Правила вида спорта "Городошный спорт"
(утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 29 марта 2010 г. N 234)
1. Игра в городки. Городошные фигуры
1.1. Игра в городки.
Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определённого расстояния.
1.2. Городошные фигуры.
1.2.1. Для игры в городки используются 10 или 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рис.1 (Приложение 1).
1.2.2. В партии из 10 фигур для детей (мальчики и девочки), младших юношей и девушек фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности: 1. "Пушка", 2. "Вилка", 3. "Колодец", 4. "Стрела", 5. "Артиллерия", 6. "Серп", 7. "Пулемётное гнездо", 8. "Самолёт", 9. "Тир", 10. "Письмо".
1.2.3. Все фигуры, кроме фигуры "Письмо", ставят на середине лицевой линии "Города", не выходя за его пределы, в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" (Приложение 2).
1.2.4. Угловые городки фигуры "Письмо" ставят по внешней линии "Города", не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий "Марку", устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла "Города" до переднего левого угла (для играющих правой рукой), или в центре диагонали, идущей от заднего левого угла до переднего правого угла "Города" (для играющих левой рукой).
1.2.5. Фигуру "Серп" для играющих левой рукой устанавливают в левой половине "Города" в "зеркальном отображении".
1.2.6. Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.
2. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь
2.1. Городошная площадка и её оборудование.
2.1.1. Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном земельном участке размером 30 (22) х 15 (12) метров рис. 3.3 (Приложение 3).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "рис. 3.3" имеется в виду " рис. 3"
2.1.2. Оборудование городошной площадки:
- металлические или полимерные листы, на которых контрастирующей краской наносятся линии "городов" и "пригородов". Толщина металлического листа - 10 мм, материал - сталь (ЗСП). Оптимальная ширина листов - 1,33-1,5 м. Листы укладываются таким образом, чтобы их стык строго совпадал с осевой линией "города" и "пригорода". Стык листов кладётся на меньшую полку угловой стали 75x50x3;
- Отбойная стенка (сетка и резиновый занавес);
- ограждение;
- осветительные приборы для игры вечером;
- фиксированные съёмные планки высотой 40-50 мм на лицевых линиях конов и полуконов;
- навесы для укрытия игроков и секретаря от атмосферных осадков.
Желательно оборудование общего навеса (над "городами", "пригородами" и отбойной стенкой).
2.1.3. Металлические (полимерные) листы, на которых размечаются два "города" с "пригородами", должны покрывать площадь размером не менее 8,0х3.2 м, располагаться строго горизонтально (круглый городок, катящийся в "городе" или "пригороде" с малой скоростью, должен замедлять движение в любом направлении при отсутствии на него внешнего воздействия.
2.1.4. Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями, передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии - 13 м (для старших юношей и мужчин), 11 м (для старших девушек и женщин) и 6,5 м (для детей и младших юношей и девушек).
Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка (кроме фигуры "Письмо"), называется полуконом. Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии - 6,5 м.
Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твёрдой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительными покрытиями являются асфальт или специальные синтетические покрытия.
2.1.5. "Город" - зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой устанавливаются фигуры.
2.1.6. "Пригород" - зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей "города". По центру "Пригорода" на расстоянии 20 и 40 см от штрафной линии наносят краской две отметки длиной 20 см, для установки на них "штрафных" городков.
2.1.7. Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называется штрафной зоной. Её засыпают песком или покрывают мелом из водной суспензии.
2.1.8. Боковые линии кона и полукона должны находиться строго напротив боковых линий "города" с учётом того, что ширина ограничительных линий "города" и боковых линий "пригорода" входят в размеры "города" и "пригорода", а ширина ограничительных линий кона и полукона в размеры этих зон не входят.
Линии разметки шириной 2 см окрашивают краской, контрастирующей с покрытием.
2.2. Инвентарь.
2.2.1. Городок.
Городок (рис. 4 Приложение 3) может иметь форму цилиндра диаметром 48-50 мм или прямоугольного параллелепипеда, имеющего в сечении квадрат со стороной 45-47 мм, длиной 200+-1 мм. Городок изготавливается из древесины, может быть окрашен и не должен иметь каких-либо полостей. Торцы городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными. Все грани городка, имеющего в сечении квадрат, должны иметь фаску 2-3 мм.
