Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами
РД 153-34.3-20.662-98
(утв. РАО "ЕЭС России" 19 мая 1998 г.)
Вводится в действие с 1 декабря 1998 г.
Настоящая Типовая инструкция является переработкой "Типовой инструкции по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ: ТИ 34-70-054-86". При переработке Типовой инструкции были учтены руководящие документы по эксплуатации ВЛ напряжением 0,38-20 кВ, вышедшие в 1985-1997 гг., замечания и предложения энергосистем по первой редакции Типовой инструкции.
Типовая инструкция предназначена для руководителей и специалистов предприятий (районов, участков) электрических сетей, для инженерно-технического персонала, электромонтеров, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами.
С вводом настоящей Типовой инструкции аннулируется "Типовая инструкция по техническому обслуживанию и капитальному ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ: ТИ 34-70-054-86". (М.: СПО Союзтехэнерго, 1987).
2. Организация эксплуатации ВЛ
2.1. Эксплуатация воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ заключается в поддержании их в работоспособном состоянии путем осуществления технического обслуживания и ремонта.
2.2. Техническое обслуживание ВЛ состоит из комплекса мероприятий, направленных на предотвращение преждевременного износа элементов и (или) их разрушения. Качественное и своевременное техническое обслуживание является основным условием, обеспечивающим надежную работу ВЛ в межремонтный период.
2.3. Ремонт ВЛ заключается в проведении комплекса мероприятий для восстановления первоначальных характеристик ВЛ или отдельных ее элементов.
2.4. При техническом обслуживании и ремонте производится плановое устранение дефектов ВЛ. Дефекты или повреждения элементов, которые представляют непосредственную угрозу безопасности населения и обслуживающего персонала, возникновения пожара и т.п., должны устраняться незамедлительно.
2.5. Техническое обслуживание и ремонт, а также другие работы, непосредственно связанные с эксплуатацией ВЛ, следует выполнять с использованием транспортных средств, специальных машин, механизмов и приспособлений.
2.6. Машины, механизмы и приспособления рекомендуется размещать на ремонтно-производственных базах (РПБ) или ремонтно-эксплуатационных участках (пунктах) предприятий и районов электрических сетей.
При этом машины, механизмы и различного рода приспособления, постоянно используемые для централизованного обслуживания ВЛ, целесообразно закреплять за бригадами.
2.7. Ответственность за нормальную эксплуатацию средств механизации возлагается на производственное подразделение, за которым эти средства закреплены. Ответственность за состояние такелажных приспособлений, инструмента и другого оборудования, их своевременные ремонт и испытания возлагается на руководителей (мастеров) производственных подразделений, за которыми это оборудование закреплено.
Результаты осмотров и испытаний механизмов, такелажных приспособлений и другого оборудования следует заносить в журналы учета.
2.8. Хранение и пользование инструментом и приспособлениями должны производиться с соблюдением требований действующих Правил безопасности при работе с инструментом и приспособлениями, Правил применения и испытания средств защиты, используемых в электроустановках, технических требований к ним.
Хранение неисправного или непригодного для работы инструмента и приспособлений вместе с исправным и пригодным не допускается.
2.9. В помещении, предназначенном для хранения инструмента, приспособлений, инвентаря, необходимого для эксплуатации ВЛ, следует иметь список хранящихся механизмов, инструмента и приспособлений с указанием срока их очередных испытаний или осмотра.
2.10. Предприятию, осуществляющему эксплуатацию ВЛ, разрешается выполнять в охранных зонах все виды работ по техническому обслуживанию, ремонту или реконструкции ВЛ.
Плановые работы по ремонту и реконструкции ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, должны производиться по согласованию с землепользователем и, как правило, в период, исключающий повреждение сельскохозяйственных культур.
Работы по предотвращению нарушений в работе ВЛ и ликвидации последствий таких нарушений могут производиться в любое время года без согласования с землепользователями, но с уведомлением их о проводимых работах и последующим оформлением соответствующих документов.
2.11. Порядок эксплуатации ВЛ, находящихся на балансе ПЭС и проходящих по территории предприятий и организаций, в полосе отвода железных и автомобильных дорог, вблизи аэродромов, в охранных зонах трубопроводов и линий связи, следует согласовывать с соответствующими предприятиями и организациями.
2.12. Персоналу ПЭС предоставляется право беспрепятственного доступа к ВЛ для проведения всех видов работ.
2.13. При техническом обслуживании и ремонте ВЛ следует применять комплексные методы, обеспечивающие выполнение всех видов работ на данной ВЛ в полном объеме за возможно короткий срок.
2.14. Техническое обслуживание и ремонт ВЛ, выполняемые комплексным методом (работы группируются в комплексы по номенклатуре и периодичности), рекомендуется осуществлять бригадами централизованного обслуживания, оснащенными необходимыми специализированными машинами, средствами механизации, инвентарем, защитными средствами, средствами связи. За бригадами закрепляются производственные и бытовые помещения: кладовые, склады, мастерские, гаражи для автотранспорта и механизмов, раздевалки и душевые. Бригады обеспечиваются необходимой нормативно-технической документацией и производственными инструкциями.
2.15. При комплексном проведении работ ремонтный персонал и средства механизации рекомендуется сосредотачивать на ремонтируемом объекте, что позволит сократить длительность отключения объекта, улучшить использование трудовых и материальных ресурсов.
В ряде случаев из-за рассредоточенности объектов ремонта и различной периодичности выполнения работ целесообразно проведение однотипных работ специализированными бригадами на одной или нескольких ВЛ (например, расчистка трасс, замена приставок и т.д.).
2.16. Безопасность при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту должна обеспечиваться путем выполнения организационно-технических мероприятий, предусмотренных действующими Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок, нормативными документами и технологическими картами. Комплексный ремонт объектов должен выполняться по проектам производства работ.
Персонал, выполняющий ремонтные работы под напряжением, должен пройти соответствующее обучение.
2.17. Выбор объемов и методов ремонта и технического обслуживания ВЛ должен осуществляться инженерно-техническим персоналом предприятия электрических сетей или РЭС на основании технико-экономического обоснования с учетом местных условий.
3. Планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ, оформление технической документации
3.1. Для обеспечения планирования работ РЭС по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ распределительных сетей напряжением 0,38-20 кВ рекомендуется составлять:
Наименование документа |
Место хранения |
Утверждающая организация |
1. Многолетний план-график ремонтов объектов распределительной сети |
ПЭС РЭС Монтерский участок (МУ) |
ПЭС по согласованию со службами АОЭиЭ |
2. Годовой план-график технического обслуживания и ремонта ВЛ 0,38-20 кВ |
ПЭС РЭС МУ |
ПЭС |
3. Месячный план-график отключений ВЛ 0,38-20 кВ |
ПЭС РЭС |
РЭС |
4. Годовой план материально-технического снабжения РЭС |
АОЭиЭ ПЭС РЭС |
ПЭС (филиал электрических сетей - ФЭС) |
3.2. Многолетние планы-графики ремонтов (приложение 1) рекомендуется составлять по каждому РЭС; они являются продолжением предыдущих планов-графиков и находятся на участке, в РЭС и в ПТС предприятия для руководства в работе.
