Ecological management. Integral impact assessment of industrials on environment during the industrial ecology control
Дата введения - 1 января 2009 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Введение
Для осуществления комплексного подхода к предотвращению и/или снижению уровня загрязнений окружающей среды необходимы как законодательные требования, так и мероприятия на уровне не только государств, но и промышленных союзов, ассоциаций, объектов хозяйственной деятельности, направленные на комплексное предотвращение и контроль интегрального воздействия загрязнений на окружающую среду.
Применяемые в развитых странах различные методы контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сбросов в водную среду и/или на почву, накопления отходов скорее способствуют перемещению загрязнений между разными природными средами, чем защите окружающей среды в целом.
Для более успешного и эффективного решения проблем, связанных с уменьшением интегральных воздействий загрязнений на окружающую среду, образующихся в результате хозяйственной деятельности предприятий, работники предприятий должны уделять особое внимание вопросам охраны окружающей среды, что выражается в обязательном учете и документировании всех компонентов интегрального воздействия предприятия на окружающую среду, получении разрешений на комплексное природопользование от специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды, декларировании экологической политики предприятия, заполнении декларации о мерах, предпринимаемых для защиты окружающей среды, и на этой основе - подготовке и проведению сертификации производства в системе экологического менеджмента.
Работники предприятий должны быть, прежде всего, уверены в том, что на предприятии предпринимаются все необходимые меры по предотвращению или контролю загрязнения окружающей среды. С этой целью на предприятиях должно быть обеспечено принятие комплексных мер защиты от загрязнения атмосферы, водной среды и земной поверхности.
При этом предельные значения и параметры выбросов, сбросов, образования отходов и соответствующие им меры технического характера должны определяться с помощью наилучших существующих технологий, доступность которых определяет возможность их практического применения.
Информация о предпринимаемых предприятиями мерах и соответствующая документация должны доводиться до сведения специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды и общественности.
В случае, если изменения, осуществляемые на объектах хозяйственной деятельности, могут вызвать рост интегрального воздействия загрязнений на окружающую среду, специально уполномоченные государственные органы по охране окружающей среды должны быть поставлены в известность о таких изменениях.
Для того чтобы общественность получала достоверную информацию об уровне экологической безопасности объектов хозяйственной деятельности и их возможном интегральном воздействии на окружающую среду, а также для обеспечения прозрачности решений, принимаемых объектом хозяйственной деятельности, общественность должна иметь свободный доступ к соответствующей информации. Для этих целей должны быть обеспечены сбор данных и широкий обмен информацией о наилучших доступных технологиях, существующих в мировой практике.
Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Директивы Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений".
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы комплексного предотвращения и контроля загрязнений, вызываемых интегральным воздействием в процессе хозяйственной деятельности предприятий (объектов хозяйственной деятельности) на окружающую среду на стадии производственного экологического контроля, включая методы предотвращения выбросов загрязнений в атмосферу, сбросов в водную среду или на почву, в тех случаях, когда это практически возможно, с учетом утилизации отходов для обеспечения высокого уровня охраны окружающей среды.
Настоящий стандарт распространяется на строящиеся, вводимые в эксплуатацию и действующие предприятия (по видам и объектам хозяйственной деятельности), способные оказывать существенное негативное влияние как на состояние окружающей среды, так и на предприятия (объекты хозяйственной деятельности), которые могут подвергнуться негативному воздействию.
Настоящий стандарт не распространяется на объекты хозяйственной деятельности, подведомственные оборонной и атомной промышленности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению
ГОСТ Р 51897-2002 Менеджмент риска. Термины и определения
ГОСТ 12.0.002-80 Система стандартов безопасности труда. Термины и определения
ГОСТ 14.322-83 Нормирование расхода материалов. Основные положения
ГОСТ 17.8.1.01-86 Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р ИСО 14001, ГОСТ Р 51897, ГОСТ 12.0.002, ГОСТ 17.8.1.01, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вредное вещество: Любой химический элемент и его соединения, которые при попадании в окружающую среду способны создать опасность для жизни и здоровья граждан, экосистем, флоры и фауны, в связи с чем они подлежат контролю в соответствии с международными договорами государства.