Для проведения всероссийских и квалификационных соревнований применяются цилиндрические городки.
2.2.2. Бита (рис. 5 Приложение 3) представляет собой цилиндр произвольного (для мужчин и юношей) веса, длиной не более метра. Вес биты для девушек не может превышать 2 кг, для женщин - 2,5 кг. Диаметр биты - произвольный в любой её части. Бита собирается из вставок, втулок, концевого стакана и ручки. Наиболее целесообразно изготавливать вставки из древесно - слоистого пластика или кизила, втулки - из цельнотянутой стальной трубы, ручку - из текстолита или кизила. Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки. Вставки должны соединяться плотно с втулками и закрепляться кернением или другим способом крепления. Глубина запрессовки вставки - не менее, чем внутренний диаметр втулки. Расстояние от края втулки до места крепления - 10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны иметь взаимных перемещений. Полимерная бита может изготавливаться из полимерной трубы, полимерных стержней или может быть составной. Вес полимерной биты не должен превышать 2 кг. Составная полимерная бита может иметь внутри металлический стержень и резьбовые соединения, обеспечивающие необходимую прочность. Полимерные биты не должны иметь внешних выступающих металлических частей. Составные части не должны смещаться относительно друг друга.
3. Виды соревнований и способы их проведения
3.1. Виды соревнований (дисциплин). Соревнования подразделяются на:
- личные;
- парные;
- парные (смешанные);
- командные;
- лично-командные.
Вид соревнования в каждом конкретном случае определяется Положением.
3.1.1. В личных соревнованиях участники выступают индивидуально.
3.1.2. В парных соревнованиях участники выступают парами: мужскими (юношескими), женскими (девичьими) и смешанными.
3.1.3. В командных соревнованиях участники выступают командами. Состав команды и порядок проведения соревнования определяется Положением.
3.1.4. В лично-командных соревнованиях участники могут выступать и в личном, и в командном зачётах. Победитель соревнований определяется по сумме очков, набранных участниками в личном зачёте, или по сумме очков, набранных в личном и командном зачётах.
3.2. Способы проведения соревнований.
3.2.1. Личные, парные и командные соревнования могут проводиться:
- из определённого количества партий;
- на выбивание установленного количества фигур;
- по круговому способу;
- по способу с выбыванием;
- по смешанному способу.
Количество партий, выбиваемых фигур, а также порядок постановки фигур определяется Положением.
4. Участники соревнований
4.1. Возраст участников. В зависимости от возраста участники соревнований делятся на группы:
- дети (мальчики и девочки) 9-12 лет;
- младшие юноши и девушки 13-14 лет;
- старшие юноши и девушки 15-18 лет;
- юниоры и юниорки 19-25 лет;
- мужчины и женщины 26-54 года;
- ветераны 55 лет и старше.
4.1.1. Дети, младшие юноши и девушки играют с расстояния 6,5 м - кон и полукон.
4.1.2. Старшие юноши, юниоры и мужчины играют с расстояния 6,5 м - полукон и 13 м - кон. Расстояние для игры ветеранов определяется Положением.
Примечание: при проведении всероссийских соревнований ветераны играют с кона 13 м.
4.1.3. Для участия в соревнованиях городского и выше уровней каждый спортсмен должен иметь справку о допуске к соревнованиям, подписанную врачом, заверенную личной печатью врача или печатью медицинского учреждения. Допускается оформление заявления участника о личной ответственности за состояние здоровья во время соревнований.
4.1.4. Участники соревнований из младших возрастных групп могут быть допущены к соревнованиям в старших возрастных группах с разрешения главного судьи при условии соответствия их технической подготовки уровню соревнований.
4.2. Форма одежды.
4.2.1. Участники должны быть одеты в спортивную форму, соответствующую погоде и условиям проведения соревнований.
4.2.2. Участники команды должны быть одеты в единую спортивную форму с соответствующей эмблемой. Каждый участник команды должен иметь на спине порядковый номер, под которым он записан в протоколе. Номер должен быть различим с любого расстояния в пределах площадки.
4.2.3. Капитан команды должен иметь на рукаве повязку, отличающуюся от формы по цвету, или знак "капитан".
4.3. Тренер (представитель).
