Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Методические рекомендации
по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования
1. Общие положения
Настоящие Методические рекомендации направлены на оказание методической поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации полномочий по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Согласно части 2 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают нормативы финансового обеспечения государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также нормативные затраты на оказание государственных услуг в сфере дошкольного образования. Органы местного самоуправления устанавливают нормативные затраты на оказание муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными организациями субъектов Российской Федерации, муниципальными организациями, устанавливается высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Применительно к дошкольному образованию Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ содержит нормы, позволяющие выделить услуги, оказываемые образовательными организациями (государственными/муниципальными), которые могут быть включены в перечень:
реализация основных общеобразовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных);
осуществление присмотра и ухода за детьми;
содержание детей в группах круглосуточного пребывания;
обеспечение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи (услуги) родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста, получающих образование в семейной форме.
С 1 января 2014 г. вступили в силу пункт 3 части 1 статьи 8 и пункт 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, закрепляющие новое распределение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях и иных образовательных организациях и организации его предоставления. В соответствии с указанным распределением полномочий за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3, ч. 1, ст. 8). Объем соответствующих государственных гарантий, следовательно, и обязательства субъекта Российской Федерации по их обеспечению, закрепляется федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 (ч. 3, ст. 5). Расходы на организацию предоставления дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях (в том числе в части расходов на содержание зданий и приобретение коммунальных услуг) отнесены к муниципальным полномочиям и осуществляются за счет местных бюджетов (п. 1, ч. 1, ст. 9).
За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер в соответствии с частью 2 статьи 65 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. При этом в совокупности средства бюджета и родителей (законных представителей), направляемые в организацию с целью финансового обеспечения присмотра и ухода за детьми, должны быть достаточными для покрытия расходов, осуществляемых организацией при оказании соответствующих услуг. Отсутствие в перечне государственных (муниципальных) услуг услуги по созданию условий для осуществления присмотра и ухода, а также невозможность финансового обеспечения оказания услуги по присмотру и уходу одновременно за счет средств родителей (законных представителей) и средств соответствующего бюджета, наряду с безусловностью оказания услуг по присмотру и уходу при реализации образовательной программы дошкольного образования, предполагают реализацию полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по созданию условий для осуществления присмотра и ухода в государственных, муниципальных образовательных организациях, посредством включения необходимых для создания условий для осуществления присмотра и ухода средств в нормативные затраты на оказание государственных, муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
В связи с вышеизложенным в субъектах Российской Федерации и муниципальных районах (городских округах) рекомендуется принятие комплекса нормативных правовых актов, определяющих порядки расчетов объемов требуемого финансового обеспечения не только реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и создания условий для присмотра и ухода, а также установления компенсации части родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей). Соответствующие нормативные правовые акты должны регламентировать
на уровне субъекта Российской Федерации:
1) методику расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
2) методику расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях;
3) порядок установления среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими государственные и муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования;
4) порядок обращения за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми, посещающими организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, и порядок ее выплат;
на уровне учредителя*(1):
1) методику расчета нормативных затрат на оказание услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (включая расходы на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми);
2) методику расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в образовательных организациях;
3) методику расчета нормативных затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, из категорий семей, для которых установлены льготы по снижению или отмене родительской платы;
4) порядок установления категорий родителей (законных представителей), которые освобождаются от оплаты услуг по присмотру и уходу или для которых размер платы снижается, а также порядок снижения размера платы.
II. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) определяет требования к кадровым условиям (кадровому обеспечению) реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа), которые, наряду с требованиями к предметно-пространственной среде и материально-техническому обеспечению реализации Программы, являются основанием для определения необходимых затрат, учитываемых при расчете нормативов финансового обеспечения. Таким образом, в соответствии с объемом государственных гарантий прав на получение дошкольного образования, закрепляемых ФГОС ДО, за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников*(2), осуществляющих реализацию Программы:
воспитатели;
прочие педагогические работники, обеспечивающие реализацию Программы во всех пяти областях развития детей, а также обеспечивающие выполнение требований ФГОС к психолого-педагогическим условиям реализации Программы, в том числе руководители, работники, инструкторы по физической культуре, музыкальные руководители, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи (дефектологи), учителя-логопеды (логопеды), методисты, старшие воспитатели и пр.;
учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.;
руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей, в том числе руководители организации, их заместители, в том числе заместители по безопасности, бухгалтера, экономисты, инспектор по охране труда, документоведы, программисты, эксперты, специалисты по кадрам, делопроизводители, кассиры, специалисты планово-экономических отделов, техники, заведующие хозяйством, рабочий по уборке зданий, уборщица, рабочий по комплексному обслуживанию и уборке территории, дворник, охранник, рабочий бассейна, медицинские работники (за исключением медицинских работников, обеспечивающих оказание первичной медико-санитарной помощи*(3), прохождение периодических медицинских осмотров и диспансеризации), в том числе медицинская сестра по диетическому питанию, и пр., за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
Устанавливаемые нормативы финансирования должны обеспечивать возможность организаций осуществлять расходы по оплате труда и выплате начислений по оплате труда количества работников, необходимого для реализации Программы, из представленных выше категорий работников. Количество работников, необходимое для реализации Программы, определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в дошкольных образовательных организациях региона и иных региональных факторов и должно быть достаточным для выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы. При расчете количества работников, необходимого для реализации Программы, в расчете на одну услугу по реализации Программы учитываются:
направленность групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленности);
режим пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
возраст воспитанников;
число групп в образовательной организации;
другие особенности реализации Программы.
На основании необходимого количества работников в расчете на одну услугу по реализации Программы, а также требований к материально-техническому обеспечению реализации Программы и предметно-пространственной среды на уровне субъекта Российской Федерации разрабатываются нормативы финансового обеспечения, учитываемые при определении объемов субвенций, передаваемых местным бюджетам на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях.
Следует обратить внимание, что согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ к расходам органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут быть отнесены расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг. В этой связи в нормативы финансового обеспечения реализации государственных гарантий прав на дошкольное образование не включается заработная плата персонала, непосредственно связанного с обслуживанием зданий и оборудования, в том числе работников, обеспечивающих функционирование систем отопления, доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации предлагается использовать при расчете нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях следующую методику*(4):
Методика
расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящая методика устанавливает порядок определения нормативов финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) на основе принципа нормативного финансирования в расчете на одного воспитанника.
1.2. Норматив финансового обеспечения реализации Программы - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, необходимый для реализации Программы, включая:
расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;
расходы на средства обучения и воспитания;
прочие расходы (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), в том числе связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности.
1.3. Методика разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
1.4. Значения используемых коэффициентов и параметров определяются на уровне субъекта Российской Федерации самостоятельно*(5). При определении коэффициентов и параметров в том числе учитываются:
особенности реализации Программ в государственных и муниципальных организациях субъекта Российской Федерации;
установленные ФГОС ДО требования к реализации Программ;
требования СанПиН 2.4.1.3049-13 в части наполняемости групп и продолжительности пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
рекомендации по реализации Программ, установленные на уровне субъекта Российской Федерации, в случае их наличия.
Раздел 2. Порядок определения нормативов финансового
обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Расчет норматива финансового обеспечения реализации Программы осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников (пункт 2.2 настоящей методики);
- норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников (пункт 2.3 настоящей методики);
- норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала, участвующего в реализации Программы (пункт 2.4 настоящей методики);
- норматив финансового обеспечения расходов на средства обучения и воспитания, используемых при реализации Программы (пункт 2.5 настоящей методики);
- норматив финансового обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, реализующим Программу (пункт 2.6 настоящей методики).
2.2. Расчет норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях*(1) (пункт 2.2.1 настоящей методики);
, , , , , - дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников в расчете на одного воспитанника (пункт 2.2.2 настоящей методики).
