1. Об ограничении количества участников закупки
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что заказчиком установлены требования к оборудованию для проведения лучевой терапии, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя - Elekta Limited. Кроме того, заявитель считает, что в один объект закупки (один лот) объединена поставка невзаимосвязанных товаров.
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что в отношении позиций 1 и 2 технического задания документации о закупке участникам закупки не представляется возможным предложить к поставке иное оборудование, кроме производимого Elekta Limited. Однако довод заявителя о том, что заказчиком неправомерно объединены в один объекты закупки невзаимосвязанные товары, своего подтверждения не нашел, поскольку заказчиком на заседание Комиссии представлены документы, подтверждающие, что закупаемое оборудование представляет собой не отдельные независимые установки, а единую технологичную систему.
Вместе с тем, для устранения нарушения, выразившегося в установлении требований, соответствующих исключительно продукции Elekta Limited, выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 03.09.2014 N К-1296/14
Номер извещения 0121200000314001498
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к оборудованию для проведения лучевой терапии, которые ограничивают количество участников закупки, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно: Elekta Limited;
2) Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки оборудование, технологически и функционально не связанное между собой, что ограничивает количество участников закупки;
3) в документации об Аукционе отсутствует надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 15.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 273 250 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 02.09.2014;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников закупки - 08.09.2014.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к поставке следующего оборудования для проведения лучевой терапии:
По мнению Заявителя, совокупность требований к оборудованию по позициям NN 1, 2, 3, 4 указывает на возможность поставки участниками закупки только аппарата производства Elekta Limited, совокупность требований к оборудованию по позиции N 8 указывает на возможность поставки участниками закупки только аппарата производства Eckert & Ziegler Bebig.
1.1 В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к оборудованию по позициям NN 1, 2 для проведения лучевой терапии:
1 Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри и радиохирургии. Количество лепестков МЛК, не менее - 160.
2 Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри. Количество лепестков МЛК, не менее - 160.
На заседании Комиссии представители Заявителя представили сравнительную таблицу оборудования по позициям NN 1, 2 для проведения лучевой терапии, из которой следует, что требованиям технического задания документации об Аукционе соответствует только оборудование производства Elekta Limited. При этом, на российском рынке также представлены иные аппараты для лучевой терапии, в частности производства Varian Medical Systems.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии представили технические паспорта оборудования для проведения лучевой терапии, из которых следует, что требованиям, установленным по позициям NN 1, 2 технического задания документации об Аукционе, соответствует продукция только одного производителя, а именно: Elekta Limited.
Вместе с тем, Заказчиком на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупности требований по позициям NN 1, 2 технического задания документации об Аукционе соответствует оборудование, производимое несколькими производителями.
Таким образом, требования к поставляемому товару, установленные Заказчиком в позициях 1 и 2 технического задания документации об Аукционе, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.2 В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к оборудованию по позициям NN 3, 4 для проведения лучевой терапии: "3 Система трехмерного дозиметрического планирования Система 3-х мерного дозиметрического планирования с возможностью виртуальной симуляции. Совместимость поставляемой планирующей системы с имеющейся в учреждении системой трехмерного планирования XiO CE-3D - Наличие; 4 Система лучевой терапии с функциями модулирования интенсивности, модулирования интенсивности по объему с постоянным вращением гентри. Интеграция имеющихся дистанционных гамма-терапевтических аппаратов Theratron Equinox 80 в поставляемую информационно-управляющую систему - Наличие".
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупность требований к оборудованию по позициям NN 3, 4 технического задания документации об Аукционе соответствует оборудованию, производимому только одним производителем.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупность требований к оборудованию по позициям NN 1, 2 указывает на возможность предложения в составе заявки участниками закупки оборудования только одного производителя, не нашел своего подтверждения.
1.3 В техническом задании документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие требования к оборудованию по позиции N 8 для проведения лучевой терапии: "8 Комплекс оборудования для проведения контактной гамма-терапии. Интегрированная в аппарат система для in-vivo дозиметрии пациента - Наличие".