4.3.1. Команду, участвующую в соревнованиях, представляет тренер (представитель).
4.3.2. Тренер (представитель) является руководителем команды. Он несёт ответственность за соблюдение спортивного режима, дисциплину, чёткое выполнение спортсменами правил и положения о соревновании.
4.3.3. Тренер (представитель) участвует в жеребьёвке, присутствует на заседаниях судейской коллегии, если они проводятся совместно с тренерами (представителями).
4.3.4. Во время игры тренер (представитель) имеет право находиться при команде. Ему запрещается вмешиваться в действия судей на площадке.
4.4. Капитан команды.
4.4.1. В каждой команде один из участников избирается капитаном команды.
4.4.2. В отсутствии тренера (представителя) он является руководителем команды. Он один имеет право обращаться к судье. Капитан несёт ответственность за дисциплину в команде во время игры.
4.4.3. Капитан команды следит за последовательностью установки фигур и очерёдностью выхода участников в каждом заходе.
4.4.4. Если капитан команды покидает площадку, то он сообщает судье номер и фамилию участника, который в его отсутствие будет выполнять функции капитана команды.
4.5. Права и обязанности участников соревнований.
4.5.1. Участники соревнований имеют право:
- на разминку перед началом игры в течение 10 минут в личных соревнованиях. В командных соревнованиях длительность разминки определяется из расчета 5-ти минут на каждого участника команды;
- обращаться к судье в личных соревнованиях. В случае несогласия с решением судьи обращаться к главному (старшему) судье (в командных соревнованиях таким правом обладает только капитан);
- подать протест на решение судьи в течение часа, о чём сделать соответствующую запись в протоколе после окончания игры;
- опротестовать результат встречи в случае нарушений Правил и Положения. Все апелляции подаются в главную судейскую коллегию (Федерацию) в письменной форме (Приложение 4) в течение часа после окончания встречи;
- на получение медицинской помощи;
- на помощь одного или двух ассистентов в личных соревнованиях.
4.5.2. Участники соревнований обязаны:
- знать и выполнять Правила и Положение о соревнованиях;
- вести себя в духе честного соперничества;
- быть вежливыми и тактичными по отношению к судьям и соперникам;
- избегать действий, направленных на задержку игры и действий, которые могут быть расценены как таковые;
- во время игры не производить никаких действий, мешающих сопернику.
5. Судейская коллегия соревнований
5.1. Для проведения соревнований назначается судейская коллегия, в состав которой входят: главный судья, главный секретарь, один или несколько заместителей главного судьи, заместитель главного секретаря, старшие судьи, судьи, судьи-секретари, судья-информатор.
Количественный состав судейской коллегии зависит от количества участвующих в соревнованиях команд. Для проведения личных и командных соревнований, в которых участвует 8-10 команд, судейская коллегия необходима в составе 16 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует 11-16 команд, судейская коллегия должна быть в количестве 20 человек. Для проведения соревнований, в которых участвует свыше 16 команд, судейская коллегия составляет 24 человека.
5.2. Главная судейская коллегия.
5.2.1. В состав главной судейской коллегии соревнований входят: главный судья, главный секретарь, заместитель (заместители) главного судьи, заместитель главного секретаря.
5.2.2. Главная судейская коллегия (судейская коллегия) работает под руководством главного судьи. На своих заседаниях она рассматривает вопросы организации и хода проводимых соревнований.
5.2.3. Функциональные обязанности судей определяются "Квалификационными требованиями к спортивным судьям по виду спорта "городошный спорт".
6. Правила и порядок проведения игры
6.1. Разминка.
6.1.1. Перед началом игры участникам предоставляется разминка (п. 4.5.1).
6.1.2. Перед началом разминки судья и участники выстраиваются за территорией площадок, после чего организованно по команде судьи-информатора (судьи) выходят на площадку и становятся вдоль задней линии "города" с битами, лицом к зрителям. В личных соревнованиях участники занимают места у задней линии "городов" напротив внутренних боковых линий "города". Судья занимает место между участниками. Судья-информатор (судья) объявляет о соревновании и предоставляет разминку.
6.1.3. Во время разминки судья-информатор сообщает сведения о командах (спортсменах), их турнирном положении, достижениях в прошлых соревнованиях и рекордах.
