Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Минимальные требования к бортовому электронному навигационному оборудованию (TSO С-129)
(Извлечение)
Управление сертификации летательных аппаратов США
GPS основные положения TSO С-129
Определены три различных класса оборудования:
- Класс А: включает GPS-датчики, способные решать как навигационные задачи так и осуществлять контроль целостности (RAIM)
- Класс В: включает GPS-датчики, обеспечивающие данные местоположения для передачи в интегрированную навигационную систему (FMS - САУ, комплексная; многокомпонентная навигационная система и т.д.)
- Класс С: включает то же, что и в классе В, но с использованием как директорного так и автоматического режимов.
Классы оборудования
Класс А (Датчик с навигационными функциями)
Класс В (Датчик, интегрированный с другими навигационными средствами или САУ)
Класс А1: Оборудование используется для полета по маршруту, в окрестности аэропорта для неточного захода на посадку (за исключением LOC - курсовых радиомаяков, LDA - средств наведения типа курсовых радиомаяков, SDF - упрощенные средства направленного действия).
Класс А2: Оборудование предназначено для навигационного обеспечения только при полете по маршруту и в окрестности аэропорта.
Класс В2: Оборудование предназначено для полета по маршруту, в окрестности аэропорта и для неточных заходов на посадку (за исключением LOC - курсовых радиомаяков, LDA - средств наведения типа курсовых радиомаяков, SDF - упрощенных средств направленного действия). Обеспечивается функция контроля целостности (RAIM).
Класс В2: Оборудование предназначено для навигационного обеспечения только при полете по маршруту и в окрестности аэропорта. Обеспечивается функция контроля целостности (RAIM).
Класс В3: Интегрированные системы своими средствами обеспечат эквивалент функции контроля целостности GFS при полете по маршруту, в окрестности аэропорта и при неточном заходе на посадку.
Класс В4: то же что и для класса В3, но только для навигации по маршруту и в зоне аэропорта
Цифровая информация на дисплее
Дисплеи приборов класса А2 должны обеспечивать непрерывное отображение информации с точностью, соответствующей разрешающей способности, требуемой для всего диапазона.
Дисплеи приборов класса А2 должны отображать боковое отклонение до по крайней мере +/-20 морских миль с разрешающей способностью 0,1 морской мили (до 9,9 морских миль) и 1 м.миля свыше 9,9 морской мили.
Дисплеи приборов класса А1 должны отображать боковое отклонение с разрешающей способностью 0,01 морской мили для отклонений менее, чем 1,0 морской мили.
Системы Класса А1 должны вычислять и отображать погрешность выдерживания путевого угла либо в аналоговом, либо в цифровом виде с разрешающей способностью один градус.
Информация на нецифровом дисплее
Параметр |
на маршруте и в зоне аэропорта |
переход к посадке |
Некатегорированная посадка |
Полный масштаб (морские мили) |
5.0 |
1.0 |
0.3 |
Четкость показаний (морские мили) |
<1.0 |
<0.1 |
<0.03 |
Разрешающая способность |
+/-1% |
+/-1% |
+/-1% |
Центрированная точность (морские мили) |
0.2 |
0.1 |
0.01 |
Линейность |
20% |
20% |
20% |
Различимое движение/мин. (морские мили) |
0.1 |
0.01 |
0.01 |
Ввод путевых точек
В оборудовании класса А2 должен быть предусмотрен ручной ввод широты/долготы с разрешающей способностью не хуже 0,1 минуты.
Оборудование класса А2, которое выдает расстояние/курс очередной путевой точки должно обладать разрешающей способностью не хуже 0,1 морских мили и 0,1 градуса соответственно.
В оборудовании класса А1 должен быть предусмотрен ручной ввод широты/долготы с разрешающей способностью не хуже 0,01 минуты.
Оборудование класса А1, которое выдает расстояние/курс до очередной путевой точки должно обладать разрешающей способностью не хуже 0,1 морской мили и 0,1 градуса соответственно.
Хранение путевых точек
Все оборудование должно быть обеспечено обновляемой базой навигационных данных с разрешающей способностью не хуже 0,01 минуты для всех допускаемых Правилами Полета по Приборам (IFR) этапов полета.
Все аэропорты, ВОРы, ВОРТАК (ВОР/ТАКАН), всенаправленные радиомаяки (NDB), путевые точки и пересечения, имеющие названия, обозначенные на маршрутных картах и картах окрестностей аэродромов, а также на схемах стандартного вылета или прибытия по приборам, - должны содержаться в базе данных.
Должна быть предусмотрена невозможность ручного ввода/модернизации навигационной базы данных.
