Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2014 г. N 56-АПГ14-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в отрытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Приморского края на решение Приморского краевого суда от 20 мая 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Приморского края от 30 декабря 2013 г. N 510-па "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционного представления представителей администрации Приморского края Дробышевой Е.А. и Департамента здравоохранения Приморского края Елисеевой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 г. N 255 "О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией" и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", администрацией Приморского края 30 декабря 2013 г. издано постановление N 510-па "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Первоначальный текст указанного Постановления был опубликован в издании "Приморская газета" 10 января 2014 г., N 2 (867).
Пунктом 1 названного Постановления утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Приморском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (далее - Программа).
Приложением N 12 к названной Программе является Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50 процентной скидкой со свободных цен (далее - Перечень).
Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим приложения N 12 к Программе в части отсутствия в Перечне препарата "сингуляр" (монтелукаст) для обеспечения им неработающих инвалидов 2 группы, ссылаясь на то, что данная категория граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 932, обеспечивается по рецептам врачей бесплатно всеми лекарственными средствами, в том числе при амбулаторном лечении.
Решением Приморского краевого суда от 20 мая 2014 года в удовлетворении заявления прокурора Приморского края отказано.
В апелляционном представлении прокурор Приморского края просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить этим федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым в том числе определяются права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья.
Согласно части 1 статьи 81 приведенного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В силу пункта 5 части 2 указанной статьи в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
18 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации N 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий оказываемой бесплатно медицинской помощи, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Разделом I указанной Программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Территориальная программа, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования, в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами (раздел VII Программы).
Разделом IV Программы предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется:
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно;
обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
При закреплении в территориальных программах перечней лекарственных препаратов, отпускаемых населению на льготных условиях (бесплатно или при 50-ти процентной оплате) субъекты Российской Федерации должны учитывать постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
Данным постановлением Правительства Российской Федерации утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который включена категория заболевания - бронхиальная астма, группа населения - неработающие инвалиды II группы, обеспечивающиеся всеми лекарственными средствами для лечения данного заболевания (Приложение N 1).
Пунктом 4 приведенного постановления на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных средств, вошедших в обязательный ассортиментный перечень, а также своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно.
Разрешая дело, суд установил, что в оспариваемом Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен (приложение N 12 к Программе) препарат "сингуляр" (монтелукаст), предназначенный согласно инструкции по медицинскому применению для профилактики и лечения бронхиальной астмы, отсутствует.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд обоснованно указал на то, что критерии определения перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, выбраны администрацией Приморского края сообразно целям правового регулирования и не противоречат положениям федерального законодательства.
При этом суд правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" с 1 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 этой же статьи порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1 части 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ следует, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должны быть учтены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
Частью 11 статьи 100 приведенного Федерального закона установлено, что до 1 января 2013 года медицинскими организациями могут применяться порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным Федеральным законом, в том числе в рамках реализации региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, названный Федеральный закон не исключает применение медицинскими организациями, утвержденных до вступления в силу указанного Федерального закона стандартов медицинской помощи по отдельным заболеваниям (состояниям) до дня утверждения Минздравсоцразвития России стандартов медицинской помощи по этим заболеваниям (состояниям), в случае отсутствия принятых Минздравсоцразвития России в 2012 году стандартов медицинской помощи по указанным заболеваниям (состояниям).
Как установлено судом, в настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти новый стандарт для лечения бронхиальной астмы не принят, а в утвержденный Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. N 600 стандарт медицинской помощи больным астмой, препарат "сингуляр" (монтелукаст) не входит.
Не включен этот препарат и в Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 на основании статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарствами, а также в применяемый в 2014 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 2427-р Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. N 2199-р.
Вместе с тем отсутствие лекарственного препарата в соответствующем стандарте медицинской помощи, не исключает возможность его назначения и применения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть 5 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
При этом действует правило, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 80 этого же Федерального закона, в соответствии с которым при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Таким образом, отсутствие в оспариваемом Перечне лекарственного препарата "сингуляр" (монтелукаст) не противоречит положениям федерального законодательства и не нарушает права неработающих инвалидов II группы, страдающих бронхиальной астмой, на обеспечение на льготных условиях данным лекарственным препаратом в условиях амбулаторного лечения при наличии медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) и по решению врачебной комиссии.
Установив, что оспариваемые положения нормативного правового акта приняты органом власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления прокурора.
По доводам апелляционного представления решение суда отмене не подлежит, поскольку эти доводы являлись предметом исследования суда, суждение по ним имеется в решении и, с точки зрения Судебной коллегии, является правильным. Позиция прокурора основана на неверном толковании норм материального права, приведенных выше, и не может служить поводом к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Приморского краевого суда от 20 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 августа 2014 г. N 56-АПГ14-9
Текст определения официально опубликован не был