Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2014 г. N 11-АПГ14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества "Буинское предприятие тепловых сетей" на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2014 года, которым в удовлетворении его заявления о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 6 декабря 2013 г. N 5-36/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей" Фахрутдиновой Р.Н., Чепекова А.Х., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Садыковой Э.Д. и Мартыновой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
6 декабря 2013 года Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам издано постановление N 5-36/тэ (далее - Постановление), пунктом 1 которого установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, с календарной разбивкой согласно приложению к данному Постановлению.
Пунктом 7 приложения к Постановлению для ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей", поставляющего тепловую энергию, установлен одноставочный тариф:
для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения:
с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. - 1277,79 руб.; с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 1345,28 руб.
для населения с 1 января 2014 г. по 30 июня 2014 г. - 1507,79 руб.; с 1 июля 2014 г. по 31 декабря 2014 г. - 1587,43 руб.
ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим Постановления в части установления тарифа для данного юридического лица, ссылаясь на его противоречие пункту 33 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения". По мнению заявителя, при утверждении тарифов на тепловую энергию на 2014 год, поставляемую ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей" потребителям Республики Татарстан, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам не принял во внимание расходы акционерного общества, связанные с оплатой труда рабочих и служащих и отчислениями на социальные нужды, не учел консультационные расходы и расходы на аренду обществом офисных помещений, огороженной территории и пункта технического обслуживания с теплой стоянкой. В результате чего тарифы на тепловую энергию фактически были установлены на уровне ниже экономически обоснованных, не обеспечивают компенсацию расходов и прибыль предприятия, надлежащую эксплуатацию объектов теплоснабжения.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2014 года в удовлетворении заявления ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей" отказано.
В апелляционной жалобе ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей" просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что оспариваемый акт принят Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах своих полномочий и положениям федерального законодательства не противоречит.
На федеральном уровне отношения в области тарифов на тепловую энергию урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в силу пункта 1 части 3 статьи 7 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы, в том числе на тепловую энергию (мощность).
В соответствии с частью 5 статьи 10 этого же Федерального закона предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года.
22 октября 2012 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 1075, которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила).
Разрешая дело, суд, проанализировав требования статей 7, 8, 10, 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункты 8, 15, 42, 45 Основ ценообразования пришел к правильному выводу о том, что нормативное регулирование, установленное Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, по способам и методу установления тарифов на тепловую энергию (мощность), периодам их действия и соблюдению максимального предельного уровня тарифов соответствует перечисленным выше требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым согласиться с выводом суда об экономической обоснованности установленных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей".
Как установлено судом, размер тарифов на тепловую энергию, поставляемую заявителем, в сравнении с иными теплоснабжающими организациями Республики Татарстан приближен к максимальному значению предельно допустимого тарифа, определённого для данного субъекта Российской Федерации.
Из системного анализа положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил, следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами, орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
Из материалов дела следует, что при определении тарифов расходы по статье "Фонд оплаты труда", включаемые в необходимую валовую выручку, приняты регулирующим органом с учетом годового фонда оплаты труда, составляющего не менее 11438660 руб. с численностью 79 человек. Кроме того, были учтены расходы на отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда, заявленные закрытым акционерным обществом в размере 3454480 руб., что составляет 30,2%. При этом применение регулятором индекса-дефлятора 1,056 в среднем за год к предыдущему году является правильным, соответствующим сценарным условиям функционирования экономики Российской Федерации и основным прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и плановый период 2015-2016 г.г.
Проверяя доводы заявителя в оговоренной части, суд первой инстанции принял во внимание то обстоятельство, что подтверждающих документов заявителем в орган исполнительной власти Республики Татарстан не представлялось, а фонд оплаты труда на 2014 год принят Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам с ростом к уровню 2013 года на 5,6% и с ростом к 2012 году - на 28,4%. При этом среднемесячная заработная плата 1 работника увеличена к уровню 2013 года на 105,6%, к 2012 году на 113,7%.
Принимая изложенное во внимание, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с суждением суда о соответствии такого расчета положениям пункта 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Пунктом 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включены, в том числе, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг) (п.п. "б"); арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи (п.п. "г").
Вместе с тем в силу пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения арендная плата подлежит включению в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень.
Давая оценку доводам заявителя в части расходов акционерного общества, связанных с оплатой консультационных услуг и арендной платой, суд первой инстанции правильно указал, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие проведение закупки услуг аренды нежилых и производственных помещений, а также консультационных услуг, как это установлено пунктами 14 и 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Поскольку приведенные договоры заключены заявителем с ЗАО "Вираж" и ООО "ЭрЭрСи Групп" не на основании произведенных закупок услуг в порядке, установленном Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", невключение понесенных заявителем расходов в полном объеме ввиду не подтверждения их экономической обоснованности в состав расходов ЗАО "Буинское предприятие тепловых сетей" является правомерным.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 14 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Закрытого акционерного "Буинское предприятие тепловых сетей" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 августа 2014 г. N 11-АПГ14-7
Текст определения официально опубликован не был