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что совокупность требований к оборудованию по позиции N 8 технического задания документации об Аукционе соответствует оборудованию, производимому только одним производителем.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупность требований к оборудованию по позиции N 8 указывает на возможность предложения в составе заявки участниками закупки оборудования только одного производителя, не нашел своего подтверждения.
2. Предметом контракта является поставка комплекса оборудования для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов.
Представители Заказчика пояснили, что комплекс оборудования для лучевой терапии включает в себя дистанционные, поверхностные, внутриполостные методы лечения, некоторым пациентам показана сочетанная лучевая терапия, совместное использование различных методов лучевой терапии. Оборудование для различных методов представляет собой не отдельные независимые установки, осуществляющие завершенный лечебный процесс, а единую технологичную систему, взаимосвязь и координация которой происходит посредством информационно-управляющей системы отделения лучевой терапии (далее - ИУС). Для автоматизации процесса облучения и общей оптимизации работы отделения каждый из перечисленных аппаратов должен иметь интерфейс для подключения к ИУС и оснащаться рабочей станции, производить прием и передачу данных ИУС по используемым универсальным протоколам. При невозможности совмещения оборудования в единую систему процесс лечения будет неэффективен.
Заявителем на заседание Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки оборудование для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединено в один предмет закупки оборудование для проведения лучевой терапии и предлучевой подготовки пациентов, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график. В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, не рассматривается Комиссией.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части установления требований к оборудованию по позициям NN 1, 2 Технического задания документации об Аукционе, которые ограничивают количество участников закупки и соответствуют продукции только одного производителя, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
2. О рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в аукционе.
Комиссия, изучив материалы дела, установила, что в инструкции по заполнению заявки указано, что если в документации описание показателя характеристик товара сопровождается словами "диапазон", "в диапазоне", то участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значение диапазона).
Заявителем в заявке указано конкретное значение показателя изменения линейного размера после химчистки. Однако данный показатель подлежит указанию в виде диапазона значений, поскольку он сопровожден словами "в диапазоне". Следовательно, заявка заявителя не соответствует установленным заказчиком требованиям, в связи с чем решение аукционной комиссии об отказе в допуске заявителю к участию в аукционе принято в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Жалоба признан необоснованной.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 11.09.2014 N К-1329/14
Номер извещения 0173100011914000056
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 05.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 20 000 000 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 5 участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 01.09.2014;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 19 800 000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 28.08.2014 N 2014/61-ЭА (далее - Протокол рассмотрения первых частей заявок) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием сведений, представленных в заявке на участие в Аукционе требованиям документации об Аукционе.
В "Техническом задании" приложении 1 к документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к материалам: "Основная ткань - "торедо" с водоотталкивающей пропиткой, саржевое переплетение. Изменение линейных размеров после стирки/химчистки должно быть в диапазоне от -3% до +3% как по длине, так и по ширине".
Пунктом 9.5 документации об Аукционе установлена инструкция участникам аукциона по заполнению заявки на участие в Аукционе: "... Если в документации описание показателя технических и функциональных характеристик товара сопровождается словами "не менее", "не более", "не ниже", "не выше", "свыше", "ниже", "более", "менее", "или" то участник закупки указывает конкретный (точный) параметр (значение) показателя технических и функциональных характеристик товара.
Если в документации описание показателя технических и функциональных характеристик Товара сопровождается словами "диапазон", "в диапазоне", то участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значение диапазона)".
Изучив заявку Заявителя, представленную на заседание Комиссии представителями Заказчика Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения в отношении изменения линейных размеров после стирки/химчистки "-3% как по длине, так и по ширине".
Таким образом, Единая комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
3. О порядке оценки заявок на участие в конкурсе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что заявителю не представляется возможным ознакомиться с документацией о закупке, поскольку часть файлов размещены на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в формате "dwg".