Базы данных оборудования класса А1 должно включать все путевые точки и пересечения, обозначенные на опубликованных схемах некатегорированых заходов на посадку по приборам, за исключением LOC - курсовых радиомаяков, LDA - средств наведения типа курсовых радиомаяков, SDF - упрощенных средств направленного действия.
Оборудование класса А1 должно представлять путевые точки таким же образом, как они обозначены на опубликованных схемах захода на посадку.
Представление путевых точек должно совпадать по крайней мере по таким позициям, как:
а) Выбираемая пилотом начальная точка захода на посадку;
б) Промежуточные точки захода на посадку (при их наличии);
в) Конечная точка захода на посадку;
г) Точка ухода на второй круг;
д) Точка зоны ожидания захода на второй круг.
Примечание: В случае, если указаны несколько контрольных точек начального этапа захода на посадку, то система должна предоставить пилоту возможность их выбора с последующим автоматическим согласованием остальных точек захода на посадку по приборам.
Дополнительные требования к сохранению путевых точек
Контрольные точки начального этапа захода на посадку, конечные точки захода на посадку и точки ухода на второй круг, используемые для построения схемы захода на посадку по приборам, в навигационной базе данных должны быть идентифицированы однозначно.
Должна быть предусмотрена невозможность ввода данных о координатах путевых точек в режиме захода на посадку.
Должна быть предусмотрена невозможность изменения данных, связанных с выполнением захода на посадку.
Путевые точки захода на посадку должны быть только в широтно/долготных координатах. В режиме захода на посадку не допускается отображение путевых точек в координатах "курс"/"расстояние" относительно опорной путевой точки.
Все оборудование должно иметь функцию "Полетный план" с возможностью запоминания не менее 9 путевых точек. Для оборудования класса А1 дополнительно требуется возможность сохранения всех путевых точек, необходимых для построения траектории захода на посадку и ухода на второй круг.
Путевые точки должны быть закодированы в навигационной базе данных как точки "пролета" или точки "облета", так как это требуется для выполнения процедуры захода на посадку, стандартного вылета или прибытия по приборам.
Навигационные базы данных должны отвечать требованиям документов RTCA/DO-20C (разделы 3, 4, 5) и RTCA/DO-201 (разделы 4-7).
Согласование путевых точек
Оборудование должно обеспечивать возможность полета из текущей точки к любой заданной путевой точке. Выбор этой функции не должен требовать от пилота более чем одного действия.
Должны быть обеспечены возможности полета по схеме в зоне ожидания и разворот по установленной схеме. Активизация этой функции должна:
а) сменить автоматический режим последовательного перебора путевых точек на ручной;
б) определить участок маршрута, направленный к очередной путевой точке, как текущее направление прибытия к этой точке;
в) сохранить всю последовательность путевых точек в действующем полетном плане (в соответствующей последовательности);
г) позволять пилоту легко возобновлять автоматический режим последовательного перебора путевых точек согласно существующему полетному плану.
При отсутствии подходящего к ситуации дисплея или электронной карты при достижении точки захода на второй круг оборудование должно:
а) отслеживать последовательность точек заданных в ручном режиме;
б) отображать наведение по курсу как дополнение к маршруту подхода и вычислять расстояние от точки захода на второй круг до выбранной вручную следующей путевой точки (точка ожидания захода на второй круг).
Режим захода на посадку, выбор и установка очередности
На расстоянии 30 морских миль от пункта назначения должно быть предусмотрено оповещение "Режим захода на посадку разрешен".
После отображения оповещения должны быть предусмотрены средства для перехода в режим захода на посадку с помощью единственного движения пилота.
Режим захода на посадку не должен включаться без подтверждения пилотом.
Одновременно с появлением оповещения "Режима захода на посадку разрешен" должен быть выработан сигнал, напоминающий пилоту о необходимости ручного ввода значения барометрической высоты (если это не предусмотрено автоматическим режимом).
Как только вручную был выбран режим захода на посадку должно произойти следующее:
а) оборудование немедленно должно обеспечить плавное изменение масштаба дисплея с 5 морских миль на 1 морскую милю для нецифровых дисплеев;
б) на расстоянии 3 морских мили от контрольной точки конечного этапа захода на посадку должно быть выдано предупреждение о предстоящем автоматическом изменении масштаба дисплея (с 1 морской мили на 0,3 морской мили). Примечание: Если функция включения режима захода на посадку не была предварительно выбрана, то следует повторно это сделать именно в этот момент.