3.3. Работы по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ 0,38-20 кВ следует осуществлять по годовому плану-графику и годовому плану (приложения 2, 3).
Годовой план-график должен составляться в соответствии с периодичностью работ, указанной в ПТЭ, и ведомостями ремонтных работ, составленными на основании журналов дефектов, данных осмотров, проверок и измерений.
3.4. Ведомости ремонтных работ являются основанием для составления смет и спецификаций на материалы и оборудование.
3.5. Планируемые объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту должны быть проверены на соответствие имеющимся трудовым и материальным ресурсам. При этом рекомендуется предусматривать резерв времени на выполнение аварийно-восстановительных и других непредвиденных работ, необходимость проведения которых возникает в процессе эксплуатации.
3.6. После анализа расчетов, уточнения объемов работ и согласования с соответствующими службами ПЭС годовой план-график по РЭС должен утверждаться главным инженером ПЭС.
3.7. Срок утверждения смет и годовых планов-графиков устанавливается приказом главного инженера АОЭиЭ или ПЭС.
3.8. Месячный план-график отключений (приложение 4) рекомендуется составлять на основании годового плана и должен обеспечивать минимальный недоотпуск электроэнергии при плановых отключениях, сохранность сельскохозяйственных угодий, учитывать сезонный характер отдельных видов работ на ВЛ.
3.9. Перед началом месяца мастеру участка следует произвести расчет рабочего времени бригады на месяц и на основании годового плана, перечней работ и утвержденных смет выдать бригаде задание.
Месячные задания бригадам (участкам) должны утверждаться начальником РЭС.
В случае, если в комплексном ремонте объекта должны принимать участие службы предприятия (РЗА, СМиТ и т.п.), месячный план-отчет по участку должен быть согласован с этими службами и утвержден главным инженером ПЭС.
3.10. Ежемесячно согласно утвержденному порядку руководству ПЭС следует производить сдачу-приемку месячных планов-отчетов РЭС.
3.11. С целью сокращения трудозатрат и улучшения качества планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту рекомендуется осуществлять на персональных компьютерах с автоматизацией рабочих мест ИТР РЭС и ПТС предприятия.
3.12. Для обеспечения нормальной эксплуатации распределительных сетей в РЭС рекомендуется вести техническую документацию согласно приложениям 1-10.
3.13. Все изменения на ВЛ, выполненные в процессе эксплуатации, должны быть внесены в инструкции, схемы и чертежи до ввода ВЛ в работу. Информация об изменениях должна доводиться до сведения всех работников (с записью в журнале распоряжений), для которых обязательно знание этих инструкций, схем и чертежей.
3.14. Технологические схемы (чертежи) должны проверяться на их соответствие фактическим эксплуатационным не реже одного раза в 2 года с отметкой на них о проверке.
4. Техническое обслуживание ВЛ
4.1. Общие положения
4.1.1. Техническое обслуживание ВЛ осуществляется, как правило, за счет средств, выделяемых на эти работы. Работы по определению объемов ремонта, в том числе измерения, испытания, проверки, осмотры осуществляются за счет средств, выделяемых на ремонт.
4.1.2. Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляется, как правило, электромонтерами РЭС.
Инженерно-технический персонал проводит выборочные осмотры отдельных линий (участков линий), включая все линии (участки), подлежащие ремонту в следующем году.
4.1.3. Перечень основных работ по техническому обслуживанию ВЛ 0,38-20 кВ приведен в табл. 1.
Таблица 1
Перечень работ, выполняемых при техническом обслуживании ВЛ
Наименование работы |
Периодичность |
Примечание |
||
Осмотры ВЛ
| ||||
1. Периодический осмотр |
По графику, утвержденному главным инженером ПЭС |
|
||
1.1. Осмотр по всей длине ВЛ электромонтерами |
Не реже одного раза в год. По годовому плану-графику технического обслуживания |
Заполняется листок осмотра |
||
1.2. Выборочный осмотр отдельных ВЛ (участков ВЛ) инженерно-техническим персоналом |
Не реже одного раза в год |
То же |
||
1.3. Верховой осмотр |
По мере необходимости |
|
||
1.4. Осмотр, в том числе верховой, ВЛ, включенной в план ремонта на следующий год, инженерно-техническим персоналом |
В течение года, предшествующего проведению ремонта |
Совмещается с отключением ВЛ и проверкой степени загнивания верхних деталей опор, закрепления крюков, изоляторов, проводов. На основании результатов осмотра составляются сметы и спецификации |
||
1.5. Осмотр ВЛ после капитального ремонта |
По окончании ремонта |
Выполняется инженерно-техническим персоналом ПЭС (РЭС). Составляется акт приемки из ремонта |
||
2. Внеочередной осмотр ВЛ после стихийного явления или после воздействия сверхрасчетных механических нагрузок |
Для определения объема восстановительного ремонта |
Заполняется листок осмотра |
||
3. Внеочередной осмотр ВЛ после автоматического отключения ВЛ релейной защитой, в том числе после неуспешного повторного включения |
После автоматического отключения ВЛ релейной защитой |
То же |
||
4. Внеочередной осмотр ВЛ после успешного повторного включения ВЛ |
На следующий день после повторного включения ВЛ |
-"- |
||
Проверки опор и их элементов
| ||||
5. Проверка степени загнивания деталей деревянных опор |
Перед подъемом на опору. В процессе осмотра по п. 1.4. Через 3-6 лет после ввода в эксплуатацию. Не реже одного раза в 3 года |
Заполняется ведомость контроля загнивания древесины |
||
6. Проверка состояния железобетонных опор, их элементов, железобетонных приставок |
Перед подъемом на опору. В процессе осмотра по п. 1.4. При замене деталей. Не реже одного раза в 6 лет |
Заполняется ведомость |
||
7. Измерение сопротивления заземляющих устройств у опор всех типов |
После монтажа, переустройства и ремонта заземляющих устройств |
-"- |
||
8. Измерение сопротивления заземляющих устройств у опор с разъединителями, защитными промежутками, трубчатыми и вентильными разрядниками и у опор с повторным заземлением нулевого провода |
Не реже одного раза в 6 лет. При плановом ремонте |
-"- |
||
9. Выборочная (2% железобетонных опор) проверка в населенной местности на участках с сильноагрессивными или плохо проводящими грунтами |
Не реже одного раза в 12 лет. При плановом ремонте |
-"- |
||
