Для рассмотрения и доработки проекта Положения о рабочем времени и времени отдыха инженерно-технического персонала инженерно-авиационных служб гражданской авиации, поступившего в Федеральную авиационную службу России из ЦС ПРИАС ГА России приказываю:
1. Создать комиссию по доработке проекта Положения о рабочем времени и времени отдыха инженерно-технического персонала инженерно-авиационных служб гражданской авиации в составе:
Горлов И.И. |
- |
заместитель директора ФАС России - председатель комиссии |
Гипич Г.Н. |
- |
начальник управления поддержания летной годности ГВС - заместитель председателя комиссии |
Члены комиссии: | ||
Еленский В.В. |
- |
заместитель начальника отдела авиационной медицины и охраны труда УД ФАС России |
Жукатинский М.С. |
- |
председатель регионального совета ПРИАС ГА России центральных областей Российской Федерации, начальник смены АТБ Липецкого ГАП (по согласованию) |
Макаров Ю.И. |
- |
главный инженер ГУАП "Пулково" |
Петров А.Т. |
- |
заместитель председателя ЦС ПРИАС ГА России (по согласованию) |
Пирогов В.Ф. |
- |
заместитель председателя местного совета ПРИАС АТБ АК "АВЛ", авиатехник АТБ авиакомпании "АВЛ" (по согласованию) |
Попова-Завражная О.И. |
- |
заместитель начальника управления кадровой и социальной политики ФАС России |
Ражин С.Ю. |
- |
начальник отдела Законодательно-правового управления ФАС России |
Степанов В.А. |
- |
ведущий специалист Управления поддержания летной годности ГВС ФАС России |
Трубицина М.И. |
- |
начальник отдела ИАС авиакомпании "Внуковские авиалинии" |
2. Разрешаю председателю комиссии привлекать необходимых специалистов ФАС России для участия в работе комиссии.
3. Завершить работу комиссии до 1 ноября 1998 года и представить мне проект Положения о рабочем времени и времени отдыха инженерно-технического персонала инженерно-авиационных служб гражданской авиации для дальнейшего согласования и утверждения в Минтруде России.
4. Руководителям предприятий гражданской авиации по запросу председателя комиссии направить в ФАС России для участия в работе членов комиссии, указанных в пункте 1 приказа.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника Управления поддержания летной годности ГВС ФАС России.
Директор |
Г.Н. Зайцев |
(Проект)
Положение
о рабочем времени и времени отдыха инженерно-технического персонала инженерно-авиационной службы гражданской авиации России
(вводится в действие с 1 января 1999 г.)
(утв. Федеральной авиационной службой РФ)
1. Цели и задачи Положения
1.1. Настоящее положение вводится в действие в ГА России в целях обеспечения безопасности полетов и высокого уровня поддержания (обеспечения) летной годности воздушных судов (далее - ВС), надлежащего качества подготовки к полетам ВС авиапредприятий, организаций ГА (далее - организации) путем установления правил и норм рабочего времени и времени отдыха для работников ГА из числа инженерно-технического персонала ИАС ГА (далее - ИТП) на основе общих норм Законодательства РФ и отраслевых положений, регламентирующих деятельность технических эксплуатантов воздушных судов ГА России.
1.2. Правила и нормы Положения устанавливаются с учетом влияния условий труда, человеческого фактора, медицинских показаний, специфических особенностей и требований к профессии, установленных нормативными документами Федеральной авиационной службой России, на продолжительность рабочего времени и времени отдыха ИТП и соответственно на способность ИТП выполнять работы по поддержанию летной годности ВС, и обязанность обеспечить требуемый уровень безопасности полетов ВС ГА России.
1.3. Определение в данном Положении общих для отрасли норм и правил рабочего времени и времени отдыха для ИТП ИАС ГА России, которое обеспечивает установление в отрасли и в организациях ГА России нормативов труда согласно ст. 102, 103, 104 КЗОТ РФ для улучшения планирования хозяйственной деятельности организациями ГА, контроля за обеспечением безопасности полетов ВС и урегулирования социально-трудовых отношений.
2. Определения
2.1. Инженерно-технический персонал - лица, имеющие действующие свидетельства авиационного специалиста (инженера, авиатехника).
2.2. База - аэропорт, где на постоянной основе находится авиапредприятие, в котором ИТП оформлен на работу.
2.3. Базовое дневное (ночное) время - биологическое время от 6 до 22 часов (от 22 до 6) местного времени аэропорта базирования, которое сохраняется, если время работы вне места постоянного базирования (далее - вне базы) с совершением служебных перелетов для ТО ВС не более 3 суток (минимальный период адаптации). Дальнейшее биологическое дневное (ночное) время работы вне базы определяется по часовому поясу места временного базирования (командировки).
2.4. Рабочее время работников - это время, в течение которого ИТП в соответствии с Законодательством РФ, коллективным договором, индивидуальным трудовым договором (контрактом), гражданско-правовым договором (подрядом), Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен или индивидуальным производственным инженерно-техническим заданием на ТО ВС выполняют свои трудовые обязанности.
2.5. Время командировки - это время, в течение которого ИТП находится вне базы и места проживания с целью выполнения порученных обязанностей, предусмотренных трудовым договором (контрактом) и должностной инструкцией, индивидуальным инженерно-техническим заданием по ТО ВС.
2.6. Сверхурочное рабочее время - это рабочее время сверх установленной продолжительности рабочего времени.
2.7. Учетный период рабочего времени - календарный отрезок времени, в течение которого производится учет рабочего времени.
2.8. Время отдыха - это непрерывный отрезок времени (часы, дни), в течение которого ИТП освобожден от любых производственных обязанностей и использует его по своему усмотрению. Время отдыха предназначено для восстановления физических и психологических функций "рабочей силы" и поддержания профессиональных способностей работника в интересах обеспечения безопасности полетов. Время отдыха начинается с прибытия работника домой (или гостиницу) и заканчивается в момент выезда из своего дома (гостиницы).
