Основные требования безопасности труда в военизированной охране Министерства гражданской авиации
(утв. МГА СССР 5 октября 1981 г. N 44/и)
Вводятся в действие с 1 марта 1982 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Требования разработаны на основании "Положения об организации работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии на предприятиях, в учреждениях и организациях гражданской авиации" и "Правил техники безопасности в пожарной охране МВД СССР".
1.2. Требования обязательны для всего личного состава военизированной охраны и других работников, связанных с охраной и противопожарным обеспечением авиационной техники и объектов в предприятиях, организациях и учреждениях гражданской авиации, далее - предприятия ГА.
1.3. Кроме настоящих Требований, в подразделениях ВОХР МГА должны выполняться требования Госгортехнадзора и Госэнергонадзора СССР, руководящих документов Министерства гражданской авиации, "Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта", "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", требования Государственных пожарного и санитарного надзоров, а также требования, изложенные в других нормативных документах.
При выполнении работ, не являющихся специфическими для подразделений ВОХР, руководствоваться действующими отраслевыми требованиями безопасности труда.
1.4. На основании настоящих Требований и других нормативных документов, относящихся к деятельности подразделений ВОХР, во всех предприятиях ГА должны быть разработаны, с учетом местных условий, инструкции для отдельных должностных лиц и требования безопасности труда к специализированным рабочим местам.
1.5. Инструкции по безопасности труда должны быть вывешены на видном месте в служебных помещениях и на рабочих местах.
1.6. Начальники подразделений ВОХР и их заместители независимо от стажа и опыта работы, обязаны не реже одного раза в два года сдавать экзамены по правилам, нормам и Требованиям безопасности труда.
1.7. Общее руководство работой по организации выполнения требований безопасности труда в подразделениях ВОХР возлагается на руководителей предприятий ГА и их заместителей по режиму и охране.
1.8. Организация работы по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии в подразделениях ВОХР, а также ответственность за ее состояние возлагаются на начальника подразделения. Ответственность за нарушение настоящих Требований несут также и непосредственные исполнители работ.
1.9. Обеспечение правильной организации работы по технике безопасности и ответственность за нее возлагается:
- на сборах - на руководителей сборов;
- в дежурных караулах - на начальников караулов;
- при проведения занятий, учений, соревнований, аварийно-спасательных работ (АСР) и при работе на пожаре - на руководителей занятий, учений, соревнований, тушения пожаров, АСР и лиц, обеспечивающих выполнение работ на порученном участке.
1.10. Проведение медико-санитарных мероприятий и контроль за состоянием производственной санитарии в подразделениях ВОХР осуществляются медико-санитарной службой предприятия ГА.
1.11. В подразделениях ВОХР предприятий ГА должен быть обеспечен трехступенчатый контроль за соблюдением требований безопасности труда в соответствии с "Рекомендациями по проведению трехступенчатого контроля за охраной труда".
1.12. Личный состав военизированной охраны обязан знать и точно соблюдать правила техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности. Каждый случай нарушения указанных правил должен тщательно расследоваться, а виновные привлекаться к ответственности.
1.13. Лица, поступившие в военизированную охрану, могут быть допущены к несению службы и работе на пожаре только после прохождения курса первоначальной подготовки в объеме, установленном программой по избранной специальности, сдачи зачетов по пройденным дисциплинам и правилам техники безопасности. В последующем зачеты по технике безопасности принимаются не реже двух раз в год. Результаты сдачи зачетов по технике безопасности заносятся в специальный журнал (Приложение 1)
1.14. Инструктаж по технике безопасности со всем личным составом должен проводиться в виде:
- вводного инструктажа при поступлении на работу;
- инструктажа на рабочем месте;
- текущего инструктажа;
- повторного инструктажа.
1.15. Всему личному составу, привлекаемому для выполнения работ по тушению пожаров и ликвидации последствий авиационного происшествия, выдается специальная одежда.
1.16. Работники военизированной охраны должны знать правила гигиены, основные принципы оказания медицинской помощи и уметь оказывать первую доврачебную помощь себе и пострадавшему.
На аварийно-спасательной станции (основной и стартовой), на каждом пожарном и патрульно-дозорном автомобиле должны быть медицинские аптечки.
1.17. Все несчастные случаи должны тщательно расследоваться в соответствии с "Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве".
1.18. Начальники инспекций (ст. инспектора) ВОХР управлений и РПО ГА обязаны анализировать состояние техники безопасности в подчиненных им подразделениях и намечать необходимые мероприятия по предупреждению несчастных случаев.
3. Требование безопасности к зданиям и служебным помещениям
3.1. Здания.
3.1.1. Подразделения военизированной охраны должны размещаться в специальных зданиях (основных и стартовых аварийно-спасательных станциях (АСС));
3.1.2. Территория подразделения должна содержаться в чистоте и порядке, удовлетворяющем гигиеническим требованиям.
В отдельных случаях для подразделений военизированной охраны возможно использование других, специально переоборудованных зданий, имеющих обособленные вход и выезд, обеспечивающих необходимые условия для размещения людей, техники и несения службы.
Здание, где размещается личный состав подразделений ВОХР, должно быть не ниже II-ой степени огнестойкости.
Ввод в эксплуатацию новых или реконструированных зданий с незаконченными работами по обеспечению требований техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности категорически запрещается.
3.1.3. Все площадки и подъездные пути к зданиям АСС должны иметь искусственное покрытие. При пересечении подъездными путями канав, траншей и т.п. устраиваются настилы и мосты, ширина которых должна быть не менее допускаемой ширины проездов. Пешеходные дорожки, переходы через канавы и траншеи должны быть шириной не менее 0,9 м и иметь ограждения.
3.1.4. Отопление в зданиях должно быть, как правило, центральное, водяное, от котельных установок или систем отопления предприятия ГА.
Здания стартовых АСС допускается отапливать местными электрическими автоматическими котельными установками, размещенными в отдельном помещении, не связанном с гаражом.
3.1.5. B здании стартовой АСС должны быть следующие помещения: гараж, караульное помещение, раздевалки, комната для приема пищи, умывальник, душ, сушильная комната, вышка для наблюдения за взлетом-посадкой ВС и перроном, помещения для хранения огнетушащих составов (пенообразователя, порошков и др.)
Здание должно оборудоваться средствами связи и сигнализации на случай объявления тревоги.
3.1.6. Здания АСС должны иметь водопровод и канализацию. Пожарные краны устанавливаются только в гараже, а во дворе устанавливается пожарный гидрант и устраивается водоем вместимостью не менее 50 .
3.2. Служебные помещения.
3.2.1. В здании основной АСС должны быть следующие помещения: гараж для пожарных и оперативных автомобилей, караульное помещение, комната для хранения оружия, комната для чистки оружия, комната для приема пищи (оборудуется бытовым холодильником, электроплитой, шкафами для посуды в кухонных принадлежностей, горячей и холодной водой), комната связи, ленинская комната, учебный класс, раздевалка, служебные кабинеты, помещения мойки, сушки и хранения пожарных рукавов и другого оборудования, сушки постовой и спецодежды, душ, аккумуляторная, мастерская по ремонту пожарного оборудования и помещения для хранения огнетушащих составов (пенообразователя, порошков и др.).