6.1.4. Перед началом игры (до окончания разминки) секретарь должен заполнить протокол, а капитаны команд его подписать.
6.1.5. Игрок команды, не выступающий на протяжении одной партии, имеет право на разминку на свободной площадке, при этом не мешая проведению соревнований.
6.1.6. Во время выхода на кон или полукон и возвращение обратно игрокам запрещается наступать на передние ограничительные планки или перешагивать через них.
6.2. Построение и порядок проведения игры.
6.2.1. После объявления об окончании разминки и подготовки площадок для проведения соревнований, участники становятся вдоль задней линии "города" с битами, лицом к зрителям. Судья занимает место между участниками.
6.2.2. Судья-информатор (судья) объявляет о соревнованиях и представляет участников игры и судей. Участники приветствуют друг друга.
6.2.3. При выходе на построение, во время разминки и игры участники должны нести биты в одной руке.
6.2.4. Игру начинает команда (участник) правого "города", далее соперники выполняют броски поочерёдно, используя в каждом выходе по две биты.
6.2.5. Состав команды и количество участников, играющих в одном заходе, определяется Положением. Очерёдность выхода игроков устанавливает капитан или тренер команды. В одном заходе каждый игрок может выходить один раз. В парных соревнованиях участники выполняют броски по очереди.
6.2.6. Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура "Письмо" выбивается только с кона.
6.2.7. После окончания партии команды (участники) выстраиваются вдоль боковых линий "города" лицом друг к другу и после объявления результата, по команде судьи, меняются "городами".
6.2.8. Опоздавший игрок может вступить в игру после уведомления судьи, если его фамилия внесена в протокол. Игрок, фамилия которого внесена в протокол, не имеет права покидать площадку, не уведомив судью через капитана.
6.2.9. Если перед началом игры в составе команды на два человека меньше, чем необходимо в одном заходе по Положению, команда не допускается к игре.
6.2.10. Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих "городов".
6.2.11. Игроку запрещается выполнять в одном заходе два броска одной и той же битой, но если во время соревнований у игрока сломалась бита, то он имеет право продолжить игру одной битой только в данный день.
6.2.12. В командных играх в решающей партии после выбивания одной из команд фигуры "Артиллерия" команды меняются "городами". При этом обе команды до перехода должны сделать одинаковое количество бросков. Если перед сменой "городов" в решающей партии у игрока осталась одна бита, то после перехода он выполняет бросок одной битой. После перехода команды ставят в своих "городах" очередные фигуры или городки, не выбиты перед сменой "городов" (в том же положении), и продолжают партию. Если игрок команды левого "города" выбил (добил) фигуру "Артиллерия" первой битой, то после перехода он выполняет второй бросок, затем игру продолжает игрок этой же команды.
6.2.13. Команда, играющая неполным составом, выполняет в каждом заходе на два броска меньше. Невыполненные броски считаются "потерянными".
6.2.14. В первом туре личных соревнований главный секретарь распределяет игроков по площадкам по результатам жеребьёвки. Во втором туре осуществляется последовательная смена площадок. На каждой площадке игроки распределяются по парам в строгой зависимости от результатов первого тура. В третьем туре распределяются по парам строго по результатам, показанным за два тура, при этом площадки для каждой пары определяются жеребьёвкой. Во втором и третьем турах игроки, показавшие лучшие результаты, выступают последними. Время выступления лидеров должно быть удобно для зрителей.
6.2.15. Если один из участников личных соревнований завершил свою партию раньше, то он ждёт, пока соперник окончит свою. При этом ему разрешается делать разминочные броски в порядке своей очереди. Если отставшему сопернику на завершение партии необходимо теоретически не менее пяти бит, или разница в результатах первой партии достигла пяти бит, то игроки меняются "городами" и отставший соперник завершает партию, после чего начинает вторую.
6.2.16. Если городки сдвинуться с места по какой-либо причине раньше, чем их коснется бита (или пролетит мимо них), то их устанавливают в прежнем положении, биту возвращают и бросок выполняют повторно. Это также касается случаев, когда бита проходит под городками, подскочившими от сотрясения площадки вследствие удара биты.
6.2.17. Если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска, когда бита не коснулась городков, то их восстанавливают в прежнем положении, но биту не возвращают.
