Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Настоящее Дополнение вводится в действие с 10 июля 1998 г.
Приложение 2
Дополнение
к "Руководству по построению аэродромных схем и определению безопасных высот пролета препятствий" в части введения правил учета препятствий для захода на посадку по курсовому маяку РМС
Ввести новый раздел 5.4.15.:
5.4.15. Курсовой маяк радиомаячной системы посадки
5.4.15.1. Общие положения
5.4.15.1.1. Область применения.
Положения настоящего раздела применяются по отношению к заходу на посадку только по курсовому радиомаяку РМС (далее по тексту - КРМ) при неработающем глиссадном радиомаяке, либо при его отсутствии. В разделе 5.4.15.2. приведены правила расчета минимальной безопасной высоты пролета препятствий для КРМ, установленного на продолжении осевой линии ВПП; в разделе 5.4.15.3. - для КРМ, смещенного относительно продолжения осевой линии ВПП. Во всех случаях, минимальная безопасная высота пролета препятствий для захода на посадку по КРМ устанавливается только, если КРМ отвечает требованиям I, II или III категории и опубликован в документах аэронавигационной информации как КРМ-1, КРМ-2 или КРМ-3.
5.4.15.1.2. Порядок расчета.
Для определения минимальной безопасной высоты пролета препятствий и угла наклона расчетной глиссады для захода на посадку по КРМ необходимо придерживаться следующего порядка действий.
Сначала оценивается угол наклона расчетной глиссады по препятствиям в зоне поверхности визуального этапа захода на посадку.
Далее определяются зоны, в которых необходимо учитывать препятствия. Для этого на карту препятствий наносятся контуры зон учета препятствий для каждого этапа захода на посадку и ухода на второй круг. Для каждого этапа определяется минимальная безопасная высота пролета препятствий путем прибавления определенных запасов высоты к высотам препятствий. Минимальная безопасная высота пролета препятствий для захода на посадку по КРМ определяется как наибольшая из этих высот.
Затем в целях возможного снижения минимумов могут быть скорректирован угол наклона расчетной глиссады и высота пролета контрольных точек ступенчатого снижения (если таковые установлены схемой захода на посадку).
5.4.15.2. КРМ установленный на продолжении осевой линии ВПП
5.4.15.2.1. Промежуточный этап захода на посадку - см. п. 5.4.4.2.
5.4.15.2.2. Предварительное определение угла наклона расчетной глиссады.
На величину УНГ могут оказать влияние препятствия в зоне поверхности предельных высот препятствий визуального этапа захода на посадку по КРМ.
Поверхность предельных высот препятствий визуального этапа захода на посадку по КРМ представляет собой наклонную плоскость, расположенную перед порогом ВПП. Поверхность начинается на расстоянии 60 м от порога ВПП. Начальная ширина поверхности составляет 150 м (по 75 м каждую сторону от продолжения осевой линии ВПП).
Боковые границы поверхности расходятся в стороны от продолжения осевой линии ВПП с градиентом 10%. Половина ширины зоны поверхности предельных высот препятствий визуального этапа захода на посадку по VOR на расстоянии X от порога ВПП составляет:
(м)
Наклон поверхности зависит от УНГ и составляет 0,5 * УНГ.
Длина поверхности равна 2000 м (рис. 79).
Для определения минимально возможного УНГ необходимо:
а) на карту препятствий нанести контуры поверхности предельных высот препятствий визуального этапа захода на посадку по КРМ;
б) для каждого из препятствий, попавших в пределы контура, рассчитать минимально возможный УНГ по формуле:
,
где - высота препятствия над уровнем порога ВПП;
X - координата препятствия.
Если наибольший из рассчитанных . не превышает 2°30' то предварительный расчетный УНГ устанавливается в пределах от 2°30' до 3° (рекомендуемое значение 3°).
Если наибольший из рассчитанных . находится в диапазоне от 2°30' до 5°, то УНГ устанавливается в этом диапазоне, причем предварительный расчетный УНГ должен быть больше или равен наибольшему из УНГ мин.
Если наибольший из рассчитанных . превышает 5°, то необходимо переместить порог ВПП или уменьшить высоту препятствия, по которому определен .
5.4.15.2.3. Конечный этап захода на посадку при отсутствии фиксированной точки конечного этапа захода на посадку (точки входа в глиссаду).
