Постановление Верховного Суда РФ от 22 августа 2014 г. N 18-АД14-30
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорные жалобы Бригадиренко О.А. на постановления и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-387/2013, 5-390/2013, 5-386/2013, решения судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г., постановления заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22 января 2014 г. N 4г-240/14, 4г-242/14, 4г-241/14, вынесенные в отношении ... ООО "..." Бригадиренко О.А. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.6, частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), установил:
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-387/2013, оставленным без изменения решением судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22 января 2014 г. N 4г-240/14, ... ООО "..." Бригадиренко О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-390/201 Заставленным без изменения решением судьи Ейского городского суда Краснодарского края 15 ноября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22 января 2014 г. N 4г-242/2014, ... ООО "..." Бригадиренко О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-386/2013, оставленным без изменения решением судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22 января 2014 г. N 4г-241/2014, ... ООО "..." Бригадиренко О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-391/2013, оставленным без изменения решением судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г. и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 31 января 2014 г. N 4г-198/14, ... ООО "..." Бригадиренко О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В надзорных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит об отмене постановлений и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-387/2013, 5-390/2013, 5-386/2013, решений судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г., постановлений заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22 января 2014 г. N 4г-240/14, 4г-242/14, 4г-241/14, вынесенных в отношении него по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.6, частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, считая их незаконными.
Изучение истребованных из судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края дел об административных правонарушениях и доводов надзорных жалоб позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 20.6 КоАП РФ установлено, что непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утвержденным в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что 3 июля 2013 г. на основании распоряжения N 229 от 20 мая 2013 г. начальника ОНД Ейского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю должностным лицом указанного контролирующего органа проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ООО "..." (место нахождения: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Мичурина, ...) по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунаров, ..., в ходе которой выявлен факт невыполнения обществом требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны, а именно:
- отсутствует распорядительный документ руководителя о назначении специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (статьи 1 и 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ), Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782 "О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны" (далее - Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782), пункт 12 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687 "Об утверждении положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" (далее - Приказ МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствуют утвержденные руководителем организации функциональные обязанности и должностная инструкция специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (статьи 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782, пункт 12 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя организации (пункт "в" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ), пункты 2, 6 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547), пункты 61, 62, 63 Приказа МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105 "Об утверждении требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" (далее - Приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105);
- отсутствует свидетельство о проведении обучения специалиста, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (пункт "в" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, пункты 2, 6 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547, пункты 61, 62, 63 Приказа МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105, пункт 21 Приказа МЧС РФ от 19 января 2004 г. N 19 "Об утверждении перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований");
- отсутствует распорядительный документ руководителя об организации подготовки руководящего состава и специалистов в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и назначении учебных групп (пункт "в" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, пункты 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, подпункт "а" пункта 2, подпункт "а" пункта 4, пункт 9 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547, пункт 16.1 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункты 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ" имеется в виду "пункт 1 статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ"
- отсутствуют программы подготовки руководящего состава и специалистов области гражданской обороны (часть 1 статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 1, 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (далее - Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841), пункт 16.1 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствуют документы, подтверждающие проведение занятий (расписания и журналы учета занятий) (пункт "в" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 3, 4 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547, пункты 1, 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841, пункт 16.1 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует созданная и поддерживаемая в рабочем состоянии учебно-материальная база для подготовки работников организации в области гражданской обороны (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункт 7 Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804), пункты 1, 2, 3, 4 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841, пункт 16.1 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ);
- отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункт "ж" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 "О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств");
- отсутствует распорядительный документ руководителя о создании эвакуационной (эвакоприемной) комиссии (пункт "а" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункт 9 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует положение об эвакуационной комиссии, утвержденное соответствующим руководителем гражданской обороны (пункт "а" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 9, 16.3 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует план эвакуации (приема эвакуированных) (пункт "а" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 9, 16.3 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует план размещения работников и членов их семей в загородной зоне, согласованный с органом местного самоуправления (пункт "а" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 9, 16.3 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствуют ордера на занятие жилых и нежилых зданий (помещений) (пункт "а" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, часть 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 9, 16.3 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует назначенное в установленном порядке должностное лицо (лица), в обязанности которого входит учет средств индивидуальной защиты, содержание помещений для их хранения, обеспечения сохранности и готовности к применению (статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, статья 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, пункты 6, 7, 8, 25, 27, 31 Приказа МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты" (далее - Приказ МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993);
- не осуществляется накопление, хранение, средств индивидуальной защиты для обеспечения работников организации (статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, статья 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, пункты 6, 7, 8, 25, 27, 31 Приказа МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993);
- отсутствует план гражданской обороны организации (статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункт 5 Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 г. N 804, пункты 5, 6 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687);
- отсутствует план основных мероприятий на текущий год (статьи 1, 2, 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ, пункты 3, 4 Приказа МЧС РФ от 14 ноября 2008 г. N 687).