Примечание. Если основная АСС одновременно выполняет роль и стартовой АСС, то она оборудуется вышкой для наблюдения за взлетом-посадкой ВС и перроном.
3.2.2. Температура воздуха в помещениях, где постоянно пребывает личный состав, должна быть не ниже +18°С, а в гараже - не ниже +10°С.
3.2.3. Караульное помещение, гараж для пожарных автомобилей и подходы к ним должны обеспечиваться аварийным освещением, а также усиленным освещением, включаемым одновременно с сигналом тревоги.
3.2.4. Караульное помещение оборудуется в соответствии с требованиями "Положения по организации охраны воздушных судов и объектов МГА".
3.2.5. Помещение гаража, кроме общей вентиляции, должно быть оборудовано газоотводами для удаления выхлопных газов автомобилей. Газоотводы в пределах гаража должны быть выполнены скрытым способом.
3.2.6. Ширина ворот в гараже должна быть на 1 м больше ширины пожарных автомобилей, состоящих на вооружении.
Ворота должны иметь запоры, а также замыкатели, предупреждающие самопроизвольное закрытие ворот. В полотнище первых ворот устраивается калитка.
3.2.7. В каждом гараже должна быть осмотровая канава, которая оборудуется освещением напряжением не выше 36 В (при соблюдении дополнительных условий допускается освещение напряжением 127-220 В) и настилом из досок толщиной 50-80 мм, поперек канавы в специальный бортик на одном уровне с полом. Для предупреждения наезда, осмотровая канава ограждается предохранительной ребордой, высотой 80-100 мм. Перед работой осмотровая канава проветривается.
Осмотровая канава должна иметь два выхода: один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам, заделанным в стену канавы.
3.2.8. В помещении гаража должны выдерживаться следующие расстояния:
- от верхней точки автомобиля до перекрытия - не менее 0,75 м;
- между осями пожарных автомобилей - не менее 6,0 м;
- от автомобилей до граней колонн - не менее 1,0 м;
- от крайнего правого (по выезду) автомобиля до стены - не менее 2,0 м;
- от крайнего левого (по выезду) автомобиля до стены - не менее 1,0 м;
- от автомобиля до передней и задней стены - не менее 2,0 м;
3.2.9. С целью предотвращения наездов автомобилей на людей, при постановке в гараж, габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми линиями на полу.
На передней стене гаража устанавливаются зеркала, обеспечивающие водителю обзор боковых сторон автомобиля из кабины.
3.2.10. Двери смежных с гаражом помещений должны открываться в гараж. Устройство порогов в дверных проемах запрещается. Пол гаража должен иметь твердое покрытие и уклон в сторону ворот не менее 1°.
Стоянка в гараже личных автомобилей запрещается.
3.2.11. Освещение и вентиляционные устройства аккумуляторной должны соответствовать существующим нормам и требованиям для этих помещений.
3.2.12. Ленинская комната, комната проведения инструктажа, учебные классы и другие помещения должны размещаться на расстоянии, обеспечивающем быстрый сбор личного состава по тревоге.
Освещение этих помещений должно соответствовать существующим нормам.
3.2.13. В помещениях, коридорах и на территории АСС размещаемые инвентарь и оборудование не должны создавать препятствий для передвижения личного состава, собираемого по тревоге.
Запрещается:
- установка инвентаря и оборудования в коридорах, на площадках, маршах лестничных клеток и в дверных проемах, а также застилать коврами, дорожками, половиками полы в караульных помещениях, учебных классах и на путях движения личного состава по тревоге.
3.2.14. Курение в помещениях АСС разрешается только в установленных местах.
3.2.15. Заводить двигатели пожарных автомобилей при смене караула (расчета) разрешается только после того, как личный состав закончит осмотр и приемку пожарной техники и оборудования. При работе двигателей автомобилей их выхлопные трубы должны быть соединены с газоотводом. После смены караула (расчета) помещение АСС должно проветриваться.
3.2.16. Зарядка аккумуляторов на пожарных автомобилях перед началом смены караула (расчета) прекращается и зарядные устройства выключаются.
4. Требования безопасности при эксплуатации и обслуживании пожарных автомобилей, оборудования, спецодежды и снаряжения
4.1. Общие положения.
4.1.1. Пожарная техника, спецодежда и снаряжение, состоящие на вооружении подразделений ВОХР, должны обеспечивать безопасную работу и сохранение здоровья личного состава.
Эксплуатация неисправной или не отвечающей условиям безопасности пожарной техники: автомобилей, оборудования, спецодежды и снаряжения, механизмов и инструментов, запрещается.
4.1.2. Пожарная техника должна отвечать требованиям ГОСТов и ТУ, разработанных на нее.
Пригодность пожарной техники, спецодежды и снаряжения определяется наружным осмотром и испытанием.
Наружный осмотр производить ежедневно при заступлении на дежурство и после каждой работы с пожарной техникой лицами, за которыми она закреплена по табелю.
Все предметы пожарного оборудования, подлежащие испытанию, должны иметь инвентарный номер.
4.1.3. Испытания пожарного оборудования и снаряжения производить перед постановкой в боевой расчет и периодически в процессе эксплуатации. Результаты испытаний заносить в специальный журнал. Порядок и сроки испытаний, а также форма журнала учета испытаний прилагаются (Приложения 2, 3).
4.1.4. Пожарное оборудование размещать на пожарных автомобилях так, чтобы оно надежно крепилось, легко снималось и исключалась возможность травм при его снятии и укладке.
Изменять размещение оборудования на автомобиле только с разрешения начальника подразделения ВОХР.
4.1.5. Подключать систему электрообогрева к внешнему источнику питания только посредством кабеля, принадлежащего автомобилю.
При подключении системы электрообогрева к внешнему источнику питания строго придерживаться правил техники безопасности при эксплуатации электрических приборов напряжением 220 В.
Перед каждым подключением убедиться в исправности внешнего источника питания, переносного кабеля и системы электрического обогрева.
Заземление внешнего источника питания напряжением 220 В должно соответствовать "Правилам устройства электроустановок". Подключать кабель и штепсельные разъемы только при отключенном источнике питания.
Во избежание поражения личного состава электрическим током при подключении к аэродромному источнику питания напряжением 220 В убедиться в отсутствии электропотенциала на массе автомобиля с помощью индикатора напряжения.
4.2. Пожарные автомобили.
4.2.1. При работе на автомобиле запрещается:
- трогаться с места и двигаться при открытых дверях кабины и кузова;
- включать электроподогрев цистерны при отсутствии в ней воды;
- отсасывать топливо ртом через шланг;
- хранить в кабине или отсеках кузова ветошь, смоченную бензином или маслом;
- прикасаться к вращающимся частям двигателя и агрегатов;
- производить ремонтные операции при работающем двигателе и насосе;
- эксплуатировать автомобиль с неисправностями, угрожающими безопасности движения;
- включать привод насоса при снятом кожухе коробки отбора мощности;
- проверять на ощупь нагрев подшипников при работающем насосе;
- проворачивать вал насоса за крестовины карданного вала (допускается проворачивать вал насоса только с помощью заводной рукоятки при включенном сцеплении);
- проводить сварочные работы на автомобиле без надежной защиты или без съема бензобака с машины;
- эксплуатировать автомобили с неисправной электропроводкой, течью топлива и смазки, а также пользоваться открытым огнем при подогреве картера двигателя и при проверке уровня электролита в аккумуляторах.