2.9. Дорожное время - это время с момента выезда работника из дома (гостиницы) до момента прибытия в предприятие и обратно. Дорожное время не считается временем отдыха.
Дорожное время вне базы (в командировке) не должно превышать 1 час 30 минут в одну сторону.
В случае превышения этой нормы времени более 1 часа 30 минут, время превышения является рабочим временем.
2.10. Непрерывное производство для ИТП - непрерывное обеспечение выполнения технологического цикла работ, которое нельзя останавливать для предоставления перерыва одновременно всем работникам производства.
2.11. Непрерывный (безотрывный) комплекс работ ИТП - работы, технологический цикл работ, которые в силу специфики и особенностей воздушного транспорта, а также правил эксплуатации ВС ГА, установленных ФАС России, не должны останавливаться или которые ИТП не должен прерывать до их окончания, для обеспечения поддержания высокого уровня безопасности полетов ВС организаций ГА. (оперативные виды ТО ВС)
2.12. Рабочее место ИТП - территория, участок, объект, ВС и др. - где ИТП выполняет производственное задание или ожидает его выполнения, находится в состоянии дежурства или выполняет другие обязанности возложенные на него производственным заданием, должностными обязанностями, требованиями нормативных документов ФАС России к ИТП.
2.13. График сменности - график, которым устанавливается в организации количество и периодичность выходов рабочих смен в течение работы самой организации ГА за сутки.
2.14. График рабочего времени смены - график, которым устанавливаются для ИТП начало, продолжительность и окончание рабочего времени ИТП смены, регламентированных перерывов в работе, согласно которого в сменах ИТП ведется точное планирование и учет рабочего времени и времени отдыха ИТП смены.
График режима труда и отдыха смены, с учетом обеспечения безопасности полетов, при обслуживании ВС - Приложение 1.
3. Сфера распространения данного Положения
3.1. Настоящее положение распространяется на ИТП организаций ГА независимо от их форм собственности, принадлежности и организационно-правового статуса, выполняющего работы на гражданских воздушных судах, и имеющих действующие свидетельства авиаспециалиста, сертификаты на ТО ВС или иные документы, установленные для этих целей ФАС России.
3.2. Положение является нормативным актом. Несоблюдение его нормативов должностными лицами расценивается как преднамеренное ухудшение условий работы ИТП по поддержанию летной годности ВС ГА России, которые непосредственно влияют на уровень безопасности полетов ВС ГА, что повлечет за собой административную и уголовную ответственность.
4. Порядок изменения Положения
4.1. Предложения по изменению или дополнению настоящего Положения направляются в ФАС России и ПРИАС ГА России (далее - ПРИАС) для их совместного рассмотрения и согласования.
4.2. Изменения Положения утверждаются ФАС России с согласия ПРИАС ГА России.
5. Рабочее время ИТП
5.1. Рабочим временем ИТП является время в течение которого в соответствии с должностной инструкцией им выполняются производственные задания, должностные обязанности.
Рабочее время устанавливается:
- правилами внутреннего трудового распорядка организации;
- графиком рабочего времени смены ИТП;
- индивидуальным инженерно-техническим производственным заданием на обслуживание ВС вне базы.
В рабочее время в том числе включаются:
- время технической учебы (изучение новой техники, курсы повышения квалификации, сезонная инженерно-техническая подготовка и другая учеба по заданию организации);
- время плановой учебы, сдачи зачетов и экзаменов и т.п. необходимых для выполнения должностных обязанностей в соответствии с требованиями ФАС России к профессии;
- время затраченное на подготовку и сдачу зачетов и экзаменов, получение индивидуальных сертификатов на право выполнения работ по техническому обслуживанию ВС;
- время инженерных и технических разборов;
- время проведения инструктажей в пределах рабочего времени;
- время прохождения периодических медицинских комиссий, осмотров и медконтроля согласно требованиям документов ФАС России, Минздрава России и охраны труда;
- время простоя не по вине работника;
- время служебного перелета на борту ВС по заданию организации для выполнения технического обслуживания, восстановления ВС на аэродромах вне базового, с включением ИТП в задание на полет;
- время ожидания вне базы прибытия ВС для ТО и вылета после ТО при организации работы станции по ТО ВС вне базы, в том числе за границей России;
- время полета ИТП на борту воздушного судна, с целью проверки работы авиационной техники в полете, согласно требованиям эксплуатационной технической документации;
- время ожидания вылета ВС для осуществления служебного перелета на его борту с целью его ТО вне базы, по индивидуальному инженерно-техническому заданию;
- время технологических перерывов в работе, предусмотренное настоящим Положением, Правилами внутреннего трудового распорядка и особенностями условий труда;
- перерывы на обогрев при работе в низких t° воздуха;
- время на прием пищи в непрерывном производстве участков оперативного технического обслуживания ВС;
- время на отдых, предоставленное Законодательством РФ работающим в многосменном режиме труда, в ночную смену - 1 час, не включая времени перерыва на обед;
- время прохождения и ожидания прохождения таможенного и пограничного контроля при полетах по МВЛ.
5.2. Для всего ИТП, в организациях ГА России, выполняющих техническое обслуживание и другие работы непосредственно на ВС устанавливается нормированный рабочий день, в связи с влиянием результатов работы по обеспечению летной годности ВС ГА России непосредственно на уровень безопасности полетов ВС.
5.3. Перечень руководителей ИТП, непосредственно не выполняющих техническое обслуживание ВС или участвующих в этих работах периодически (нерегулярно), которым может устанавливаться ненормированный рабочий день, определяется в организации и устанавливается по согласованию с профсоюзом работников инженерно-авиационной службы организации, вносится в коллективный договор организации, в котором должны предусматриваться компенсации за работу с ненормированным рабочим днем для данных руководителей.
