Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 20 августа 2014 года
Арбитражный суд города Москвы в составе:
Судьи - Нариманидзе Н.А. (шифр 148-478)
При ведении протокола секретарем судебного заседания Голубковой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению - Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода
к Федеральной антимонопольной службе России
третье лицо: ООО "Строительные технологии"
о признании незаконным решения от 11.02.2014 по делу N Р-148/14,
В судебное заседание явились:
от заявителя - не явился - извещен
от ответчика - Куликова А.Е. по дов. N ИА/23507/14 от 10.06.2014
от третьего лица - не явился - извещен установил:
Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации Нижнего Новгорода обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконными решение Федеральной антимонопольной службы России от 11.02.2014 N Р-148/14, ссылаясь на то, что выводы ФАС России о нарушении Департаментом города Москвы по конкурентной политике ч. 1 ст. 19.2 ФЗ N 94-ФЗ основаны на неправильном применении норм материального права и противоречат фактическим обстоятельствам дела.
ФАС России по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемого решения, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Представители заявителя и третьего лица - ООО "Строительные технологии", извещенный надлежащим образом о дате, месте, времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и третьего лица - ООО "Строительные технологии" в соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителя ответчика, рассмотрев материалы дела, суд установил, что заявленные требования, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя
Согласно ч. 1 ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ РФ от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" установлены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
В соответствии с положениями, содержащимся в статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 (далее - Постановление Правительства N 728) ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода (далее - Заявитель) о включении сведений об ООО "Строительные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании указанного обращения ФАС России было возбуждено и рассмотрено дело N Р-148/14 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о Контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу данного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу данного закона, сохраняют свою силу.
Таким образом, открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта с ООО "Строительные технологии" на выполнение работ по технической инвентаризации бесхозяйных объектов (подготовку документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, и проведение государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества) для нужд города Нижнего Новгорода в 2013 году N ОАЭФ-199.13 (номер извещения 0132300007513000199) (далее - Аукцион) проводился в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Следовательно, проведение аукциона, исполнение контракта осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов.
Заявитель представил в ФАС России в соответствии со статьей 19 Закона о размещении заказов сведения в отношении ООО "Строительные технологии" для включения в Реестр.
В результате рассмотрения обращения и проведения Комиссией ФАС России на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, было вынесено решение от 11.02.2014 N Р-148/14 об отказе во включении сведений о ООО "Строительные технологии" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с тем, что Заявителем неправомерно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.06.2013 N 0132300007513000199_80305 (далее - Контракт) с ООО "Строительные технологии".
Следовательно, при рассмотрении обращения заказчика о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Строительные технологии" ФАС России, выполняя возложенные на нее полномочия (функции) по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведении проверок, фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта, действовала в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Довод Заявителя о том, что положения проекта гражданско-правового договора не противоречат требованиям части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов, является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 28.05.2013 N 0132300007513000199-3 победителем Аукциона признано ООО "Строительные технологии" с минимальным предложением о цене контракта - 1 738 644, 74 рублей. Заказчиком с ООО "Строительные технологии" заключен муниципальный контракт от 11.06.2013 N 0132300007513000199_80305 (далее - Контракт), цена которого составляет 1 738 644, 74 рублей.
Вместе с тем, извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 30.04.2013.
Согласно части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов (редакция Федерального закона от 30.12.2012) следует, что расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 7.7 Контракта установлено, что "...муниципальный заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков...".
По заявлению самого Заказчика причиной одностороннего отказа от исполнения контракта явилось то, что ООО "Строительные технологии" не исполнило своих обязательств.
Указанное положение Закона о размещении заказов ограничивает право заказчика в выборе способов расторжения государственного контракта, предоставляя ему право расторжения контракта только путем соглашения сторон или по решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
При этом, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является одним из основных положений гражданского законодательства и определяет действие гражданского законодательства во времени.
Согласно пункту 1 статьи 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, пунктом 2 статьи 4 ГК РФ установлено, что к отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
Часть 2 статьи 422 ГК РФ указывает, что если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Учитывая тот факт, что изменения в часть 8 статьи 9 Закона о размещении заказов были внесены 07.06.2013, из совокупности положений статей 4, 422 ГК РФ следует, что в случае изменения гражданского законодательства регулирование отношений сторон договора осуществляется в соответствии с условиями заключенного ими на основании ранее действовавшего законодательства договора, в той части, в которой договор отношения сторон не регламентирует, подлежит применению законодательство, действовавшее на момент возникновения договорных прав и обязанностей.
Таким образом, согласно проекту государственного контракта Заявителю предоставляется преимущественное право расторжения контракта в одностороннем порядке в нарушение части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов (редакция Федерального закона от 30.12.2012).
При этом, как следует из материалов, дополнительное соглашение к Контракту, предусматривающее односторонний отказ от исполнения Контракта, после вступления в силу новой редакции части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов не заключалось.
Учитывая вышеизложенное, положение п. 7.7 проекта гражданско-правового договора нарушает положение части 8 статьи 9 Закона о размещении заказов.
Довод Заявителя о том, что п. 7.7 проекта гражданско-правового договора документации об Аукционе основан на нормах гражданского права не может быть принят судом во внимание по следующим обстоятельствам.
Закон о размещении заказов является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о размещении заказов, нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Закону о размещении заказов.
Частью 8 статьи 9 специального Закона о размещении заказов установлен императивный порядок расторжение государственного или муниципального контракта: по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Таким образом, в связи с тем, что Заказчиком нарушен порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный статьей 19.2 Закона о размещении заказов, сведения в отношении ООО "Строительные технологии" не подлежат включению в Реестр.
В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России правомерно установила в действиях Заказчика части 1 статьи 19.2 Закона о размещении заказов.
В соответствии с абзацем 1 статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
В совместном постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в частности в абзаце втором пункта 1 установлено, что если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
Таким образом, для признания недействительным обжалуемого Заявителем акта ФАС России необходимо наличие двух обязательных условий, а именно: несоответствие их закону и наличие нарушения прав заявителя.
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение вынесено в соответствии с законом, в связи с тем, у суда отсутствуют основания для признания его незаконным в судебном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4, 8, 9, 41, 64, 65, 66, 68, 71, 110, 123, 156, 167-170, 176, 198, 200, 201 АПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации Нижнего Новгорода о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 11.02.2014 г. по делу N Р-148/14 об отказе во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.
Судья |
Н.А. Нариманидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 августа 2014 г. N А40-73408/2014
Текст решения официально опубликован не был