4.2.2. При смене караула (расчета) водитель обязан убедиться в полной технической исправности принимаемого им автомобиля и подготовленности его к эксплуатации.
4.2.3. Виды, периодичность и содержание технического обслуживания (ТО) установлены "Наставлением по эксплуатации пожарной техники".
4.2.4. ТО и ремонт автомобилей производят только в специально предназначенных и оборудованных для этих целей помещениях.
4.2.5. При ТО и ремонте автомобилей разрешается пользоваться переносными приборами освещения напряжением не более 36 В, а при работе в осмотровых канавах - не более 12 В.
4.2.6. Запрещается производить работы, требующие вывешивания (поднятия) автомобиля с помощью домкрата, тали или других подъемных механизмов без специальных упоров, предохраняющих от самопроизвольного опускания автомобиля или отдельных его частей.
4.2.7. Запрещается выполнять ТО и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов. Работа двигателя проверяется при заторможенных колесах автомобиля и при нейтральном положении рычага переключения передач.
4.2.8. При ТО и ремонте необходимо пользоваться исправным инструментом, специально предназначенным для выполнения той пли иной работы. Запрещается применять неисправные ключи или ключи, размер которых не соответствует гайке. При работе гаечными ключами запрещается применять подкладки, наращивать ключ вторым ключом или трубой, бить молотком по ключу, отвертывать гайки с помощью зубила.
4.2.9. При работе с аккумуляторами необходимо выполнять следующие требования:
- не касаться одновременно двух клемм аккумуляторов металлическими предметами во избежание короткого замыкания и искрения;
- проверять напряжение аккумуляторов только вольтметром или нагрузочной вилкой;
- присоединять аккумуляторы к электросети постоянного тока и соединять их между собой в резиновых перчатках и резиновой обуви.
Запрещается заряжать аккумуляторы без вентиляции.
4.2.10. При выполнении работ с аккумуляторными батареями в помещении должны находиться умывальник, мыло, вата в упаковке и закрытые сосуды с 5-10%-ным (для кожи тела) и 2-3%-ным (для глаз) растворами питьевой соды.
При эксплуатации щелочных аккумуляторов в качестве нейтрализующего раствора применять 5-10%-ный (для кожи тела) и 2-3%-ный (для глаз) растворы борной кислоты.
4.2.11. Шиномонтажные работы, связанные с опасностью ушибов замочным кольцом (при неправильном демонтаже или монтаже шины), производить только в специально предназначенных для этого местах.
4.2.12. При демонтаже шин, плотно прилегающих к колесному ободу, применять специальный съемник.
4.2.13. Накачивать смонтированные шины разрешается только в специальном ограждении или с применением устройств, предохраняющих от выскакивания замочного кольца и разрыва покрышки.
4.2.14. Подкачивать шины без снятия колеса возможно только в том случае, если давление воздуха в шине снизилось не более чем на 40% от нормального и если уменьшение давления не вызвало нарушения монтажа.
4.2.15. После ТО или ремонта из осмотровых канав убрать мусор и ветошь, разлитое топливо или смазочные материалы.
4.2.16. Категорически запрещается применять открытый огонь или фонари типа "Летучая мышь" в местах наличия топлива и легковоспламеняющихся жидкостей.
4.3. Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты на сжатом воздухе.
4.3.1. Порядок пользования и контроль за исправностью изолирующих противогазов и дыхательных аппаратов производится в соответствии с "Инструкцией по применению в подразделениях пожарной охраны изолирующих дыхательных аппаратов на сжатом воздухе" и заводских инструкций по их эксплуатации.
4.3.2. Неисправные противогазы (аппараты) использовать для работы запрещается.
4.3.3. Изолирующие противогазы являются строго индивидуальными; пользование ими разрешается только лицам, прошедшим медицинскую комиссию и обучение по программе начальной подготовки.
Аппаратами на сжатом воздухе могут пользоваться все лица, признанные годными к работе в ВОХР без дополнительного медицинского освидетельствования.
4.3.4. Противогаз (аппарат) подлежит тщательной дезинфекции при получении со склада, при передаче его другому лицу, после работы в инфекционных зданиях и помещениях, а также при заболевании владельца противогаза инфекционной болезнью.
4.3.5. Изолирующие противогазы (аппараты), находящиеся в боевом расчете, хранить на пожарных автомобилях в обшитых амортизационным материалом ящиках (гнездах), как правило, в вертикальном положении.
4.3.6. Запасные баллоны с кислородом и регенеративные патроны для изолирующих противогазов перевозить на автомобиле в специальных гнездах в отдельном ящике. Штуцеры регенеративных патронов герметически закрыть специальными заглушками и опечатать (опломбировать).
4.3.7. Противогазы и аппараты личного состава, свободного от дежурства, а также резервные хранить в специальных шкафах или на стеллажах.
4.4. Ручные пожарные лестницы.
4.4.1. Требования безопасности при установке выдвижной лестницы:
- ставить лестницу в 1,5-2 м от стены (угол наклона лестницы 80-83°);
- выдвигать колена лестниц равномерно без рывков, не допуская накручивания цепи (веревки) на руки;
- при выдвижении держать лестницу за тетиву первого колена, не охватывая пальцами внутреннюю сторону тетивы;
- поддерживать равновесие лестницы во время ее выдвижения
4.4.2. Подъем или спуск по выдвижной лестнице допускается когда:
- кулачки валика-останова оперлись о ступеньку колена лестницы;
- лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается пожарным за тетивы первого колена.
4.4.3. При подъеме (спуске) по лестнице смотреть перед собой, охватывать ступени пальцами, не раскачивать лестницу.
4.4.4. При проведении занятия по обучению личного состава работе со штурмовой и выдвижной лестницами, на площадках этажей учебной башни выставлять работников для страховки.
4.4.5. Занятия по подъему на этажи с помощью штурмовых лестниц начинать только после того, как руководитель занятия лично проверит состояние страхующего приспособления, предохранительной подушки около учебной башни и после инструктажа лиц, выделенных для страховки на этажах.
4.4.6. Во время работы с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или на пожаре запрещается:
- допускать более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также на штурмовую и лестницу-палку;
- допускать перестановки лестницы в выдвинутом положении;
- оставлять без страховки выдвинутую лестницу во время подъема или спуска по ней людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом (работающий со стволом или инструментом должен закрепиться на ступени лестницы с помощью карабина).
4.5. Электрозащитные средства.
4.5.1. Испытания электрозащитных средств проводить в специальных лабораториях, имеющих на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформлять актом, который хранить в делах подразделения.
4.5.2. Внешние признаки, определяющие непригодность электрозащитных средств:
- для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец;
- для резиновых перчаток, калош (бот), ковриков - проколы, наличие отверстий и порывов.
4.5.3. Хранить защитные средства на автомобилях в гнездах отдельного ящика; использовать их не по назначению запрещается.
4.6. Электрифицированный (механизированный) ручной инструмент и приборы электроосвещения.
4.6.1. К работе с механизированным и электрифицированным инструментом допускаются лица, обученные безопасным методам работы, мерам защиты при выполнении этих работ, а также прошедшие предварительный инструктаж.
Эксплуатировать, хранить инструмент и приборы электроосвещения в строгом соответствии с требованиями инструкций заводов-изготовителей.