2.2.1. Норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях определяется по формуле:
,
где:
- расчетная потребность в количестве педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника = 0,10 - 0,12;
- прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников общего образования субъекта Российской Федерации на плановый финансовый период, скорректированная с учетом доплат за особые условия труда*(2), руб./мес.;
12 - количество месяцев в календарном году;
- коэффициент, учитывающий начисления на выплаты по оплате труда на плановый финансовый период;
- коэффициент, учитывающий расходы на организацию дополнительного профессионального образования педагогических работников*(3). Рекомендуемый диапазон значений коэффициента в расчете на 1 воспитанника = 1,02 - 1,04.
2.2.2. В состав дифференцирующих коэффициентов*(4) для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда педагогических работников входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности;
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (возраст детей в посещаемой группе);
- коэффициент, учитывающий длительность пребывания воспитанников в группе;
- коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- коэффициент, учитывающий режим работы организации;
- коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации.
2.3. Расчет норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях (пункт 2.3.1 настоящей методики);
, , , , , - дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников (пункт 2.3.2 настоящей методики).
2.3.1. Норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях определяется по формуле:
,
где:
- прогнозируемое соотношение средней заработной платы учебно-вспомогательного персонала и педагогических работников на плановый финансовый период. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника = 0,45 - 0,65;
- расчетная потребность в количестве учебно-вспомогательных работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника = 0,06 - 0,08;
- прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников общего образования субъекта Российской Федерации на плановый финансовый период, скорректированная с учетом доплат за особые условия труда, руб./мес.;
12 - количество месяцев в календарном году;
- коэффициент, учитывающий начисления на выплаты по оплате труда на плановый финансовый период.
2.3.2. В состав дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда учебно-вспомогательных работников входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности;
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (возраст детей в посещаемой группе);
- коэффициент, учитывающий длительность пребывания воспитанников в группе;
- коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
- коэффициент, учитывающий режим работы организации;
- коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации.
2.4. Расчет норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала*(5), участвующего в реализации Программы, осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала, участвующего в реализации Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях (пункт 2.4.1 настоящей методики);
, , , - дифференцирующие коэффициенты для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала, участвующего в реализации Программы (пункт 2.4.2 настоящей методики).
2.4.1. Норматив финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала, участвующего в реализации в реализации Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях определяется по формуле:
,
где:
- прогнозируемое соотношение средней заработной платы прочего персонала и педагогических работников на плановый финансовый период*(6). Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника = 0,6 - 0,8;
- расчетная потребность в количестве работников прочего персонала, участвующих в реализации Программы, в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации Программы в заданных условиях. Рекомендуемый диапазон значений в расчете на одного воспитанника = 0,8 - 0,11;
- прогнозируемая среднемесячная заработная плата работников общего образования субъекта Российской Федерации на плановый финансовый период, скорректированная с учетом доплат за особые условия труда, руб./мес.;
12 - количество месяцев в календарном году;
- коэффициент, учитывающий начисления на выплаты по оплате труда на плановый финансовый период.
2.4.2. В состав дифференцирующих коэффициентов для расчета норматива финансового обеспечения оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда прочего персонала, участвующего в реализации Программы, входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий количество групп в организации (среднее количество групп в одном здании)*(7);
- коэффициент, учитывающий повышенную стоимость услуги по реализации программы в сельской местности;
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников (возраст детей в посещаемой группе);
- коэффициент, учитывающий деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников.
2.5. Норматив финансового обеспечения расходов на средства обучения и воспитания, используемых при реализации Программы, устанавливается в размере 4000 - 9000 руб. в год в расчете на одного воспитанника/либо в процентном отношении к нормативу финансового обеспечения оплаты труда педагогических работников.
2.6. Норматив финансового обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, реализующим Программу, включая приобретение транспортных услуг на проезд педагогических работников до места прохождения повышения квалификации (переподготовки) и обратно, суточные и расходы на проживание педагогических работников на время получения дополнительного профессионального образования, приобретение услуг дополнительного профессионального образования, устанавливается в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации, в размере 500 - 2000 руб. в год в расчете на 1 воспитанника/либо в процентном отношении к нормативу финансового обеспечения оплаты труда педагогических работников.