6.2.18. Если от сотрясения площадки после удара биты происходит подскок городков (городка) и бита проходит под городками, не задевая их, то расположение городков восстанавливается и бросок выполняется повторно.
6.2.19. Если городок после удара покатился в одну сторону, а потом изменил направление движения на противоположное, то судья откатывает его на то место, с которого он покатился обратно.
6.2.20. Если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму более, чем на половине длины, и большая его часть осталась в "городе" или "пригороде", бита возвращается, фигура или положение городков восстанавливается. Если в "городе" или "пригороде" осталась меньшая часть городка, то городок считается выбитым.
6.2.21. Если команда, играющая в левом "городе", теоретически не может закончить партию с тем же результатом, с каким закончила команда в правом "городе", то игра в этой партии прекращается.
6.2.22. Если игрок, играющий левой рукой, сделал промах по фигуре "Серп" или "Письмо" и при этом не задел ни один городок, то для следующего за ним игрока, бросающего правой рукой, эти фигуры переставляются. И наоборот.
6.2.23. Соревнования (игра) могут быть временно прерваны (отменены):
- из-за неудовлетворительной подготовки площадок;
- из-за неблагоприятных метеорологических условий;
- для оказания медицинской помощи травмированным (заболевшим) участникам соревнований. Если перерыв в игре был не более 15 минут, то игра возобновляется сразу, без разминки, а если более 15 минут, то игрокам предоставляется пятиминутная разминка, после чего игра возобновляется с прерванного положения партии. Если перерыв длился более двух часов, то прерванная партия начинается заново, а счёт партий, сыгранных до перерыва, сохраняется. Если игра переносится на другой день, то результат сыгранных партий аннулируется.
6.2.24. Если игрок нарушил Правила во время броска, то такой бросок считается "потерянным" (см. п. 6.4.1).
6.2.25. За нарушение Правил, не связанных с выполнением броска, участник получает предупреждение судьи. В случае повторного нарушения он (команда) наказывается лишением броска (не произведённый бросок считается "потерянным").
6.2.26. За неспортивное поведение участник может быть удалён судьёй до конца игры, а главным судьёй - до конца соревнований.
6.2.27. По окончании встречи судья выстраивает игроков вдоль задних линий "городов", лицом к зрителям. После объявления результата встречи игроки и судьи обмениваются рукопожатиями и покидают площадку.
6.3. Выбитый и не выбитый городок.
6.3.1. Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы "города" или "пригорода" в любом направлении, кроме штрафной зоны.
6.3.2. Городок (городки), выкатившийся за пределы "города" или "пригорода" и вкатившийся обратно, считается выбитым.
6.3.3. Положение городка, остановившегося рядом с границей "города" или "пригорода" с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым. В сомнительных случаях рядом с городком на внешней кромке линии ставят вертикально другой городок и, если городки не соприкасаются, городок считается выбитым.
6.3.4. Положение городка, задевающего при вращении линии "города" или "пригорода", определяется после полной его остановки.
6.3.5. Городок, вкатившийся в "пригород" на расстояние менее 20 см от штрафной линии или закатившийся за неё, устанавливается на расстоянии 20 см от штрафной линии параллельно ей против центра "города", если из фигуры выбит хотя бы один городок. Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной зоной, также ставится на штрафную отметку. Если из фигуры не выбит ни один городок, то все городки, вкатившиеся в "пригород" на расстояние менее 40 см от штрафной линии, устанавливаются на расстоянии 40 см от штрафной линии. Если какой-либо городок, находящийся в "пригороде", мешает установке другого городка на штрафную отметку, он минимально сдвигается в направлении лицевой линии без изменения ориентации.
6.3.6. Городки, вкатившиеся в "пригород" и не дошедшие до штрафной отметки, остаются в занятом положении.
6.3.7. Городок, подкатившийся к штрафной линии на расстояние менее 40 см при выбивании фигуры "Письмо", ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии параллельно ей напротив места, ранее занимаемого этим городком.
6.3.8. В соревнованиях детей, младших юношей и девушек, старших девушек и женщин городки, выкатившиеся к штрафной линии менее, чем на 40 см, ставят на расстоянии 40 см от штрафной линии по центру "пригорода". В соревнованиях детей такие городки устанавливаются вертикально.
