В целях совершенствования работы по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, приказываю:
1. Внести в Порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России, утверждённый приказом ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@ "Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России", (далее - Порядок) следующие изменения:
1.1. Абзац третий пункта 2.1 Порядка изложить в следующей редакции:
"- должники, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей, а также прав требования, перешедших к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплат возмещения по вкладам) в совокупности (в том числе с учётом оспариваемых в судебном и внесудебном порядке сумм) составляет не менее чем триста миллионов рублей".
1.2. Абзац третий пункта 2.2 Порядка изложить в следующей редакции:
"- предприятия и организации, задолженность которых по обязательным платежам и денежным обязательствам перед Российской Федерацией (в том числе по выплате капитализированных платежей, а также прав требования, перешедших к Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" в результате выплат возмещения по вкладам), в совокупности (в том числе с учётом оспариваемых в судебном и внесудебном порядке сумм) составляет от пятидесяти миллионов рублей до трёхсот миллионов рублей".
1.3. В пункте 2.4 Порядка:
1.3.1. В абзаце первом слова "По решению ФНС России" заменить словами "По оформленному в письменной форме решению ФНС России".
1.3.2. В абзаце втором слова "По решению Управления ФНС России" заменить словами "По оформленному в письменной форме решению Управления ФНС России".
1.3.3. Абзац третий после слов "указанное решение" дополнить словами ", не позднее 10 числа месяца, следующего за месяцем принятия решения.".
1.4. Пункт 2.5 Порядка изложить в следующей редакции:
"2.5. Должник включается в первую группу с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, либо с даты принятия ФНС России решения о переводе его в первую группу должников.
После принятия судом заявления о признании должника банкротом перевод его из первой группы во вторую группу осуществляется по решению ФНС России (в том числе при утрате оснований отнесения к первой группе должников).".
1.5. Пункт 2.6 Порядка изложить в следующей редакции:
"2.6. Должник включается во вторую группу с даты наступления обстоятельств, указанных в пункте 2.2 настоящего Порядка, либо с даты принятия Управлением решения о переводе его из третьей группы во вторую группу должников.
После принятия судом заявления о признании должника банкротом перевод его из второй группы в третью группу осуществляется по решению Управления (в том числе при утрате оснований отнесения ко второй группе должников).".
1.6. В абзаце пятом пункта 2.7 Порядка слова "По решению Управления" заменить словами "По оформленному в письменной форме решению Управления".
1.7. Пункт 2.7 Порядка дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Самостоятельное сопровождение Управлением дел о банкротстве организаций третьей группы (без перевода во вторую группу) не допускается.".
1.8. Пункт 2.8 Порядка изложить в следующей редакции:
"2.8. В отношении каждого из должников первой и второй групп по оформленному в письменной форме решению соответственно ФНС России и Управления устанавливается один из трех уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного органа в деле о банкротстве данного должника.
До принятия ФНС России или Управлением решений об отнесении должников первой или второй групп к различным уровням контроля устанавливается следующее разделение:
- стратегические предприятия и организации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 1226-р, и перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, а также организации оборонно-промышленного комплекса, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96, относятся к первому уровню контроля;
- остальные предприятия первой и второй групп относятся ко второму уровню контроля.".
1.9. Пункт 2.8.1 Порядка изложить в следующей редакции:
"2.8.1. При первом уровне контроля согласованию подлежит позиция уполномоченного органа при участии во всех собраниях (заседаниях комитетов) кредиторов, судебных заседаниях (за исключением судебных заседаний, в которых представитель уполномоченного органа, в соответствии с пунктом 5.14 настоящего Порядка, может не принимать участие), а также при рассмотрении обращений, жалоб, ходатайств и иных документов в связи с исполнением функций уполномоченного органа в деле о банкротстве данного должника.".
1.10. Абзац четвёртый пункта 2.8.2 Порядка изложить в следующей редакции:
"выбор саморегулируемой организации арбитражных управляющих, выбор кандидатуры арбитражного управляющего, определение дополнительных требований к кандидатуре арбитражного управляющего;".
1.11. В пункте 2.8.4 Порядка:
1.11.1. Абзац второй изложить в следующей редакции:
"- выбора кандидатуры арбитражного управляющего (за исключением голосования "против" выбора конкретной кандидатуры арбитражного управляющего);".