Примечание - В соответствии с положениями Директивы Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. "О комплексном предотвращении и контроле загрязнений" из числа вредных веществ, на которые распространяется настоящий стандарт, исключены радиоактивные вещества и генетически модифицированные организмы.
3.2
загрязнение: Привнесение в среду или возникновения в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических агентов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде, и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду. [ГОСТ 30772-2001, статья 6.4] |
Примечания
1 Выявленное наличие внесенных в результате человеческой деятельности веществ, физических воздействий (вибрационных, тепловых или шумовых) в атмосфере, водной среде или почве, которое является или может быть вредным для здоровья человека или окружающей среды, способно приводить к ущербу материальных благ, ухудшать и/или затруднять использование благоприятных свойств окружающей среды, иное ее законное использование.
2 Результат прямого или опосредованного загрязнения окружающей среды характеризуется и оценивается, как правило, количественными показателями.
3.3 объект хозяйственной деятельности (объект комплексного природопользования, предприятие): Стационарный технический объект, на котором осуществляются один или несколько видов производственной деятельности, перечисленных в приложение А, на одной промышленной площадке, которые могут оказывать негативные воздействия на окружающую среду в виде выбросов, сбросов, отходов и других загрязнений.
Примечания
1 Объекты хозяйственной деятельности всех форм собственности, на которые распространяется настоящий стандарт, установлены в приложении Б.
2 Несколько технических объектов, расположенных на одной площадке, считают одним объектом хозяйственной деятельности, если виды их деятельности непосредственно связаны друг с другом или если эти технические объекты связаны с одним и тем же технологическим процессом на одной и той же площадке.
3 Эксплуатируемый объект, на котором осуществляются один или более видов производственной деятельности и на который было получено природоохранное разрешение или для которого такое разрешение должно быть получено.
3.4
загрязнитель: Любой агент, имеющий природное или техногенное происхождение (прежде всего физический агент, химическое вещество и биологический вид - главным образом микроорганизмы), попадающий в окружающую среду или возникающий в ней в количествах, выходящих за рамки предельных естественных колебаний или среднего природного фона и негативно влияющий на качество окружающей природной среды и здоровье человека. [ГОСТ 30772-2001, статья 6.1] |
Примечание - Загрязнителем также является любой объект, в первую очередь организация или субъект хозяйственной деятельности, служащие источниками загрязнения окружающей среды.
3.5
выброс: Газопылевые вещества, подлежащие выводу (выбросу в атмосферу) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке отходящих технологических газов и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов. [ГОСТ 30772-2001, статья 3.18] |
Примечание - Прямой или опосредованный выпуск в воздушную среду газообразных, пылевых веществ после очистки, вибраций, теплового или шумового воздействий из точечных или рассеянных источников, связанных с объектом хозяйственной деятельности.
3.6 предельно допустимый выброс/сброс; ПДВ/ПДС: Показатель, определяющий концентрацию или массу загрязняющего вещества, которое допускается выбрасывать или сбрасывать в окружающую среду в определенный период времени или на единицу продукции с определенной установки.
Примечания
1 Масса загрязняющего вещества должна быть выражена определенными параметрами, концентрацией и/или уровнем выброса/сброса, которые не должны быть превышены в течение одного или нескольких периодов времени.
2 Предельно допустимые значения выбросов/сбросов могут быть также установлены для определенных групп, семейств или категорий веществ, особенно тех, которые указаны в приложении В.
3 Предельно допустимые значения выбросов/сбросов для веществ обычно определяют в той точке, где выбросы покидают объект, при этом эффект разбавления/рассеивания вещества не учитывают.
3.7 стандарт качества окружающей среды: Документ, содержащий нормы, установленные на локальном, региональном или федеральном уровнях оценивания в соответствии с усредненными физическими, химическими, биологическими и иными показателями состояния окружающей среды, при соблюдении которых обеспечивается ее необходимая чистота.
3.8 специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды (компетентный орган): Исполнительный орган государственной власти, наделенный полномочиями в области охраны окружающей среды, включая координацию деятельности других государственных органов и соответствующих уполномоченных территориальных органов местного самоуправления.