6.3.9. Если выбитый городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода", помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита. Если городок, вернувшийся в пределы "города" или "пригорода", помешал движению другого городка, двигавшегося по направлению к штрафной линии, то положение городков после удара сохраняется, двигавшийся городок ставится на месте столкновения, при этом бита не возвращается.
6.3.10. Если городок, изменивший направление движения на противоположное (имевший "мёртвую" точку) внутри "города" или "пригорода", помешал движению других городков, то положение городков до броска восстанавливается, при этом игроку возвращается бита. Если городок, имевший ранее "мёртвую" точку, покатился и помешал движению городка, двигавшегося в направлении к штрафной зоне, то двигавшийся городок ставится в положение, в котором он был в момент столкновения городков, имевший ранее "мёртвую" точку, ставится на месте её фиксации.
6.3.11. Если два городка сталкиваются в "городе" или "пригороде" и после этого расходятся, то фиксируется их окончательное положение.
6.3.12. До объявления судьёй результата броска разрешается убирать городки, отскочившие от отбойной стенки или скатившиеся с настила за покрытием "города", не наступая на листы игрового покрытия;
До объявления судьёй результата броска запрещается:
- подметать "город" или "пригород";
- становиться на листы покрытия "города" или "пригорода".
Если эти нарушения повлияли на результат броска, команда (участник), допустившая нарушение, наказывается тем, что городок (городки) выкатившийся в результате нарушения, устанавливается на краю линии в месте его выхода.
6.3.13. Положение городка, катившегося по другому городку, определяется после полной его остановки.
6.3.14. Если возвратившийся в "город" выбитый городок коснулся уже остановившегося городка и при этом изменил его направление, то последний возвращается в прежнее положение, возвратившийся в "город" городок убирается. В этом случае бита игроку не возвращается.
6.4. Потерянный бросок.
6.4.1. Бросок считается "потерянным", а расположение городков восстанавливается, если:
- бросок выполнен до свистка судьи;
- бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней;
- игрок в одном заходе совершил третий и более бросок;
- игрок в период от начала замаха до приземления биты наступил на ограничительную линию (планку) или выскочил за неё и коснулся любой частью тела поверхности вне зоны кона или полукона. В этом случае - положение городков до удара может не восстанавливаться. Решение судьи не должно быть выгодно участнику (команде), нарушившему Правила.
6.5. Выигрыш партии и конечный результат игры.
6.5.1. Партия считается выигранной той командой (участником), которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.
Если во время игры пропущена фигура или в командной игре нарушена очерёдность выхода игроков, то:
- если пропуск фигуры обнаружен до постановки фигуры "Письмо", то пропущенная фигура ставится сразу же после освобождения "города" от городков;
- если пропуск фигуры обнаружен во время выбивания фигуры "Письмо", то броски, произведённые по фигуре "Письмо", считаются "потерянными", ставится пропущенная фигура, а фигура "Письмо выбивается заново;
- если пропуск фигуры в личных соревнованиях обнаружен после окончания партии, то к результату партии прибавляется четыре биты за каждую пропущенную фигуру;
- если нарушение очерёдности выхода игроков обнаружено до окончания партии, то все броски, выполненные с момента нарушения, считаются "потерянными" и игра продолжается;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены после окончания игры, то в партии, сыгранной с нарушением, и во всех несыгранных партиях команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение, и результат игры определяется с учётом партий, сыгранных без нарушений;
- если нарушение очерёдности выхода игроков или пропуск фигуры обнаружены до объявления судьёй результата игры, то в партии, сыгранной с нарушением, команде, допустившей нарушение, засчитывается поражение и игра продолжается.
6.5.2. Игра выиграна одной из команд (одним из участников), если:
- в игре из трёх партий счёт 2:0, 2:1, 2,5:0,5;
- в игре из пяти партий счёт 3:0, 3:1, 3:2, 3,5:1,5, 3,5:0,5;
При счёте 1,5:1,5 и 2,5:2,5 результат игры - ничья.
6.5.3. В случае, если Положением предусмотрены иные формы проведения соревнований, то возможны другие способы определения победителя в игре.
7. Определение результатов соревнований.