Комиссия, рассмотрев жалобу, установила, что "dwg" - является основным форматом для систем автоматизированного проектирования, поддерживается несколькими программами, поддерживается многими приложениями систем автоматизированного проектирования косвенно - данные из одного формата данных перемещаются в другой через функции импорт-экспорт. Учитывая изложенное, Комиссией не усмотрены ограничения для ознакомления с файлами, размещенными на Официальном сайте.
Вместе с тем, при проведении внеплановой проверки, установлено, что порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Кроме того, по показателю "Качество работ" оценке подлежит полнота описания выполняемых работ и затрат. Однако инструкция по заполнению заявок не позволяет определить где именно в документации о закупке содержится исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе.
Одновременно порядок оценки по показателю "Квалификация" содержит математическую ошибку, что выражается, в присвоении различного количества баллов (40 и 70 баллов), в случае наличия опыта выполнения в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет с ценой контракта в диапазоне от 30% до 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о внесении изменений в документацию о закупке.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 15.09.2014 N К-1349/14
Номер извещения 0358100002314000130
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком частично размещена на сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) проектная документация в формате "dwg", что не позволяет Заявителю полноценно и быстро ознакомится с проектной документацией.
2) Заказчиком внесены изменения в Конкурсную документацию таким образом, что Заявителю не представляется возможным заполнить заявку на участие в Конкурсе в связи со сложностью ознакомления с Конкурсной документацией.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.08.2014;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 822 737 970 рублей;
3) дата срока окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 17.09.2014.
1. В соответствии с положениями части 1 статьи 49, части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе информация о проведении Конкурса на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков размещается в единой информационной системе и доступна для ознакомления без взимания платы. Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с пунктом 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы регистрация заказчиков и иных лиц, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, за исключением поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
При этом на заседании Комиссии установлено, что в составе Конкурсной документации имеются файлы, размещенные на Официальном сайте в формате "dwg".
Согласно сведениям, размещенным в справочных базах информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", "dwg" - бинарный формат файла, используемый для хранения двухмерных и трёхмерных проектных данных и метаданных, является основным форматом для систем автоматизированного проектирования, поддерживается несколькими программами, в том числе AutoCAD, nanoCAD, IntelliCAD и его вариаций, Caddie. При этом формат "dwg" поддерживается многими приложениями систем автоматизированного проектирования косвенно: то есть данные из одного формата данных перемещаются в другой через функции импорт-экспорт.
Учитывая, что "dwg" является форматом для систем автоматизированного проектирования и поддерживается несколькими программами, Комиссия не усматривает ограничений для ознакомления с файлами, размещенными на Официальном сайте.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация размещена Заказчиком на Официальном сайте и доступна для ознакомления, в том числе, проектная документация размещена в формате, обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов.
При этом в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие, что Конкурсная документация содержит ограничения для ознакомления.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Конкурсная документация, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, не нашел своего подтверждения.
2. Заказчиком на Официальном сайте 02.09.2014 внесены изменения в Конкурсную документацию, путем публикации Распоряжения N 162 от 01.09.2014, содержащего новые редакции ряда пунктов и разделов Конкурсной документации.
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие невозможность и сложность ознакомления с Конкурсной документацией, в связи с внесением Заказчиком изменений в Конкурсную документацию.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил 2, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 60%). "Качественные характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 15%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 25%).
По критерию "Качественные характеристики объекта закупки" установлен показатель: "Качество работ": в рамках показателя Качество работ оценивается описание участником открытого конкурса выполняемых работ. Члены единой комиссии выставляют оценку в соответствии с представленными участником закупки развернутым описанием порядка оформления и выполнения каждого раздела проектной документации в соответствии с требованиями нормативных документов и Государственного контракта. По каждой заявке членами единой комиссии оценивается качество работ на основе представленной информации в заявке на участие в открытом конкурсе. Наибольший балл присваивается заявке, соответствующей лучшим условиям исполнения государственного контракта, предложенной участником открытого конкурса. Оценка заявок по показателю "Качество работ" выставляется в баллах от 0 до 100 баллов (при этом максимальное значение данного показателя составляет 100 баллов). Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов единой комиссии, присуждаемых заявке по показателю. При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество балов присваивается заявке с лучшим, подробным и детальным предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения".