3.9 разрешение: Документ, содержащий письменное подтверждение положительного решения специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и/или его территориального органа (отделения), санкционирующего эксплуатацию всего объекта хозяйственной деятельности или его части при соблюдении определенных условий, обеспечивающих соответствие объекта требованиям настоящего стандарта и действующего законодательства.
Примечания
1 Разрешение может распространяться как на один, так и на несколько объектов или частей объектов, находящихся в одном и том же месте и эксплуатируемых в одних и тех же режимах функционирования.
2 Под разрешениями понимают следующие разрешительные документы, выдаваемые в Российской Федерации уполномоченными на это органами исполнительной власти:
- лимиты размещения отходов;
- лимиты временно согласованного сброса веществ в поверхностные сточные воды;
- проект нормативов ПДС (предельно допустимых сбросов) веществ, поступающих в водный объект со сточными водами;
- разрешение на сброс загрязняющих веществ в природную среду со сточными, ливневыми, дренажными, фильтрационными водами;
- разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения и др.
3.10 изменение условий эксплуатации объекта хозяйственной деятельности: Модернизация и/или реконструкция объекта хозяйственной деятельности, которые могут оказать негативное воздействие на жизнь и здоровье граждан и/или окружающую среду.
3.11 существенное изменение: Изменение условий эксплуатации объекта, которое, по мнению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды, может оказать значительное негативное воздействие на здоровье людей или окружающую среду.
3.12 наилучшие доступные технологии; НДТ: Технологические процессы и способы проектирования, строительства, управления, обслуживания, эксплуатации и прекращения эксплуатации промышленных установок, основанные на последних достижениях науки и техники, доступные для практического применения с учетом экономических, а также социальных факторов и направленные на снижение негативных воздействий технологических отходов на окружающую среду, жизнь и здоровье людей.
Примечания
1 Применение НДТ является наиболее эффективным решением для обеспечения общего высокого уровня охраны окружающей среды, сбережения материальных и энергетических ресурсов.
2 НДТ считаются априорно существующими. Под "существующими" понимают технологии, уровень развития которых делает возможным их внедрение в соответствующую отрасль промышленности с учетом экологической, экономической и технической целесообразности, а также затрат и выгод, независимо от того, реализуются ли они на данном объекте хозяйственной деятельности, но с условием, что они являются приемлемыми и доступными для субъектов хозяйственной деятельности.
3 При выборе НДТ особое внимание следует уделять положениям, представляемым в регулярно обновляемых Правительством Российской Федерации Перечнях критических технологий.
4 К НДТ, как правило, относят малоотходные и безотходные технологии, установленные в ГОСТ 14.322.
5 Форум Европейского Сообщества по информационному обмену, осуществляемому в соответствии со статьей 16 (2) Директивы 96/61/ЕС, выработал концепцию рекомендательных документов по НДТ, называемых БРЕФ-документами, для отражения информационного обмена в этой области. БРЕФ-документы должны быть скомпилированы как технические рекомендательные справочные документы из информации, представленной государствами - членами ЕС и промышленностью, проверены IPPC-Бюро и соответствующими рабочими группами (TWG).
6 Все БРЭФ-документы структурированы по одному типу, но каждый из них ориентирован на определенный сектор (отрасль) промышленности. Они не устанавливают требования к стандартам или технологиям, которые должны использоваться, но предлагают качественную информацию для информирования лиц, принимающих определенные решения в отношении НДТ для воплощения положений IPPC-Директив.
3.13 оценка воздействия на окружающую среду; ОВОС: Процедура, проводимая специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды, оценки видов, характера, степени и масштаба воздействия хозяйственной деятельности предприятий на окружающую среду, а также последствий этого воздействия.
Примечания
1 ОВОС является составной частью проектирования и планирования производства, заключающейся в разработке, согласовании, утверждении предпроектных и проектных, предплановых и плановых материалов по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
2 ОВОС связана с выявлением, анализом, оценкой и учетом в проектных решениях предполагаемых воздействий намечаемой хозяйственной деятельности, изменений в окружающей среде как результатов этих воздействий, последствий для общества, к которым приведут изменения.