1.11.2. Абзац четвёртый изложить в следующей редакции:
"- утверждения мирового соглашения (за исключением голосования "против" утверждения мирового соглашения);".
1.12. В пункте 3 Порядка слова "осуществления контроля урегулирования задолженности в досудебном порядке и" исключить.
1.13. Пункт 4 Порядка изложить в следующей редакции:
"4. Позиция уполномоченного органа на собраниях кредиторов (заседаниях комитетов кредиторов), судебных заседаниях подготавливается Инспекцией по формам, согласно приложениям N 1, N 2 к настоящему Порядку, и в отношении должников первой и второй группы в соответствии с разделением на уровни контроля представляется на обязательное согласование соответственно в ФНС России и Управление не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения собрания кредиторов (заседания комитета кредиторов) или судебного заседания.
На время отсутствия доверенности у вновь назначенного руководителя налогового органа или отсутствия руководителя налогового органа на рабочем месте в связи с отпуском, командированием или временной нетрудоспособностью приказы о голосовании на собраниях кредиторов (заседаниях комитета кредиторов), поручения об участии в судебных заседаниях, а также иные, в том числе процессуальные документы по делу о банкротстве подписывает заместитель руководителя налогового органа, имеющий соответствующую доверенность.
По решению руководителя Управления (начальника Инспекции) приказы о голосовании на собраниях кредиторов (заседаниях комитетов кредиторов), поручения об участии в судебных заседаниях, а также иные, в том числе процессуальные документы по делу о банкротстве, может подписывать заместитель руководителя Управления (заместитель начальника Инспекции), координирующий вопросы обеспечения процедур банкротства.
Позиция уполномоченного органа при обращении с заявлениями в органы прокуратуры и правоохранительные органы подготавливается не позднее 30 дней с даты выявления оснований для такого обращения.".
1.14. Пункт 4.1.2 Порядка дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"- сведения о направленных уполномоченным органом и (или) третьими лицами (при наличии такой информации) заявлениях о преступлении и результатах их рассмотрения.".
1.15. Пункт 4.1.3 Порядка дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"- сведения о направленных уполномоченным органом и (или) третьими лицами (при наличии такой информации) заявлениях о преступлении и результатах их рассмотрения.".
1.16. Пункт 4.1.4 Порядка дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"- сведения о направленных уполномоченным органом и (или) третьими лицами (при наличии такой информации) заявлениях о преступлении и результатах их рассмотрения.".
1.17. Пункт 4.2 Порядка после слов "за качеством подготовки" дополнить словом "Инспекциями".
1.18. В пункте 4.5 Порядка:
1.18.1. Абзац первый изложить в следующей редакции:
"В случае, если размер требований уполномоченного органа превышает два процента от общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включённых в реестр требований кредиторов должника, Инспекция не позднее 20 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе внешнего управления и 7 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе конкурсного производства направляет внешнему (конкурсному) управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.".
1.18.2. Абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"В случае, если должник относится к первому уровню контроля первой или второй группы организаций, проект соответствующего требования направляется на согласование соответственно в ФНС России и Управление не позднее 3 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации с указанием сведений о составе и балансовой стоимости имущества, в отношении которого предлагается проведение оценки.".
1.19. В пункте 5 Порядка:
1.19.1. Абзац второй после слов "пояснительная записка к бухгалтерскому балансу" дополнить словами "(при её наличии)".
1.19.2. Абзацы четвертый и пятый исключить.
1.20. В пункте 5.3 Порядка:
1.20.1. Абзац пятый изложить в следующей редакции:
"- экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков по отчёту об оценке (при необходимости);".
1.20.2. Абзац седьмой исключить.
1.21. Абзац второй пункта 5.4.2 Порядка после слов "восстановления платежеспособности должника" дополнить словами "(подлежит отражению в мотивировочной части приказа (проекта приказа))".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "должника" имеется в виду "предприятия"
1.22. Абзац третий пункта 5.5 Порядка дополнить словами "(подлежит отражению в мотивировочной части приказа (проекта приказа))".