4.6.2. Запрещается пользоваться электрифицированным инструментом и приборами освещения при наличии:
- нарушения целости электрической изоляции проводов;
- слабого крепления отдельных частей инструментов и приборов или их деформации.
4.6.3. Для питания электроинструмента и приборов освещения допускается применять только шланговые кабели с соединениями, исключающими попадание на них воды или пены, вынос напряжения на землю (окружающие конструкции).
4.6.4. Питание электроинструмента, работающего на трехфазном токе, осуществляется по четырехжильному кабелю. В этом случае одна жила служит для заземления.
4.6.5. Бензомоторные пилы должны иметь защитные кожухи абразивных дисков. При выпиливании проемов следует завести двигатель и, прежде чем коснуться диском конструкции, необходимо пилу опереть стойкой о конструкцию, одновременно плавно нажимая на рычаг управления газом, увеличивая обороты двигателя.
4.6.6. Во время работы не следует допускать останова диска или работы двигателя на полных оборотах. Останов может произойти от чрезмерного нажима на раму или заклинивания диска в конструкции. В этом случае необходимо немедленно сбавить обороты, освободить диск и после этого возобновить работу. При перестановке пилы с одного места на другое диск должен быть остановлен уменьшением оборотов двигателя.
4.6.7. Во избежание травм и несчастных случаев при работе с механизированным инструментом необходимо убедиться в отсутствии на месте работ скрытых электрических сетей, технологических коммуникаций, топливопроводов и т.п.
4.6.8. При работе принять устойчивое положение, оберегая ноги от соприкосновения с рабочими частями механизированного инструмента; закрепиться при помощи карабина, не опираясь на удаляемую часть конструкции.
4.6.9. Напряжение электроинструмента должно быть, как правило, не выше 36 В. В исключительных случаях допускается применение электроинструмента напряжением до 220 В при наличии защитного отключения или надежного заземления корпуса инструмента с обязательным использованием средств индивидуальной защиты.
4.6.10. При перерывах в подаче тока, сжатого воздуха, при смене места работы, при отлучке с места работы механизированный инструмент должен быть выключен. Поправлять или заменять рабочие части нужно при полном останове инструмента. Использовать механизированный инструмент со снятыми защитными козырьками и кожухами запрещается.
4.6.11. При обнаружении каких-либо неисправностей в инструменте работу немедленно прекратить и возобновлять ее разрешается только после устранения неисправностей.
4.6.12. Во время работы с инструментом запрещается:
- касаться вращающихся и режущих частей;
- удалять руками утеплитель из пропила, полностью не остановив инструмент;
- держать инструмент за кабель;
- работать без защитных средств.
4.7. Спецодежда и снаряжение.
4.7.1. При эксплуатации спецодежды и снаряжения запрещается использовать:
- каски с неисправными тульями, подборочными ремнями или без них;
- костюмы, плащи, рукавицы с разрывами ткани, без пуговиц;
- поврежденные щитки (очки);
- спасательные пожарные пояса с повреждениями поясной ленты, кожаной облицовки, пряжек, шпилек, заклепок, блочков, хомутиков и при отсутствии их, а также ушитые спасательные пожарные пояса;
- карабины спасательных пожарных поясов при наличии шероховатости и острых выступов на поверхности, деформации затвора, замка, пружины, неплотности и выступов в месте шарнирного крепления затвора.
4.7.2. Спасательные пожарные пояса хранить постоянно сухими, а при наличии каких-либо дефектов испытывать их на прочность. Карабины оберегать от ударов и появления на них ржавчины.
4.7.3. Спасательные пожарные пояса и карабины перед заступлением на дежурство и после пользования ими подлежат тщательному осмотру с целью выявления неисправностей и повреждений.
4.7.4 Спасательные веревки должны храниться в чехлах смотанными в клубок. Один из концов веревки обшивается белой тесьмой (2-5 см ширины) с инвентарным номером. На чехле должна крепиться бирка из картона с указанием даты последнего испытания и подписью лица, его проводившего.
4.7.5. Веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности; порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 на 200 мм длины веревки.
4.7.6. Перед использованием спасательной веревки на занятиях, учениях и после каждого применения под руководством начальника караула (расчета) должна проводиться практическая проверка ее прочности: на размотанной и закрепленной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 с 3# человека. Если после снятия нагрузки останется недопустимое удлинение веревки, она признается непригодной для спасательных работ (занятий).
4.7.7. Для укладки спецодежды в гараже около автомобилей оборудуются специальные стеллажи. Стеллажи устанавливаются так, чтобы они не мешали движению личного состава по тревоге.
4.8. Огнетушители.
4.8.1. Для контроля за постоянной готовностью огнетушителя к действию и наличием в нем заряда каждый огнетушитель, независимо от типа, опломбировать.
4.8.2. Зарядка химических пенных огнетушителей производится в соответствии с "Инструкцией по приемке, зарядке и эксплуатации химических пенных огнетушителей ВНИИПО МВД СССР", а углекислотных, утлекислотно-бромэтиловых, порошковых и других - в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
4.8.3. Запрещается:
- заливать более 30 л огнетушащего состава (ОТС) в резервуар СЖБ-50;
- заряжать установки СЖБ-50 и СЖБ-150 огнетушащим составом в непроветриваемом или плохо проветриваемом помещении.
4.8.4. Необходимо предохранять открытые части тела от попадания на них огнетушащего состава установок СЖБ-50 и СЖБ-150.
4.9. Пожарный инструмент (инвентарь).
4.9.1. С целью предотвращения несчастных случаев перед работой с инструментом (инвентарем) необходимо его осмотреть. Трещины и зазоры на деревянных ручках, плохая насадка инструмента нa ручки, шероховатость их поверхностей и т.п. не допускаются. Топоры и пилы хранить и переносить в чехлах.
4.9.2. Весь пожарный инструмент (инвентарь) укладывать в специально устроенные для него гнезда в ящиках или надежно крепить на крыше кабины автомобиля.
5. Требования безопасности при несении службы, тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ
5.1. Общие положения.
5.1.1. В целях создания условий безопасной работы при несении службы, обучении, тушении пожаров и проведении АСР, руководители предприятий ГА, начальники подразделений ВОХР, руководители тушения пожаров и проведения АСР обязаны:
- принимать меры к максимальному облегчению условий труда и к механизации трудоемких работ при обучении личного состава, тушении пожара и при проведении АСР;
- обеспечивать инструктаж при проведении занятий, учения, на пожаре и на месте авиационного происшествия по правилам безопасной работы;
- разъяснять личному составу, охраняющему ВС и объекты, особенности правил безопасности при нахождении на охраняемых стоянках ВС и объектах;
- контролировать действия личного состава, принимать меры, исключающие несчастные случаи, оказывать немедленную помощь пострадавшим;
- определять маршруты и порядок следования служебных нарядов (постовых), обеспечивающие безопасность передвижения как на посты, так и в караульное помещение;
- принимать меры, чтобы опасные для жизни участки (места), на охраняемых объектах были обозначены, ограждены и освещены;
- следить за правильным устройством, исправным содержанием и своевременным ремонтом мест, оборудованных для несения службы постовыми.
5.1.2. Тушение пожаров, проведение АСР, занятий и учений с личным составом подразделений военизированной охраны организуется и осуществляется в соответствии с "Руководством по организации и проведению АСР на территории и в районе аэродромов ГА", "Рекомендациями по методам и тактике тушения пожаров на ВС на земле, имеющимися в ГА средствами" и настоящими Требованиями.