10. Выборочная (2% опор с заземлителями) проверка состояния заземляющего устройства со вскрытием грунта |
Не реже одного раза в 12 лет. При плановом ремонте. При приемке в эксплуатацию |
-"- |
||
11. Измерение сопротивления петли "фаза-нуль" |
При подключении новых потребителей. При выполнении работ, вызывающих изменение сопротивления. При возрастании нагрузки, требующей замены плавкой вставки предохранителя или установки автоматического выключателя |
-"- |
||
Проверки проводов и арматуры
| ||||
12. Проверка состояния проводов и соединителей проводов |
При осмотрах ВЛ по п. 1.4. После установки новых соединителей. При капитальном ремонте |
Оформляется в паспорте ВЛ |
||
13. Проверка габаритов проводов, расстояний приближения, в том числе в местах пересечений |
В процессе осмотра по п. 1.4 |
Заполняется ведомость |
||
14. Проверка расстояний приближения проводов ВЛ к проводам других ВЛ или проводам ПВ при совместной подвеске на общих опорах |
В процессе осмотра по п. 1.4 |
Оформляется в паспорте ВЛ |
||
15. Проверка габарита от проводов до поросли |
В процессе осмотра по п. 1.4 По мере необходимости |
То же |
||
16. Проверка состояния проводов в местах возможного соприкосновения с деревьями, отдельными сучьями |
В процессе осмотра по п. 1.4 |
-"- |
||
17. Проверка отсутствия повреждений зажимов и арматуры для соединения проводов с оборудованием и подземным кабелем |
В процессе осмотра по п. 1.4 |
-"- |
||
18. Проверка разрядников и защитных промежутков |
В процессе осмотра по п. 1.4 |
Составляется ведомость. Разрядники один раз в 3 года снимаются с опоры для проверки |
||
19. Проверка состояния защиты ВЛ от перенапряжений |
Ежегодно перед началом грозового сезона |
Составляется ведомость |
||
Отдельные работы, выполняемые по мере необходимости
| ||||
Наименование работы |
Примечание |
|||
20. Вырубка отдельных деревьев, обрезка сучьев, угрожающих повреждению провода |
Оформляется в паспорте ВЛ |
|||
21. Замена дефектных элементов опор |
-"- |
|||
22. Выправка отдельных опор |
-"- |
|||
23. Уплотнение грунта в пазухах котлованов опор |
Заполняется ведомость |
|||
24. Перетяжка проводов |
-"- |
|||
25. Удаление набросов на проводах ВЛ |
-"- |
|||
26. Замена оборванных заземляющих проводников |
-"- |
|||
27. Перетяжка проволочных бандажей крепления деревянных стоек к приставкам |
-"- |
|||
28. Восстановление знаков и плакатов на отдельных опорах, восстановление нумерации |
-"- |
|||
29. Замена разрядников |
-"- |
|||
30. Выполнение мероприятий, связанных с охраной ВЛ. Допуск к работам сторонних организаций и надзор за работами, проводимыми вблизи ВЛ |
|
|||
31. Технический надзор при строительстве и реконструкции ВЛ, выполняемых подрядными организациями. Работы, связанные с проверкой объектов при приемке их на баланс и в эксплуатацию |
|
|||
32. Наблюдение за образованием гололеда |
|
4.2. Осмотры ВЛ
4.2.1. Периодические осмотры следует проводить в дневное время электромонтерами и инженерно-техническим персоналом в соответствии с годовым планом-графиком технического обслуживания путем обходов или объездов.
4.2.2. Осмотр производится с целью визуальной проверки состояния ВЛ. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра (приложение 5).
4.2.3. Осмотр ВЛ, включенных в план ремонтов на будущий год, следует проводить на основании перечня дефектов в целях уточнения объемов ремонта на основании инструментальных проверок загнивания древесины деревянных опор (приложение 6), состояния железобетонных опор, сопротивления заземления опор (приложение 7), сопротивления петли "фаза-нуль", расстояний от проводов до земли и зданий и сооружений, крон деревьев, кустарников (приложение 8). По результатам осмотров составляются ведомости ремонтных работ, рассчитываются объемы трудозатрат, составляются сметы и спецификации.
4.2.4. Верховой осмотр ВЛ следует проводить в целях тщательного осмотра траверс, крюков, кронштейнов, штырей, проволочных и других типов вязок, изоляторов, проводов и креплений узлов и элементов. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра.
4.2.5. Осмотр ВЛ после стихийного явления производится в целях выявления дефектов и повреждений, вызванных стихийным явлением (сверхрасчетный гололед, ледоход и разливы рек на участках ВЛ, сооруженных в поймах рек, ливни, ураганы, оползни, обвалы, пожары вблизи ВЛ и т.п.). Осмотр могут производить электромонтеры и инженерно-технические работники. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра.
4.2.6. Осмотр после автоматического отключения ВЛ релейной защитой производится по решению руководства РЭС на основании записей в оперативном журнале за предыдущие сутки и анализа отключений за предыдущие месяцы. При осмотре необходимо обратить внимание на наличие дефектов, приводящих к самоустраняющимся автоматическим отключениям ВЛ. Результаты осмотра регистрируются в листке осмотра.
4.2.7. Записи о неисправностях, требующих немедленного устранения, из листков осмотра вносятся мастером в журнал дефектов, а выполненные работы заносятся в журнал учета (приложения 9, 10). Главным инженером РЭС устанавливается срок и способ устранения неисправностей и назначается ответственный за выполнение. После устранения отмечается его дата.
4.3. Проверки и измерения
4.3.1. Просека ВЛ должна содержаться в безопасном в пожарном отношении состоянии. Следует поддерживать установленную ширину просек и производить обрезку деревьев и расчистку от кустарников.
Работы на просеках ВЛ, проходящих по землям государственного лесного фонда, должны производиться в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ.
Отдельные деревья, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ВЛ, должны быть вырублены с последующим уведомлением об этом организации, в ведении которой находятся насаждения, и оформлением лесорубочных билетов (ордеров).
4.3.2. Проверки на ВЛ осуществляются с периодичностью, приведенной в табл. 1.
4.3.3. Проверка степени загнивания (или обгорания) деревянных элементов опор с помощью специальных инструментов и приспособлений производится с целью выявления степени загнивания древесины или обгорания стойки.
Степень загнивания древесины следует проверять с учетом рекомендаций, приведенных в приложении 11.
4.3.4. Проверка сопротивления заземления опор должна производиться в сухую погоду в период наибольшего просыхания грунта.