5.4. Максимальная продолжительность и нормы рабочего времени ИТП определяется Законодательством РФ, ФАС России (в зависимости от требований к ИТП по обеспечению безопасности полетов ВС) и может быть уменьшена в силу особенностей, специфики и условий работы ИТП в режимах труда или отдельных видах работ, Положением о рабочем времени и времени отдыха ИТП ГА, Профессиональным соглашением, коллективным договором в организации, индивидуальным трудовым договором (контрактом), гражданско-правовым договором (подрядом) без снижения оплаты труда, полагающейся ИТП за полное нормальное рабочее время.
5.5. Величина нормальной продолжительности рабочего времени, применяемой для ИТП ГА изменяется в дальнейшем на основании медицинских заключений по исследованию медициной условий труда ИТП.
5.6. Осуществляя надзор за обеспечением безопасности полетов ВС организациями ГА эксплуатантами ВС, ФАС России устанавливает, по согласованию с ПРИАС ГА России, величину нормальной продолжительности рабочего времени ИТП на основании заключений медицины труда, а также на основании требований ФАС России к профессии и ответственности работы ИТП.
6. Режимы труда ИТП
6.1. Установленные настоящим Положением режимы труда не ограничивают работодателя в возможности выбрать вариант, наиболее полно и всесторонне учитывающий особенности и потребности хозяйственной деятельности организации ГА, с соблюдением норм и правил настоящего Положения.
Работодатель совместно с профсоюзной организацией ПРИАС, с учетом мнения трудового коллектива (ИТП) определяет режимы труда и отдыха для подразделений, профессиональных групп работников, отдельных должностей ИТП, исходя из режима работы самого авиапредприятия, устанавливают Правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, графики рабочего времени смен на основании принятого в коллективном договоре варианта учета рабочего времени для подразделений, профессиональных групп работников, отдельных должностей ИТП с обязательным соблюдением норм и правил данного Положения.
При заключении с ИТП, из числа членов ПРИАС, коллективных договоров, индивидуальных трудовых договоров (контрактов), гражданско-правовых договоров (подрядов), обязательное участие принимает представитель ПРИАС организации, членом которой является ИТП. Правила и нормы рабочего времени, времени отдыха ИТП в указанных договорах и контрактах не могут быть установлены иные, чем предусмотрены настоящим Положением.
6.2. Настоящее Положение устанавливает для ИТП виды учета рабочего времени:
- поденный (ежедневный) учет;
- суммированный (месячный, квартальный, полугодовой, годовой) учет;
- суммированный "гибкий" учет.
6.3. Для ИТП которым в организациях ГА установлен "поденный" учет рабочего времени, пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) устанавливаются:
6.3.1. Поденный (ежедневный) учетный период и продолжительность рабочего времени периода, устанавливаются в организации Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени без каких либо отклонений в каждый рабочий день недели кроме предвыходного и предпраздничного дня в котором она может сокращаться из расчета 40 часов (нормальной) или 36 часов (сокращенной у работников с сокращенной продолжительностью рабочего времени) продолжительности рабочего времени в неделю.
6.3.2. Нормальная продолжительность ежедневного рабочего времени поденного учетного периода определяется исходя из нормальной продолжительности рабочего времени в неделю 40 часов и 36 часов (у работников с сокращенной продолжительностью), установленной 42, 43, 44, 45 статьями КЗоТ РФ и настоящим Положением.
Нормальная продолжительность рабочего времени по обслуживанию ВС устанавливается настоящим Положением на основании рекомендаций ГОСНИИ ГА, НИИ ПАНХ, ФАС России, с учетом напряженности труда в условиях психоэмоциональных нагрузок и присутствия сопутствующих вредных производственных факторов.
6.3.3. Максимальная продолжительность рабочего времени при поденном учетном периоде не должна превышать устанавливаемую настоящим Положением, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности величину нормальной дневной продолжительности работы ИТП.
6.3.4. Отработанное ИТП рабочее время в организации, превышающее установленную Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности дневную продолжительность, при поденном учетном периоде - признается сверхурочным. Сверхурочные работы связанные с непосредственном обслуживанием ВС - запрещаются.
6.4. Если в течение суток длительность производственного процесса организации ГА превышает нормальную продолжительность ежедневной работы ИТП, то в организации применяется режим труда по графикам сменности (по сменам), обеспечивающим непрерывную работу ИТП организации ГА или ее подразделений, регулярные выходные дни для каждой смены и чередования смен по графикам сменности.
При сменной работе каждая группа работающих выполняет работу в течение установленной графиками продолжительности (рабочего времени) смены.
6.5. В организациях ГА, в их подразделениях где по условиям производства время работы в течение суток или неделю превышает нормальную дневную или недельную продолжительность рабочего времени, (в том числе при работе сменами) а также имеющих непрерывное производство, допускается введение суммированного учета рабочего времени с внесением решения в коллективный договор организации ГА.
6.6. Суммированный учет, а также период суммированного учета месяц, квартал, устанавливается для ИТП в организациях ГА только по согласованию с ПРИАС организации ГА, с внесением условий в коллективный договор, индивидуальный трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор (подряд).
6.7. Периоды суммированного учета рабочего времени полугодие, год могут быть установлены в организации для ИТП только по согласованию с ФАС ГА России и ПРИАС ГА России.
6.8. Для ИТП, при работе на базе, суммированный учет рабочего времени устанавливается, если работа организуется в 2 и более смены, в непрерывном производстве, с раздробленным рабочим днем, с целью выполнения индивидуального производственного задания по ТО ВС, (рабочее время для выполнения которого ответственный за организацию работ планирует сам в зависимости от задания).
6.9. Для ИТП с суммированным учетом рабочего времени с внесением в коллективный договор в организациях устанавливаются правила и нормы:
6.9.1. Продолжительность рабочего времени, суммированного учетного периода, установленного в организациях ГА для ИТП - месяц, квартал, полугодие, год определяется исходя из нормальной недельной (40 рабочих часов) или сокращенной недельной (36 рабочих часов у работников с сокращенной рабочей неделей) продолжительности рабочего времени за выбранный учетный период.