На основании разработанных нормативов финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на уровне субъекта Российской Федерации разрабатывается методика расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на реализацию прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях. Для определения соответствующих объемов субвенций может быть использована следующая методика:
Методика
расчета общего объема субвенции, предоставляемой местному бюджету для обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях
1. Общий (годовой) объем субвенции, передаваемой местному бюджету для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующий финансовый год определяется по формуле:
,
где:
S - размер субвенции, необходимой муниципальному району (городскому округу) для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях на соответствующий финансовый год;
i - порядковый номер услуги, оказываемой в образовательных организациях муниципального района (городского округа), определяемый следующими особенностями реализации Программы в соответствии с ФГОС ДО:
- возраст воспитанников (возраст детей в посещаемой группе);
- направленность групп;
- наличие у воспитанников ограничений по состоянию здоровья;
- продолжительность пребывания детей в группе в сутки;
- режим работы организации (дней в неделю; месяцев в году);
- количество групп в дошкольной образовательной организации;
- тип местности, в которой расположена дошкольная образовательная организация;
- количество воспитанников в муниципальном районе (городском округе), получающих в соответствующем финансовом году i-ю услугу по реализации Программы в муниципальной дошкольной образовательной организации соответствующего муниципального района (городского округа);
- норматив финансового обеспечения реализации Программы в рамках i-й услуги, определенный для соответствующего муниципального района (городского округа) в соответствии с "Методикой расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях" на соответствующий финансовый год.
_____________________________
*(1) Под заданными условиями подразумевается реализация Программы для детей в возрасте от 3-х лет в общеразвивающих группах с 12-часовым режимом пребывания, работающих 5 дней в неделю, 10 месяцев в году, в городской местности, в организациях с восемью группами.
*(2) В том числе за работу в сельской местности, коррекционных группах, с учетом районных коэффициентов и северных надбавок, в случае если такие надбавки установлены.
*(3) Включая расходы на оплату труда услуг дополнительного профессионального образования и расходы, связанные с прерыванием образовательной деятельности педагогического работника на время прохождения им обучения.
*(4) При установлении коэффициентов учитываются в том числе Постановление Минтруда России от 21 апреля 1993 г. N 88 "Об утверждении Нормативов по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений (ясли, ясли-сады, детские сады)", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
*(5) Руководящие и административно-хозяйственные работники, работники, обеспечивающие финансовую и хозяйственную деятельность, охрану жизни и здоровья детей.
*(6) С учетом дифференциации оплаты труда отдельных категорий административно-управленческих и обслуживающих работников.
*(7) Базой для определения размера коэффициента по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации может являться количество групп во всей организации или среднее количество групп в одном здании организации, в котором осуществляется реализация образовательной программы. Значения коэффициентов определяются с учетом выбора соответствующей базы.
III. Подходы к установлению нормативов финансового обеспечения организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в государственных (муниципальных) образовательных организациях, обеспечивающих создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми отнесены к полномочиям учредителя дошкольной образовательной организации. При этом, как было показано выше, с целью ограничения стремительного увеличения размера взимаемой с родителей (законных представителей) детей родительской платы, полномочия учредителей образовательных организаций по созданию условий для присмотра и ухода за детьми должны реализовываться посредством включения необходимых затрат в нормативные затраты на оказание услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования. За базу расчета соответствующих нормативных затрат должны приниматься нормативы финансового обеспечения реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, установленные на уровне субъекта Российской Федерации.
Помимо расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств субъектов Российской Федерации, нормативные затраты на оказание услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования должны включать:
- расходы на оплату труда и начисления по оплате труда работников, обеспечивающих содержание зданий и особо ценного имущества организаций, в том числе функционирование систем отопления (истопники, кочегары, операторы бойлерных, хлораторных, слесари-сантехники, рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, сторожа, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования и пр.), работников, обеспечивающих организацию образования, создание условий для присмотра и ухода, в том числе доставку и хранение необходимых средств обучения, продуктов питания, приготовление продуктов питания (повара, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, кастелянши, рабочие по стирке белья и пр.);
- расходы на потребляемые образовательной организацией коммунальные услуги.
