1 за рубеж). В 2013 году проведены 50 деловых миссий (4 за рубеж), в ходе которых организованы 183 мероприятия.
6. Поддержка начинающих предпринимателей
Активно развивается молодежное предпринимательство.
При участии города Москвы организована работа центров молодежного предпринимательства при 7 образовательных организациях высшего образования, осуществляющих деятельность в городе Москве (ФГБОУ ВПО "Московский государственный машиностроительный университет", ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики", ФГАОУ ВПО "Московский физико-технологический институт (государственный университет)", ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики", ФГБОУ ВПО "Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова", ФГБОУ ВПО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", ФГБОУ ВПО "Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации").
7. Совершенствование инфраструктуры поддержки субъектов МСП
В 2012 году создано ГБУ "Малый бизнес Москвы", основной целью деятельности которого является обеспечение реализации мероприятии по поддержке субъектов МСП.
В 2013 году помимо реализации указанных выше мероприятии также была обеспечена реализация следующих направлении поддержки субъектов МСП:
- развитие социально-ориентированного предпринимательства (открытие на базе ГБУ "Малый бизнес Москвы" Центра инноваций социальной сферы);
- поддержка и развитие экспортной деятельности субъектов МСП (открытие Центра поддержки экспорта на базе ГБУ "Малый бизнес Москвы");
- совершенствование нормативных правовых актов города Москвы, принятых по вопросам осуществления предпринимательской деятельности (подготовка законопроекта о внесении изменений в Закон города Москвы от 26 ноября 2008 г. N 60 "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве" и ряда других проектов правовых актов города Москвы);
- принято постановление Правительства Москвы от 28 августа 2013 г. N 567-ПП "Об утверждении порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях", регулирующее предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях.
Проводимая городом Москвой политика поддержки субъектов МСП способствует активному вовлечению населения города Москвы в предпринимательскую деятельность.
Развитие специализированных территорий города Москвы
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, в разделе "Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий" определена необходимость создания национальной системы поддержки инноваций и технологического прогресса.
Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы в целях:
- развития современной промышленной и инновационной инфраструктуры и привлечения предприятий, выпускающих конкурентоспособную, наукоемкую и высокотехнологичную продукцию;
- повышения инвестиционной привлекательности промышленных территорий Москвы;
- создания рабочих мест для высококвалифицированных кадров, равномерного распределении указанных рабочих мест в городе Москве,
- проводится комплекс мер, направленных на реорганизацию промышленных зон путем создания инновационных специализированных территорий.
Инновационные специализированные территории, являясь важным элементом современной экономики города Москвы, позволят сформировать ту экономическую среду, которая будет обеспечивать устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства.
В настоящее время успешно внедряется целая система специализированных территорий от коворкинг-центров и бизнес-инкубаторов до технопарков, технополисов и индустриальных парков.
На базе государственных предприятий города Москвы, подведомственных Департаменту науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, создано 4 объекта научно-технической и инновационной инфраструктуры, на которых размещаются более 150 высокотехнологичных компаний, работают свыше 5000 человек. Количество рабочих мест на объектах научно-технической и инновационной инфраструктуры (далее - резиденты) составляет более 590.
К указанным объектам научно-технической и инновационной инфраструктуры относятся:
- Технополис "Технополис Москва",
- Технологический парк "Технологический парк Слава",
- Технологический парк "Технологический парк Строгино",
- Технологический парк "Технологический парк Мосгормаш".
Технологические парки сейчас представлены субъектами МСП, производящими инновационную продукцию. Технополисы объединяют субъекты научно-технической и инновационной деятельности среднего и крупного бизнеса.