5.1.3. Во избежании простудных заболеваний личного состава, прибывшего с пожаров и мест проведения АСР в промокшей одежде, в подразделениях военизированной охраны должны содержаться подменные комплекты чистой спецодежды.
5.2. Несение службы по охране воздушных судов и объектов.
5.2.1. Личный состав военизированной охраны при несении караульной службы обязан:
- следовать на посты и обратно только по указанным маршрутам и в установленном порядке;
- находиться на местах, определенных табелем постов;
- переходить при необходимости железнодорожное полотно только под прямым углом, убедившись в отсутствии приближающихся поездов;
- избегать следования под высоковольтными линиями электропередач.
5.2.2. В целях предупреждений несчастных случаев личному составу запрещается:
- находиться на взлетно-посадочной полосе, переходить и перебегать ее и рулежные дорожки при движении самолетов;
- наступать на электрокабели, подключенные к электроисточникам;
- исправлять электропровода, прожекторы и электрооборудование;
- подходить и прислоняться к работающим и включенным станкам, агрегатам, специальным печам и другому оборудованию производственных помещений;
- прикасаться к электрооборудованию, электрораспределительным щиткам, арматуре общего освещения, электропроводам (особенно оборванным), клеммам и другим токоведущим частям, открывать дверцы электрораспределительных шкафов (сборок) и снимать ограждения и защитные кожухи токоведущих частей оборудования;
- мыть руки бензином, употреблять для каких бы то ни было целей кислоты и ядовитые жидкости и вещества;
- находиться под самолетом во время грозы и при его техническом обслуживании и ремонте;
- подходить к винтам работающих двигателей ВС;
- перебегать железнодорожные пути перед идущим поездом и ходить по ним без надобности, а также переходить их под вагонами;
- прикасаться к найденным неразорвавшимся снарядам, гранатам, запалам, авиабомбам и другим взрывоопасным предметам.
5.3. Работа с караульными собаками.
5.3.1. Не допускать пребывания посторонних лиц на территории питомника служебного собаководства;
5.3.2. При следовании на посты и обратно разрешается вести не более двух собак и обязательно в намордниках.
5.3.3. Снимать поводок и намордник с собаки можно после проверки исправности и надежности оборудования постов.
5.3.4. Водить собак необходимо, удерживая их за поводок на удалении от ошейника не более 40 см.
5.3.5. Проверять не менее двух раз в ночь состояние собак на постах.
5.3.6. Принимать быстрые и решительные меры в случае срыва собаки с поста.
5.3.7. При соприкосновении с собаками соблюдать личную гигиену. Уборку помещения для собак и дрессировку производить в спецодежде.
5.3.8. Во время дрессировки и тренировки караульных собак помощник дрессировщика должен быть одет в специальный защитный костюм.
5.3.9. Весь инвентарь для содержания караульных собак, а также снаряжение для дрессировки систематически проверять, поддерживать в исправном и пригодном к использованию состоянии.
5.3.10. Не разрешается давать собаке корм и воду из своей посуды, использовать личные вещи (расчески и др.) для ухода за собакой.
5.3.11. Необходимо строго и своевременно выполнять профилактические мероприятия (прививки, обработку и т.п.), установленные ветеринарными органами.
5.4. Обращение с оружием.
5.4.1. В каждом предприятии ГА разрабатывается инструкция о мерах безопасности при обращении с оружием, которая вывешивается в местах получения и выдачи оружия, заряжания, разряжания, а также на стрельбищах (тирах).
5.4.2. Запрещается выдавать оружие лицам, не усвоившим правила и меры безопасности при обращении с оружием.
5.4.3. Заряжание и разряжание оружия производится в специально установленных и оборудованных для этих целей местах.
Работники военизированной охраны заряжают и разряжают оружие под наблюдением начальника караула. На стрельбищах (в тирах) заряжание и разряжание оружия производится под наблюдением руководителя стрельб.
5.4.4. При заряжании оружия:
а) пистолета:
- извлечь магазин из основания рукоятки, направить пистолет дульной частью в пулеулавливатель и убедиться, что в патроннике нет патрона;
- поставить предохранитель пистолета в положение "ПРЕДОХРАНЕНИЕ", убрать пистолет в кобуру;
- снарядить магазины патронами, извлечь пистолет из кобуры и один магазин вставить в основание рукоятки пистолета, затем пистолет и второй магазин убрать в кобуру и застегнуть ее.
Предупреждение. Досылать патрон в патронник ствола при заряжании пистолета запрещается:
б) карабина (винтовки):
- направить ствол оружия вверх под углом 45-60°, открыть затвор и убедиться, что в патроннике нет патрона;
- снарядить магазинную коробку патронами и, утапливая патроны большим пальцем левой руки, закрыть затвор и спустить курок.
Предупреждение. Досылать патрон в патронник ствола при заряжании карабина (винтовки) запрещается.
5.4.5. При разряжании оружия:
а) пистолета:
- вынуть пистолет из кобуры, извлечь магазин из основания рукоятки;
- разрядить магазины, вложить патроны в колодку для хранения патронов;
- направить пистолет дульной частью в пулеулавливатель и убедиться, что в патроннике нет патрона;
- поставить предохранитель пистолета в положение "ПРЕДОХРАНЕНИЕ", разряженный магазин вставить в основание рукоятки пистолета;
- разряженный пистолет и второй разряженный магазин убрать в кобуру и застегнуть ее;
б) карабина (винтовки):
- направить ствол оружия вверх под углом 45-60°, открыть крышку магазинной коробки и извлечь из нее патроны, закрыть крышку магазинной коробки;
- открыть затвор и убедиться, что нет патронов в патроннике и в магазинной коробке и представить оружие к осмотру;
- после осмотра оружия начальником караула закрыть затвор и спустить курок;
- снарядить обойму патронами и убрать ее в подсумок.
5.4.6. При следовании состава караула с заряженными карабинами (винтовками) на автомобилях, а также при несении автопатрульной службы, курки затворов ставятся на предохранитель.
5.4.7. При проведении стрельб.
Руководитель стрельб несет полную ответственность за точное соблюдение установленных правил и мер безопасности всем личным составом, находящимся на стрельбище (тире). Он обязан следить за правильным выполнением приемов и правил стрельбы, лично проверять правильность выдачи боеприпасов, контролировать порядок заряжания и разряжания оружия, производить осмотр оружия и организовывать сбор использованных боеприпасов и гильз по окончании стрельбы. При нарушении стреляющими правил и мер безопасности, а также при появлении на мишенном поле людей, машин или животных, руководитель стрельб обязан немедленно прекратить огонь.
На стрельбище (в тире) категорически запрещается:
- заряжать оружие боевыми или холостыми патронами до команды руководителя стрельб или до сигнала "огонь";
- направлять оружие на людей, в сторону или тыл стрельбища, независимо от того, заряжено оно или нет;
- открывать и вести огонь из неисправного оружия, в опасных направлениях, при поднятом белом флаге на командном пункте, с рассеиванием по фронту;
- оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать его другим лицам, оставлять на огневой позиции (месте для стрельбы) индивидуальное оружие без команды руководителя стрельб.
