Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 16-АПГ14-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.A. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Акулове Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Осиповой С.С.
на решение Волгоградского областного суда от 13 августа 2014 года об удовлетворении заявления Егоровой Г.В.
о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 года N 76/715 "О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу N 15 Осиповой С.С.".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.A., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 2014 года N 116/5301 "О назначении выборов депутатов Волгоградской областной Думы" выборы депутатов Волгоградской областной Думы нового созыва назначены на 14 сентября 2014 года.
Постановлением избирательной комиссии Волгоградской области от 10 июня 2014 года N 168/998-5 полномочия окружной избирательной комиссии Дзержинского одномандатного избирательного округа N 15 по выборам депутата Волгоградской областной Думы возложены на территориальную избирательную комиссию Дзержинского района г. Волгограда.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 года N 76/715 кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу N 15 г. Волгограда зарегистрирована Осипова С.С., выдвинутая Волгоградским региональным отделением Политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России.
Егорова Г.В., зарегистрированная по тому же избирательному округу, обратилась в Волгоградский областной суд с заявлением об отмене указанного постановления территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда.
Заявление мотивировано тем, что в справках, представленных Осиповой С.С. в избирательную комиссию, неправильно оформлены сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а именно, в справках о расходах кандидата и о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, в таблице 1 "Сведения о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях" не указан номер ИНН, не заполнена таблица 4 "Обязательства имущественного характера", где обязательно должно быть указано слово "отсутствуют", а также не приведён номер одномандатного избирательного округа, по которому она была выдвинута, и тем самым нарушены требования подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", что является, по мнению заявителя, основанием для отмены решения территориальной избирательной комиссии о регистрации Осиповой С.С. кандидатом в депутаты.
Территориальная избирательная комиссия Дзержинского района г. Волгограда и Волгоградское региональное отделение политической партии ЛДПР - Либерально-демократической партии России возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Волгоградского областного суда от 13 августа 2014 года заявление Егоровой Г.В. удовлетворено, признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 года N 76/715 "О регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу N 15 Осиповой Светланы Сергеевны".
В апелляционной жалобе Осипова С.С. просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Егоровой Г.В. и старшим прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Волгоградской области Елансковой Л.Ф., представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Удовлетворяя требования Егоровой Г.В., суд правильно исходил из того, что постановление территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 года N 76/715 о регистрации кандидата в депутаты на выборах депутата Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу N 15 Осиповой С.С. принято с нарушением требований избирательного законодательства.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и согласуются с нормами материального и процессуального права, регулирующими спорное правоотношение.
По мысли федерального законодателя, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан представить в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (пункт 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
В случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 года N 546), недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, а также в случае несовершения ими сделок по приобретению земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Кроме того, сноской "4" к графе "ИНН" Таблицы 1 указанных справок указывается ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) при его наличии.
Судом установлено, что, действительно, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен был рассматриваться вопрос о регистрации кандидата Осиповой С.С., справка об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами Российской Федерации в графе раздела 4 "Обязательства имущественного характера" не заполнена, сведения о наличии или отсутствии имущественных обязательств Осиповой С.С. не внесены, и, кроме того, в справках об имуществе и расходах кандидата Осиповой С.С. не указан номер ИНН.
Поскольку в силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, когда должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований названного Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, иного закона, является основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что оспариваемое заявителем постановление территориальной избирательной комиссии Дзержинского района г. Волгограда от 31 июля 2014 года N 76/715 кандидатом в депутаты Волгоградской областной Думы по Дзержинскому одномандатному избирательному округу N 15 г. Волгограда о регистрации Осиповой С.С., на основании указанных выше документов является незаконным и подлежит отмене.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим же Федеральным законом, иным законом.
На основании изложенного, принимая во внимание, что в апелляционной жалобе доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, не приводится, у Судебной коллегии нет поводов для отмены в порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:
решение Волгоградского областного суда от 13 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осиповой С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 16-АПГ14-12
Текст определения официально опубликован не был