Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.П. Бунова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.П. Бунов, являющийся главой крестьянского (фермерского) хозяйства, оспаривает конституционность статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", определяющей круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
По мнению заявителя, примененное при рассмотрении его дела судом общей юрисдикции оспариваемое законоположение, не предусматривая возможности отнесения глав крестьянских (фермерских) хозяйств к числу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, нарушает его право на социальное страхование и получение соответствующего обеспечения при наступлении страхового случая, что противоречит статье 4 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и статьям 2, 7 (часть 2), 19 (часть 2), 37 (часть 1), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные В.П. Буновым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (статья 37, часть 3); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Определение же принципов, правил и особенностей различных видов социального обеспечения, включая обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, относится к полномочиям законодателя (статья 39, часть 2; статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации).
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, федеральный законодатель урегулировал отношения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в котором установил правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, предусмотренных данным Федеральным законом.
Исходя из природы и целей данного вида обязательного социального страхования, а также учитывая правовой статус глав крестьянских (фермерских) хозяйств, законодатель в названном Федеральном законе определил круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ограничив его физическими лицами, осуществляющими трудовую деятельность (статья 5), а также круг страхователей - включив в него только юридических лиц любой организационно-правовой формы (в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающие граждан Российской Федерации), а также физических лиц, нанимающих лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (абзац седьмой статьи 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "абзац седьмой статьи 3" имеется в виду "абзац четвертый статьи 3"
Такое правовое регулирование, принятое в пределах дискреционных полномочий законодателя и в равной мере распространяющееся на всех глав крестьянского (фермерского) хозяйства, правовой статус которых отличается от статуса работников (лиц, приравненных к ним), само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства и ограничивающее конституционное право граждан на социальное обеспечение.
Кроме того, главы крестьянского (фермерского) хозяйства не лишены возможности вступить в отношения по страхованию от несчастных случаев и болезней в добровольном порядке на основании договора личного страхования.
Следовательно, оспариваемое В.П. Буновым законоположение само по себе не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права в указанном в жалобе аспекте.
Оспаривая конституционность статьи 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", заявитель ставит вопрос о расширении круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Разрешение же данного вопроса, как и проверка соответствия норм одного федерального закона нормам другого федерального закона не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бунова Владимира Павловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 17 июля 2014 г. N 1731-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бунова Владимира Павловича на нарушение его конституционных прав статьей 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)