В связи с выявленными нарушениями 3 июля 2013 г. заместителем начальника ОНД Ейского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в отношении ... ООО "..." Бригадиренко О.А. были составлены протоколы N 63, 64, 65, 66 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении, распоряжением о проведении проверки, уведомлением о проведении проверки, актом проверки, показаниями ... ОНД Ейского района УНД ГУ МЧС России по Краснодарскому краю Л., которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное деяние образует составы административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
... ООО "..." Бригадиренко О.А., будучи должностным лицом, осуществляющим в данной организации организационно-распорядительные функции, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной вышеуказанными нормами КоАП РФ, поскольку не обеспечил соблюдение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований и мероприятий в области гражданской обороны.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Проверка ООО "..." проведена с соблюдением требований, установленных статьями 9, 11, 12, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
То обстоятельство, что в соответствии с протоколом совещания руководящего состава надзорных органов МЧС России от 16 января 2013 г. N 2-ВП начальникам региональных центров было поручено внести изменения в годовые планы проверок по линии гражданской обороны на 2013 г. с целью исключения из них объектов малого и среднего бизнеса (подпункт "в" пункта 4 протокола), вопреки утверждению заявителя не свидетельствует о незаконности проведения в отношении ООО "..." проверки. План проверок на предстоящий 2013 г. был утвержден в соответствии с требованиями законодательства в 2012 г. Согласно телефонограмме N 192 от 27 марта 2013 г., направленная начальникам подразделений НД городов и районов Краснодарского края, согласно которой для исполнения подпункта "б" пункта 4 протокола селекторного совещания МЧС России от 16 января 2013 г. N 2-ВП основания для внесения корректировок в план плановых проверок в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций отсутствуют в Федеральном законе от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановлении Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Ссылка в жалобе на неправильное указание места проведения проверки несостоятельна, поскольку в данном судебном акте указано место нахождения юридического лица: г. Ейск, ул. Мичурина, ...
Вместе с тем в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ".
При вынесении указанных постановлений и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ учтены не были.
Из материалов дел об административных правонарушениях усматривается, что нарушения требований нормативных правовых актов по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны, выявленные в ходе проверки ООО "... по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Коммунаров, ..., были допущены должностным лицом юридического лица в результате бездействия.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по результатам выявленных нарушений в отношении должностного лица ООО "...", было подведомственно одному мировому судье.
Следовательно, ... ООО "..." Бригадиренко О.А., совершив в результате бездействия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией части 1 статьи 20.6, части 2 статьи 20.6 либо части 2 статьи 20.7 КоАП РФ, которые являются идентичными.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшихся судебных актов, в ходе производства по делам об административных правонарушениях допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановления и.о. мирового судьи судебного участка N 21 г. Ейска Краснодарского края от 3 сентября 2013 г. N 5-387/2013, 5-390/2013, 5-386/2013, 5-391/2013, решения судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 г., постановления заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 22 января 2014 г. N 4г-240/14, 4г-242/14, 4г- 241/14 и от 31 января 2014 г. N 4г-198/14 изменить и назначить ... ООО "..." Бригадиренко О.А. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 20.6, частями 1 и 2 статьи 20.7 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
В остальной части состоявшиеся судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 22 августа 2014 г. N 18-АД14-30
Текст постановления официально опубликован не был