Предупреждение. Производить стрельбы в местах, не приспособленных для этих целей и без специального разрешения, запрещается.
5.4.8. Правила ношения оружия.
Оружие, полученное для несений службы (выполнения задания), носится:
а) пистолет - в кобуре на поясном ремне под пиджаком (курткой);
б) карабин (винтовка, ружье) - в положении "на ремень".
Предупреждение. Носить пистолет в портфеле, чемодане, карманах одежды, а также оставлять его в служебных помещениях запрещается.
5.5. Сбор, выезд, следование на пожар (аварию, занятия) и обратно.
5.5.1. При сборе по тревоге личному составу ПСР не разрешается бросать на путях движения одежду и предметы обихода, останавливаться в проходах. Нельзя набегать на переднего и останавливаться в потоке бегущих.
5.5.2. Порядок и место посадки личного состава ПСР в пожарные автомобили (в гараже или вне гаража) устанавливает начальник подразделения BOXР, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей.
5.5.3. Подавать команду на движение автомобилей до окончания посадки личного состава в автомобили запрещается. Посадка считается законченной только тогда, когда личный состав займет свои места в автомобиле и закроет двери кабины. При посадке вне гаража выход личного состава на площадку перед гаражом допускается только после выезда автомобиля.
5.5.4. При посадке в автомобиль начальник караула (расчета) следит за правильностью посадки, надежностью закрытия дверей кабины автомобиля и затем сам садится в автомобиль.
Во время движения автомобиля личному составу запрещается курить, высовываться из окон, открывать двери, стоять на подножках, выходить из автомобиля до полной его остановки.
5.5.5. За безопасное движение пожарного автомобиля ответственность несет водитель и начальник автохода.
5.5.6. Для водителей пожарных автомобилей обязательно точное выполнение всех статей действующих "Правил дорожного движения" и "Руководства по организации движения воздушных судов, спецавтотранспорта и средств механизации на аэродромах ГА".
При следовании на пожар (на место происшествия) водители автомобилей, оборудованных специальным звуковым сигналом (типа "Сирена" и др.), при условии обеспечения безопасности движения, могут допускать определенные отклонения от действующих правил движения:
- двигаться со скоростью, обеспечивающей своевременное выполнение задания и допускать резкие повороты, но не представляющие опасности для окружающих;
- продолжать движение при любом сигнале светофора, убедившись, что другие водители уступают ему дорогу и при условии, что жесты регулировщика не обязывают его остановиться;
- проезжать (поворачивать, стоять и т.п.) в местах выполнения оперативных работ независимо от установленных знаков, указателей и линии безопасности (за исключением проезда в направлении, противоположном движению);
- пользоваться звуковым сигналом в любое время суток.
Пользоваться специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на оперативное задание запрещается.
5.5.7. Руководящий состав военизированной охраны обязан знать основные требования правил движения и при следовании в автомобиле не допускать их нарушения водителями.
5.5.8. В ночное время стоянку пожарного автомобиля обозначать приборами освещения.
5.6. Разведка пожара, спасание и самоспасание.
5.6.1. Группа разведки пожара состоит не менее чем из двух человек и возглавляется подготовленным и опытным работником. При пожарах в подвальных и подземных сооружениях, холодильниках, в бесфонарных, повышенной этажности и сложной планировки зданиях, а также в задымленных помещениях разведку пожара производить группой в составе не менее трех человек.
5.6.2. Личный состав группы разведки, в зависимости от характера, площади, места пожара и задымленности (загазованности помещений, салонов ВС) обеспечивается:
- средствами защиты органов дыхания;
- приборами освещения и связи;
- средствами спасания и самоспасания;
- инструментом для вскрытия конструкций;
- средствами тушения.
5.6.3. При разведке пожара необходимо:
- следовать друг за другом, изучая окружающую обстановку и запоминая пройденный путь;
- открывать двери с предосторожностью, защищаясь их полотнищем от выброса пламени и раскаленных газов;
- не входить с открытым огнем в помещение, где хранятся легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;
- вводить в помещения, где имеются установки под током высокого напряжения, аппараты под большим давлением или находятся взрывчатые вещества, только по согласованию с обслуживающим персоналом и с соблюдением рекомендованных ими правил безопасности;
- следить по ходу движения за поведением конструкций, учитывать возможность быстрого распространения огня и свои наблюдения докладывать лицу, возглавляющему группу разведки;
- продвигаться, как правило, около капитальных стен и стен с окнами.
5.6.4. При спасательных работах на пожаре необходимо:
- пожарные стволы вводить через те люки и двери, которые находятся в непосредственной близости от очага пожара, направляя струи огнетушащих составов (ОТС) так, чтобы они по возможности экранировали от тепловой радиации негорящую часть пассажирских салонов и людей, находящихся в них, а также обеспечивали покрытие пеной участков, залитых топливом;
- выходы и пути эвакуации защищать от воздействия огня или тепла. В случае заклинивания дверей и аварийных выходов, приступать к вскрытию фюзеляжа в специально отмеченных местах или аварийных выходов с помощью технических средств (дисковых пил, топоров, ломов и т.п.). соблюдая при этом осторожность, чтобы не травмировать пассажиров, находящихся внутри ВС:
- эвакуировать людей с той стороны фюзеляжа, которая наиболее защищена от взрыва топливных баков-кессонов, при этом должно учитываться и направление ветра;
- независимо от степени задымления путей эвакуации выводить людей только в сопровождении работников пожарной охраны;
- спускать людей по наружным лестницам со страховкой спасательными веревками;
- спускать людей по спасательной веревке только в исключительных случаях, когда другие способы спасания применить невозможно;
- спасание или самоспасание начинать, только убедившись, что длина спасательной веревки обеспечивает спуск на землю, петля на спасаемом надежно закреплена и веревка правильно намотана на карабин.
Использование для спасания и самоспасания мокрых или очень влажных спасательных веревок, а также веревок, не состоящих в боевом расчете, запрещается.
Спасание или самоспасение производить только в рукавицах;
- пассажиров без сознания, с переломами и другими тяжелыми повреждениями выносить осторожно, чтобы не усугублять их тяжелое положение, на носилках, брезенте или щитах. Эвакуированных пассажиров размещать на расстоянии не менее 100 м от горящего ВС;
- после эвакуации пассажиров и экипажа осмотреть пассажирский салон и кабину экипажа, а также туалеты, кухни, гардеробы и багажные помещения с тем, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту ВС.
5.7. Боевое развертывание.
5.7.1. Прибыв к месту пожара (происшествия) автомобили расположить так, чтобы можно их быстро вывести в безопасное место при внезапном изменении обстановки.
5.7.2. Перед отдачей команды на боевое развертывание каждый руководитель обязан:
- выбрать и указать личному составу наиболее удобные и безопасные пути прокладки пожарных рукавов, переноски инструмента и инвентаря к месту пожара;
- убедиться в безопасности работ на транспортных магистралях и при необходимости принять меры к остановке всех видов транспорта (кроме железнодорожного вне предприятия ГА).
5.7.3. Прокладывать пожарные рукава по скользким и обледенелым поверхностям с максимальной осторожностью.