6.9.2. На работах, где для ИТП введен суммированный учет рабочего времени, графики рабочего времени смен должны быть сбалансированы таким образом, чтобы рабочее время, которое ИТП обязан отработать за учетный период по графику соответствовало норме этого учетного периода, рассчитанной исходя из нормальной продолжительности рабочего времени при поденном учете за расчетный период.
6.9.3. Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен, должно предусматриваться в организации ГА, для ИТП, соблюдение годового баланса рабочего времени и устанавливается продолжительность рабочего времени каждой рабочей смены.
Данное правило действует и в случае, если ИТП работал в течение года в разных режимах труда.
6.9.4. Максимальная продолжительность рабочего времени в смену Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен для ИТП в организации ГА, не может устанавливаться для работы днем более 12-ти часов и более 11-ти часов ночью;
6.9.5. Максимальная продолжительность смены, включая все перерывы, не должна устанавливаться в организации для ИТП более 12 часов днем и более 11 часов ночью.
6.9.6. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени смены, предусмотренной Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен в организации ГА для ИТП - не допускается кроме случаев, определенных статьей 55 КЗоТ РФ, в порядке установленном п.п. 6.23-6.23.6 Положения, кроме работ связанных с непосредственным обслуживанием ВС.
6.9.7. При суммированном учете, отработанное ИТП рабочее время, превышающее установленную графиком продолжительность рабочего времени и смены и учетного периода - признается сверхурочным.
6.9.8. Рабочее время, отработанное ИТП по заданию администрации в выходные дни, установленные графиком рабочего времени смены или Правилами внутреннего трудового распорядка признается сверхурочным, подлежит оплате или с согласия работника компенсируется отгулом.
Для ИТП, работающего на участках с непрерывно действующим производством или в безотрывном цикле работ с суммированным учетом рабочего времени - фактическое рабочее время, отработанное по графику в праздничные дни, включается в норму учетного периода.
6.9.9. Для обеспечения годового баланса рабочего времени в графике сменности предусматриваются дополнительные рабочие дни (доработки), в которые ИТП должен отработать рабочее время, обеспечивающее полную отработку нормы рабочего времени и в установленном учетном периоде и за год.
6.9.10. При суммированном учете рабочего времени работа ИТП производится по графикам смен заранее установленной и обязательной для каждого дня работы продолжительности. При этом, отработанное сверх установленной графиком продолжительности рабочего времени смены по любым причинам не компенсируется соответствующим уменьшением рабочего времени в другие смены или дополнительными днями отдыха в течение учетного периода, а признается сверхурочной и компенсируется соответственно КЗоТ РФ.
6.10. В организации для ИТП, который направляется по заданию предприятия, в командировку, вне места постоянного базирования ВС для их обслуживания, восстановления может применяться режим труда иной, нежели определен для работника при работе на базе, согласованный с ПРИАС организации, предусмотренный настоящим Положением.
6.11. В случаях производственной необходимости, в порядке исключения, обусловленного спецификой производства для ИТП (инженеров, авиатехников) занятого непосредственно обеспечением выполнения п.п. 6.1.16 и 9.5.9 НТЭРАТ ГА-93 - обслуживанием воздушных судов вне места постоянного базирования, применяется режим труда с суммированным "гибким" учетом рабочего времени, при котором фактическая продолжительность ежедневного рабочего времени, его начало и окончание в отдельные дни не совпадают с продолжительностью, началом и окончанием смены по графику при работе на базе, или работа в отдельные дни вовсе не планируется заказчиком работ или самой организацией ГА.
Учетным периодом рабочего времени в этом случае является календарный период времени на который ИТП направляется на работу (в командировку) вне базы для обслуживания, восстановления ВС организации, включая работу по выполнению индивидуальных инженерно-технических производственных заданий по ТО ВС с выполнением работником служебных перелетов на борту ВС с включением ИТП в задание на полет, в том числе при работе за границей России.
При этом переработка сверх нормальной ежедневной продолжительности рабочего времени (до величины максимальной), здесь не признается сверхурочной и компенсируется ИТП посредством сокращения времени работы в другие дни или предоставлением дополнительных дней отдыха в рамках учетного суммированного "гибкого" периода (ограниченного продолжительностью командировки) из расчета 1 день отдыха за каждые 7 часов переработки.
Продолжительность суточного рабочего времени при этом может в "гибком" режиме труда, согласно 1 абзацу увеличиваться до максимальной - 10 часов при ежедневной работе ИТП.
В этом случае сверхурочной признается работа, выполненная сверх установленной максимальной (10 часов) продолжительности рабочего времени в сутки, а также рабочее время превышающее продолжительность, установленную за период командировки графиком работы на базе.
6.12. При направлении ИТП (в командировку) с ВС вне места постоянного базирования для обслуживания, восстановления ВС по заданию организации, когда ИТП устанавливается суммированный "гибкий" учет рабочего времени, работник отрабатывает норму рабочего времени, установленную графиком или трудовым распорядком за этот период на базе.
6.13. Планирование и учет фактически отработанного рабочего времени в командировке, при работе вне места постоянного базирования, производится в Табеле или Ведомости рабочего времени самим работником, старшим группы или иным образом определенным в организации, но при этом работник, производящий учет, должен иметь возможность личного непосредственного контроля времени проведения работ.
6.14. Если при работе вне базы рабочее время за учетный период планируется отработать или отработано ранее окончания учетного периода, то организацией заранее предусматривается подмена ИТП, увеличение числа работающих, сменная работа, или получение разрешения в порядке, предусмотренном КЗоТ РФ и п.п. 6.23-6.23.6 данного Положения, на проведение сверхурочных работ.