Рекомендуется для определения нормативных затрат на оказание услуги по реализации Программы использовать следующую модельную методику:
Методика
расчета нормативных затрат на оказание услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (включая расходы на создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми)
1. Методика расчета нормативных затрат на оказание услуги по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - Программа) является рекомендуемой к использованию учредителем дошкольной образовательной организации при разработке методики расчета нормативных затрат, используемых при определении объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг.
2. Нормативные затрат на оказание услуги по реализации Программы - гарантированный минимально допустимый объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, необходимый для обеспечения осуществления организацией при реализации Программы следующих расходов:
- расходы на оплату труда работников, реализующих Программу;
- расходы на средства обучения и воспитания;
- расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности;
- расходы на оплату труда работников, обеспечивающих содержание зданий и особо ценного имущества, организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создающих условия для осуществления присмотра и ухода;
- расходы на приобретение коммунальных услуг, потребляемых в процессе организации реализации Программы и создания условий для осуществления присмотра и ухода;
- расходы на приобретение расходных материалов, потребляемых в процессе организации реализации Программы, содержания зданий.
3. Расчет нормативных затрат на оказание услуги по реализации Программы осуществляется по формуле:
,
где:
- норматив финансового обеспечения реализации Программы, установленный на уровне субъекта Российской Федерации в соответствии с "Методикой расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях", скорректированный с учетом особенностей оплаты труда руководителей образовательных организаций и ведения бухгалтерского учета в организациях;
- нормативные затраты на оплату труда работников, обеспечивающих содержание зданий и особо ценного имущества, организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам и создающих условия для осуществления присмотра и ухода, определяемые учредителем в соответствии с:
- направленностью групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленностей);
- режимом пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
- возрастом воспитанников (возрастом детей в группе);
- прочих особенностей создаваемых условий для осуществления присмотра и ухода за детьми;
- нормативные затраты на приобретение коммунальных услуг. Порядок пределения нормативных затрат на приобретение коммунальных услуг устанавливается учредителем организации и учитывает особенности потребления коммунальных услуг при реализации Программы и создания условий для присмотра и ухода за детьми, обучающихся по ней, в образовательных организациях в зависимости от:
- направленности групп (в том числе для групп коррекционной, комбинированной и оздоровительной направленностей);
- режима пребывания детей в группе (количество часов пребывания в сутки);
- возраста воспитанников (возрастом детей в группе)
- прочих особенностей реализации Программы;
- нормативные затраты на приобретение расходных материалов, потребляемых в процессе организации реализации Программы, на содержание зданий и строений дошкольной образовательной организации*.
_____________________________
* Устанавливаются на основе анализа данных заключенных договоров.
IV. Подходы к разработке порядка финансового обеспечения услуг по присмотру и уходу за детьми
Устанавливаемые органом государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов нормативные затраты на оказание государственных, муниципальных услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, должны покрывать расходы, связанные:
с приобретением продуктов питания;
с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.
Для расчета указанных нормативных затрат может быть использована следующая модельная методика*(6):
Методика
расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях
1. Методика расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях является рекомендуемой к использованию на региональном и муниципальном уровнях при разработке нормативных правовых актов, определяющих размер взимаемой платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, а также при расчете соответствующих нормативных затрат, определяющих размер компенсации расходов образовательной организации на оказание услуги по присмотру и уходу, категориям детей, с родителей (законных представителей) которых родительская плата не взимается.
2. Нормативные затраты на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми - объем финансовых средств в год в расчете на одного воспитанника, необходимый для оказания услуг по присмотру и уходу за детьми, осуществляемых образовательной организацией, включая:
расходы на приобретение продуктов питания;
прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.