Зона учета препятствий
Удаление входной границы конечного этапа захода на посадку соответствует расстоянию до порога ВПП точки выхода на посадочный курс или удалению от порога ВПП до дальней границы основной части зоны учета препятствий схемы типа "ипподром" или обратной схемы (в зависимости от того, что применялось). Выходная граница зоны конечного этапа проходит перпендикулярно линии пути конечного этапа захода на посадку в установленной схемой точке ухода на второй круг (рис. 92-9).
Если точка ухода на второй круг схемой не установлена, первоначально для расчета принимается значение удаления выходной зоны от порога ВПП (, равное 2000 м. В дальнейшем это значение может быть скорректировано, если полученное в результате расчетов значение минимальной безопасной высоты пролета препятствий для захода на посадку превышает 120 м. В этом случае удаление выходной границы зоны определяется по формуле:
,
где - полученное в результате расчета значение минимальной безопасной высоты пролета препятствий;
- угол наклона расчетной глиссады.
При необходимости, после уточнения удаления выходной границы зоны от порога ВПП, расчет должен быть повторен.
Ширина зоны конечного этапа захода на посадку определяется в соответствии с рис. 92-9. Координаты точек D, D', Е и Е', которые используются для построения зон учета препятствий, в зависимости от расчетного УНГ расстояния от КРМ до порога ВПП приведены в Приложении 2. Часть зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку в пределах четырехугольников DD'EE' рассматривается как дополнительная часть зоны.
Запас высоты при отсутствии контрольной точки ступенчатого снижения
Минимальный запас высоты над препятствиями в основной части зоны конечного этапа захода на посадку зависит от удаления входной границы зоны от порога ВПП. Если удаление входной границы зоны не превышает 11 км от порога ВПП, значение минимального запаса высоты равно 90 м. Если удаление входной границы зоны превышает 11 км от порога ВПП, значение запаса высоты в основной части зоны определяется по формуле:
,
где - запас высоты (в метрах);
- удаление входной границы зоны конечного этапа захода на посадку от порога ВПП (в метрах).
В дополнительных частях зоны значение минимального запаса высоты равномерно уменьшается до нуля на внешней границы. Значение запаса высоты в дополнительных частях зоны в зависимости от места расположения препятствия, к высоте которого необходимо прибавить запас высоты, определяется по формуле:
,
где - значение запаса высоты в основной части зоны;
L - расстояние от препятствия до внешней границы зоны;
- половина ширины зоны.
Рассчитанное значение запаса высоты в метрах округляется до ближайшего большего целого числа.
Запас высоты при наличии контрольной точки ступенчатого снижения
При наличии удобно расположенного навигационного средства (маркерный радиомаяк, ОПРС) на конечном этапе захода на посадку может устанавливаться контрольная точка ступенчатого снижения, определяемая по пролету этого средства. На схеме захода на посадку должно быть указано:
- средство, по которому устанавливается контрольная точка ступенчатого снижения;
- удаление контрольной точки ступенчатого снижения от порога ВПП;
- высота пролета контрольной точки ступенчатого снижения (), определяемая по формуле:
(м),
где - удаление контрольной точки ступенчатого снижения от порога ВПП;
- угол наклона расчетной глиссады.
При Заходе на посадку снижение ниже установленной высоты пролета контрольной точки ступенчатого снижения до пролета этой точки недопустимо.
На контрольную точку ступенчатого снижения устанавливается зона допуска в зависимости от типа средства, используемого для фиксирования контрольной точки.
Минимальный запас высоты над препятствиями в основной части зоны после пролета контрольной точки ступенчатого снижения может быть уменьшен:
- если контрольная точка ступенчатого снижения расположена не далее 11 км от порога ВПП - до значения 75 м (рис. 92-10);
- если контрольная точка ступенчатого снижения расположена далее 11 км от порога ВПП - до значения, определяемого по формуле:
,
где - запас высоты (в метрах);
- удаление контрольной точки ступенчатого снижения от порога ВПП (в метрах).
В дополнительных частях зоны значение минимального запаса высоты равномерно уменьшается до нуля на внешней границы. Значение запаса высоты в дополнительных частях зоны в зависимости от места расположения препятствия, к высоте которого необходимо прибавить запас высоты, определяется по формуле:
,
где - значение запаса высоты в основной части зоны;
L - расстояние от внешней границы зоны;
- половина ширины зоны.