6.15. При суммированном "гибком" учете рабочего времени ИТП, обеспечивающего выполнение п.п. 6.1.16 и 9.5.9 НТЭРАТ ГА-93 в командировке, вне места постоянного базирования ВС, с выполнением служебных перелетов на борту ВС для их ТО, максимальная дневная (суточная) продолжительность рабочего времени должна устанавливаться организацией для ИТП в коллективном договоре, при найме ИТП, из числа членов ПРИАС, по индивидуальному трудовому договору (контракту), и по гражданско-правовому договору (подряду), но не более 10-ти часов с соответствующим сокращением рабочего времени в другие рабочие дни в рамках учетного периода (командировки). По желанию работника ему предоставляются дополнительные дни отдыха (отгулы) из расчета 1 день отдыха за каждые 7 часов переработки.
6.16. При направлении в командировку ИТП по заданию организации, для выполнения условий договоров с заказчиками, использующими ВС без расписания полетов, когда планирование начала, продолжительности и окончания работы и отдыха ИТП зависит от использования ВС заказчиком, то организация должна поручать планирование, учет и контроль продолжительности рабочего времени и времени отдыха лицу, ответственному за организацию работы ИТП непосредственно на месте проведения работ или самому ИТП.
6.17. В исключительных случаях, определенных условиями 55 статьи КЗоТ РФ, с предварительного разрешения соответствующей организации ПРИАС, допускается увеличение суточного рабочего времени более 10-ти часов, которое признается сверхурочным, при суммированном "гибком" учете рабочего времени и ежедневной работе. Условия включаются в коллективный договор организации ГА или иные соглашения с ПРИАС, которые должны содержать перечень компенсаций возможного повреждения здоровья ИТП во время выполнения трудовых обязанностей, в течение рабочего времени превышающего максимальную величину - 10 часов.
6.18. Для ИТП, в том числе занятого на работах по применению авиации в народном хозяйстве, по непосредственному обслуживанию ВС вне базы, может устанавливаться, режим труда с раздробленным рабочим днем - работа утром и вечером, с предоставлением удлиненного перерыва для отдыха и приема пищи между утренней и вечерней работой.
6.18.1. При разделении (раздроблении) рабочего дня на части перерыв должен устанавливаться более 2-х часов. При установлении перерыва 2 и менее часов рабочий день не признается раздробленным, а считается рабочей сменой.
6.18.2. При установлении для ИТП раздробленного рабочего дня в организации, в ее подразделении, или для отдельной должности применяются нормы и правила рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные для режима труда по сменам, а для работы ИТП вне базы на ВС с совершением служебных перелетов на борту ВС, применяются правила и нормы режима труда с суммированным "гибким" учетом рабочего времени.
6.18.3. Нормальная продолжительность суточного рабочего времени в графиках рабочего времени, при раздробленном рабочем дне не должна устанавливаться в организации более 8 часов.
6.18.4. Максимальная продолжительность суточного рабочего времени при раздробленном рабочем дне, при работе ИТП вне базы (в том числе с совершением служебных перелетов на борту ВС) с суммированным "гибким" учетом рабочего времени - 10 часов.
6.18.5. Отработанное ИТП рабочее время, с применением раздробленного рабочего дня, превышающее продолжительность рабочего времени, установленную графиками учета рабочего времени при работе на базе и максимальную суточную 10 часов при работе вне базы, в том числе с совершением служебных перелетов на борту ВС для его ТО, а также нормальную продолжительность рабочего времени учетного периода - признается сверхурочным рабочим временем.
6.18.6. Если 50% и более суточного рабочего времени при раздробленном рабочем дне падает на вечернее время суток с 17 до 22 часов, то все суточное (сменное) рабочее время признается "вечерним рабочим временем" как вечерняя смена (Пост. N 194).
6.18.7. Если 50% и более суточного (сменного) рабочего времени при раздробленном рабочем дне (смене) падает на ночное время суток с 22 - до 6 часов, то все суточное (сменное) рабочее время признается "ночным рабочим временем" как ночная смена (Пост. N 194).
6.19. При выполнении работником (бригадой) ИТП индивидуального (бригадного) инженерно-технического производственного задания организации ГА, вне места постоянного базирования ВС, начало, длительность и окончание рабочего времени работник, ответственный за организацию работ ИТП на месте, при суммированном "гибком" учете рабочего времени определяет самостоятельно, не нарушая правил и норм, установленных данным Положением.
6.20. В организациях может применяться режим труда для ИТП, обеспечивающий выполнение индивидуального, (бригадного) инженерно-технического производственного задания по техническому обслуживанию ВС организации, вне места постоянного базирования, с совершением на нем служебного перелета, в том числе за границу РФ, в составе (полном или минимальном) определенном организацией ГА на основании документов ФАС России.
6.21. Руководители организаций, заключая договоры (аренда ВС, выполнение чартерных рейсов, заказных рейсов, длительная аренда за границей РФ, авиахимические работы, авиалесоохрана, аэрофотосъемка, выполнение иной работы) на авиаперевозки и авиауслуги с использованием ВС с ИТП в составе определенном организацией по ТО (полном или минимальном), несут ответственность за соответствие условий рабочего времени и времени отдыха ИТП в договоре нормам и правилам, предусмотренным в данном Положении, а также согласовывают с ПРИАС организации установление условий труда ИТП.
6.22. Режим труда с ненормированным рабочим днем в соответствии с п. 5.3 Положения для конкретного ИТП, из числа членов ПРИАС, устанавливается в организации ГА и вносится в колдоговор, индивидуальный трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор (подряд) работника с указанием компенсаций за работу в данном режиме труда, в виде предоставления дополнительного отпуска или иной компенсации. Работа в данном режиме и ее компенсация оформляется приказом руководителя.
6.22.1. Максимальная величина сверхнормативной переработки (и ежедневной и в учетный период) устанавливается организацией самостоятельно по согласованию с ПРИАС, но не должна превышать величину 4 часа в сутки, 120 часов в год на основании КЗоТ РФ.
6.22.2. Компенсация работы с ненормированным рабочим днем в организации ГА должна производиться, по желанию работника, предоставлением дополнительных дней отдыха (отгулы), из расчета 1 день к основному отпуску за 7 часов переработки или сверхнормативные часы признаются сверхурочными.
