Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 400-ЭС14-2879
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив с материалами истребованного дела жалобу (заявление) Федеральной антимонопольной службы на решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 по делу N ВАС-7907/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" (далее - общество "АРГУС-СПЕКТР") о признании недействующими Методических рекомендаций по проведению Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами плановых и внеплановых выездных проверок по контролю за соблюдением требований антимонопольного законодательства, направленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 26.12.2011 N ИА/48530 (далее - Рекомендации), установила:
первоначально общество "АРГУС-СПЕКТР" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Рекомендаций недействующими как не соответствующих статье 2, части 4 статьи 3, статьям 8, 10, 11, 15, 16, 18, частям 1 и 2 статьи 19, статье 21, части 2 статьи 24, статьям 34, 35, 45, части 1 статьи 46, части 2 статьи 50, части 2 статьи 54, статье 55, части 3 статьи 56, статье 80 Конституции Российской Федерации, статье 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьям 22-25.6, 26, 36, 37, главе 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), статьям 15, 20, 21 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), пункту 9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Порядок N 763), пункту 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009; далее - Правила N 1009).
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.08.2013 производство по делу N ВАС-7907/13 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что Закон о защите конкуренции и Закон N 294-ФЗ не предусматривают обжалование нормативных правовых актов антимонопольного органа в арбитражном суде, а пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.06.2013 N 126-ФЗ, вступившего в силу 07.06.2013) арбитражным судам подведомственны возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, при условии, что рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.12.2013 N 14231/13 названное определение отменено; дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что взаимосвязанными положениями статьи 29, части 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции не исключается возможность оспаривания в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нормативных правовых актов самого антимонопольного органа.
При новом рассмотрении дела общество уточнило требования, просило признать Рекомендации недействующими полностью как не соответствующие статье 2, части 4 статьи 3, статьям 8, 10, 11, 15, 16, 18, частям 1 и 2 статьи 19, статье 21, части 2 статьи 24, статьям 34, 35, 45, части 1 статьи 46, части 2 статьи 50, части 2 статьи 54, статье 55, части 3 статьи 56, статье 80 Конституции Российской Федерации, статьям 22-25.6, 26, 36, 37, главе 9 Закона о защите конкуренции, пунктам 8, 9 Порядка N 763, пунктам 2, 10 Правил N 1009.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 заявление общества "АРГУС-СПЕКТР" удовлетворено, оспариваемые Рекомендации признаны недействующими как не имеющие юридической силы с момента их принятия.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2014 N ВАС-9105/14 отказано в удовлетворении заявления общества "АРГУС-СПЕКТР" о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Впоследствии 10.07.2014 Федеральная антимонопольная служба обратилась в Высший Арбитражный суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 в порядке надзора.
Заявление принято к производству определением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17.07.2014.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 186-ФЗ) заявления лиц, участвующих в деле, о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые поступили в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и в отношении которых на день вступления в силу Закона N 186-ФЗ не вынесено определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора, после дня вступления в силу Закона N 186-ФЗ передаются в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения в соответствии со статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 186-ФЗ).
На день вступления в силу Закона N 186-ФЗ надзорное производство, возбужденное Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, не завершено. Поскольку в части 4 статьи 2 названного Закона не содержится исключений относительно порядка дальнейшего рассмотрения заявлений (жалоб) о пересмотре решений, принятых Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, и не имеется указаний о переходе к рассмотрению таких жалоб по правилам об апелляционном или надзорном обжаловании, предусмотренным пунктом 4 статьи 320.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и главой 36.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, жалоба (заявление) с делом переданы судье Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Ознакомившись с доводами заявителя и изучив материалы дела, судья считает, что жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В заявлении (жалобе) Федеральная антимонопольная служба указывает на ненормативный характер оспариваемого акта, а следовательно, на отсутствие необходимости в его регистрации и опубликовании, на неприменение судами Рекомендаций в качестве нормативного акта, а также на то, что права и законные интересы общества "АРГУС-СПЕКТР" Рекомендациями не нарушены, поскольку оспариваемые им нормы воспроизводят положения Закона о защите конкуренции и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации (утвержден приказом ФАС России от 25.05.2012 N 340) и им не противоречат.
В силу части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судья находит приведенные заявителем доводы достаточным основанием для передачи заявления (жалобы) вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 146, 291.6, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
жалобу (заявление) Федеральной антимонопольной службы с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение жалобы (заявления) в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 08.10.2014 на 10 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N 400-ЭС14-2879
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9105/14
08.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9105/14
02.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9105/14
24.06.2014 Решение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7907/13
24.12.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-14231/2013
22.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14231/13
26.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14231/13
28.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7907/13
07.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7907/13
08.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7907/13
11.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7907/13