3 ОВОС, как часть общей процедуры разработки, обоснования, принятия и реализации решений на стадиях жизненного цикла объекта, завершается формированием соответствующих документов, форму и содержание которых устанавливают уполномоченные органы по охране окружающей среды.
3.14 производственный экологический контроль (в области охраны окружающей среды): Контроль над использованием и охраной земель (включая почвы), недр, поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, озонового слоя, лесов, объектов растительного и животного мира, особо охраняемых природных территорий, типичных и редких природных ландшафтов, а также контроль за обращением с отходами в зоне воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности.
3.15 оценка ущерба от загрязнения окружающей среды: Определение всех видов прямых и косвенных потерь, связанных с последствиями любого загрязнения окружающей среды.
Примечание - Оценку ущерба от загрязнения окружающей среды, как правило, выражают в денежном эквиваленте.
3.16 комплексное предотвращение и контроль: Меры и процедуры, обеспечивающие предотвращение или минимизацию негативных воздействий объекта на окружающую среду объектов хозяйственной деятельности с целью достижения высокого уровня охраны окружающей среды в целом.
3.17 минимизация негативных воздействий на окружающую среду: Сокращение или полное прекращение негативных воздействий на окружающую среду объектов хозяйственной деятельности, в том числе за счет использования наилучших доступных технологий (технических методов) и внедрения малоотходных и/или безотходных технологий.
3.18 комплексное природопользование: Использование объектом хозяйственной деятельности природно-ресурсного потенциала, при котором добыча и/или изъятие одного вида природного ресурса наносит наименьший вред другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую среду, в том числе при использовании первичного сырья и энергии, а также при образовании и последующем вовлечении в хозяйственный оборот вторичных материальных и энергетических ресурсов.
Примечание - Комплексное природопользование основано на международном принципе превентивности в рамках концепции устойчивого развития и предполагает внедрение наилучших доступных технологических процессов и технических методов.
3.19 негативное воздействие на окружающую среду: Любое отрицательное изменение в окружающей среде, полностью или частично являющееся результатом воздействия на нее объекта хозяйственной деятельности.
3.20
экологическая политика хозяйствующего субъекта: Официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности. Примечание - Экологическая политика определяет рамки для действий и служит основой для постановки экологических целей, экологических задач.
[ГОСТ Р ИСО 14001-2007, статья 3.11] |
3.21 экологическая оценка: Совокупность данных государственной экологической экспертизы, отражающих результаты оценки воздействия объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду, используемых при составлении и оценке заявок на получение природоохранных разрешений и для включения в условия выдачи природоохранного разрешения.
3.22 хозяйствующий субъект (субъект комплексного природопользования): Юридическое лицо и/или индивидуальный предприниматель, эксплуатирующие объекты хозяйственной деятельности, оказывающие воздействие на окружающую среду в соответствии с условиями природоохранных разрешений.
4 Оценка интегрального воздействия объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду
4.1 Настоящий стандарт устанавливает меры, направленные на комплексное предотвращение загрязнения окружающей среды объектами хозяйственной деятельности и обеспечивающие контроль, а также сокращение выбросов в атмосферу, сбросов в водную среду и уменьшение объемов образования отходов, возникающих в результате осуществления различных видов хозяйственной деятельности.
Виды хозяйственной деятельности, для которых рекомендуется применение настоящего стандарта, приведены в приложении А; некоторые виды соответствующего оборудования приведены в приложении Б.
4.2 В процессе производственного экологического контроля работники предприятия должны самостоятельно оценить, предпринимаются ли в хозяйственной деятельности все надлежащие профилактические действия, направленные на борьбу с интегральными негативными воздействиями данного предприятия на окружающую среду и, в частности, применяются ли НДТ для того, чтобы:
- эксплуатация объекта хозяйственной деятельности не стала причиной значительного загрязнения окружающей среды;
- эксплуатация объекта хозяйственной деятельности, по возможности, не сопровождалась образованием отходов; а в тех процессах, где они образуются, отходы перерабатывались или, если это технически или экономически неосуществимо, утилизировались или удалялись таким образом, чтобы устранялось или уменьшалось любое негативное воздействие объекта на окружающую среду;
- потребление энергии и материальных ресурсов было обоснованным и рациональным, отражалось в стандартах и иных специальных документах организации;
- обеспечивалось предотвращение аварийных ситуаций и устранение их последствий;
- при выводе объекта хозяйственной деятельности из эксплуатации предпринимались все необходимые действия для того, чтобы полностью исключить возможность загрязнения окружающей среды.
