Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2014 г. N 83-АПГ14-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.A. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Мачехина Ю.М. на решение Брянского областного суда от 19 августа 2014 года об отказе в удовлетворении его заявления о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Бежицкого района города Брянска от 8 августа 2014 N 9/2 "Об отказе в регистрации Мачехина Ю.М. кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Брянской областной Думы от 10 июня 2014 года N 5-1680 на 14 сентября 2014 года назначены выборы депутатов Брянской областной Думы шестого созыва.
Полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3 возложены на территориальную избирательную комиссию Бежицкого района города Брянска (постановление избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года N 127/903-5 "О возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва на территориальные избирательные комиссии").
Решением территориальной избирательной комиссии Бежицкого района города Брянска от 8 августа 2014 года N 9/2 Мачехину Ю.М. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3 на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки).
Мачехин Ю.М. обратился в суд с заявлением об отмене указанного решения территориальной избирательной комиссии.
Решением Брянского областного суда от 19 августа 2014 года Мачехину Ю.М. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Мачехин Ю.М. просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новое решение об удовлетворении требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, председателем избирательной комиссии Каплуновым И.В., представителем территориальной избирательной комиссии Бежицкого района города Брянска Лукьяновой Т.А., прокурором отдела прокуратуры Брянской области Николаевой С.Н. представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционной жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции справедливо не усмотрел оснований для признания незаконным решения территориальной избирательной комиссии Бежицкого района города Брянска от 8 августа 2014 года N 9/2 об отказе Мачехину Ю.М. в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами (подписные листы, которые были предметом проверки рабочей группы, представленные ведомости проверки подписных листов, итоговый протокол, данные, полученные с использованием системы ГАС "Выборы", справка по результатам проверки достоверности сведений об избирателях, представленная УФМС России по Брянской области), проверенными и оценёнными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующего спорное правоотношение.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет три процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов (пункт 1.2 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов) также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (пункт 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Согласно постановлению избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года N 127/905-5 "О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам" необходимое для регистрации кандидата количество подписей в Бежицком одномандатном избирательном округе N 3 составляет 1104 подписи, предельно допустимое количество подписей для регистрации 1214, проверке подлежали 221 подпись избирателей.
Как усматривается из материалов дела, 7 июля 2014 года Мачехиным Ю.М. в территориальную избирательную комиссию Бежицкого района города Брянска были представлены документы для уведомления избирательной комиссии о своём выдвижении кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3.
30 июля 2014 года Мачехиным Ю.М. представлены в территориальную избирательную комиссию Бежицкого района города Брянска документы для регистрации, в том числе 3 папки с 254 подписными листами, содержащими 1193 подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения данного кандидата.
1 августа 2014 года рабочей группой территориальной избирательной комиссии проведена случайная выборка указанных подписных листов для проверки с 401 по 500, с 701 по 800, с 301 по 321.
5 августа 2014 года рабочей группой проведена проверка подписных листов с подписями избирателей, представленных в поддержку выдвижения Мачехина Ю.М., по результатам проверки составлен протокол заседания рабочей группы по приёму и проверке документов, представляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию Бежицкого района города Брянска от 5 августа 2014 года N 9. Согласно данным протокола проверки 17 подписей избирателей признаны недействительными, из них 12 подписей на основании подпункта "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - не указана или указана не в полном объёме дата внесения подписи избирателя; 5 подписей признаны недействительными на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" - в связи с имеющимися неоговорёнными исправлениями в сведениях о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей. Достоверными признаны 204 подписи избирателей.
7 августа 2014 года в территориальную избирательную комиссию Бежицкого района обратился член территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Осипчук Р.В. с заявлением о признании недействительными 22 подписей (с 401 по 410, с 493 по 496, с 701 по 708).
Согласно решению территориальной избирательной комиссии Бежицкого района города Брянска от 8 августа 2014 года N 9/1, заявление Осипчука Р.В. территориальной избирательной комиссией было рассмотрено и проверены подписные листы, представленные в поддержку выдвижения Мачехина Ю.М. (папка N 2 лист 5 строки 1-5; папка N 2 лист 6 строки 1-5; папка N 2 лист 24 строки 1-4; папка N 2 лист 66 строки 3-5). В результате проверки избирательной комиссией на основании подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ признаны 17 подписей избирателей недействительными, в том числе 13 подписей избирателей в связи с указанием сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не в полном объёме (отсутствуют сведения о серии и номере паспорта); 4 подписи избирателей в связи с указанием сведений о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не в полном объёме (отсутствуют сведения об адресе места жительства сборщика подписей в части неуказания улицы проживания).
