Решение Верховного Суда РФ от 18 августа 2014 г. N АКПИ14-1015
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Березиной А.В.
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ АВТО" о признании недействующими приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом", приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787", установил:
приказом Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом" утвержден Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, и определена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г., регистрационный номер 18839, опубликован в "Российской газете" 3 ноября 2010 г.
Приказом Федеральной таможенной службы от 29 июля 2013 г. N 1395 внесены изменения в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787, в частности, в данный Перечень включены Первомайский таможенный пост Владивостокской таможни, Таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный номер 29436, опубликован в "Российской газете" 28 августа 2013 г.
ООО "АТЛАНТ АВТО" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом", приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787", ссылаясь на то, что они противоречат статье 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ограничивают право участников внешнеэкономической деятельности - декларантов ввозимых товаров на подачу декларации на товары в любой таможенный орган.
Как указывает заявитель, основанием для обращения в суд послужило решение таможни об отказе в выпуске товара по предварительной грузовой таможенной декларации, при этом таможенный орган сослался на оспариваемые приказы.
Законом Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен. Вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. N З-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", в связи с чем дело принято к производству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции.
ООО "АТЛАНТ АВТО" извещено о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило.
Представители Федеральной таможенной службы Российской Федерации Шайдуко Н.В., Пирог С.Н., Министерства юстиции Российской Федерации Костецкая М.В. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий ФТС России, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию.
Выслушав объяснения представителей ФТС России Шайдуко Н.В., Пирога С.Н., Минюста России Костецкой М.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Устанавливая систему таможенных органов, Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает, что компетенция таких таможенных органов, как региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (часть 3 статьи 10)
В силу части 4 статьи 10 данного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 "О Федеральной таможенной службе" утверждено Положение о Федеральной таможенной службе, в соответствии с которым ФТС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности ФТС России имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты в порядке, определенном Правительством Российской Федерации; создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров (пункт 6 Положения).
Следовательно, оспариваемые нормативные правовые акты изданы в пределах полномочий ФТС России.
Согласно части 2 статьи 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров только в случаях создания в соответствии с частью 4 статьи 10 данного Федерального закона специализированных таможенных органов для совершения таможенных операций в отношении определенных категорий товаров исходя из необходимости наличия у должностных лиц таможенных органов специальных познаний о таких товарах, как культурные ценности, изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, вооружение, военная техника и боеприпасы, радиоактивные и делящиеся материалы и другие специфические товары, либо исходя из необходимости создания условий для ускоренного выпуска таких товаров, как экспресс-грузы, выставочные образцы, товары, ввозимые в особую экономическую зону и вывозимые из особой экономической зоны, иных товаров.
Из содержания пункта 1 приказа ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 следует, что указанные в приложении к данному нормативному правовому акту таможенные органы, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, являются специализированными таможенными органами, чья компетенция ограничивается исключительно совершением таможенных операций в отношении: товаров, прибывающих (убывающих) морским (речным) транспортом в (из) морские(их) (речные(ых) пункты(ов) пропуска и порты(ов), входящие(их) в регион их деятельности (подпункт "а" пункта 1); товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза иными видами транспорта, в случаях: помещения под таможенную процедуру беспошлинной торговли; если товары предназначены или использовались для обеспечения деятельности морских портов, входящих в регион деятельности указанных таможенных органов, магазинов беспошлинной торговли; если товары предназначены для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, перемещения продукции морского (речного) промысла и товаров, произведенных из нее; помещения под таможенную процедуру экспорта или иную таможенную процедуру, предусматривающую вывоз за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, товаров, находящихся в морских (речных) пунктах пропуска и портах; перемещения товаров специализированными транспортно-экспедиционными организациями в качестве экспресс-грузов и другие (подпункт "б" пункта 1). Данные требования оспариваемого нормативного правового акта соответствуют части 2 статьи 205 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", определяющей компетенцию таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении определенных категорий товаров.
Издание оспариваемых нормативных правовых актов направлено на реализацию ФТС России комплекса мероприятий по сосредоточению совершения таможенных операций в таможенных органах, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, что позволяет не только оптимизировать процессы таможенного декларирования и таможенного контроля, но и обеспечивает единообразное применение норм таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации.
В первоначальной редакции приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом" в преамбуле содержалось указание на то, что данный нормативный правовой акт издан в соответствии со статьей 402 Таможенного кодекса Российской Федерации. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" приказом Федеральной таможенной службы от 26 апреля 2011 г. N 861 преамбула приказа ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787 изложена в новой редакции и содержит ссылку на часть 3 статьи 10 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ.
Доводы заявителя о том, что таможенный орган отказал ему в выпуске товара, со ссылкой на оспариваемые приказы ФТС России, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку не лишают юридическое лицо права на обращение в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Общества с ограниченной ответственностью "АТЛАНТ АВТО" о признании недействующими приказа Федеральной таможенной службы от 28 сентября 2010 г. N 1787 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом", приказа Федеральной таможенной службы от 29 июля 2013 г. N 1395 "О внесении изменений в Перечень специализированных таможенных органов, в регион деятельности которых входят морские (речные) пункты пропуска и порты, приведенный в приложении к приказу ФТС России от 28 сентября 2010 г. N 1787" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 18 августа 2014 г. N АКПИ14-1015
Текст решения официально опубликован не был