Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2014 г. N 42-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мацакова В.Н. на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Избирательной комиссии Республики Калмыкия.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Мацакова В.Н. - Абушинова Ю.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Комбаева А.Г., Хулхачиева М.Д., Манжиковой К.Д., Шамота Г.Л., Этеева П.С., Эрднеева А.А., Бадмаева В.Б., Кузеева В.Ц., Шараева Н.М. - Бургустинова С.Э., представителя Орлова А.М. - Зориной О.А., представителей Избирательной комиссии Республики Калмыкия Бадугиновой Д.Д. и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 9 июня 2014 г. N 129-V выборы Главы Республики Калмыкия назначены на 14 сентября 2014 года.
27 июня 2014 года Мацаковым В.Н. в Избирательную комиссию Республики Калмыкия представлено заявление о согласии баллотироваться на должность Главы Республики Калмыкия и иные документы для выдвижения в качестве кандидата на указанную должность, установленные статьей 19 Закона Республики Калмыкия "О выборах Главы Республики Калмыкия".
30 июля 2014 года кандидатом Мацаковым В.Н. представлены документы для регистрации, в том числе 110 листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 7 августа 2014 г. N 102/605-5 Мацакову В.Н. отказано в регистрации кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.
Мацаков В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия избирательной комиссии, выразившегося в отказе в проверке заявлений депутатов Бадмаева В.Б., Комбаева А.Г., Кузеева В.Ц., Манжиковой К.Л., Хулхачиева М.Д., Шамота Л.Г., Шараева Н.М., Эрднеева А.А., Этеева П.С. об отзыве подписей в поддержку кандидатов на пост Главы Республики Калмыкия Марилова Х.А., Нурова Н.Э. и Орлова А.М.
По мнению заявителя, подписи в нарушение требований пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" поставлены названными депутатами под принуждением представителей органов государственной власти и местного самоуправления.
Решением Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 августа 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Мацаков В.Н. просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, принять по делу новое решение, которым его заявление удовлетворить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его по существу правильным.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно статье 20 Закона Республики Калмыкия от 26 июня 2012 г. N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия" в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Калмыкия. Число таких подписей должно составлять 9 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Главы Республики Калмыкия, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Республики Калмыкия (часть 1).
Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 1-4 статьи 20 названного Закона, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 5 этой же статьи, определяется и обнародуется Избирательной комиссией Республики Калмыкия в течение трех дней со дня назначения выборов Главы Республики Калмыкия (часть 6 статьи 20 Закона Республики Калмыкия "О выборах Главы Республики Калмыкия").
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любым избирательным объединением, путем проставления своей подписи собственноручно с указанием даты и времени ее проставления. Подлинность подписи на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована (части 7 и 11 статьи 20 названного Закона).
В силу частей 12 и 13 указанной статьи отзыв депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования своей подписи не допускается. В процессе сбора подписей запрещается принуждать депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме.
Пунктом 1 постановления Избирательной комиссии Республики Калмыкия от 10 июня 2014 г. N 81/517-5 (далее - Постановление) определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность Главы Республики Калмыкия должно быть собрано 105 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Республики Калмыкия.
Пунктом 2 этого же Постановления установлено, что в числе подписей, указанных в пункте 1 данного Постановления, должно быть 20 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Республики Калмыкия.
Число подписей, представляемых в Избирательную комиссию Республики Калмыкия, может превышать число подписей, указанное в пункте 1 Постановления, но не более чем на 5 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований (пункт 3 Постановления).
Кандидат на должность Главы Республики Калмыкия должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в 11 муниципальных районах и городских округах, находящихся на территории Республики Калмыкия (пункт 5 Постановления).
Как следует из материалов дела, 30 июля 2014 года кандидатом Мацаковым В.Н. представлены документы для регистрации, в том числе 110 листов поддержки кандидата с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и список лиц, которые поставили свои подписи в листах поддержки кандидата.
2 августа 2014 года по результатам проверки достоверности подписей депутатов в поддержку выдвижения кандидата Мацакова В.Н. членами рабочей группы установлено, что подписи депутатов Комбаева А.Г., Манжиковой К.Л., Хулхачиева М.Д., Шамота Г.Л., Эрднеева А.А., Этеева П.С. также содержатся в листах поддержки кандидата Нурова Н.Э.; подписи депутатов Кузеева В.Ц., Шараева Н.М. также содержатся в листах поддержки кандидата Орлова А.М.; подпись депутата Бадмаева В.Б. также содержится в листе поддержки кандидата Марилова Х.А.