6.23. Для ИТП с нормированным рабочим временем Законодательство РФ устанавливает ограничения на введение и продолжительность сверхурочных работ, а также особый порядок их применения - под контролем профсоюза, как работа которая уменьшает время отдыха, необходимого для восстановления профессиональной способности к труду, и увеличивает степень усталости ИТП, влияющей на способность работника обеспечивать безопасность полетов ВС ГА в соответствии с требованиями ФАС России к ИТП ИАС ГА (НТЭРАТ ГА-93 и др.).
6.23.1. Применение сверхурочных работ ИТП в организациях ГА возможно лишь с разрешения соответствующего выборного органа ПРИАС, по письменной заявке администрации (руководителя соответствующего подразделения) о даче разрешения на производство сверхурочных работ, кроме работ указанных в пункте 6.3.4.
6.23.2. Необходимость проведения сверхурочных работ определяет администрация исходя из нужд производства и ограничений, установленных Законодательством РФ в статье 55 КЗоТ РФ. Разрешение на их проведение дает профсоюзный орган ПРИАС организации ГА, если ФАС России не ограничит дополнительными условиями проведение сверхурочных работ ИТП исходя из требований обеспечения безопасности полетов ВС, связанных с влиянием человеческого фактора на обеспечение поддержания летной годности ВС ГА.
В случае разрешения проведения сверхурочных работ организация ГА совместно с ПРИАС устанавливают компенсации работнику, в случае потери здоровья или его смерти во время работы в течение рабочего времени превышающего установленную (разрешенную) максимальную продолжительность.
6.23.3. В письменной заявке администрации должны быть указаны причины, по которым сверхурочные работы необходимы, требуемое или примерное их количество, категории работников, которые предполагается привлечь к этим работам (КЗОТ ст. 54, ст. 55).
6.23.4. Лицо ИТП привлекается для проведения сверхурочных работ администрацией организации с разрешения органа ПРИАС приказом (распоряжением) полномочного руководителя с согласия конкретного работника. Но если работник возражает против привлечения его к таким работам, то законность требования администрации, на привлечение к сверхурочным работам ИТП, определяется на основании норм и условий, установленных статьей 55 КЗоТ РФ, при этом организация ГА несет всю полноту материальной и моральной ответственности в случае потери ИТП здоровья или жизни во время проведения данных работ.
6.23.5. Если ИТП по собственной инициативе превышает установленную норму рабочего времени без соответствующего распоряжения, оформления сверхурочных работ (при работе вне базы без извещения работодателя и т.п.), то они сверхурочными не признаются. Если администрация знает о сверхурочных работах, то это означает что они производятся с ее ведома и признаются сверхурочными.
6.23.6. Отработанное ИТП рабочее время в организациях ГА - признается сверхурочным независимо от того:
- письменное или устное распоряжение (задание) выполнил работник;
- по заданию для организации в которой ИТП работает или для другой, согласно договору с ней или без него, задание выполнено;
- входят или нет выполненные по заданию организации ГА работы в круг должностных обязанностей ИТП;
- с разрешения или без разрешения соответствующего профсоюзного органа ПРИАС работы выполнены;
- с превышением установленных Законодательством РФ норм сверхурочного времени или без превышения работы выполнены.
7. Начало и окончание ежедневной работы ИТП
7.1. Время начала и окончания ежедневной работы, начала и продолжительности перерывов в работе ИТП в организации ГА, в его подразделениях или для отдельных должностей устанавливаются с учетом мнения ИТП в Правилах внутреннего трудового распорядка, графиках рабочего времени смен в соответствии с настоящим Положением и вносятся в коллективный договор.
7.2. Правила внутреннего трудового распорядка, графики сменности, время начала и окончания работы и перерывов устанавливаются в организации для ИТП руководителем по согласованию с органом ПРИАС организации ГА, с учетом мнения трудового коллектива, расписания движения городского и пригородного транспорта и доводится до ИТП не поздней чем за один месяц до их введения в действие.
7.3. Если введение новых Правил внутреннего трудового распорядка, графиков сменности вызвано изменениями производства, в связи с чем происходит существенное изменение труда (режима работы), то графики сменности, Распорядок (новые) доводятся до сведения ИТП не позднее 2-х месяцев до их введения в действие.
7.4. Временем начала или окончания работы считается момент суточного времени, установленный Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком или индивидуальным производственным заданием (при работе на ВС вне базы), заказчиком (по договору) авиауслуг организации, когда работник ИТП приступил или соответственно закончил выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором (контрактом), индивидуальным производственным заданием (при работе вне базы).
7.5. Графики работы и отдыха ИТП с посменной работой, а также с раздробленным рабочим днем составляются на время продолжительности установленного учетного периода и должны находиться на местах работы подразделений ИТП, для которых они составлены.
7.6. Графики работы и отдыха, составляемые в организациях, после обсуждения их с ИТП подразделения, для которого они устанавливаются, при необходимости дорабатываются и по согласованию с органом ПРИАС организации ГА утверждаются администрацией. Ознакомление ИТП с графиками производится за месяц до их введения в действие, а при изменении режима труда (как существенное изменение условий труда) - за два месяца до их введения в действие.
7.7. Кроме порядка чередования по сменам, начала и окончания работы, продолжительности смен, графики должны предусматривать продолжительность времени перерывов для отдыха и приема пищи в каждой смене, а также выходные дни в течение всего установленного учетного периода с соблюдением правил и норм данного Положения и Законодательства РФ.
7.8. Назначение ИТП на работу в течение двух смен подряд - запрещается (ст. 51 КзоТ).
8. Время отдыха ИТП
8.1. Время отдыха ИТП - это время в течение которого в соответствии с условиями Правил внутреннего трудового распорядка, графиков рабочего времени смен, индивидуального трудового задания по ТО ВС, настоящего Положения, свободен от своих трудовых обязанностей.