Оценивая исследованные в ходе судебного разбирательства доказательства по делу, суд достоверно установил, что рабочей группой не в полном объёме соблюдены предусмотренные законом требования при проверке отобранных подписей в подписных листах, что привело к необоснованному признанию действительными ещё 5 подписей избирателей кандидата Мачехина Ю.М., кроме указанных в итоговом протоколе - 34 подписей, то есть всего недействительных подписей 39.
Таким образом, судом установлено, что из отобранных для проверки избирательной комиссией 221 подписи, 39 подписей не могут быть признаны действительными, что по отношению к необходимому количеству отобранных подписей 221, составляет более 10 процентов (22), что является предусмотренным подпунктом "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.
Поскольку общее количество подписей, признанных избирательной комиссией недействительными и (или) недостоверными, составило 39, что составляет более 10% подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, суд справедливо пришёл к выводу о законности решения территориальной избирательной комиссии Бежицкого района города Брянска от 8 августа 2014 года N 9/2 "Об отказе в регистрации Мачехина Юрия Михайловича кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3" на основании подпункта "г.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Доводы заявителя о незаконности действий Осипчука Р.В. по проверке подписных листов суд обоснованно отклонил.
В силу подпунктов "б" и "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Осипчук Р.В., будучи членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, не лишен был возможности знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчётами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий, а также вправе был выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесённым к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования.
Согласно пункту 22 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, за исключением права: выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения; участвовать в сортировке, подсчёте и погашении бюллетеней; составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов, референдума; участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесённому к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; составлять протоколы об административных правонарушениях.
Как было выше отмечено, заявление Осипчука Р.В. - члена территориальной избирательной комиссии Бежицкого района с полномочиями окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Брянской областной Думы шестого созыва по Бежицкому одномандатному избирательному округу N 3 с правом совещательного голоса о недействительности ещё 17 подписей избирателей рассматривалось на заседании избирательной комиссии 8 августа 2014 года, на котором решался вопрос о регистрации кандидата в депутаты Мачехина Ю.М.
Не могут изменить правовую судьбу обжалуемого решения доводы о повторной проверке подписных листов.
По мысли федерального законодателя под повторной проверкой подписных листов понимается проверка, осуществлённая после принятия избирательной комиссией решения о регистрации либо отказе в регистрации кандидата (пункт 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Между тем, обращение члена территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Осипчука Р.В. в территориальную избирательную комиссию после ознакомления с указанными подписными листами состоялось 7 августа 2014 года, т.е. до принятия территориальной избирательной комиссией решения в отношении Мачехина Ю.М., которое состоялось 8 августа 2014 года. Проверка подписных листов с подписями избирателей, представленными в поддержку кандидата Мачехина Ю.М., проведена рабочей группой 5 августа 2014 года.
В судебном заседании заявитель ссылался на нарушение его избирательных прав в результате неизвещения его о дате рассмотрения территориальной избирательной комиссией вопроса о его регистрации в качестве кандидата, а также о поступлении заявления Осипчука Р.В. о признании подписей недействительными. Указанные доводы опровергаются представленной в материалах дела телефонограммой территориальной избирательной комиссии, направленной в адрес Мачехина Ю.М., о дне заседания территориальной избирательной комиссии 8 августа 2014 года в 18 часов и детализацией исходящего звонка 7 августа 2014 года в 20 часов 09 минут. Неизвещение Мачехина Ю.М. о поступлении заявления Осипчука Р.В., по мнению суда, не является обстоятельством, свидетельствующим о нарушении прав Мачехина Ю.М., поскольку в подписные листы, представленные в избирательную комиссию Бежицкого района города Брянска, не могут быть внесены изменения, и поэтому Мачехин Ю.М. не имел возможности устранить допущенные нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путём восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.
Ввиду изложенного, и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, у Судебной коллегии нет оснований для отмены в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильного по существу решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 19 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мачехина Ю.М. без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 5 сентября 2014 г. N 83-АПГ14-15
Текст определения официально опубликован не был