В качестве ключевых показателей реализации комплекса мер, направленных на создание и развитие специализированных территорий города Москвы, можно отметить следующие:
- по состоянию на 1 марта 2014 г. статус резидента, дающий право на получение налоговых льгот, присвоен 19 производственным и научным компаниям;
- по итогам 2013 года инвестиции резидентов в инфраструктуру специализированных территорий составили более 3,5 млрд. рублей;
- объем налоговых льгот, предоставленных управляющим организациям и резидентам за 2013 год, составил более 145 млн. рублей;
- объем налоговых платежей, осуществленных управляющими организациями и резидентами в бюджет города Москвы, составил порядка 200 млн. рублей;
- в 2014 году налоговые платежи управляющих организаций и резидентов в бюджет города Москвы составят около 2 млрд. рублей, а инвестиции резидентов - свыше 10 млрд. рублей
Наличие концепций комплексного развития промышленных территорий города Москвы, реализуемых при поддержке Правительства Москвы, позволяет привлечь негосударственных инвесторов, в том числе собственников имущественных комплексов, расположенных на промышленных территориях, к участию в их развитии, а также обеспечить приток частных инвестиций для такого развития.
Так, в феврале 2014 г. статус управляющей организации технологического парка "Технологический парк Сапфир" был официально присвоен негосударственной организации.
Кроме того, в рамках развития промышленной инфраструктуры города Москвы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы разрабатывает механизмы создания на территории, присоединенной к городу Москве, индустриальных парков. Проводимая работа обеспечит более равномерное территориальное распределение зон деловой и промышленной активности, повышая социальную привлекательность для жизни на территории, присоединенной к городу Москве, и снижая ежедневную нагрузку на транспортную инфраструктуру города Москвы. Таким образом, в городе Москве будет создана инновационная инфраструктура, позволяющая создать уникальную цепочку развития предприятий: от генерирования идей, их лабораторного моделирования до создания опытно-экспериментальных производств и производства в промышленных масштабах. Развитие индустриальных парков станет стимулом для развития находящихся вблизи микрорайонов: благоустроятся соседние территории, улучшится транспортная инфраструктура.
Льготная аренда объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы
Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства в виде установления минимальной ставки арендной платы за объекты нежилого фонда (далее также - нежилые помещения), находящихся в имущественной казне города Москвы, (1000, 1200 и 1800 за 1 кв. м в год) предоставлялась Правительством Москвы в период финансово-экономического кризиса в 2008-2012 гг.
В условиях снижения экономической напряженности, вызванной кризисными явлениями в мировой экономике, принято постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы", предусматривающее изменение размера и порядка предоставления имущественной поддержки.
На 2013 г. установлена минимальная ставка арендной платы за объекты нежилого фонда, находящегося в имущественной казне города Москвы, для субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) в размере 3500 рублей/кв. м в год. В 2013 году минимальная ставка на всю арендуемую площадь применялась в отношении 9850 из 10766 действующих договоров (91,5% субъектов МСП).
На 2014 год постановлением Правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 800-ПП "О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы" предусмотрено предоставление имущественной поддержки для субъектов МСП, занимающихся "приоритетными для города Москвы видами деятельности" (по решению Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее - МВК), а также для субъектов МСП, арендующих объекты нежилого фонда площадью менее 300 кв. м. С данными категориями арендаторов заключено порядка 80% договоров:
- 8581 МСП, арендующих нежилые помещения до 300 кв. м (79,7% от общего количества договоров аренды);
- 322 МСП, на основании решения МВК (из 680 рассмотренных заявок).
Рыночная ставка арендной платы за объекты нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы, для субъектов МСП подлежит применению с 1 июля 2014 г. (с учетом применения минимальной ставки до 30 июня 2014 г. средняя ставка составляет 7501).
Выкуп недвижимого имущества города Москвы
В целях поддержки устойчивого развития малого и среднего предпринимательства и формирования конкурентной среды в экономике города Москвы принят Закон города Москвы от 5 июня 2013 г. N 30 "О внесении изменений в Закон города Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы".
Указанным законом предусмотрено увеличение предельного значения площади недвижимого имущества города Москвы, на которое распространяется преимущественное право выкупа арендующими его субъектами МСП, до 1000 кв. метров, а также рассрочка оплаты приобретаемого субъектами МСП арендуемого ими недвижимого имущества города Москвы сроком до 3 лет.
Данные меры позволят большому числу субъектов МСП реализовать право преимущественного выкупа арендуемых нежилых помещений и, в целом, станут стимулом для повышения деловой активности в городе Москве.
<< Назад |
||
Содержание Решение Московской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 26 июня 2014 г. "О реализации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.