5.7.4. При боевом развертывании запрещается:
- освещать колодцы пожарных гидрантов открытым огнем. Спускаться в колодец можно только в изолирующих противогазах (аппаратах) с подстраховкой спасательной веревкой;
- надевать на себя лямку присоединенного к рукаву пожарного ствола при подъеме и работе на высоте;
- поднимать на высоту пожарные рукава, заполненные водой;
- находиться под грузом при его подъеме или спуске;
- переносить инструмент, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими) по ходу движения. Рабочие поверхности, во избежание травм, при переноске должны быть направлены в сторону, противоположную движению, либо вниз. Поперечные пилы и ножовки необходимо переносить только в чехлах;
- подавать воду в незакрепленные рукава до выхода личного состава на исходные позиции;
- вертикальные пожарные рукавные линии крепить менее чем одной рукавной задержкой на каждый рукав;
- открывать крышку пожарного гидранта без специального крюка или лома. Необходимо следить, чтобы крышка не упала на ноги;
- водителям самостоятельно подавать или прекращать подачу воды, повышать или понижать давление в пожарных рукавах.
5.7.5. В случае угрозы взрыва при боевом развертывании необходима быстрота действий. Для защиты личного состава от поражения взрывной волной, осколками и обломками конструкций прокладывать пожарные рукава перебежками, используя укрытия.
5.8. Тушение пожара, проведение аварийно-спасательных работ.
5.8.1. При тушении пожара в зданиях и салонах ВС постоянно следить за конструкциями и предупреждать их обрушение непосредственным охлаждением и своевременным снятием с них нагрузок.
Особое внимание обращать на защиту тех конструкций, где огонь может распространяться по пустотам перекрытий (фюзеляжа) и т.п.
5.8.2. При активном наступлении на очаг пожара личный состав должен быть защищен от теплового излучения теплоотражательными костюмами. Эффективна также защитная металлическая сетка с орошением и плексигласовый щиток.
Можно также применять водяную завесу, асбестовые и фанерные щитки, прикрепленные к стволам; асбестоцементные листы, установленные на земле и т.п.
5.8.3. При работе на высоте применять страхующие приспособления, исключающие падение работающих. Виды приспособлений определяют в каждом отдельном случае.
5.8.4. При тушении пожаров на чердаках личный состав обязан передвигаться по крыше и по чердачному помещению с предосторожностями, особенно зимой, не ходить по обвисшей кровле и, по участкам перекрытия с признаками горения.
5.8.5. Для работы с пожарным стволом на высоте выделять не менее двух человек; оставлять ствол без надзора, даже после прекращения подачи воды, запрещается.
5.8.6. Работая с пеной, растворами пенообразователей, избегать попадания их на кожный покров и слизистую оболочку глаз.
5.8.7. При перестановке лестниц, предупредить об этом поднявшихся по ним, указав новое место их установки или другие пути спуска.
5.8.8. До начала вскрытия и разборки конструкций обесточить все электрические сети, расположенные на участке работы, отключить газовые сети и приборы.
5.8.9. Во избежание падения высоких вертикальных сооружений при разборке конструкций на пожарах запрещается нарушение их креплений.
5.8.10. Заваливать дымовые трубы, обгоревшие опоры или части здания только после удаления из опасной зоны людей и техники под непосредственным наблюдением руководителя тушения пожара.
5.8.11. Сбрасывать с высоты предметы без предварительного предупреждения об этом работающих у здания и без выставления постов охраны или ограждения места сбрасывания запрещается. Необходимо следить за тем, чтобы сбрасываемые конструкции не попадали на электропровода, балконы, крыши зданий и пожарную технику.
5.8.12. На складах лесоматериалов учитывать возможность падения бревен из-за прогорания прокладок или крепления, а также возможность провала людей внутрь штабеля в местах прогара.
5.8.13. Во время работы на горящем штабеле личный состав следует страховать веревкой. При угрозе появления сильных конвекционных потоков и при сильном ветре создать запасные позиции для личного состава. Нельзя посылать людей наверх или находиться у основания штабеля, не убедившись в его прочности. Передвигаться по верху штабеля желательно по настилу досок.
5.8.14. При пожарах штабелей торфа и каменного угля передвигаться над местами горения запрещается.
При горении каменного угля необходимо защищать органы дыхания от токсичного сернистого газа.
5.8.15. На водоисточниках пожарные автомобили расставлять с учетом рельефа местности и направления ветра. Машины располагать на водоисточниках с наветренной стороны и на возвышении.
5.8.16. Нельзя располагать личный состав против торцевых стенок емкостей, люков, различного рода соединений, относящихся к аварийной установке или системе.
5.8.17. Для охлаждения аппаратов, агрегатов, конструкций и т.д., находящихся в зоне сильного воздействия лучистой энергии, использовать распыленные струи и раздробленную часть компактных струй.
5.8.18. При горении в наземных резервуарах нефтепродуктов и жидкостей, способных к выбросу, расставлять автомобили с учетом возможного разлива жидкости и зоны задымления. Весь личный состав должен знать сигналы оповещения об опасности и выходы из опасной зоны.
При подготовке и во время пенной атаки в обваловании должно находиться минимальное количество людей.
5.8.19. Запрещается устанавливать пожарные автомобили на реки, ручьи и канавы по течению ниже аварийных резервуаров.
5.8.20. Сборку пеноподъемников производить за обвалованием. Bо время проведения атаки из обвалования удалять весь личный состав.
5.8.21. При явной угрозе взрыва, обрушения личный состав выводить в безопасное место.
5.8.22. Личный состав пожарных расчетов в непригодной для дыхания среде должен работать в изолирующих противогазах (аппаратах).
5.8.23. Работа личного состава в помещениях с газами и парами жидкостей, поражающими кожные покровы, допускается только в специальных герметизированных защитных костюмах и изолирующих противогазах (аппаратах). Для снижения концентрации газов и паров орошать помещения распыленной водой.
5.8.24. Личный состав ПСР, прибывший к месту пожара без спецодежды и снаряжения, к тушению пожара не допускать.
5.8.25. Личный состав на пожаре обязан следить за наличием в местах работы обвисших или оборванных электрических проводов и своевременно докладывать о них руководителю тушения пожара (АСР).
Не выяснив, что обнаруженный провод обесточен, считать его под напряжением и принимать все необходимые меры безопасности.
5.8.26. Отключение электропроводов обрезкой допускается при напряжении в сети не более 220 В и только, когда иными способами обесточить сеть нельзя.
Для выполнения этой работы надеть резиновые боты или сапоги и резиновые перчатки, встать на резиновый коврик.
При обрезке электропроводов под напряжением:
- определить участок сети, где обрезка наиболее доступна, безопасна и обеспечит обесточивание требуемого участка.
- наружные провода обрезают только у изоляторов со стороны потребления электроэнергии с расчетом, чтобы падающие провода не оставались под напряжением. Режут провода при этом, начиная с нижних и кончая верхними;
- обрезать каждый провод только отдельно от других; скрученные изолированные провода расплетать и обрезать по одному. Многожильные провода и кабели, а также одножильные провода и кабели, проложенные группами в изоляционных трубах и металлических рукавах, обрезать запрещается.
5.8.27. Для тушения оборудования, находящегося под напряжением свыше 36 В, веществ, взаимодействующих с водой, а также в тех случаях, когда подача воды на вещество может привести к вскипанию, выбросу, взрыву и усилению горения пенные огнетушители применять запрещается.