4.3 При оценке интегрального воздействия объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля следует определить, документируется ли на предприятии информация в отношении:
- осуществляемой объектом хозяйственной деятельности;
- сырья и вспомогательных материалов, иных веществ и энергии, потребляемых или производимых объектом;
- источников выбросов, сбросов, образования отходов, имеющихся на объекте;
- природных и иных условий, существующих в месте расположения объекта;
- характера и объема предполагаемых выбросов, сбросов и образования отходов на объекте, попадающих в окружающую среду, а также выявление случаев их значительных негативных воздействий на окружающую среду;
- используемых технологий и иных методов предотвращения или, если это невозможно, сокращения выбросов, сбросов и образования отходов на объекте;
- методов контроля над выбросами/сбросами в окружающую среду и образованием отходов.
4.4 Дополнительная информация, документируемая работниками предприятия
4.4.1 Документируемая информация об интегральном воздействии объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду должна содержать краткое изложение данных, указанных в 4.2 и 4.3, а также включать в себя предельные значения выбросов и сбросов загрязняющих веществ, особенно указанных в приложении В, которые с большой степенью вероятности могут в значительных количествах присутствовать в выбросах и сбросах объекта, с учетом их особенностей и способности переносить загрязнение из одной природной среды в другую.
4.4.2 При необходимости и по возможности субъект хозяйственной деятельности должен документировать меры, принимаемые на объекте для комплексного предотвращения загрязнений и контроля окружающей среды за выбросами в атмосферу, сбросами в почву и подземные воды, а также меры по утилизации отходов. При необходимости предельные значения загрязняющих веществ могут быть дополнены или заменены эквивалентными параметрами.
4.5 Производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды
4.5.1 Проведение хозяйствующим субъектом производственного экологического контроля является основой обеспечения экологической безопасности и общим условием комплексного природопользования, несоблюдение которого влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством.
4.5.2 Производственный экологический контроль должен осуществляться самостоятельно субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. При необходимости могут быть привлечены организации, имеющие право проводить экологический контроль.
Производственный экологический контроль осуществляется хозяйствующими субъектами за счет собственных средств и иных источников финансирования, не запрещенных законодательством.
4.5.3 Хозяйствующие субъекты в целях организации и осуществления производственного экологического контроля должны разработать, согласовать со специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и утвердить установленным способом инструкцию по осуществлению производственного контроля в области охраны окружающей среды.
4.5.4 Руководитель объекта хозяйственной деятельности должен назначить должностное лицо, ответственное за проведение производственного экологического контроля, а при необходимости создать подразделение, которое будет проводить производственный экологический контроль.
Структуру подразделения, состав и численность его работников определяет руководитель в зависимости от вида хозяйственной деятельности, видов и объемов потребления природных ресурсов, количества и состава сбросов сточных вод и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образования и размещения отходов, других видов воздействий на окружающую среду и степени их опасности, особенностей состояния окружающей среды и требований по ее охране.
Отсутствие у хозяйствующего субъекта подразделения, соответствующего целям настоящего стандарта, не освобождает его от обязанности проведения производственного экологического контроля.