Полученные значения сопротивлений сравниваются с нормативным и в случае превышения производится соответствующая запись в ведомости проверок и измерений.
4.3.5. При проверке расстояний от проводов ВЛ и ответвлений до поверхности земли, зданий или сооружений, инженерных коммуникаций, крон деревьев, кустарников полученные значения сравниваются с допустимым значением по ПУЭ. Результаты проверок заносятся в ведомости измерений расстояний. Выявленные нарушения по допустимым расстояниям должны быть устранены в кратчайшие сроки.
4.3.6. При проверке состояния железобетонных элементов опор выявляются: оголение арматуры, растрескивание бетона, раковины, сколы. При наличии приборов и методик неразрушающего контроля рекомендуется измерять прочность бетона (а при необходимости защитный слой бетона, степень напряжения арматуры в предварительно напряженных элементах). Результаты заносятся в ведомость проверок и измерений железобетонных опор (железобетонных элементов опор).
4.3.7. Проверка сопротивления петли "фаза-нуль" производится в целях выявления превышения фактического значения сопротивления петли по сравнению с нормативным, результаты проверки заносятся в ведомость и паспорт ВЛ. Работы по устранению дефекта следует выполнять незамедлительно.
5. Плановый ремонт ВЛ
5.1. Основой планового ремонта воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ является капитальный ремонт (см. приложение 3). Предприятиям электрических сетей рекомендуется использовать комплексный метод ремонта (далее - "комплексный ремонт"), при котором на ремонтируемом объекте выполняется комплекс работ по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных показателей и параметров ВЛ в целом и отдельных ее элементов, а также по ликвидации отступлений от требований ПУЭ, ПТЭ, ПТБ и действующих нормативно-технических документов.
5.2. Плановые работы по комплексному ремонту ВЛ, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, территориям предприятий, в охранных зонах инженерных сооружений, должны производиться по согласованию с землепользователями, соответствующими предприятиями и организациями.
5.3. Плановые работы по комплексному ремонту ВЛ с проводами вещания (совместная подвеска) производятся с предварительным уведомлением владельцев проводов вещания.
5.4. До начала производства работ мастером должны быть поданы заявки на отключение объектов сети, на которых предусматривается выполнение работ, требующих отключения. В случае необходимости отключения потребителей персонал РЭС или участка электрических сетей должен своевременно уведомлять промышленных, коммунальных или сельскохозяйственных потребителей о причине отключения и его продолжительности.
5.5. Комплексный ремонт рекомендуется выполнять силами бригад централизованного ремонта с выдачей им нормированных заданий.
5.6. Комплексный ремонт ВЛ производится в сроки, устанавливаемые в зависимости от конструкции и технического состояния ВЛ. Ремонт ВЛ 0,38-20 кВ на железобетонных и металлических опорах выполняется не реже одного раза в 12 лет, на деревянных опорах - не реже одного раза в 6 лет.
Конкретные сроки проведения и объемы ремонтов устанавливаются с учетом технического состояния объектов и располагаемых ресурсов. Приоритетность объектов при планировании ремонтов устанавливается с учетом требований к надежности электроснабжения потребителей, степени резервирования сети, перспективных планов реконструкции. Согласовываются объемы ремонта, выполняемые подрядными организациями.
5.7. За счет средств на капитальный ремонт выполняются работы по восстановлению первоначальных или близких к ним характеристик ВЛ, в том числе осмотры и проверки, необходимые для определения объема.
5.8. В качестве одного объекта комплексного ремонта целесообразно принимать:
одну ВЛ 6-20 кВ (или ее участок между коммутационными аппаратами, анкерными опорами и т.п.);
группу ВЛ 0,38 кВ одного населенного пункта;
ВЛ 0,38 кВ, присоединенных к одной трансформаторной подстанции.
5.9. При комплексном ремонте выполняются следующие виды работ:
все работы по техническому обслуживанию, выполнение которых предусматривалось в год производства ремонта объекта;
работы по повышению надежности сети.
5.10. Перечень работ, выполняемых в процессе комплексного капитального ремонта, приводится в приложении 12.
5.11. Ремонтные работы должны производиться по типовым картам организации труда, по типовым и местным технологическим картам, проектам производства работ.
5.12. По окончании ремонта ВЛ инженерно-техническими работниками ПЭС должна быть произведена приемка (по акту) объема и оценка качества выполненных работ.
5.13. Перечень нормативно-технических документов по техническому обслуживанию и ремонту ВЛ, а также рекомендуемые формы документации по ВЛ приведены в приложениях 13, 14.
6. Основные неисправности элементов ВЛ 0,38-20 кВ
Характеристики основных неисправностей элементов ВЛ необходимы для выполнения качественной оценки технического состояния ВЛ. Учет и оценку технического состояния ВЛ следует выполнять в соответствии с требованиями [18] и [19], а также настоящей Типовой инструкции.
6.1. Опоры и их элементы
Наблюдаются следующие неисправности:
отсутствие условных обозначений, нумерации опор, предупредительных плакатов или знаков;
глубина установки стоек или приставок опор менее предусмотренной проектом;
отсутствие или неправильная установка ригелей, опорных или анкерных плит, предусмотренных проектом;
некачественное уплотнение грунта в пазухах котлованов опор при их установке;
отклонение опор вдоль или поперек оси линии сверх допустимых норм;
деформация металлических элементов опор (траверс, крюков, кронштейнов, штырей, узлов крепления и др.);
трещины, сколы на поверхности железобетонных элементов опор сверх допустимых норм;
обнажение продольной или поперечной арматуры железобетонных стоек или приставок;
использование в агрессивной среде железобетонных стоек или приставок, непригодных для эксплуатации в агрессивной среде, или отсутствие защиты от воздействия агрессивной среды;
обрывы или ослабление проволочных бандажей;
загнивание деревянных элементов опор сверх допустимых норм;
уменьшенное сверх допустимых норм расстояние между стойкой и подкосом (или подкосами) сложных опор;
прочность бетона на сжатие железобетонных элементов опор менее предусмотренного проектом значения;
защитный слой бетона железобетонных стоек или приставок менее допустимого значения;
наличие на опорах птичьих гнезд или других посторонних предметов;
обгорание или расщепление деревянных элементов опор;
наличие следов обгорания железобетонных элементов опор в результате длительного протекания через опору тока замыкания на землю.
6.2. Провода и элементы их крепления
Возможны следующие неисправности:
наличие набросов на проводах;
наличие оборванных или перегоревших проволок, вспучивания верхнего повива провода;
наличие следов перекрытия или оплавления провода;
разрегулировка проводов в одном или нескольких промежуточных пролетах;
значения стрел провеса проводов не соответствуют данным проекта;
значения расстояний по вертикали от проводов до земли, зеленых насаждений и других объектов менее допустимых;
значения расстояний до пересекаемых ВЛ, ПВ или линий связи менее допустимых;
значения расстояний между проводами ВЛ и другими объектами при их сближении или параллельном прохождении менее допустимых;
значения расстояний между проводами разных ВЛ или ВЛ и ПВ, проложенных на общих опорах, менее допустимых.