Рассчитанное значение запаса высоты в метрах округляется до ближайшего большего целого числа.
Минимальная безопасная высота пролета препятствий конечного этапа захода на посадку
Минимальная безопасная высота пролета препятствий конечного этапа захода на посадку () определяется путем прибавления запасов высоты к высотам препятствий, расположенным в пределах зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку. Для последующих расчетов принимается наибольшее из полученных значений.
Рис. 92-10. Контрольная точка ступенчатого снижения в схеме захода на посадку по КРМ
При установлении контрольной точки ступенчатого снижения из рассмотрения могут быть исключены препятствия, расположенные в пределах от входной границы зоны учета препятствий до контрольной точки ступенчатого снижения для которых выполняется соотношение:
,
где - высота препятствия в указанной зоне;
- запас высоты;
- установленная схемой захода на посадку высота пролета контрольной точки ступенчатого снижения.
Препятствия, не пересекающие поверхность с наклоном 15%, проходящую в районе контрольной точки ступенчатого снижения, как это показано на рис. 92-10, могут не учитываться при определении минимальной безопасной высоты пролета препятствий для захода на посадку.
5.4.15.2.4. Конечный этап захода на посадку при наличии фиксированной точки конечного этапа захода на посадку (точки входа в глиссаду).
Зона учета препятствий
Удаление входной границы конечного этапа захода на посадку соответствует расстоянию до порога ВПП контрольной точки конечного этапа захода на посадку (точки входа в глиссаду). Выходная граница зоны конечного этапа проходит перпендикулярно линии пути конечного этапа захода на посадку в установленной схемой точке ухода на второй круг (рис. 92-11).
Если точка ухода на второй круг схемой не установлена, первоначально для расчета принимается значение удаления выходной зоны от порога ВПП (), равное 1600 м. В дальнейшем это значение может быть скорректировано, если полученное в результате расчетов значение минимальной безопасной высоты пролета препятствий для захода на посадку превышает 100 м. В этом случае удаление выходной границы зоны () определяется по формуле:
,
где - полученное в результате расчета значение минимальной безопасной высоты пролета препятствий;
- угол наклона расчетной глиссады.
При необходимости, после уточнения удаления выходной границы зоны от порога ВПП, расчет должен быть повторен.
Ширина зоны конечного этапа захода на посадку определяется в соответствии с рис. 92-9. Координаты точек D, D', Е и Е', которые используются для построения зон учета препятствий, в зависимости от расчетного УНГ расстояния от КРМ до порога ВПП приведены в Приложении 2. Часть зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку в пределах четырехугольников DD'EE' рассматривается как дополнительная часть зоны.
Запас высоты при отсутствии контрольной точки ступенчатого снижения
Минимальный запас высоты над препятствиями в основной части зоны конечного этапа захода на посадку зависит от удаления входной границы зоны от порога ВПП. Если удаление входной границы зоны не превышает 11 км от порога ВПП, значение минимального запаса высоты равно 75 м. Если удаление входной границы зоны превышает 11 км от порога ВПП, значение запаса высоты зоны определяется по формуле:
,
где - запас высоты (в метрах);
- удаление входной границы зоны конечного этапа захода на посадку от порога ВПП (в метрах).
В дополнительных частях зоны значение минимального запаса высоты равномерно уменьшается до нуля на внешней границе. Значение запаса высоты в дополнительных частях зоны в зависимости от места расположения препятствия, к высоте которого необходимо прибавить запас высоты, определяется по формуле:
,
где - значение запаса высоты в основной части зоны;
L - расстояние от препятствия до внешней границы зоны;
- половина ширины зоны.
Рассчитанное значение запаса высоты в метрах округляется до ближайшего большего целого числа.
Запас высоты при наличии контрольной точки ступенчатого снижения
При наличии удобно расположенного навигационного средства (маркерный радиомаяк, ОПРС, радиомаяк VOR) на конечном этапе захода на посадку может устанавливаться контрольная точка ступенчатого снижения, определяемая по пролету этого средства (как правило не более одной). При наличии средства измерения дальности (DME, дальномерный канал РСБН, диспетчерский радиолокатор) на конечном этапе захода на посадку может быть установлено несколько контрольных точек ступенчатого снижения. На схеме захода на посадку должно быть указано:
- средство, по которому устанавливается контрольная точка ступенчатого снижения;
- удаление контрольной точки ступенчатого снижения от порога ВПП;
- высота пролета контрольной точки ступенчатого снижения (), определяемая по формуле:
(м),
где - удаление контрольной точки ступенчатого снижения от порога ВПП;
- угол наклона расчетной глиссады.