4.5.5 Основными задачами производственного экологического контроля, включая производственный аналитический контроль, являются:
- контроль за выполнением и соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды;
- контроль за проведением обучения, инструктажа и проверки знаний в области охраны окружающей среды и природопользования;
- контроль за проведением мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а также за соблюдением требований специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды;
- контроль за соблюдением лимитов добычи природных ресурсов и эффективностью их использования;
- контроль за обращением с опасными веществами, отходами;
- контроль за эксплуатацией природоохранного оборудования и сооружений;
- контроль за уровнем готовности работников предприятия к аварийным ситуациям, наличием и техническим состоянием оборудования, обеспечивающего предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- контроль за состоянием окружающей среды в зоне воздействия на нее хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта;
- контроль за получением информации для ведения хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
- контроль за ведением хозяйствующим субъектом документации по охране окружающей среды;
- контроль за своевременным предоставлением сведений о состоянии и уровнях загрязнения окружающей среды, в том числе аварийном, об источниках ее загрязнения, о состоянии природных ресурсов, об их использовании и охране;
- контроль за соблюдением хозяйствующим субъектом предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов сточных вод, а также лимитов размещения отходов производства;
- контроль за учетом номенклатуры и количества загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду в результате хозяйственной деятельности предприятия;
- контроль за обеспечением своевременной разработки (пересмотра) хозяйствующим субъектом нормативов в области охраны окружающей среды;
- контроль за соблюдением режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий (при их наличии);
- контроль за проведением локального мониторинга окружающей среды.
4.5.6 Производственный экологический контроль может быть плановым и внеплановым.
Плановый производственный экологический контроль должен осуществляться в соответствии с планом проверок, разработанным соответствующим подразделением и утвержденным руководителем объекта хозяйственной деятельности.
Внеплановый производственный экологический контроль проводят с целью выявления нарушений хозяйствующим субъектом установленных нормативов в области охраны окружающей среды, других требований законодательства об охране окружающей среды, невыполнения предъявленных в установленном порядке требований специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей среды и иных организаций, осуществляющих государственный и ведомственный контроль в области охраны окружающей среды.
4.5.7 По результатам производственного экологического контроля составляют соответствующие производственные акты, выдают уполномоченным лицам предписания об устранении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды и информируют руководителя объекта хозяйственной деятельности о необходимости проведения соответствующих действий.
4.5.8 При выявлении нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, которые повлекли или могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью человека, повреждение имущества других лиц, а также при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации подразделение должно немедленно проинформировать об этом руководителя объекта хозяйственной деятельности для принятия им необходимых мер по нормализации обстановки, а хозяйствующий субъект, в свою очередь, должен проинформировать специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды.
4.5.9 Объектами производственного экологического контроля, подлежащими регулярному наблюдению и оценке, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия, являются:
- природные ресурсы, а также сырье, материалы, реагенты, препараты, используемые в процессе хозяйственной деятельности;
- источники образования отходов, в том числе производства, цеха, участки, технологические процессы и отдельные технологические стадии;
- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; системы очистки отходящих газов;
- источники сбросов сточных вод, в том числе в системы канализации и сети водоотведения;
- системы очистки сточных вод;
- системы повторного и оборотного водоснабжения;
- источники воздействий вредных физических факторов;
- системы рециркулирования сырья, реагентов и материалов;
- объекты размещения и обезвреживания отходов;
- природные объекты и комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории, расположенные в пределах промышленной площадки предприятия, территории (акватории), где осуществляется природопользование, а также в санитарно-защитной зоне, готовая продукция и др.
5 Применение наилучших доступных технологий
5.1 Оценка работниками предприятия интегрального воздействия объекта хозяйственной деятельности на окружающую среду должна предусматривать и отражать использование НДТ. С учетом возможных затрат и выгод необходимо принимать во внимание следующие ключевые соображения.
5.1.1 НДТ ориентированы на комплексный подход к предотвращению или минимизации техногенного воздействия и основаны на сопоставлении эффективности предпринимаемых мер по охране окружающей среды с затратами, которые несет хозяйствующий субъект для предотвращения или минимизации оказываемого им техногенного воздействия.
5.1.2 НДТ для объектов хозяйственной деятельности должны учитывать все технологические операции и соответствующее оборудование с учетом специфики воздействий на окружающую среду и затрат хозяйствующих субъектов.