Инженерно-технический персонал в организациях ГА, не зависимо от форм собственности и организационно-правового статуса организации ГА, в соответствии с действующим законодательством о труде и нормативными актами Правительства РФ, ФАС России пользуется правом на:
- ежегодный (основной) отпуск;
- дополнительные (к основному) отпуска предусмотренные действующим законодательством и нормативными актами;
- еженедельный непрерывный отдых (выходные дни);
- ежедневный отдых (междусменный);
- перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания (обеденный перерыв);
- другие перерывы в течение рабочего времени, зависящие от специфики работы ИТП, климатических и иных условий труда.
8.2. Работникам ИТП предоставляется ежегодно (основной) отпуск в размере 24 (рабочих) дня из расчета шестидневной рабочей недели.
8.3. Дополнительный (к основному в 24 рабочих дня) отпуск предоставляется ИТП:
- за работу в особых условиях труда согласно пунктам - 10, 13, 17, 20, 22 приказа МГА N 50 от 13 марта 1986 г., и в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 30.04.74 г. N 329, постановлением Президиума ВЦСПС от 21.02.58 г. и постановлением Секретариата ВЦСПС от 10.06.55 г. Для ИТП, совершающего служебные перелеты на борту ВС с целью их технического обслуживания, восстановления вне базы, который пофамильно включается в задание на полет (согласно техническому заданию на выполнение работ с записью на оборотной стороне задания на полет и отметкой "Обслуживающий инженерно-технический персонал") предоставляется дополнительный отпуск в порядке, установленном пунктом 1 Правил (Приложение вышеуказанного приказа);
- за работу с ненормированным рабочим днем;
- за работу во вредных условиях труда (на основании карт вредности рабочих мест);
- за работу в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, в том числе при направлении в эти районы для временной или разовой работы;
- за стаж работы в должности авиатехника согласно приказу МГА N 410-66. Общая продолжительность отпуска ИТП определяется путем сложения величины основного отпуска (24 рабочих дня) и всех дополнительных отпусков.
8.4. Отдых в праздничные дни, установленные Законодательством РФ включается в Правила внутреннего трудового распорядка, графики рабочего времени смен ИТП организаций ГА.
8.4.1. Привлечение к работе ИТП в выходные дни, установленные Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен, производится с согласия работника письменным приказом (распоряжением) администрации организации, с согласия органа ПРИАС организации ГА.
8.4.2. Работа ИТП в установленные выходные дни компенсируется предоставлением другого дня отдыха, или по соглашению между ИТП и администрацией, в денежном выражении, с изданием приказа, но не хуже чем предусмотрено статьями 64, 89 КЗоТ РФ.
8.4.3. Для ИТП, работающих по графикам сменности, при совпадении выходного, по графику, с праздничным днем - выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий по графику день.
8.4.4. В том случае, когда праздничный день совпадает с выходным, и выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, то указанный дополнительный день отдыха в число рабочих дней отпуска не включается, а учитывается как выходной, согласно разъяснению Министерства труда РФ от 29 декабря 1992 г.
8.5. Еженедельный отдых ИТП при работе с нормальной продолжительностью рабочего времени и 5 дневной рабочей неделей - суббота и воскресенье.
8.5.1. Еженедельный непрерывный отдых ИТП работающего в иных режимах труда не может устанавливаться в организациях менее 42 часов Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен, включая работу ИТП вне базы, за границей России, на линейных станциях по ТО ВС.
8.5.2. Для соблюдения условия п. 8.5.1, для ИТП работающего с ВС вне базы, в том числе и с совершением служебных перелетов на борту ВС для его ТО, работодатель обязан обеспечить отдых работнику путем увеличения числа ИТП, подменой, организации сменной работы и т.п., с учетом данных условий в Договорах с заказчиками организации ГА не авиауслуги.
8.6. Ежедневный (междусменный) отдых ИТП в организациях ГА определенный Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени не должен устанавливаться менее двойной продолжительности рабочего времени смены, предшествующей отдыху.
8.6.1. С согласия ИТП отдельных участков периодических форм ТО ВС для уменьшения числа передач незаконченных на ВС работ в организациях ГА Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен, в виде исключения разрешается, при организации труда в две смены продолжительностью по 12 часов, чередовать смены через два дня при междусменном отдыхе 12 часов и 36 часов после двух выходов рабочей смены подряд.
8.6.2. При работе ИТП с ВС вне базы по индивидуальному или бригадному заданию (в том числе с совершением служебных перелетов на борту ВС), с применением суммированного "гибкого" учета рабочего времени, когда продолжительность ежедневного рабочего времени превышает (или планируется с превышением) величину нормального (8 ч), то работодатель обязан обеспечить послесменный отдых продолжительностью не менее двойной продолжительности предшествующего рабочего времени, путем увеличения числа ИТП, подмены работника, организации сменной работы.
8.6.3. Если в результате работы ИТП на ВС вне базы, с применением суммированного "гибкого" учета рабочего времени, работник выработал норму рабочего времени периода (рабочее время по графику на базе за время командировки) ранее окончания учетного периода (продолжительности командировки), то оставшиеся дни работодатель (руководитель работ) должен предоставить этому работнику как отдых - выходные, (заменить его).
8.7. Перерыв в течение рабочей смены для отдыха и приема пищи ИТП должен предоставляться, как правило, через 4 часа, после начала работы, продолжительностью не более 2 часов, время начала и окончания которого устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, графиками рабочего времени смен. Это время в рабочее не включается.
8.7.1. Для ИТП работающего на участках с непрерывным производством или непрерывным (безотрывным) комплексом (циклом) работ (оперативное ТО), а также при работе ИТП вне базы, в том числе с совершением служебных перелетов на борту ВС для его технического обслуживания, предоставляется время для приема пищи, которое включается в рабочее.