При заходе на посадку снижение ниже установленной высоты пролета контрольной точки ступенчатого снижения до пролета этой точки недопустимо.
На контрольную точку ступенчатого снижения устанавливается зона допуска в зависимости от типа средства, используемого для фиксирования контрольной точки.
Минимальный запас высоты над препятствиями в основной части зоны после пролета контрольной точки ступенчатого снижения может быть уменьшен (если контрольная точка конечного этапа захода на посадку установлена далее 11 км от порога ВПП и предварительно определенный минимальный запас высоты над препятствиями превышает 75 м):
- если контрольная точка ступенчатого снижения расположена не далее 11 км от порога ВПП - до значения 75 м;
- если контрольная точка ступенчатого снижения расположена далее 11 км от порога ВПП - до значения, определяемого по формуле:
,
где - запас высоты (в метрах);
- удаление контрольной точки ступенчатого снижения от порога ВПП (в метрах).
В дополнительных частях зоны значение минимального запаса высоты равномерно уменьшается до нуля на внешней границы. Значение запаса высоты в дополнительных частях зоны в зависимости от места расположения препятствия, к высоте которого необходимо прибавить запас высоты, определяется во формуле:
,
где - значение запаса высоты в основной части зоны;
L - расстояние от препятствия до внешней границы зоны;
- половина ширины зоны.
Рассчитанное значение запаса высоты в метрах округляется до ближайшего большего целого числа.
Минимальная безопасная высота пролета препятствия конечного этапа захода на посадку
Минимальная безопасная высота пролета препятствий конечного этапа захода на посадку () определяется путем прибавления запасов высоты к высотам препятствий, расположенным в пределах зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку. Для последующих расчетов принимается наибольшее из полученных значений.
При установлении контрольной точки ступенчатого снижения из рассмотрения могут быть исключены препятствия, расположенные в пределах от входной границы зоны учета препятствий до контрольной точки (при установлении нескольких контрольных точек ступенчатого снижения - и в пределах от одной точки до другой) ступенчатого снижения для которых выполняется соотношение:
,
где - высота препятствия в указанной зоне;
- запас высоты;
- установленная схемой захода на посадку высота пролета контрольной точки ступенчатого снижения.
Препятствия, не пересекающие поверхность с наклоном 15%, проходящую в районе контрольной точки ступенчатого снижения, как это показано на рис. 92-10, могут не учитываться при определении минимальной безопасной высоты пролета препятствий для захода на посадку.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.4.15.2.4. Начальный этап ухода на второй круг.
Зона учета препятствий
Входная граница зоны учета препятствий начального этапа ухода на второй круг совпадает с выходной границей зоны учета препятствий конечного этапа захода на посадку. Выходная граница расположена от входной на расстоянии, определяемом по таблице 39-1.
Ширина зоны начального этапа ухода на второй круг определяется в соответствии с рис. 92-9. Координаты точек D, D', Е и Е', которые используются для построения зон учета препятствий, в зависимости от расчетного УНГ и расстояния от КРМ до порога ВПП приведены в Приложении 2. Часть зоны учета препятствий начального этапа ухода на второй круг посадку в пределах четырехугольников DD'EE' рассматривается как дополнительная часть зоны.
Запас высоты
Запасы высоты в зоне начального этапа ухода на второй круг такие же, как и в примыкающей к ней зоне конечного этапа захода на посадку.
Минимальная безопасная высота пролета препятствий начального этапа ухода на второй круг
Минимальная безопасная высота пролета препятствий начального этапа ухода на второй круг определяется путем прибавления запасов высоты к высотам препятствий, расположенным в пределах основной и дополнительных частей зоны учета препятствий начального этапа ухода на второй круг. Для последующих расчетов принимается наибольшее из полученных значений.
5.4.15.2.5. Промежуточный этап ухода на второй круг.
Зона учета препятствий
Входная граница зоны учета препятствий промежуточного этапа ухода на второй круг совпадает с выходной границей зоны учета препятствий начального этапа ухода на второй круг.