6.3. Арматура и изоляторы
Наблюдаются следующие неисправности:
неисправности в креплениях и соединениях проводов;
неправильный монтаж зажимов или соединений;
вытяжка провода из зажима или соединителя;
приближение петли к элементам сложных опор на расстояние менее допустимого;
ослабление крепления (вязки) провода к штыревому изолятору;
проскальзывание провода в вязке при нормальных условиях эксплуатации;
наличие не предусмотренных проектом конструкций креплений (вязок) проводов;
механические повреждения изолятора (скол части изолятора, наличие трещин);
наличие следов перекрытия изоляторов (повреждение или разрушение материала изолятора);
неправильная установка штыревого изолятора на штырь (или крюк);
деформации (отклонение от вертикали) штырей или штыревой части крюков более допустимых;
наличие коррозии арматуры и шапок изоляторов;
наличие трещин в арматуре или деформации отдельных деталей.
6.4. Заземляющие устройства
Имеют место следующие неисправности:
повреждения или обрывы заземляющих спусков на опоре;
неудовлетворительный контакт соединения заземлителя с арматурой железобетонных стоек;
сопротивление заземления опоры выше допустимого значения;
коррозия проводников заземления выше допустимого.
6.5. Разъединители
Наблюдаются следующие неисправности:
разрегулировка контактов при включении превышает допустимые значения;
удар ножа о губки неподвижного контакта;
люфт в приводе выше допустимого;
повреждение фарфоровых элементов;
коррозия токоведущих частей.
6.6. Предохранители
Возможны следующие неисправности:
повышенный нагрев контактов;
повреждение контактов, армировки колпачков;
загрязнение изоляторов и трубок выше допустимого;
неисправность устройства заземления.
6.7. Вентильные разрядники
Вероятны следующие неисправности:
повреждение фарфоровых крышек, наличие сколов, трещин в местах крепления;
загрязнение фарфора выше допустимого;
повреждение подводящих и заземляющих шин;
коррозия металлических деталей.
6.8. Искровые промежутки и трубчатые разрядники
Имеют место следующие неисправности:
превышение значения внешнего искрового промежутка выше допустимого;
разрушение электродов;
повреждение изолирующей трубки;
ослабление крепления арматуры, заземляющих проводников.
7. Приемка ВЛ в эксплуатацию
7.1. Законченные строительством ВЛ 0,38-20 кВ с неизолированными проводами следует принимать в эксплуатацию согласно требованиям [5] и положениям настоящей Типовой инструкции.
7.2. При техническом надзоре за сооружением, реконструкцией или ремонтом ВЛ эксплуатационный персонал должен выявлять все отступления от проекта линии, допущенные дефекты и добиваться их устранения.
7.3. При проведении технического надзора особое внимание следует обращать на выполнение скрытых работ: соответствие проекту глубины установки опор, установку заземлителей, установку предусмотренных в проекте ВЛ ригелей, опорных и анкерных плит, тщательность уплотнения грунта в пазухах котлованов опор, отсутствие загнивших деревянных деталей, правильность монтажа соединений проводов и т.д.
7.4. При оценке качества выполненных строительно-монтажных работ на принимаемой в эксплуатацию ВЛ, определении соответствия линии проекту и требованиям нормативно-технической документации должны быть проведены выборочные проверки и измерения, оформляемые технической документацией по приемке:
опор и их элементов;
проводов;
элементов крепления проводов;
изоляторов и арматуры;
устройств заземления и защиты от перенапряжений;
стрел провеса, габаритов, пересечений и сближений с линиями и другими инженерными сооружениями.
7.5. При проверках должны быть подтверждены:
соответствие проектной и конструкторской документации опор и их элементов, расстановки опор по трассе, заделки их в грунте;
отсутствие трещин, сколов, других механических повреждений элементов железобетонных опор; деформаций, превышающих установленные нормативными документами значения; состояние пропитки деревянных элементов опор;
соответствие примененных марок проводов и арматуры проектной документации (приложение 15), отсутствие повреждений проводов, правильность выполнения креплений проводов к изоляторам, целость проволочных вязок, соответствие проекту и технологической документации монтажа устройств гашения вибрации и защиты от пляски, устройств защиты от атмосферных перенапряжений;
правильность установки изоляторов, их креплений на траверсах (крюках или кронштейнах), отсутствие повреждений изоляторов (сколы, трещины);
соответствие габаритов ВЛ (в том числе ширины вырубки трассы), пересечений, приближений и сближений с другими объектами требованиям нормативно-технических документов (приложения 16, 17);
наличие, целость, соответствие проекту заземляющих устройств, сечения и прочности проводников заземления, их соединений и присоединений (отсутствие обрывов и видимых дефектов заземляющих проводников, связанных с контуром заземления, сварки с контуром); соответствие электрического сопротивления заземляющих устройств требованиям [1], [8]; соответствие схемы установки разрядников проектной документации.
7.6. До включения линии под напряжение проверяется правильность установки, присоединения, селективности действия, чувствительности и действия на отключение релейной защиты линии от коротких замыканий и (при необходимости) замыканий на землю, а также защиты от замыканий на землю, действующей на сигнал.
7.7. После проверок по п.п. 7.4 и 7.5 производится комплексное опробование и постановка ВЛ под номинальное напряжение в соответствии с требованиями ПТЭ.
7.8. При передаче ВЛ в эксплуатацию проверяется наличие приспособлений, устройств, инструмента, применяемых при ремонте, наличие аварийного запаса проводов и других элементов ВЛ.
8. Технические требования, допуски и нормы отбраковки элементов ВЛ
8.1. Допустимые расстояния от элементов ВЛ до поверхности земли и до различных объектов
Расстояния по вертикали от проводов ВЛ при наибольшем их провисании до поверхности земли и сооружений, расстояния по горизонтали (проекция) от проводов ВЛ до различных объектов и сооружений, расстояния между проводами пересекающихся ВЛ, а также при совместной подвеске проводов разных ВЛ или ПВ должны соответствовать проектным значениям, но не менее приведенных в гл. 2.4 и 2.5 ПУЭ.
8.2. Опоры
8.2.1. Обозначения опор на трассе ВЛ должны соответствовать обозначениям опор в технической документации.