8.8. В организациях ГА, для ИТП в силу специфики и высоких требований ФАС России к профессии ИАС по обеспечению безопасности полетов ВС, особенностей объекта труда, условий охраны труда, сложности, ответственности, повышенной вредности и опасности работ, в течение рабочего времени работникам предоставляются регламентированные перерывы.
8.8.1. Для ИТП, работающего на открытом воздухе, в том числе на работах в непрерывном производстве или в непрерывном (безотрывном) комплексе работ, работодатель, с внесением условий в коллективный договор организации, устраивает регламентируемые перерывы (с возможной подменой работника), при работе ИТП в следующих климатических условиях:
- при скорости ветра от 0 до 8 м/сек и температуре воздуха от -25° до температуры -30° руководителем работ должны устраиваться перерывы в работе ИТП на 15 минут через каждый час работы для обогревания в помещении. При температуре от -31° и ниже производить чередование работающих на открытом воздухе в смене (бригаде и т.д.) через каждый час работы. Перерыв на обогревание в помещении предоставляется не менее одного часа;
- при сильном ветре, скорость которого от 8 м/сек и выше, и при температуре воздуха от -15° до -20°, руководителем работ устраиваются для ИТП перерывы на 15 минут через каждый час работы для обогревания в помещении. При температуре от -20° и ниже производить чередование работающих на открытом воздухе в смене (бригаде и т.д.) через каждый час работы. Перерыв на обогревание в помещении предоставляется не менее одного часа.
Во всех случаях, когда должны предоставляться перерывы для обогревания, руководитель работ обязан делать соответствующие распоряжения.
Перерыв для обогревания включается в рабочее время.
8.8.2. Перерывы в течение рабочего времени ИТП, устанавливаются и в других случаях, влияющих на качество труда в зависимости от природных условий, времени суток, интенсивности труда, повышенных вредных производственных факторов и др., обусловленных высокими требованиями к профессии ИАС, предъявляемыми ФАС России для обеспечения безопасности полетов ВС ГА России, с включением условий их предоставления в коллективный договор организации ГА.
8.9. Запрещается непредоставление ежегодного отпуска в течение двух лет подряд ИТП имеющим право на дополнительный отпуск в связи с особыми условиями труда (ст. 74 КЗоТ РФ).
8.10. Отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее шести рабочих дней, от основного отпуска, и дополнительный отпуск за особые условия труда ИТП, не позднее чем в течение одного года после наступления права на отпуск, должны быть использованы работником. Остальная часть отпуска может присоединяться к следующему очередному отпуску.
9. Графики отпусков ИТП
9.1. Работодатель организации ГА, организовывая производство, должен предусмотреть возможность каждому работнику, из числа ИТП, использовать свой отпуск ежегодно в полном объеме, включая все причитающиеся ему дополнительные отпуска, путем соблюдения баланса численности ИТП или иным образом, не ущемляющим право на отпуск каждого работника, из числа ИТП.
9.2. Порядок предоставления отпусков в организациях ГА для ИТП, коллективным договором или иным соглашением, не может устанавливаться хуже установленного Законодательством РФ (пост. Верх. Сов. СССР от апреля 1990 г.; пост. Сов. Мин. СССР и ВЦСПС от 2 июля 1990 г.).
9.3. Порядок предоставления отпусков ИТП, их очередность предоставления в организации ГА, как отдельным работникам так и группам работников, выполняющим коллективные производственные задания, реализуется графиком предоставления отпусков в каждом подразделении службы ИАС.
9.4. Составление графиков отпусков для ИТП обязательно в организации ГА, для реализации потребности планирования производства, условий очередности предоставления отпусков и реализация потребности планирования ежегодного отдыха самим работником.
9.5. График отпусков составляется на каждый календарный год не позднее 5 января текущего года и доводится до сведения всего ИТП. При составлении графика время, порядок и очередность пользования отпуском определяются с учетом особенностей производственного процесса подразделения ИАС, пожелания работников и согласуется с органом ПРИАС.
9.6. Отпуск должен предоставляться ИТП ежегодно в установленный графиком отпусков срок.
10. Порядок применения Положения
10.1. Данное Положение является частью Федеральных авиационных правил ГА России, исполнение которого является обязательным для всех эксплуатантов воздушных судов ГА России, и контролируется Федеральной авиационной службой России и ПРИАС ГА России.
10.2. Положение подлежит исполнению организациями ГА с момента его утверждения ФАС России.
10.3. Установленные ФАС России требования к профессии ИТП ИАС ГА России, влияют на определенные в данном Положении условия труда, нормы труда, правила труда и отдыха ИТП.
При внесении ФАС России дополнений или изменений в требования к профессии ИТП ИАС ГА России, общие нормы и правила данного Положения соответственно дополняются совместным решением ФАС России и ПРИАС ГА России.
10.4. Для ИТП, которому работодатель организации ГА предлагает выполнять работу в условиях труда отклоняющихся от нормальных, определенных статьям 85/1, 86, 87, 88, 89, 90 КЗоТ РФ, время работы и отдыха, правила и нормы, их установление, учет и контроль их выполнения определяются, в организациях ГА, в соответствии с условиями данного Положения, а размеры компенсации работы ИТП в вышеуказанных условиях являются обязательным предметом договора сторон работников и работодателей при заключении ими правовых актов установленных Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях" - Профессиональном тарифном соглашении для ИТП ИАС ГА, Коллективных договорах организаций ГА, а также при заключении с ИТП, из числа членов ПРИАС ГА России, индивидуальных трудовых договоров (контрактов), гражданско-правовых договоров (подрядов).
Директор ФАС России |
Г.Н. Зайцев |
Согласовано
Председатель ПРИАС ГА России |
В.Д. Курочкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 14 сентября 1998 г. N 281 "О создании комиссии по доработке Положения о рабочем времени и времени отдыха инженерно-технического персонала инженерно-авиационных служб гражданской авиации"
Проект положения, утвержденный настоящим приказом, вводится в действие с 1 января 1999 г.
Текст приказа официально опубликован не был