5.8.28. Использование бромэтиловых огнетушителей как переносных, так и стационарных внутри помещений без изолирующих противогазов (аппаратов) запрещается.
5.8.29. Перед пуском в действие углекислотного огнетушителя раструб должен быть направлен в сторону огня. Браться голой рукой за раструб работающего углекислотного огнетушителя запрещается.
5.8.30. На объектах с наличием радиоактивных веществ инструктаж работников пожарной охраны, обеспечение их средствами защиты, приборами дозиметрического контроля и средствами санитарной обработки возлагается на администрацию объекта.
5.8.31. На объектах с открытыми радиоактивными веществами использование изолирующих противогазов (аппаратов) с загубниками запрещается.
5.8.32. При низких температурах принимать меры по предупреждению переохлаждения личного состава. Работать на высоте и спускаться (подниматься) по пожарным лестницам в обмерзшей спецодежде только при страховке спасательными веревками.
5.8.33. На затяжных пожарах при низких температурах руководитель тушения пожара обязан предусмотреть регулярную смену и отдых личного состава в теплых помещениях, организовать обеспечение работающих горячим чаем (питанием), медицинским обслуживанием.
5.8.34. Необходимо помнить, что нагревание колес ВС представляет угрозу разрыва шин. При их тушении личный состав должен приближаться к колесам спереди или сзади, так как подход сбоку в этих случаях опасен, проявляя при этом максимум осторожности. Кроме того, разрыв шин может произойти в результате быстрого охлаждения какой-либо одной части колеса, поэтому воду необходимо подавать тонкораспыленными струями и короткими импульсами.
5.8.35. Личному составу с пожарным оборудованием находиться под двигателем, где существует опасность попадания на них истекающего топлива и расплавленного металла, запрещается.
5.8.36. Необходимо принять меры к останову работающего двигателя ВС. При невозможности останова личному составу находиться в зоне подсоса воздуха и впереди ВС на расстоянии менее 10 м, а также в плоскости вращения винта или за реактивными соплами в зоне газовоздушной струи на расстоянии менее 50 м запрещается.
5.8.37. Для подачи ОТС на высокорасположенные части ВС необходимо использовать ручные пожарные лестницы, подъемники, стремянки, верхние площадки пожарных автомобилей и т.п. Работа на них без страховки запрещается.
5.8.38. Все аэродромные источники электропитания ВС должны быть отключены.
5.8.39. Во избежание взрыва на ВС необходимо:
- принять меры к предотвращению проникновения огня и нагрева до опасных пределов топливных баков, кислородных систем, переносных бортовых кислородных баллонов, гидробаков и других;
- выяснить у экипажа, включена ли система нейтрального газа, если таковая имеется на ВС.
5.8.40. В случае опасности взрыва топливных баков-кессонов тушение пожара производить только с использованием лафетных стволов из кабин пожарных автомобилей, на расстоянии не ближе 25-30 м от крыла.
5.8.41. В любом случае при тушении пожара в пассажирские салоны должны входить не менее двух человек. Весь личный состав ПСР, работающий внутри пассажирских салонов, должен быть одет в теплозащитные (теплоотражательные) костюмы и иметь дыхательные аппараты. У входа в задымленные салоны (тамбуры) обязательно организовать посты безопасности из ПСР, имеющего те же средства индивидуальной защиты, что и личный состав, работающий внутри пассажирских салонов. Пост безопасности должен поддерживать постоянную связь с личным составом, находящимся в задымленных салонах и при необходимости оказать им немедленную помощь.
5.8.42. При тушении пожаров на ВС необходимо:
- правильно расставить пожарную технику и создать свободную зону, необходимую для обеспечения мобильности и свободы действий ПСР;
- при пожаре в салоне интенсивно охлаждать фюзеляж и создать условия для его вентиляции.
5.8.43. При тушении магниевых сплавов личный состав ПСР должен быть одет в теплоотражательные костюмы, защищающие от попадания расплавленного металла.
5.8.44. Разрушенные топливо- и гидропроводы перекрыть или закрыть заглушкой, когда это возможно, чтобы уменьшить течь и снизить интенсивность пожара. Негорящие топливные баки защитить ОТС, чтобы предотвратить их воспламенение, взрыв, а пролившееся топливо смыть с самолета и, по возможности, из-под него и покрыть пеной.
5.8.45. При проведении АСР запрещается:
- подключать к ВС аэродромные источники питания;
- использовать бочки к прочую тару в качестве подмостков и подставок;
- находиться под ВС;
- держать в районе горящего ВС автоцистерны или другие емкости с ГСМ;
- курить в местах проведения АСР и непосредственной близости от них, использовать источники света, а также электрогенераторы, не рассчитанные на безопасную эксплуатацию в местах, где имеются пары топлива.
5.8.46. Вентиляция салонов ВС для удаления дыма или токсичных газов с целью предупреждения развития пожара от возгорания тлеющих материалов, находящихся в местах интенсивного потока воздуха, должна быть под особым контролем. Выходы, используемые для вентиляции, должны быть открыты с подветренной стороны. Неправильное использование дверей или аварийных выходов при вентиляции может создать условие для проникновения внутрь фюзеляжа огня или вредных газов и распространения пожара в другие части ВС. При пробивании обшивки для вентиляции зон необходимо проявлять осторожность в местах расположения топливных баков. В результате незнания конструктивных особенностей ВС и неграмотных действий личного состава при применении аварийно-спасательного оборудования для пробивания обшивки могут быть повреждены топливные баки, что усугубит и без того опасное положение.
5.8.47. При тушении пожаров на ВС личный состав должен помнить преимущества и недостатки своего защитного снаряжения и оборудования, чтобы у него не создавалось ложного чувства безопасности. Необходимо проявлять при работе осторожность и избегать непосредственной подачи пены на личный состав, если это не вызвано крайней необходимостью, поскольку пена может попасть на маски, защищающие лицо, и затруднить наблюдение. Непостоянное смачивание защитной одежды может вызвать ожоги от пара, образующегося при воздействии высоких температур. В этом случае подачу ОТС продолжать до тех пор, пока пострадавшие не будут находиться за пределами зоны высоких температур.
5.8.48. При эвакуации ВС запрещается:
- производить эвакуационные работы без обеспечения средствами пожаротушения, а в темное время суток - средствами освещения;
- сливать топливо на грунт;
- поднимать ВС с помощью подъемников при сильном или порывистом (более 10 м/с) ветре;
- производить работы на поднятом ВС без страхующих средств;
- оставлять ВС на пневматических подъемниках в поднятом положении;
- находиться в ВС или под ВС во время подъема его гидроподъемниками или АПТП;
- начинать буксировку ВС без тщательного осмотра всех элементов конструкции шасси с целью выявления возможных повреждений и принятия соответствующих мер предосторожности;
- находиться вблизи трапов и под ВС при буксировке.
Заместитель Министра |
М.А. Тимофеев |
2 октября 1981 г.
Согласовано
ЦК профсоюза
авиаработников
22 июля 1981 г.
ГУПО МВД СССР
21 сентября 1981 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Основные требования безопасности труда в военизированной охране Министерства гражданской авиации (утв. МГА СССР 5 октября 1981 г. N 44/и)
Вводятся в действие с 1 марта 1982 г.
Текст документа официально опубликован не был
Приказом Минтранса России от 30 апреля 2020 г. N 161 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 30 апреля 2020 г.