8.2.2. На опорах ВЛ на высоте 2,5-3 м должны быть нанесены (установлены) постоянные знаки:
порядковый номер - на всех опорах;
год установки - на всех опорах до 1 кВ;
номер ВЛ или ее условное обозначение - на концевых опорах, первых опорах ответвления от ВЛ, на опорах в местах пересечения ВЛ одного напряжения, на опорах, ограничивающих пролет пересечения с железными и автомобильными дорогами, на всех опорах участков трассы с параллельно идущими ВЛ, если расстояние между их осями менее 200 м; на двухцепных и многоцепных опорах ВЛ должна быть обозначена соответствующая цепь - на ВЛ выше 1 кВ;
предупреждающие плакаты - в населенной местности на всех опорах ВЛ выше 1 кВ;
плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи, - на опорах, установленных на расстоянии менее половины высоты опоры до кабелей связи.
8.2.3. Отклонение одностоечных опор ВЛ от вертикальной оси не должно превышать:
15 см - при приемке в эксплуатацию вновь построенной ВЛ, а также после ремонта или реконструкции;
30 см - в процессе эксплуатации.
8.2.4. Отклонение расстояния между осями котлованов стойки и подкоса (подкосов) - базы сложных опор (концевых, анкерных, угловых анкерных, специальных) - от проектного значения не должно быть более 15%.
Зависимость коэффициента запаса прочности подкосной опоры от изменения базы опоры приведена в табл. 2.
Таблица 2
Изменение прочности опоры в зависимости от ее базы
Уменьшение базы опоры по сравнению с проектным значением, м |
Значение коэффициента запаса прочности , отн. ед. |
0,1 |
1,6 |
0,2 |
1,39 |
0,3 |
1,27 |
0,4 |
1,15 |
0,5 |
1,11 |
0,6 |
1,07 |
0,7 |
1,04 |
8.2.5. Значения прочности бетона на сжатие железобетонных стоек для опор ВЛ 10-20 кВ должны быть не менее 350 , для опор ВЛ 0,38 кВ - 250 .
Зависимость прочности железобетонной стойки от марки бетона приведена в приложении 18 (рис. П18.2).
8.2.6. Не допускаются к эксплуатации железобетонные одностоечные опоры со следующими дефектами, выявленными при приемке ВЛ:
наличие в зоне воздействия максимального изгибающего момента стойки, установленной на трассе, но без смонтированных проводов, поперечных и (или) продольных трещин независимо от их количества и ширины раскрытия;
наличие на стойке с подвешенными проводами поперечных и (или) продольных трещин шириной раскрытия не менее 0,10 мм независимо от их количества;
наличие сколов бетона площадью более 15 ;
наличие сколов бетона с оголением продольной (рабочей) арматуры;
искривление стойки опоры более 1 см на 1 м длины.
8.2.7. Не допускаются к дальнейшей эксплуатации железобетонные опоры действующих ВЛ со следующими дефектами, которые должны быть устранены в кратчайшие сроки:
отклонение вершины опоры от вертикальной оси превышает 50 см;
заглубление промежуточной опоры менее проектного;
ширина поперечных трещин в зоне воздействия наибольшего изгибающего момента превышает 0,5 мм;
площадь скола бетона превышает 25 с оголением продольной арматуры.
8.2.8. Не допускаются к эксплуатации деревянные элементы опор с выявленными при приемке признаками загнивания древесины.
8.2.9. Не допускаются к дальнейшей эксплуатации и требуют замены деревянные элементы опор с диаметром здоровой части древесины менее браковочного значения (приложение 19).
9. Работы на просеках ВЛ
9.1. Трассы ВЛ в лесистой местности должны периодически расчищаться от древесно-кустарниковой растительности. Такие работы должны выполняться, как правило, с применением механизмов (механическим или химическим способом).
9.2. Расчистка трасс от зарослей должна производиться с некоторым опережением по срокам выполнения капитального ремонта ВЛ.
9.3. При наличии на просеке лиственных пород древесно-кустарниковой растительности (береза, ива, ольха, осина, лещина) может быть применен химический способ расчистки трасс.
9.4. На просеках ВЛ, проходящих через зеленые массивы (заповедники, сады, парки, зеленые зоны вокруг населенных пунктов, ценные лесные массивы, защитные полосы вдоль железных и автомобильных дорог), периодически должна подрезаться крона деревьев.
9.5. При прохождении ВЛ через лесные массивы обрезка деревьев должна производиться ПЭС (ФЭС, РЭС), обслуживающим ВЛ.
9.6. Если ВЛ проходят через парки, ценные лесные массивы и другие многолетние насаждения, обрезка деревьев производится предприятием, в ведении которого находятся ВЛ, либо при обоюдном согласии сторон - организацией, в ведении которой находятся эти насаждения, или индивидуальными владельцами садов и других многолетних насаждений в порядке, определяемом ПЭС (ФЭС, РЭС).
9.7. Перечень участков ВЛ, где необходимо проведение противопожарных мероприятий, должен утверждаться главным инженером ПЭС (ФЭС).
10. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ
10.1. Аварийно-восстановительные работы на ВЛ должны производиться в неплановом порядке. Объем работ по ликвидации аварийных повреждений следует определять на основе данных о характере и объеме повреждений, местах повреждений.
10.2. На ПЭС (ФЭС) должны быть разработаны организационно-технические мероприятия по сокращению продолжительности аварийных простоев ВЛ и быстрейшему вводу их в работу, в частности, должно быть проведено обучение персонала методам и технологии производства восстановительных работ (противоаварийные тренировки), подготовлены материалы и оборудование, транспортные средства, намечены маршруты скорейшей доставки бригад к месту работ, отлажена четкая связь между диспетчером и руководителями работ, производителями работ и бригадами.
10.3. Для ликвидации повреждений на ВЛ в АОЭиЭ должны быть созданы аварийные запасы древесины, железобетонных стоек, проводов, изоляторов, арматуры и других материалов согласно действующим нормам. Использование материалов аварийного запаса для плановых ремонтов не допускается.
10.4. Аварийный запас материалов и оборудования создается за счет средств, выделяемых на строительство новых воздушных линий электропередачи.
10.5. Для пополнения аварийного запаса могут использоваться материалы и оборудование, оставшиеся неповрежденными при аварии и демонтированные в процессе ее ликвидации (приложение 20).
10.6. Виды и типы материалов, предназначенных для создания аварийного запаса для ВЛ, должны устанавливаться проектной организацией с учетом распространенных (в пределах АОЭиЭ) и наиболее повреждаемых элементов ВЛ.
10.7. Строительные организации при заказе материалов и оборудования для строительства ВЛ должны включать в заявку материалы и оборудование, предназначенные для создания аварийного запаса, с последующей передачей их со своего баланса на баланс эксплуатирующей организации.
10.8. Количество, виды и типы материалов аварийного запаса для ВЛ должны утверждаться руководством АОЭиЭ.