7.1. В соревнованиях на выбивание установленного количества фигур места участников определяются по наименьшему количеству бит. При равном количестве бит у нескольких участников победитель определяется по наименьшему количеству бит, затраченных на выбивание фигур:
- последнего тура;
- последней партии последнего тура;
- предпоследнего тура;
- "Пулемётное гнездо", "Часовые", "Тир", "Письмо" во всех партиях соревнований.
7.2. В соревнованиях, проводимых по круговому способу, места определяются по количеству набранных очков. Количество очков, начисляемых по результатам игры, определяется Положением. При равенстве суммы очков победитель определяется:
- по сумме очков, набранных в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий в играх между ними;
- по лучшему среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях в играх между ними;
- по разности выигранных и проигранных партий во всех играх соревнований;
- по среднему техническому результату в выигранных и ничейных партиях во всех играх соревнований.
7.3. В соревнованиях, проводимых по системе с выбыванием, при ничейном счёте победитель определяется в дополнительной партии до первого полученного преимущества одним из участников (одной из команд).
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
3. Упрощённые правила
Массовые соревнования в коллективах физической культуры, молодёжных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрощенным правилам. При этом рекомендуется сохранять размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определять победителя можно по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.
Способы проведения командных соревнований
Существует два способа проведения командных соревнований: круговой и с выбыванием.
А. Круговой способ.
Каждая команда играет по очереди со всеми остальными. Для составления расписания и очередности игр жеребьевкой определяют порядковый номер каждой команды, а затем очередность игр (по таблице Бергера - Бухольца).
Если нет готовых таблиц, то их легко составить. Для этого существует несколько способов. Рассмотрим простейший из них. Вычерчивается сетка, где по вертикали располагают колонки по числу пар команд, выступающих в каждом туре, а по горизонтали - число строк, равное числу туров.
Например, для восьми команд по вертикали будет четыре колонки (отмечены знаком "тире"), а по горизонтали - семь строк. В первой вертикальной колонке сверху вниз через строку слева от тире пишут цифры 1, 2, 3, 4, а справа от тире - цифры 5, 6, 7, как показано в таблице 1.
Таблица 1
1 тур |
1- |
- |
- |
- |
2 тур |
-5 |
- |
- |
- |
3 тур |
2- |
- |
- |
- |
4 тур |
-6 |
- |
- |
- |
5 тур |
3- |
- |
- |
- |
6 тур |
-7 |
- |
- |
- |
7 тур |
4- |
- |
- |
- |
Затем заполняют горизонтальные строки для каждого тура следующим образом - для нечетных туров (слева от знака "тире") пишут цифры возрастающие, а для нечетных туров (справа от знака тире") пишут цифры убывающие:
в строке 1 тура - 2, 3, 4; |
2 тура - 4, 3, 2; |
в строке 3 тура - 3, 4, 5; |
4 тура - 5, 4, 3; |
в строке 5 тура - 4, 5, 6; |
6 тура - 6, 5, 4; |
в строке 7 тура - 5, 6, 7; |
как показано в таблице 2. |
Таблица 2
1 тур |
1- |
2- |
3- |
4- |
2 тур |
-5 |
-4 |
-3 |
-2 |
3 тур |
2- |
3- |
4- |
5- |
4 тур |
-6 |
-5 |
-4 |
-3 |
5 тур |
3- |
4- |
5- |
6- |
6 тур |
-7 |
-6 |
-5 |
-4 |
7 тур |
4- |
5- |
6- |
7- |
Пустые места в каждой строке (в каждом туре) заполняются справа - налево цифрами, возрастающими (для нечетных туров) и убывающими (для четных туров) из ряда:
5, 6, 7, 1, 2, 3, как показано в промежуточной таблице 3.
Таблица 3
1 тур |
- |
-7 |
-6 |
-5 |
2 тур |
- |
6- |
7- |
1- |
3 тур |
- |
-1 |
-7 |
-6 |
4 тур |
- |
7- |
1- |
2- |
5 тур |
- |
-2 |
-1 |
-7 |
6 тур |
- |
1- |
2- |
3- |
7 тур |
- |
-3 |
-2 |
-1 |
При правильном заполнении (т.е. при совмещении таблиц 2 и 3) получают итоговую таблицу 4, в которой остались пустые места только в крайней левой колонке.