1.23. В пункте 5.7 Порядка:
1.23.1. В абзаце втором слово "подготавливается" заменить словом "определяется".
1.23.2. Дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"При направлении на согласование позиции уполномоченного органа по персональному составу комитета кредиторов должника первой и второй групп Инспекция должна внести предложения по кандидатурам для избрания в состав комитета кредиторов от уполномоченного органа.".
1.24. Абзац третий пункта 5.10 Порядка после слова "необходимо" дополнить словами "воздержаться от голосования и".
1.25. Пункт 5.12 Порядка изложить в следующей редакции:
"5.12. Не позднее 10 рабочих дней с даты наступления обстоятельств, являющихся основанием для голосования за иную саморегулируемую организацию арбитражных управляющих (далее - СРО АУ), Инспекция с учетом требований, установленных пунктом 2.7 настоящего Порядка, направляет в Управление материалы для принятия решения о голосовании за иную СРО АУ, Управление не позднее 5 рабочих дней направляет их в ФНС России с приложением своего мотивированного мнения.
Не позднее 5 рабочих дней с даты получения решения о выборе иной СРО АУ Инспекция инициирует проведение собрания кредиторов с включением в повестку дня следующих вопросов: об обращении в суд с ходатайством об отстранении арбитражного управляющего, о выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, об избрании представителя собрания кредиторов (в случае, если он ранее не избирался).".
1.26. В пункте 5.14 Порядка:
1.26.1. Абзац третий после слов "при отсутствии" дополнить словами "у уполномоченного органа".
1.26.2. Абзац седьмой после слов "при отсутствии" дополнить словами "у уполномоченного органа".
1.27. Пункт 5.15 Порядка изложить в следующей редакции:
"5.15. В случае неполучения Инспекцией письменных указаний, необходимых для выработки позиции сотрудника, принимающего участие в судебных заседаниях, собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов (за исключением вопросов о переходе к иной процедуре банкротства, о выборе саморегулируемой организации арбитражных управляющих, о выборе кандидатуры арбитражного управляющего, о реализации имущества, об утверждении плана внешнего управления, о замещении активов, об определении персонального состава комитета кредиторов), решение принимается руководителем Инспекции (его заместителем) с предоставлением отчёта в порядке и сроки, предусмотренные пунктом 2.8.5 настоящего Порядка.".
1.28. Пункт 5.16 Порядка изложить в следующей редакции:
"5.16. При участии представителя уполномоченного органа в собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов или судебных заседаниях повторное согласование проекта приказа о голосовании (поручения об участии в судебном заседании) с вышестоящим налоговым органом не требуется в случаях отложения рассмотрения вопросов, по которым позиция ранее согласована в установленном порядке и при отсутствии вновь выявленных обстоятельств.
В случае, если на собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов) принято решение с учётом мнения уполномоченного органа в полном объёме, Инспекция вправе принять участие в судебном заседании без дополнительного согласования позиции с вышестоящим налоговым органом, при условии отсутствия вновь выявленных обстоятельств.
Такими обстоятельствами являются:
- представление лицами, участвующими в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве собранию кредиторов (комитету кредиторов), в арбитражный суд дополнительных документов, пояснений, отзывов, ходатайств, опровергающих ранее согласованную позицию уполномоченного органа;
- представление документов, истребованных в порядке пункта 4 статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, в арбитражном процессе по делу о банкротстве, либо истребованных судом самостоятельно;
- представление документов, из-за отсутствия которых откладывалось собрание кредиторов.".
1.29. В пункте 5.17 Порядка слова "без учета уровней" заменить словами: "вне зависимости от уровня".
1.30. Пункт 6.1 Порядка изложить в следующей редакции:
"6.1. Для обеспечения исполнения функций уполномоченного органа в деле о банкротстве должника налоговый орган, на сопровождении которого находится данное дело, вправе направить в налоговый орган по месту проведения собрания (заседания комитета) кредиторов, судебного заседания соответствующий приказ о голосовании на собрании кредиторов (поручение об участии в судебном заседании), содержащий позицию уполномоченного органа по рассматриваемым вопросам, с приложением материалов, необходимых для надлежащего выполнения функции уполномоченного органа (копии запросов, жалоб, ходатайств, доказательств и т.д.).