10.9. Запас материалов, израсходованных при аварийно-восстановительных работах на ВЛ, необходимо пополнять в кратчайшие сроки.
10.10. Материалы аварийного запаса должны храниться в специально отведенных местах. Запрещается хранение материалов аварийного запаса вместе с материалами и оборудованием, предназначенными для выполнения капитального ремонта.
10.11. В местах хранения аварийного запаса должен находиться перечень его с указанием объема по нормам и фактического наличия, а также видов и типов материалов запаса.
10.12. Хранение и размещение аварийного запаса материалов должны обеспечить его исправное состояние и возможность быстрого получения и доставки на трассу ВЛ в аварийных случаях.
10.13. Древесину следует хранить в штабелях, железобетонные стойки и приставки - в штабелях с прокладками между слоями, провод - на барабанах или в бухтах под навесом.
10.14. При разрушениях ВЛ, вызванных стихийными бедствиями (гололед, наводнение, ледоход, ураган, лесной пожар и др.), или при возникновении угрозы их разрушения руководству ПЭС (ФЭС), в ведении которых находятся эти ВЛ, рекомендуется при необходимости обращаться за помощью в местные органы исполнительной власти, которые в пределах своих полномочий могут привлекать граждан, транспортные средства и механизмы к работам по предотвращению и ликвидации разрушений этих ВЛ. Оплата восстановительных работ производится ПЭС (ФЭС).
10.15. В соответствии с требованиями действующих Правил охраны электрических сетей для ликвидации последствий аварий на ВЛ разрешается вырубка отдельных деревьев в лесных массивах и на лесозащитных полосах, прилегающих к трассе ВЛ, с последующим оформлением лесорубочных билетов (ордеров).
11. Ремонт железобетонных опор, приставок, фундаментов
11.1. Объем ремонта железобетонных опор, приставок, фундаментов определяют при осмотрах ВЛ, в том числе с выборочным вскрытием подземной части опор (приставок) на глубину 0,5-0,7 м, с учетом классификации дефектов, приведенной в табл. 3.
Таблица 3
Классификация дефектов железобетонных элементов опор, их заделка в грунте и виды ремонта
Конструкция опоры, элемент опоры |
Характеристика дефекта |
Вид ремонта |
Трещины в бетоне
| ||
1. Вибрированная или центрифугированная стойка с ненапряженной или напряженной стержневой арматурой; вибрированная приставка |
Поперечные трещины шириной раскрытия менее 0,3 мм |
Ремонт не требуется |
Поперечные трещины шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм |
Поверхность бетона в зоне образования трещин покрасить краской или заделать полимерцементным раствором |
|
Поперечные трещины шириной раскрытия более 0,6 мм |
Установить бандаж. Если трещины расположены по длине более 2 м от уровня земли, стойку заменить |
|
2. Вибрированная или центрифугированная стойка с напряженной арматурой из высокопрочной проволоки (в виде отдельных проволок или прядей) |
Поперечные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм |
Ремонт не требуется |
Поперечные трещины шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм |
Поверхность бетона в зоне расположения трещин покрасить краской |
|
Поперечные трещины шириной раскрытия более 0,3 мм |
Установить бандаж. Если трещины расположены по длине более 2 м от уровня земли, стойку заменить |
|
3. Вибрированная или центрифугированная стойка любого конструктивного исполнения; вибрированная приставка |
Продольные трещины шириной раскрытия до 0,05 мм независимо от количества трещин |
Ремонт не требуется |
Продольные трещины шириной раскрытия от 0,05 до 0,3 мм независимо от количества трещин |
Поверхность стойки в зоне образования трещин закрасить краской |
|
Продольные трещины шириной раскрытия от 0,3 до 0,6 мм при количестве трещин не более двух в одном сечении |
Установить бандаж. При длине трещин более 3 м стойку (приставку) заменить |
|
Раковины, щели, пятна на поверхности
| ||
4. Вибрированная или центрифугированная стойка любого конструктивного исполнения; железобетонная приставка |
На поверхности бетона выступают темные полосы, расположенные по виткам поперечной арматуры |
Поверхность бетона в зоне, где выступают темные полосы, закрасить краской |
5. Вибрированная или центрифугированная стойка любого конструктивного исполнения; железобетонная приставка |
Оголена поперечная арматура на длине стойки не более 1,5 м |
Очистить арматуру от ржавчины. Поверхность бетона в месте оголения поперечной арматуры закрасить краской |
Пористый бетон или узкая щель вдоль стойки |
Заделать полимерцементным раствором |
|
На поверхности бетона выступают пятна и потеки ржавчины (наличие в бетоне инородных включений - глины, руды) |
Поверхность бетона в зоне потеков и пятен закрасить краской |
|
Отслоение поверхностного слоя бетона толщиной 3-5 мм |
Поверхность бетона в зоне отслоения заделать полимерцементным раствором |
|
На поверхности бетона раковины размером 10х10 мм и глубиной до 10 мм |
Заделать полимерцементным раствором |
|
В бетоне раковины или сквозные отверстия площадью до 25 (не более одной раковины или одного отверстия на стойку) при толщине бетонной стенки или защитного слоя в зоне отверстия или раковины не менее проектной |
Установить бандаж. При количестве раковин или отверстий более одного опору заменить |
|
|
То же при толщине бетонной стенки или защитного слоя менее проектной |
Опору заменить |
|
В бетоне раковина или сквозное отверстие площадью более 25 |
Опору заменить |
Отклонение опор
| ||
6. Опора с применением вибрированной или центрифугированной стойки любого конструктивного исполнения |
Отклонение стойки одностоечной свободностоящей опоры от вертикали на значение, превышающее диаметр или толщину верхнего торца, но не менее значений, приведенных в п. 8.2.3 |
Опору выправить |
11.2. Ширину трещин следует измерять с помощью микроскопа Бриннеля или других приборов с ценой деления не более 0,1 мм.
Прочность бетона опоры определяют с помощью эталонного молотка Кашкарова или электронными приборами неразрушающего контроля.
11.3. При обнаружении агрессивного воздействия внешней среды на материал опор, под воздействием которого произошло шелушение поверхности бетона, образование волосяных трещин, ржавых пятен и потеков, растрескивание бетона вдоль арматуры, необходимо произвести определение степени агрессивности среды, привлекая для этой цели специальные лаборатории.
11.4. Классификация воздействий агрессивной среды, а также соответствующие типоисполнения железобетонных стоек для опор ВЛ представлены в [22] и приложении 21.
12. Проверка загнивания древесины опор
12.1. Проверка загнивания древесины включает:
осмотр и простукивание деталей по всей длине;
измерения глубины загнивания в опасном сечении и в местах, наиболее подверженных загниванию.