В связи с тем, что в листах поддержки кандидатов Нурова Н.Э., Орлова А.М., Марилова Х.А. подписи указанных депутатов проставлены ранее, указанные подписи в поддержку кандидата Мацакова В.Н. засчитаны не были; 1 подпись была признана недостоверной, так как проставлена лицом, не являвшимся на момент проставления подписи депутатом представительного органа муниципального образования или избранным на муниципальных выборах главой муниципального образования.
Таким образом, избирательная комиссия, установив достоверными только 100 подписей, постановлением от 7 августа 2014 года отказала Мацакову В.Н. в регистрации его кандидатом на должность Главы Республики Калмыкия.
В силу пункта 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и аналогичной нормы, содержащейся в статье 22 Закона Республики Калмыкия от 26 июня 2012 г. N 360-IV-З "О выборах Главы Республики Калмыкия", если при проверке подписей будет выявлено, что депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования поддержал более одного кандидата, засчитывается подпись, которая по времени была проставлена раньше.
Судом установлено, что депутаты Бадмаев В.Б., Комбаев А.Г., Кузеев В.Ц., Манжикова К.Л., Хулхачиев М.Д., Шамота Л.Г., Шараев Н.М., Эрднеев A.А., Этеев П.С., чьи подписи не были зачтены, обратились в избирательную комиссию с заявлениями, содержащими просьбу не засчитывать ранее проставленные ими подписи за других кандидатов. В установленные законом сроки заявления указанных лиц Избирательной комиссией Республики Калмыкия были рассмотрены, ответы заявителям направлены.
При этом, поскольку заявления в избирательную комиссию не содержали ссылок о фактах применения к ним принуждения к подписанию листов поддержки в пользу других кандидатов, оснований для проведения их проверки у Избирательной комиссии Республики Калмыкия не имелось.
В ходе рассмотрения дела депутаты Бадмаев В.Б., Комбаев А.Г., Кузеев А.Ц., Манжикова К.Л., Хулхачиев М.Д., Шамота Л.Г., Шараев Н.М., Эрднеев А.А., Этеев П.С. факты применения принуждения к ним отрицали.
В связи с изложенным оснований для признания недостоверными подписей 9 указанных депутатов, поставленных ими в поддержку кандидатов Марилова Х.А., Нурова Н.Э и Орлова А.М. у избирательной комиссии отсутствовали. Кроме того, данные подписи обоснованно были засчитаны в пользу других кандидатов, так как проставлены по времени раньше.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что избирательной комиссией не допущено бездействия при рассмотрении заявлений депутатов.
Ссылка Мацакова В.Н. на нарушение пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ была предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонена как основанная на неправильном толковании норм материального права, поскольку данная норма регулирует порядок сбора подписей избирателей, а не депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3.1 постановления от 24 декабря 2012 г. N 32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" участие выборных лиц местного самоуправления - депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации в выдвижении кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - хотя оно осуществляется в стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации кандидата, и сопоставимо по внешним признакам с формами (способами) подтверждения поддержки кандидатов избирателями - имеет иное предназначение.
Поддерживая того или иного кандидата, выборное лицо местного самоуправления действует в качестве, отражающем, прежде всего, факт наличия у него - как облеченного в результате избрания доверием населения муниципального образования - публично-правового статуса, свидетельствующего не только о личных характеристиках, политическом и жизненном опыте выборного лица местного самоуправления, но и о его определенной интегрированности в политическую систему общества (неважно, на стороне власти или системной, действующей парламентскими методами оппозиции). Соответственно, такая поддержка означает в конкретном социально-историческом контексте и признание реальной способности кандидата в случае победы на выборах решать задачи, относящиеся к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), обеспечивая комплексное социально-экономическое развитие региона и составляющих его муниципальных образований.
Довод заявителя о наличии противоречий между положениями федерального и регионального законодательства в части проверки соблюдения порядка сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований и обязании избирательной комиссии проводить соответствующие проверки порядка сбора подписей отклоняется в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 20 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 N 67-ФЗ к полномочиям избирательной комиссии при проведении проверок подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, отнесена проверка достоверности указанных подписей.
Указание Мацакова В.Н. на обязанность избирательной комиссии осуществлять проверки порядка сбора подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований не соответствует положениям данного Федерального закона.
Ссылка заявителя на пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ является необоснованной, поскольку положения указанной статьи, регулирующей вопросы проверки подписей избирателей, не могут применяться к процедуре проверки подписей депутатов.
В апелляционной жалобе не содержится иных доводов, которые могли явиться основанием для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 11 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мацакова В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 августа 2014 г. N 42-АПГ14-1
Текст определения официально опубликован не был