Глобальная система определения местоположения (GLOBAL POSITIONING SYSTEM - GPS) Соединенных Штатов Америки в 1994 году и глобальная орбитальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС Российской Федерации в 1996 году были предложены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в качестве средств обеспечения поэтапного развития GNSS.
ФАС России, планируя использование спутниковой аппаратуры GNSS, придерживается концепции совместного применения двух систем ГЛОНАСС и GPS. Однако до настоящего времени отсутствуют сертифицированные бортовые приемники, работающие от двух систем, поэтому на первом этапе идет внедрение в эксплуатацию бортовых приемников, работающих с космической группировкой GPS.
В период 1993-1997 г. в авиапредприятиях России проведены летные испытания аппаратуры:
- KLN-90A/B фирмы "Allied Signal" на воздушных судах Ил-86, Ил-76, Ту-154М, Ту-134, Як-42, Ан-12, Ан-124 и Ми-8;
- TNL-2000T и TNL-2000 "APPROACH" фирмы "Trimble Navigation" на воздушных судах Ил-62М, Ту-154Б/М, Ми-8Т/АМТ/МТВ.
Эти системы соответствуют минимальным требованиям, установленным в США (TSO С-129), и имеют режим автономного контроля целостности (RAIM).
На основании положительных результатов испытаний отмеченная бортовая аппаратура спутниковой навигационной системы GPS указанием ДВТ Минтранса РФ от 28.03.95 N ДВ 6.1-32 (Приложение 1) допущена к эксплуатации в качестве дополнительного навигационного средства.
В настоящее время с соблюдением установленных требований более 500 воздушных судов оборудованы приемниками спутниковой навигационной системы GPS различных модификаций.
Летный и инженерно-технический состав авиапредприятий России накопил определенный опыт использования рекомендованных бортовых приемников спутниковой навигационной системы GPS на различных этапах полета, убедился в их высоких точностных характеристиках и достаточной надежности, что подтверждено результатами подконтрольной эксплуатации этих приемников на воздушных судах, проведенной ГосНИИ "Аэронавигация" (отчет, утвержденный ДВТ Минтранса РФ от 30.09.95 г.).
Вступление в действие с 23 апреля 1998 г. дополнительных требований к выполнению полетов в Европейском регионе (полеты в условиях зональной навигации по RNP-5), снятие с эксплуатации в октябре 1997 г. системы дальней навигации "Омега", а также плановое исключение из регламента части маяков РСБН на территории СНГ, используемых в качестве средства определения местоположения воздушного судна и коррекции бортовых навигационных систем, требует пересмотра статуса бортовых приемников спутниковых навигационных систем.
Федеральной авиационной администрацией США приняты нормативно-технические документы, определяющие статус и условия применения бортовых спутниковых приемников GPS.
В целях более эффективного использования спутниковых навигационных систем в практике гражданской авиации и улучшения навигационных характеристик воздушных судов приказываю:
1. До издания в России правил использования спутниковых навигационных систем GPS руководствоваться следующими документами:
- TSO С-129 от 10.12.92 - "Дополнительное бортовое навигационное оборудование, использующее глобальную систему определения местоположения (GPS)" (Приложение 2) и NOTICE N 8110.60 от 04.12.95 - "GPS как основное средство навигации для полетов в океанических и удаленных районах", разработанные Федеральной авиационной администрацией США;
"Положением о порядке допуска воздушных судов России к полетам в системе зональной навигации (B-RNAV) в Европейском регионе", утвержденным ФАС России 10.10.97 N 3.10-41.
2. Разрешить в воздушном пространстве России и других государств (при отсутствии соответствующих ограничений) использование бортовых приемников GPS, прошедших на воздушных судах (приложение 3) контрольные испытания в установленном порядке согласно указания ДВТ Минтранса РФ от 28.03.95 N 6.1-32 в качестве навигационного средства на маршруте (до зоны аэродрома) при комплексном использовании их с другими бортовыми навигационными системами или комплексами. При использовании бортовых приемников GPS в качестве основного навигационного средства для полетов в Европейском регионе в системе зональной навигации (B-RNAV), в океанических и удаленных районах, потребители должны доработать бортовые приемники GPS функцией FDE (углубленный автоматический контроль достоверности информации), которую не имеют приемники KLN-90A/B, TNL-2000T, TNL-2000 "APPROACH" и др., ранее установленные на воздушных судах России.
3. Начальникам региональных управлений ФАС России обеспечить контроль за:
- установкой спутниковой аппаратуры на воздушные суда в соответствии с требованиями указания ДВТ от 28.03.95 N ДВ-6.1-32;
- эксплуатацией экипажами бортового навигационного оборудования в строгом соответствии с руководствами по летной и технической эксплуатации, руководством по производству полетов эксплуатанта, введенными в действие ФАС России;
- проведением соответствующей подготовки и допуском летного состава к работе с бортовой спутниковой аппаратурой.
4. Контроль за выполнением приказа возложить на первых заместителей директора ФАС России Валова И.И. и Галкина В.Я. по направлениям деятельности.
Директор |
Г.Н. Зайцев |
Заместитель директора |
В.В. Горлов |
Начальник НТУ ФАС России |
В.И. Самохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 4 марта 1998 г. N 61 "О внедрении в практику гражданской авиации России бортовых приемников спутниковой навигационной системы GPS"
Текст приказа официально опубликован не был