Налоговый орган по месту проведения собрания (заседания комитета) кредиторов, судебного заседания оформляет приказ, содержащий поручение конкретному сотруднику, имеющему соответствующую доверенность, принять участие в собрании (заседании комитета) кредиторов, судебном заседании и заявить позицию, содержащуюся в приказе (поручении) налогового органа, на сопровождении которого находится данное дело о банкротстве.".
1.31. Пункт 6.2 Порядка дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"О ходе исполнения поручения (о невозможности его исполнения с указанием причин) налоговый орган, на сопровождении которого находится данное дело, информируется незамедлительно.".
1.32. Пункт 6.4 Порядка изложить в следующей редакции:
"6.4. Отчёт об участии в собрании кредиторов (заседании комитета кредиторов), судебном заседании вместе с документами, которые получены при их проведении, направляются в налоговый орган, на сопровождении которого находится дело о банкротстве, а в случае отнесения должника к первой или второй группе - в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением должников на группы вне зависимости от уровня контроля в срок, установленный пунктом 2.8.5 настоящего Порядка.".
1.33. Пункт 8 Порядка дополнить абзацем двадцать девятым следующего содержания:
"Сведения, необходимые для формирования дела о банкротстве и ведения информационного ресурса, могут быть взяты из официальных общедоступных информационных ресурсов - Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, СПАРК-ИНТЕРФАКС, картотека арбитражных дел, интернет-сайты ФНС России, ФССП России и т.п.".
1.34. Пункт 10 Порядка дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Основанием для ненаправления указанного уведомления административному или внешнему управляющему является отсутствие возможности потребовать созыва собрания кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о банкротстве, в том числе совместно с другими кредиторами.".
1.35. Абзац четвёртый пункта 10.1 Порядка изложить в следующей редакции:
"- контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, по исполнению поручений налогоплательщика, а также налогового органа по перечислению текущих платежей;".
1.36. Пункт 12 Порядка после слов "за своевременностью" дополнить словами "и полнотой".
1.37. Пункт 13 Порядка после слов "за своевременностью" дополнить словами "и полнотой".
2. Установить, что абзац четвёртый пункта 10.1 Порядка применяется после утверждения ФНС России согласованного с Центральным банком Российской Федерации Порядка контроля за исполнением банками обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.
Руководитель |
М.В. Мишустин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Скорректирован порядок разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов России как кредитора в деле о банкротстве и в применяемых процедурах между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами Службы. Важно отметить следующие нововведения.
Как и ранее, все должники подразделяются на 3 группы. Изменениями с 200 до 300 млн руб. увеличена сумма задолженности, превышение которой является основанием для отнесения к 1 группе (перевода из 2 в 1). Во внимание принимаются также права требования, перешедшие к Агентству по страхованию вкладов в результате выплат возмещения по последним.
Как и прежде, в отношении каждого из должников 1 и 2 групп устанавливается один из 3 уровней контроля, обеспечивающий своевременную выработку обоснованной позиции уполномоченного органа в деле о банкротстве. Установлено, что до принятия решений об отнесении должников 1 или 2 групп к различным уровням контроля применяется следующее разделение. К 1 уровню относятся стратегические компании, организации ОПК, включенные в сводный реестр. Остальные юрлица 1 и 2 групп относятся ко 2 уровню.
Введен запрет на самостоятельное сопровождение УФНС России дел о банкротстве организаций 3 группы (без перевода во вторую).
При подготовке проекта приказа о голосовании на собрании кредиторов (комитете кредиторов) анализируются, а при направлении на согласование в вышестоящий налоговый орган в соответствии с разделением на группы и уровни контроля в т. ч. направляются определенные документы. Из перечня последних исключены справка о требованиях по обязательным платежам и денежным обязательствам перед государством (заявленные, признанные и непризнанные); справка о начисленных и внесенных текущих налоговых платежах.
При решении вопросов по реализации активов больше не учитывается мнение администрации соответствующего муниципального образования (при реализации социально значимых объектов).
Приказ Федеральной налоговой службы от 16 сентября 2014 г. N ММВ-7-8/473@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 03.10.2012 г. N ММВ-7-8/663@"
Текст приказа официально опубликован не был