12.2. Осмотром определяется наличие наружного кругового загнивания древесины и местного загнивания (отдельных очагов гнили и трещин, где может возникнуть глубокое и быстрое загнивание).
12.3. Простукиванием определяется наличие загнивания сердцевины: чистый, звонкий стук характеризует здоровую древесину, глухой звук указывает на наличие в ней загнивания.
Простукивание следует производить в сухую погоду при положительной температуре воздуха.
12.4. Глубину загнивания древесины следует определять специальными приборами, в том числе щупом с полусантиметровыми делениями и полым буравчиком:
щуп при измерении следует вводить в древесину нажатием руки. Запрещается забивать его молотком или каким-либо другим инструментом;
глубину и характер загнивания определяют по извлекаемому столбику древесины. Все отверстия в древесине, произведенные при измерениях буравчиком, должны быть промазаны антисептиком и закрыты пробками для предотвращения распространения загнивания.
12.5. Измерения глубины загнивания следует производить: в трех точках окружности детали под углом 120° - для деталей, расположенных вертикально или наклонно (приставки, стойки, подкосы, раскосы), и в двух точках окружности (сверху в месте наибольшего загнивания и внизу против первого) - для деталей, расположенных горизонтально (траверсы, распорки и т.п.).
Первое измерение по окружности вертикально расположенных деталей производят в месте предполагаемой (после осмотра и простукивания) наибольшей глубины загнивания.
12.6. Средняя глубина наружного загнивания определяется как среднее арифметическое из значений глубин загнивания, полученных при измерении в данном сечении.
Диаметр оставшейся здоровой части древесины определяется вычитанием удвоенного значения среднего наружного загнивания из значения фактического диаметра детали.
12.7. Глубину внутреннего загнивания определяют по методу, приведенному в приложении 11.
12.8. Одновременно с измерениями загнивания древесины следует проверить затяжку проволочных бандажей.
13. Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор ВЛ 0,38-20 кВ
13.1. Норма браковки в расчетном (опасном) сечении определяется, исходя из значения диаметра здоровой части древесины , среднегодового снижения диаметра здоровой части загнившей древесины V (см/год) и времени Т (годы) до следующего ремонта с заменой древесины, по формуле
.
Нормы браковки и периодичности замены деревянных деталей опор приведены в приложении 19.
13.2. Нормы браковки стоек и приставок опор для переходов через инженерные сооружения следует принимать на 3 см больше, чем указано в приложении 19.
13.3. Среднегодовое снижение диаметра здоровой части загнившей древесины должно определяться по опыту эксплуатации. При отсутствии данных опыта эксплуатации рекомендуется принимать в расчет 1 см/год в местах со среднегодовой температурой до 4°С и влажностью 75%, и 1,5 см/год - в более теплых местах.
13.4. При наличии загнивания допустимый диаметр здоровой части древесины деталей опор в расчетном опасном сечении определяется по формуле:
,
где - расчетный диаметр в опасном сечении, принимаемый по чертежу опоры, см;
- допустимый эксплуатационный запас прочности древесины (табл. 4);
- расчетный запас прочности древесины, принимаемый, исходя из значения временного сопротивления, равного 420 (420 );
С - коэффициент износа (см. табл. 4).
При отсутствии проектных данных опоры или применении типовых опор с параметрами, не соответствующими данной линии, величина должна быть определена расчетным путем по действительным характеристикам линии (пролет, сечение проводов и грозозащитных тросов, климатические условия). Для промежуточных опор, расположенных на участках трассы ВЛ, проходящих по лесистой местности и ущельям, значение для всех деталей опор, кроме траверс, может быть снижено до 1, значение коэффициента износа С может быть снижено в нормальном режиме до 0,65. Для всех промежуточных опор с выпускающими поддерживающими зажимами, а также для опор с глухими поддерживающими зажимами (за исключением опор, установленных на пересечениях и в населенной местности) и соответственно определяются только по условиям нормального режима работы ВЛ. Для промежуточных опор с глухими поддерживающими зажимами, установленными на пересечениях и в населенной местности, а также для всех анкерных и угловых опор и определяются по условиям как нормального, так и аварийного режимов работы ВЛ и из полученных значений принимается большее.
Таблица 4
Эксплуатационные коэффициенты запаса прочности
Опора (деталь) |
Сосна, лиственница |
Ель, пихта |
||||
С |
С |
|||||
при нормальном режиме |
при аварийном режиме |
при нормальном режиме |
при аварийном режиме |
|||
Одностоечные опоры (стойки и приставки) |
1,4 |
0,75 |
0,90 |
2,0 |
0,85 |
1,00 |
П- и А-образные опоры (стойки и приставки) |
1,2 |
0,70 |
0,85 |
1,4 |
0,75 |
0,90 |
Сложные опоры (стойки, приставки, раскосы, подтраверсные брусья) |
1,0 |
0,65 |
0,80 |
1,3 |
0,72 |
0,85 |
Траверсы опор всех типов |
1,4 |
0,75 |
0,90 |
- |
- |
- |
Прочие детали |
1,0 |
0,65 |
0,80 |
1,2 |
0,70 |
0,85 |
13.5. При наличии загнивания древесины не в расчетных опасных сечениях деталей опор допустимый диаметр следует определять следующим образом.
Для одностоечных и П-образных опор без ветровых связей - по формуле
,
где - допустимый диаметр в сечении, где обнаружено загнивание, см;
е - естественная конусность бревна, см/м;
х - расстояние между сечением, где обнаружено загнивание, и расчетным опасным сечением детали, м.
Для П- и АП-образных опор с ветровыми связями на участках стоек между узлами крепления связей принимается постоянным и равным в ближайшем расчетном опасном сечении данной детали.
Для приставок и участков стоек выше уровня крепления связей и распорок, а также для консольных частей траверс определяется по аналогии с одностоечными опорами.
Для участков траверс между двумя стойками принимается постоянным и равным .
Заместитель начальника Главтехуправления, |
К.М. Антипов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38-20 кВ с неизолированными проводами РД 153-34.3-20.662-98 (утв. РАО ЕЭС 19 мая 1998 г.)
Текст документа приводится по изданию Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" (Москва, 1998 г.)
Вводится в действие с 1 декабря 1998 г.
Разработано Открытым акционерным обществом "Фирма по наладке, совершенствованию технологии и эксплуатации электростанций и сетей ОРГРЭС"
Исполнители А.Н. Жулев, И.Г. Барг, С.В. Коробанов (АО "Фирма ОРГРЭС"); Б.Н. Анахин (АО Ленэнерго)
Утверждено Департаментом электрических сетей РАО "ЕЭС России" 19.05.98 г. Начальник В.П. Дикой