Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2014 г. N 74-АПГ14-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ильина Н.Е.
об отмене решения Верхневилюйской территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2014 г. N 33 об отказе в его регистрации кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва по его апелляционной жалобе
на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 10 июля 2014 г. N 50/1-5 дополнительные выборы народных депутатов Республики Саха (Якутия) по Верхневилюйско-Горному одномандатному избирательному округу N 26 назначены на 14 сентября 2014 г.
Решением Верхневилюйской территориальной избирательной комиссии (с полномочиями окружной избирательной комиссии) от 6 августа 2014 г. N 33 Ильину Н.Е. отказано в регистрации в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) ввиду недостаточности представленных подписей избирателей.
Ильин Н.Е. обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения, считая, что представленные им в избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей, собранными в его поддержку, соответствуют установленной законом форме.
Заявитель ссылался на отсутствие полномочий территориальной избирательной комиссии по принятию решений, относящихся к полномочиям окружной избирательной комиссии, отсутствие документа, наделяющего Васильеву О.В. полномочиями председателя окружной избирательной комиссии.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. в удовлетворении заявления Ильину Н.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Ильин Н.Е. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно апелляционной жалобы Верхневилюйской территориальной избирательной комиссией, прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о необоснованности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Ильин Н.Е., представитель Верхневилюйской территориальной избирательной комиссии не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 1 статьи 260.1 названного Закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришёл к правильному выводу о том, что решение Верхневилюйской территориальной избирательной комиссии от 6 августа 2014 г. N 33 об отказе Ильину Н.Е. в регистрации в качестве кандидата в народные депутаты Республики Саха (Якутия) является законным.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложением 5 к названному Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 поименованного Федерального закона.
Пунктом 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 5 к данному Федеральному закону.
При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, как это установлено пунктом 14 статьи 37 приведённого Закона, допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах; при этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
Аналогичные предписания закреплены в части 3 статьи 40, части 5 статьи 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 октября 2007 г. 497-З N 1007-III "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)".
При этом пунктом 16 статьи 37 Федерального N 67-ФЗ предусмотрена обязанность представить подписные листы в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде, то есть скрепление между собой каждого подписного листа, содержащего подписи избирателей или на одной стороне листа, или на его обеих сторонах, но не отдельных страниц одного и того же подписного листа.
Проанализировав приведённые нормы, суд сделал верное заключение, что каждый подписной лист оформляется на отдельном листе бумаги и заполняется с лицевой и оборотной сторон, иное оформление подписного листа не допускается и свидетельствует о нарушении его формы.
Суд, установив, что представленные Ильиным Н.Е. в избирательную комиссию подписные листы были изготовлены каждый на двух отдельных листах, первый из которых содержит сведения о кандидате, а второй - информацию об избирателях и их подписи, правильно согласился с обоснованностью признания избирательной комиссией всех подписей недействительными и правомерно признал законным решение об отказе в регистрации Ильина Н.Е. кандидатом в народные депутаты Республики Саха (Якутия) пятого созыва.
Ссылка в апелляционной жалобе на Методические рекомендации по приёму и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утверждённые постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 128/986-6, не может изменить правовую судьбу постановленного решения, поскольку в приведённом правовом акте не содержится положений, опровергающих выводы суда.
Утверждение об отсутствии полномочий у Верхневилюйской территориальной избирательной комиссии принимать решения, относящиеся к полномочиям окружной избирательной комиссии, опровергается постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 10 июня 2014 г. N 50/8-5 о возложении полномочий окружной избирательной комиссии Верхневилюйско-Горного одномандатного избирательного округа N 26 на Верхневилюйскую территориальную избирательную комиссию.
Возможность возложения полномочий окружных избирательных комиссий на иные избирательные комиссии предусмотрена пунктом 1 статьи 25 Федерального закона N 67-ФЗ.
Доводы жалобы о неправильном указании в решении суда номера оспариваемого решения (26 вместо 33) не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Иные доводы, приведённые в апелляционной жалобе, аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой суд дал надлежащую правовую оценку, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
Ввиду изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильина И.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2014 г. N 74-АПГ14-10
Текст определения официально опубликован не был