Письмо Банка России от 1 сентября 2014 г. N 12-1-5/2112
"О применении валютного законодательства"
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 08.08.2014 N А-02/5-487 (далее - письмо) и сообщает следующее.
Банк России не наделен правом официального толкования норм федеральных законов, в том числе Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон). Вместе с тем, считаем возможным изложить свою позицию по поставленному в письме вопросу, которая не является официальным толкованием Закона.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 9 Закона с 1 января 2012 года к разрешенным валютным операциям между резидентами относятся операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", в том числе возвратом комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества).
Таким образом, статья 9 Закона разрешает валютные операции, связанные с расчетами между резидентом-брокером, не являющимся уполномоченным банком (комиссионером или агентом), и его клиентами-резидентами (комитентами или принципалами) в рамках указанного в вашем письме договора комиссии или агентского договора.
При этом в соответствии со статьей 994 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором комиссии, комиссионер вправе в целях исполнения этого договора заключить договор субкомиссии с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субкомиссионера перед комитентом. При этом по договору субкомиссии комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера права и обязанности комитента.
Аналогичная норма содержится в статье 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации: агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом, если иное не предусмотрено агентским договором.
Таким образом, поскольку рассматриваемыми нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в целях исполнения как договора комиссии, так и агентского договора прямо предусмотрена возможность привлечения третьих лиц (субкомиссионера, субагента), представляется, что норма пункта 22 части 1 статьи 9 Закона применима, в том числе, и к валютным операциям между резидентами, являющимися субкомиссионерами (субагентами) и брокерами (комиссионерами, агентами), при оказании субкомиссионерами (субагентами) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров, обязательства по которым подлежат исполнению по итогам клиринга, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", в том числе возвратом брокерам (комиссионерам, агентам) денежных сумм.
Кроме того, учитывая, что в силу части 3 статьи 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 325-ФЗ "Об организованных торгах" и части 1 статьи 11 Закона к участию в организованных торгах иностранной валютой могут быть допущены в настоящее время только уполномоченные банки, возврат денежных средств в рамках указанных выше договоров уполномоченными банками, являющимися субкомиссионерами (субагентами), резидентам, являющимся комитентами и принципалами, осуществляется в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 9 Закона.
Директор |
Ю.А. Полупанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 1 сентября 2014 г. N 12-1-5/2112 "О применении Федерального закона N 115-ФЗ"
Текст письма опубликован не был