Таблица 4
1 тур |
1- |
2-7 |
3-6 |
4-5 |
2 тур |
-5 |
6-4 |
7-3 |
1-2 |
3 тур |
2- |
3-1 |
4-7 |
5-6 |
4 тур |
-6 |
7-5 |
1-4 |
2-3 |
5 тур |
3- |
4-2 |
5-1 |
6-7 |
6 тур |
-7 |
1-6 |
2-5 |
3-4 |
7 тур |
4- |
5-3 |
6-2 |
7-1 |
При участии в соревнованиях восьми команд, пустые места в левой колонке заполняют цифрой "8", а при семи командах - цифрой "0" или так и оставляют, что позволяет четко видеть номер команды, "свободной" от игры в каждом туре.
Команда, номер которой указан первым, начинает игру.
После составления таблицы очередности игр по турам составляют расписание всех игр с указанием места (номера площадки), дня и часа игры. Для этого к таблице очередности игр добавляют сверху "шапку" и две вертикальные колонки, как указано в таблице 5.
Таблица 5
Туры |
Время начала |
Номера площадок |
||||
N |
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
|
|
1-8 |
2-7 |
3-6 |
4-5 |
2 |
|
|
8-5 |
(6-4) |
7-3 |
1-2 |
3 |
|
|
2-8 |
3-1 |
(4-7) |
5-6 |
4 |
|
|
8-6 |
7-5 |
1-4 |
(2-3) |
5 |
|
|
3-8 |
4-2 |
5-1 |
(6-7) |
6 |
|
|
8-7 |
1-6 |
(2-5) |
3-4 |
7 |
|
|
4-8 |
(5-3) |
6-2 |
7-1 |
Для того, чтобы команды одинаковое число раз играли на каждой площадке, применяют правило "лесенки", по которому команды, играющие с командой под номером "8", равномерно распределяются с первой площадки по остальным.
В таблице 5 показано, как сделать "лесенку" для расписания на восемь команд. Команды, номера которых выделены скобками, переводят на первую площадку, а их место занимают команды с первой площадки. Так, во втором туре команды, имеющие номера "8" и "5", будут играть между собой на второй площадке, а команды с номерами "6" и "4" со второй площадки перейдут играть на первую. В окончательном виде типовое расписание будет выглядеть так, как показано в таблице 6.
Таблица 6
Туры |
Время начала |
Номера площадок |
||||
|
Дата |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
|
|
(1-8) |
2-7 |
3-6 |
4-5 |
2 |
|
|
6-4 |
(8-5) |
7-3 |
1-2 |
3 |
|
|
4-7 |
3-1 |
(2-8) |
5-6 |
4 |
|
|
2-3 |
7-5 |
1-4 |
(8-6) |
5 |
|
|
6-7 |
4-2 |
5-1 |
(3-8) |
6 |
|
|
2-5 |
1-6 |
(8-7) |
3-4 |
7 |
|
|
5-3 |
(4-8) |
6-2 |
7-1 |
Правило "лесенки" справедливо для шести, восьми, двенадцати команд и непригодно для десяти. В этом случае равномерно распределяют команды по площадкам с помощью специального подбора.
Б. Способ с выбыванием.
Команды выбывают из соревнований после первого проигрыша.
Расписание игр и таблицу соревнований составляют следующим образом.
Порядковый номер каждой команды определяют жеребьевкой. Команды располагают в таблице сверху вниз в порядке, определенным жребием: первый номер играет со вторым, третий с четвертым и т.д. Если число участвующих команд равно степени двух (4, 8, 16, 32), то в игру вступают одновременно (с первого тура) все команды. Победители первого тура играют между собой также попарно (по таблице сверху вниз). Игры, проведенные на этом этапе, считают вторым туром и т.д.
Тур, в котором играют восемь команд, называется четвертьфиналом, в котором играют четыре команды - полуфиналом, и, наконец, решающий матч двух лучших команд - финалом.
Если число участников (команд) не кратно двум, то играющих в первом туре определяется по формуле , где А - число команд, х - степень, дающая число, максимально приближённое к А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила вида спорта "Городошный спорт" (утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 29 марта 2010 г. N 234)
Текст правил официально опубликован не был
Приказом Минспорта России от 15 июня 2017 г. N 528 приказ Минспорттуризма России от 29 марта 2010 г. N 234, утвердивший настоящие Правила, утратил силу с 15 июня 2017 г.