Исходя из указанного, порядок оценки по показателю "Качество работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен, в том числе показатель "Опыт участника выполнения работ": Опыт выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 50% от начальной (максимальной) цены, установленной по настоящему конкурсу (сопоставимыми работами считаются работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог с искусственными сооружениями не нижу II технической категории), подтверждается представленными в составе заявки копиями контрактов (договоров), заключенных ранее с организацией-участником закупок, копиями оформленных актов приемки-сдачи выполненных работ). Шкала величин значимости этого показателя при определении лучшего условия исполнения контракта следующая:
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 50% от начальной (максимальной) цены - 100 баллов;
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 30% от начальной (максимальной) цены, но до 50 % от начальной (максимальной) цены - 70 баллов;
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта не менее 10% от начальной (максимальной) цены, но до 50 % от начальной (максимальной) цены - 40 баллов;
- не менее одного подтверждения наличия опыта выполнения участником конкурса в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в конкурсе сопоставимых по объему и виду работам, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс, с ценой контракта до 10% от начальной (максимальной) цены, либо отсутствие документов, подтверждающих опыт - 0 баллов.
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком критерий "Опыт участника выполнения работ" порядка оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие выполнения контракта, поскольку порядок оценки заявок по указанному критерию не предусматривает присвоение баллов пропорционально опыту выполнения работ сопоставимого характера и объема, что выражается, в том числе в присвоении различного количества баллов (а именно 40 и 70 баллов), в случае наличия опыта выполнения в качестве генподрядчика сопоставимых по предмету конкурса работ за последние 5 лет с ценой контракта от 30% до 50% от начальной (максимальной) цены контракта.
4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 1.2 Конкурсной документации "Заявка на участие в конкурсе должна содержать в том числе, предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, включая конкурсное предложение, составленное по форме приложения N 1 к конкурсной документации. Требования к описанию участниками закупки предложения о качестве работ изложены в разделе 3 настоящей конкурсной документации".
В соответствии с пунктом 3 "Требования к описанию участниками закупки выполняемых работ, их количественных и качественных характеристик" Конкурсной документации "Участник закупки описывает выполняемые работы в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией (приложение 5 к конкурсной документации) требованиями нормативно-технической документации обязательной при выполнении дорожных работ (приложение N 6 к проекту государственного контракта) с учетом Ведомости объемов работ (Приложение N 4 к конкурсной документации)".
В соответствии с подпунктом 19.9.1 пункта 19.9 Конкурсной документации Заказчиком "При оценке заявок по показателю "Качество работ" наибольшее количество балов присваивается заявке с лучшим, подробным и детальным предложением по качеству работ и содержащей наиболее полные и качественные сведения" по форме приложения 1 к Конкурсной документации, в том числе с пояснительной запиской (в свободной форме) на усмотрение участника закупки, составленной на основе технического задания, содержащие все виды (наименования) выполняемых работ и затрат, указанные в техническом задании, а также описание технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, используемого оборудования и машин в полном объеме по всем видам работ, указанным в техническом задании, с учетом специфики объекта.
В соответствии с положениями Конкурсной документации, указанные приложения, являются неотъемлемой частью Конкурсной документации:
приложение N 4 к конкурсной документации - Ведомости объемов работ;
приложение N 5 к конкурсной документации - Проектно-сметная документация;
приложение N 6 к проекту государственного контракта - Нормативно-техническая документация (обязательная при выполнении дорожных работ).
Вместе с тем, из указанных положений Конкурсной документации не представляется возможным определить исчерпывающий перечень работ, затрат, подлежащих описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Конкурсе, а также где именно в техническом задании содержатся указанные работы и затраты. Вместе с тем, полнота описания, в том числе указанных работ и затрат, подлежит оценке единой комиссией Заказчика.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе нарушает пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу необоснованной, признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2014)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.