в) на расстояний 2 морских мили от контрольной точки конечного этапа захода на посадку система должна перейти из режима контроля целостности системы при полете в окрестности аэропорта в режим контроля целостности при заходе на посадку и обеспечить линейный переход из масштаба 1 морская миля на дисплей в масштаб 0,3 морских мили при достижении контрольной точки конечного этапа захода на посадку.
Индикация отказов и состояний на соответствующих световых табло
Функция контроля целостности (RAIM) определяет ошибку местоположения, которая превышает допуск, установленный для контроля целостности на этапах полета по маршруту и в районе аэропорта.
Потеря функции контроля целостности (RAIM). Это предупреждение может быть отложено на соответствующий интервал времени (для подтверждения).
Дополнительные навигационные данные (расстояние, время и т.д.) должны быть помечены или устранены совсем, в случае, если их достоверность не может быть гарантирована. Примечание: не все сообщения об отказах и состоянии требуют устранения навигационных данных.
Когда разрешен режим захода на посадку (А1)
Когда осуществляется режим захода на посадку (А1)
Когда предстоит автоматическое изменение полного масштаба дисплея на 0,3 морских мили.
Напоминание ввести барометрическую высоту
Предупреждение пилоту включить режим захода на посадку
Режим захода на посадку дополнительные требования по упорядочению
Если пилот вручную устанавливает порядок выхода в пункт ожидания захода на второй круг, то в оборудовании должна быть предусмотрена возможность:
а) осуществить переход из режима контроля целостности системы при заходе на посадку в режим контроля целостности при полете в окрестности аэропорта;
б) обеспечить линейный переход из масштаба 0,3 морских мили на дисплей в масштаб 1,0 морская миля.
Выход из режима захода на посадку должен осуществляться одним действием пилота.
Если обеспечена возможность представления дальномерных дуг, то оборудование должно облегчать процедуры, обычно используемые при работе с контрольными дальномерными средствами и установленными операциями с приборами.
Индикация отказов и состояния
Предупреждающие сообщения в режиме навигации
Отказ питания или понижение напряжения ниже уровня, необходимого для поддержания режима навигации.
Любая вероятная неисправность/отказ, влияющие на выполнение навигационной функции.
Отказ навигационной функции.
Недостоверные или ошибочные навигационные данные в режиме захода на посадку (А1).
Отсутствие функции контроля целостности (RAIM) при переходе к режиму захода на посадку в контрольной точке конечного этапа захода на посадку (А1)
Потеря функции контроля целостности (RAIM) на время более, чем 5 минут после прохождения контрольной точки конечного этапа захода на посадку в режиме захода не посадку.
Выполнение функции контроля целостности (RAIM)
Функция контроля целостности (RAIM) должна обеспечивать контроль целостности в окрестности аэропорта в пределах 30 морских миль от точки отправления и назначения
Контроль целостности в режиме захода на посадку должен быть обеспечен, начиная с расстояния 2 морских мили от контрольной точки конечного этапа захода на посадку и до точки ухода на второй круг
При других условиях должен быть обеспечен режим контроля целостности системы при полете по маршруту.
Соответствующие уровни контроля целостности системы должны включаться автоматически.
Реализация функции контроля целостности (RAIM) оборудование класса А1
Оборудование должно подтверждать, что в течение неточной посадки конфигурация спутников будет пригодна для обеспечения функции контроля целостности от контрольной точки конечного этапа захода на посадку до точки ухода на второй круг. Примечание: в течение пятиминутного периода нет необходимости в оповещении об отказах спутников, которые обнаруживаются и отбраковываются оборудованием после прохождения контрольной точки конечного этапа захода на посадку, что препятствует выполнению функции RAIM.
По запросу пилота должна быть обеспечена информация о доступности функции контроля целостности (RAIM) в планируемой точке назначения на момент расчетного времени прибытия. Примечание: Такая информация может вычисляться через каждые пять минут или чаще, по крайней мере, в пределах +/-15 минут относительно расчетного времени прибытия. Доступность барометрической высоты может быть предусмотрена. Допускается ручной ввод пункта назначения и расчетного времени прибытия для обеспечения функции контроля целостности (RAIM).
Навигационная точность GPS
(режим 2D, вероятность 95%)
Вид погрешности |
полет над океаном |
полет по маршруту |
полет в зоне аэродрома |
Неточная посадка погрешность местоположения (морск. мили) |
0.124 |
0.124 |
0.124 |
центрированная погрешность отклонения курса (угл. мин.) |
0.2 |
0.2 |
0.01 |
Предполагается, что средний HDOP равен 1,5 и входная разрешающая способность 0,01 мин. (неточная посадка)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.