Зона продолжается за порогом ВПП до расстояния , равного:
где - установленная по схеме высота первого разворота при уходе на второй круг. Во всех случаях длина зоны не должна превышать 15000 м.
Ширина зоны промежуточного этапа ухода на второй круг определяется в соответствии с рис. 92-9. Координаты точек D, D', E и Е', которые используются для построения зон учета препятствий, в зависимости от расчетного УНГ расстояния от КРМ до порога ВПП приведены в Приложении 2. Часть зоны учета препятствий промежуточного этапа ухода на второй круг посадку в пределах четырехугольников D, D', E, E' рассматривается как дополнительная часть зоны.
Поверхность оценки препятствий промежуточного этапа ухода на второй круг
Поверхность оценки препятствий промежуточного этапа ухода на второй круг (рис. 92-8) в плане совпадает с зоной учета препятствий. Поверхность начинается на высоте 45 м над уровнем порога ВПП для посадки и простирается в направлении ухода на второй круг с наклоном 2,5% (1:40). Высота поверхности над уровнем порога ВПП для посадки на удалении от начала равна:
(м)
Запас высоты
Запас высоты над препятствиями, пересекающими поверхность ухода на второй круг равен 30 м.
Минимальная безопасная высота пролета препятствий промежуточного этапа ухода на второй круг
Минимальная безопасная высота пролета препятствий промежуточного этапа ухода на второй круг составляет:
м
где - величина наибольшего превышения препятствий над поверхностью оценки препятствии зоны промежуточного этапа ухода на второй круг.
5.4.15.2.6. Минимальная безопасная высота пролета препятствий для захода на посадку по КРМ.
Минимальная безопасная высота пролета препятствий для захода на посадку по КРМ равна наибольшей из высот: , ,
5.4.15.3. КРМ, смещенный относительно продолжения осевой линии ВПП
5.4.15.3.1. Установление линии пути.
Если КРМ установлен в стороне от продолжения осевой линии ВПП, линия пути конечного этапа захода на посадку устанавливается под углом к продолжению осевой линии ВПП. Точка пересечения линии пути конечного этапа захода на посадку и продолжения осевой линии ВПП должна находиться на расстоянии не менее 1400 м от порога ВПП (рис. 92-2). При этом угол пересечения должен быть не более:
- 30° для схем захода на посадку, предназначенных только для воздушных судов категории А и В;
- 15° для остальных схем.
Кроме того, может быть установлена линия пути конечного этапа захода на посадку, не пересекающая продолжение осевой линии ВПП перед порогом ВПП (рис. 92-3). При этом, должны выполняться следующие условия:
- угол между линией пути конечного этапа захода на посадку и продолжением осевой линии ВПП должен быть менее 5°;
- на расстоянии 1400 м от порога ВПП линия пути должна проходить не далее 150 м от продолжения осевой линии ВПП.
Во всех случаях, когда линия пути конечного этапа захода на посадку проходит под углом 5° и более по отношению к продолжению осевой линии ВПП значение минимальной безопасной высоты пролете препятствий для такой схемы должны быть не менее:
115 м - для ВС категории А;
140 м - для ВС категории В;
165 м - для ВС категории С и D.
5.4.15.3.2. Промежуточный этап захода на посадку - см. п. 5.4.4.2.
5.4.15.3.3. Предварительное определение угла наклона расчетной глиссады.
Предварительное определение угла наклона глиссады выполняется в соответствии с требованиями п. 5.4.15.2.2., причем зона поверхности предельных высот препятствий визуального этапа захода на посадку строится относительно к фактической ВПП.
5.4.15.3.4. Правила расчета минимальных безопасных высот пролета препятствий для захода на посадку.
Для расчета минимальных безопасных высот пролета препятствий для захода на посадку по КРМ, смещенного относительно продолжения осевой линии ВПП применяются те же правила, что и для КРМ, расположенного на продолжении осевой линии ВПП. При этом, зоны учета препятствий и все расчеты минимальных безопасных высот пролета препятствий для захода на посадку выполняются относительно условной ВПП, расположенной на продолжении линии курса курсового радиомаяка - заданной линии пути захода на посадку. Эта условная ВПП имеет такую же длину, превышение порога и удаление порога от точки пересечения линии пути конечного этапа захода на посадку и продолжения осевой линии фактической ВПП, что и для фактической ВПП (рис. 92-11).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.