В связи с обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам учета и устройства детей, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся на территории Российской Федерации, Минобрнауки России сообщает.
Порядок учета и устройства детей-иностранных граждан, оставшихся без попечения родителей, в том числе находящихся на воспитании в семьях граждан, определяется положениями статей 32-37 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (далее - Конвенция), статьями 20, 21, 31 - 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 121 - 123 и 145 - 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", подпунктом 2 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также иными федеральными и региональными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, детей и семей, находящихся в социально опасном положении, предоставления им мер государственной поддержки.
При поступлении в органы опеки и попечительства информации о нахождении на территории, на которую распространяются полномочия органа опеки и попечительства, ребенка, вынужденно покинувшего территорию Украины в сопровождении совершеннолетних лиц, у которых имеются документы, подтверждающие, что они являются опекунами (попечителями) ребенка, необходимо:
1) организовать работу по оказанию содействия указанным гражданам в получении консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи;
2) осуществить постановку ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на учет в органе опеки и попечительства.
Для постановки семьи на учет семьи следует истребовать от вынужденно покинувших территорию Украины лиц документы, подтверждающие их статус законного представителя ребенка (детей), в том числе личного дела на ребенка (семью).
В случае отсутствия таких документов органам опеки и попечительства целесообразно рекомендовать законному представителю детей запросить личное дело ребенка в органах опеки и попечительства по месту жительства на территории Украины или направить соответствующий запрос в орган опеки и попечительства Украины с запросом о предоставлении личного дела ребенка (семьи) по месту жительства ребенка (семьи).
При невозможности получения личного дела на ребенка (семью) необходимо организовать работу по его комплектованию в соответствии с Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
В случае отсутствия одного или нескольких перечисленных документов необходимо истребовать иные документы, позволяющие установить факт назначения на территории Украины опеки (попечительства), а также свидетельские показания.
Необходимо организовать работу по оказанию содействия гражданам в составлении и (или) получении перечисленных документов, а также их оформлении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
При поступлении в органы опеки и попечительства информации о нахождении на территории, на которую распространяются полномочия органа опеки и попечительства, ребенка, вынужденно покинувшего территорию Украины в сопровождении совершеннолетних лиц, не имеющих документов, подтверждающих их статус законных представителей, или документов, подтверждающих, что законные представители в установленном порядке доверили им на определенный период времени осуществлять уход и содержание детей, органам опеки и попечительства необходимо организовать работу по установлению опеки (попечительства), в том числе по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан. При этом необходимо учитывать следующее.
В соответствии со статьей 33 Конвенции установление или отмена опеки и попечительства производится по законодательству Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство.
Опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство.
Кроме того, в соответствии со статьей 35 Конвенции в случае необходимости принятия мер по опеке или попечительству в интересах гражданина одной Договаривающейся Стороны, постоянное местожительство, местопребывание или имущество которого находится на территории другой Договаривающейся Стороны, учреждение этой Договаривающейся Стороны безотлагательно уведомляет учреждение, компетентное в соответствии со статьей 34 Конвенции, согласно которой по делам об установлении или отмене опеки и попечительства компетентны учреждения Договаривающейся Стороны, гражданином которой является лицо, в отношении которого устанавливается или отменяется опека или попечительство, если иное не установлено Конвенцией.
В случаях, не терпящих отлагательств, учреждение другой Договаривающейся Стороны может само принять необходимые временные меры в соответствии со своим законодательством. При этом оно обязано безотлагательно уведомить об этом учреждение, компетентное в соответствии со статьей 34 Конвенции. Эти меры сохраняют силу до принятия учреждением, указанным в статье 34 Конвенции, иного решения.
Таким образом, учитывая сложившиеся обстоятельства, в отношении детей - граждан Украины может быть принято решение об установлении над ними опеки и попечительства в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, с обязательным уведомлением компетентного органа Украины об установлении опеки (попечительства).
Также обращаем внимание, что частью 3 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрена возможность назначения конкретного лица попечителем несовершеннолетнего гражданина, достигшего возраста 14 лет, по заявлению самого несовершеннолетнего гражданина. К заявлению ребенка предъявляется единственное требование: в нем должно быть указано конкретное лицо, назначения которого в качестве своего попечителя желает несовершеннолетний. При этом должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации, в том числе в части предоставления гражданами документов, подтверждающих отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению их опекунами (попечителями).
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 Семейного кодекса Российской Федерации и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо отметить, что предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения шести месяцев со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до восьми месяцев.
Назначение и выплата денежных средств на содержание подопечного ребенка, а также выплата вознаграждения приемным родителям, патронатным воспитателям и предоставление мер социальной поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и семьям, принявшим на воспитание таких детей, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Не назначаются и не выплачиваются денежные средства на детей, родители которых могут лично осуществлять их воспитание и содержание, но добровольно передали их под опеку (попечительство) другим лицам.
При поступлении в органы опеки и попечительства информации о нахождении на территории, на которую распространяются пол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведена информация по вопросам учета и устройства детей, вынужденно покинувших Украину и находящихся в России.
При поступлении в органы опеки и попечительства информации о нахождении на их территории ребенка, вынужденно покинувшего Украину в сопровождении совершеннолетних лиц, у которых имеются документы, подтверждающие опекунство (попечительство), необходимо сделать следующее. Во-первых, оказать таким гражданам содействие в получении консультативной, юридической, психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи. Во-вторых, следует поставить ребенка на учет в органе опеки и попечительства.
Если указанные совершеннолетние лица не имеют документов, подтверждающих их статус законных представителей, или документов, подтверждающих, что законные представители доверили им на определенный период времени уход и содержание детей, то необходимо организовать работу по установлению опеки (попечительства). Это возможно по заявлению родителей, а также самих несовершеннолетних.
Если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, то орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя.
Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения 6 месяцев со дня принятия акта о временном назначении временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке. При наличии исключительных обстоятельств данный срок может быть увеличен до 8 месяцев.
Отмечается, что на детей, родители которых могут лично осуществлять их воспитание и содержание, но добровольно передали их под опеку (попечительство) другим лицам, денежные средства не назначаются и не выплачиваются.
Оговорены действия при поступлении в органы опеки и попечительства информации о нахождении на их территории ребенка, вынужденно покинувшего Украину, в отношении которого имеются документы, подтверждающие статус оставшегося без попечения родителей, и в отношении которого таких документов нет.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 июля 2014 г. N ВК-1508/07 "Об организации работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, вынужденно покинувшими Украину"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", сентябрь 2014 г., N 18, в журнале "Вестник образования", сентябрь 2014 г., N 17, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", сентябрь 2014 г., N 25