5.1.3 НДТ должна соответствовать следующим основным требованиям:
- оправданности применения данной технологии с точки зрения охраны окружающей среды, то есть с учетом минимизации антропогенного воздействия на окружающую среду;
- соответствия технологии новейшим отечественным и зарубежным разработкам в данной отрасли промышленности;
- экономической и практической приемлемости данной технологии для объекта хозяйственной деятельности.
5.1.4 При определении НДТ принимают во внимание следующие положения:
- использование малоотходных технологических процессов (технологические отходы должны составлять от 1,5% до 10% общего расхода сырья и материалов);
- использование токсичного сырья должно быть предельно уменьшено;
- сбросы, выбросы и отходы, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности, должны быть по возможности вовлечены в хозяйственный оборот;
- используемые технологические процессы, производственное оборудование и методы его эксплуатации должны быть успешно апробированы на промышленном уровне;
- НДТ должны соответствовать современному уровню научно-технического прогресса в контролируемой области;
- должны быть предусмотрены определение видов опасностей и снижение влияния на окружающую среду объемов выбросов, сбросов и отходов, других негативных воздействий, образующихся в процессе хозяйственной деятельности предприятия;
- должен быть четко обоснован период времени, необходимый для внедрения НДТ;
- должна быть произведена оценка объема потребления и эффективности использования первичного сырья, включая энергоносители, применяемого в технологическом процессе;
- должны быть предусмотрены возможности предотвращения аварийных ситуаций и сведения к минимуму их последствий для окружающей среды;
- при внедрении НДТ должна быть использована информация, публикуемая специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и международными организациями в области НДТ.
5.1.5 В случаях, когда в реализованном технологическом процессе установлены более жесткие требования к качеству окружающей среды, не достигаемые сразу при внедрении НДТ в условиях, сопровождающих выдачу природоохранного разрешения на комплексное природопользование при осуществлении хозяйственной деятельности, должно содержаться требование о дополнительных мерах, которые должны быть приняты при внедрении НДТ для обеспечения соответствия установленным требованиям к качеству окружающей среды.
6 Информирование о негативном воздействии загрязнений на сопредельные территории
6.1 Если возникает опасность негативного воздействия загрязнений на сопредельные территории, либо когда стало известно о проектировании и/или эксплуатации объекта хозяйственной деятельности, эксплуатация которого с высокой степенью вероятности может привести к значительному негативному воздействию на окружающую среду сопредельной территории, либо по требованию государственного органа в области охраны окружающей среды сопредельной территории, специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды, выдавший природоохранное разрешение на комплексное природопользование при осуществлении хозяйственной деятельности, либо осуществляющий процедуру выдачи природоохранного разрешения на комплексное природопользование при осуществлении хозяйственной деятельности, должен информировать об этом орган по охране окружающей среды сопредельной территории и одновременно довести эту информацию до общественности. Такую информацию используют как основу при проведении консультаций для заключения двусторонних соглашений между сопредельными территориями на обоюдной и равноправной основе.
6.2 При заключении двусторонних соглашений между сопредельными территориями специально уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды и/или уполномоченный государственный орган в области охраны окружающей среды сопредельной территории следят за тем, чтобы данные о получении природоохранных разрешений на комплексное природопользование при осуществлении хозяйственной деятельности и выданных природоохранных разрешениях на комплексное природопользование при осуществлении хозяйственной деятельности были доступны общественности территории, подвергаемой негативному воздействию опасных загрязнений в результате хозяйственной деятельности. При этом общественность должна иметь возможность влиять на процедуру принятия решения на любом этапе.
7 Обеспечение доступа общественности к информации
7.1 Результаты учета и отчетности в области производственного экологического контроля должны быть доступны общественности.
7.2 Информация о производственном экологическом контроле должна отвечать требованиям полноты, достоверности, своевременности, доступности и иным требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
7.3 Информация о производственном экологическом контроле должна предоставляться всем заинтересованным лицам с соблюдением требований об охране государственной, коммерческой и иной тайны в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 14.13-2007 "Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 614-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ (Москва, 2008 г.)
Дата введения - 1 января 2009 г.
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью ООО "НИИ экономики, связи и информатики "Интерэкомс"
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 20 "Экологический менеджмент и экономика"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. N 614-ст
4 Введен впервые