3. Расчет нормативных затрат на оказание услуги по присмотру и уходу за детьми, , осуществляется по формуле:
,
где:
- нормативные затраты на приобретение продуктов питания (п. 3.1 настоящей методики);
- нормативные затраты на осуществление прочих расходов, связанных с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены (пункт 3.32 настоящей методики).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 3.2"
3.1. Нормативные затраты на приобретение продуктов питания складываются из стоимости суточного рациона питания одного ребенка в соответствии с установленными нормами СанПиН (Приложения 10, 11 к СанПиН 2.4.1.3049-13) с учетом сезонности и для каждой категории питающихся. Ежедневное меню составляется на основе рекомендуемого набора продуктов питания с учетом калорийности для детей различного возраста и режима пребывания. Расчет нормативных затрат на приобретение продуктов питания производится по формуле:
,
где:
- нормативные затраты на приобретение продуктов питания при оказании основной услуги по присмотру и уходу за детьми (пункт 3.1.1 настоящей методики);
, , , - дифференцирующие коэффициенты, учитывающие различия в рационе питания для отдельных категорий детей, в том числе различия в рыночной стоимости потребляемых продуктов (п. 3.1.2 настоящей методики).
3.1.1. Нормативные затраты на приобретение продуктов питания при оказании основной услуги по присмотру и уходу за детьми определяется по формуле:
,
где:
- средняя рыночная стоимость приобретения единицы i-го продукта из рациона потребления детей, рублей на плановый период;
- суточный объем потребления i-го продукта в рационе детей, единиц;
D - планируемое количество дней посещения одним ребенком образовательной организации, работающей 5 дней в неделю 10 месяцев в году, на плановый финансовый год*;
- коэффициент, учитывающий необходимость приобретения продуктов питания в дни незапланированного отсутствия детей. Рекомендуемый диапазон значений = 1,1 - 1,16.
3.1.2. В состав дифференцирующих коэффициентов для расчета нормативных затрат на приобретение продуктов питания входят следующие коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий возраст воспитанников;
- коэффициент, учитывающий режим работы организации;
- коэффициент, учитывающий продолжительность работы организации;
- коэффициент, учитывающий режим пребывания воспитанников.
3.2. Нормативные затраты на осуществление прочих расходов, связанных с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены , устанавливаются в натуральном размере**.
_____________________________
* Определяется с учетом оценки количества дней пропуска детьми по различным причинам.
** Величина нормативных затрат определяется на уровне субъекта РФ и/или муниципального района (городского округа) на основании анализа структуры затрат дошкольных образовательных организаций.
_____________________________
*(1) В качестве учредителя образовательных организаций в целях настоящих рекомендаций понимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, частные организации и индивидуальные предприниматели, реализующие образовательные программы дошкольного образования.
*(2) В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к компетенции образовательной организации. Образовательная организация самостоятельно принимает решение о том, какие работники будут участвовать в реализации Программы, руководствуясь требованиями ФГОС ДО и прочих нормативно-правовых актов.
Устанавливаемые нормативы финансового обеспечения должны обеспечивать возможность организаций при реализации Программы осуществлять расходы по оплате труда и выплате начислений по оплате труда необходимых работников, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе из представленных категорий работников. Количество необходимых работников в расчете на одну услугу по реализации Программы определяется органом государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из требований ФГОС ДО, санитарно-эпидемиологических нормативов, сложившейся специфики работы в дошкольных образовательных организациях региона, а также региональных факторов, определяющих возможности и потребности в кадровом обеспечении реализации Программы.
*(3) В соответствии с приказом Минздрава России от 5 ноября 2013 г. N 822н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях" (зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2014 г. N 31045).
*(4) Настоящая методика также распространяется на частные организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих образовательные программы дошкольного образования. При использовании настоящей методики для расчета нормативов финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных общеобразовательных организациях учитывается требование части 3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
*(5) Рекомендуемые диапазоны значений дифференцирующих коэффициентов содержатся в приложении к Методическим рекомендациям.
*(6) Настоящая методика может быть использована также для расчета размера родительской платы за присмотр и уход за детьми, взимаемой с родителей (законных представителей) детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.