Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 сентября 2014 г. N 585
"Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2014 году"
16 октября 2014 г.
Приказом Росстата от 3 ноября 2015 г. N 526 настоящий приказ признан утратившим силу
Во исполнение пункта 1.27.6 Федерального плана статистических работ, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 671-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 20, ст. 2383; N 50, ст. 5958; 2009, N 10, ст. 1244; N 33, ст. 4102; 2010, N 16, ст. 1961; N 32, ст. 4354; N 47, ст. 6205; N 49, ст. 6523; 2011, N 15, ст. 2141; N 17, ст. 2511; N 22, ст. 3173; N 25, ст. 3644; 2012, N 2, ст. 327; N 17, ст. 2056; N 19, ст. 2479; N 27, ст. 3743; N 42, ст. 5777; N 49, ст. 6910; 2013, N 10, ст. 1053; N 13, ст. 1596; N 16, ст. 2018; N 22, ст. 2838; N 24, ст. 3006; N 29, ст. 3986; N 36, ст. 4578; N 41, ст. 5210; 2014, N 10, ст. 1057; N 14, ст. 1627; N 23, ст. 3019; N 26, ст. 3631; N 30, ст. 4359), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2014 году.
2. Признать утратившими силу:
приказ Росстата от 24 мая 2013 г. N 189 "О методологических и организационных положениях по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей";
приказ Росстата от 28 марта 2013 г. N 119 "Об утверждении Календарного плана подготовки и проведения федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2013 году";
приказ Росстата от 19 июля 2013 г. N 289 "О внесении изменений в методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, утвержденные приказом Росстата от 24 мая 2013 г. N 189";
приказ Росстата от 3 октября 2013 г. N 391 "О внесении дополнений в методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, утвержденные приказом Росстата от 24 мая 2013 г. N 189".
Руководитель |
А.Е. Суринов |
Методологические и организационные положения
по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2014 году
(утв. приказом Федеральной службы государственной статистики от 29 сентября 2014 г. N 585)
См. Методологические и организационные положения по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2015 г., утвержденные приказом Росстата от 3 ноября 2015 г. N 526
I. Цели и задачи наблюдения
Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей проводится во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2191-р.
Выборочное федеральное статистическое наблюдение по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей (далее - наблюдение за использованием ИКТ) организуется в целях получения официальной статистической информации:
- отражающей использование населением современных информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе для оценки результатов реализации государственной программы Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2013 N 2036-р, Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
- характеризующей использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей населением, как в домашних хозяйствах, так и в профессиональной деятельности различными группами занятого населения в сочетании с социально-демографическими и экономическими характеристиками респондентов;
- об использовании населением средств защиты информации;
- о получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
Результаты наблюдения за использованием ИКТ предназначены для получения информации об уровне распространения навыков использования современных информационных технологий населением, для проведения межрегиональных и межстрановых сопоставлений, а также предоставления данных в международные организации для расчета индексов и рейтингов стран по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
Формирование агрегированных данных наблюдения за использованием ИКТ, распространенных до генеральной совокупности, производится с использованием базы микроданных по первичным и производным признакам обследования и индивидуальных весов обследованных лиц.
II. Методологические положения проведения наблюдения
Приказом Росстата от 16 октября 2014 г. N 613 в подраздел 2.1 внесены изменения
2.1. Порядок и сроки проведения опросов населения
Выборочное обследование населения за использованием ИКТ проводится одновременно с выборочным обследованием населения по проблемам занятости путем опроса населения во всех субъектах Российской Федерации по тем же адресам домашних хозяйств и в те же сроки опроса, что и выборочное обследование населения по проблемам занятости.
Месячный объем выборочного массива при проведении обследований населения по проблемам занятости составляет около 69 тысяч респондентов в возрасте 15-72 лет (приблизительно 29 тыс. домашних хозяйств), что соответствует 0,06% численности населения данного возраста.
Для опроса населения приказом Росстата от 18.07.2014 N 480 утверждена форма N 1-ИТ "Анкета выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей" (далее - анкета об использовании ИКТ) с перечнем вопросов, характеризующих использование ИКТ населением, и указаниями по ее заполнению. Опрос по данной анкете проводится последовательно после опроса по анкете выборочного обследования населения по проблемам занятости (форма N 1-3), утвержденной приказом Росстата от 29.08.2013 N 349 (далее - анкета по проблемам занятости).
В 2014 году опрос проводится 2 раза - в октябре и ноябре. Опрос населения интервьюерами в 2014 году выполняется с 20 по 26 октября, с 17 по 23 ноября.
По результатам наблюдения формируется официальная статистическая информация об использовании ИКТ населением по Российской Федерации, федеральным округам, субъектам Российской Федерации, городской и сельской местности, отдельным социально-демографическим группам населения.
Организация наблюдения за использованием ИКТ осуществляется органами государственной статистики на федеральном, региональном и полевом уровнях.
2.2. Единицы наблюдения
Единицами наблюдения федерального статистического наблюдения за использованием ИКТ являются частные домашние хозяйства; (в дальнейшем - домохозяйства)*, единицами анализа - домашние хозяйства и лица в возрасте от 15 до 72 лет, члены этих домашних хозяйств.
Минимальная граница возраста обследуемого населения определена с учетом методологических принципов и рекомендаций ООН в отношении переписей населения и жилого фонда, максимальная граница - с учетом наличия экономически активного населения среди лиц старшего возраста.
Домохозяйство** представляет собой совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношением родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, живущего самостоятельно, и обеспечивающего себя пищей и всем необходимым для жизни.
При проведении обследования в каждом домашнем хозяйстве учитываются лица, постоянно (обычно) проживающие по данному адресу.
2.3. Применение выборочного метода
Наблюдение за использованием ИКТ проводится выборочным методом во всех субъектах Российской Федерации с последующим распространением итогов на всю численность населения обследуемого возраста.
Выборочная сеть наблюдения за использованием ИКТ формируется на основе первичного информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 года, содержащего сведения о постоянном населении, т.е. населении, постоянно проживающем на территории соответствующего района, города, населенного пункта.
Формирование выборочной сети домашних хозяйств осуществляется централизованно на федеральном уровне, отдельно по городскому и сельскому населению.
Для проведения наблюдения за использованием ИКТ используется выборочный массив объектов и единиц наблюдения, сформированный для проведения выборочного обследования населения по проблемам занятости.
Наблюдение за использованием ИКТ в месяцы, установленные для его проведения, проводится по тем же адресам домашних хозяйств, что и обследование населения по проблемам занятости.
Размер месячной выборки обеспечивает получение представительных итогов в пределах заданной степени точности в целом по Российской Федерации по заданным разрезам разработки. Сводные итоги по субъектам Российской Федерации разрабатываются на основе двух месячных выборок.
План размещения выборочной совокупности домохозяйств по субъектам Российской Федерации для проведения выборочного наблюдения за использованием ИКТ утверждается Росстатом в составе настоящих "Методологических и организационных положений" (приложение N 1).
Взвешивание и распространение данных производится на уровне субъекта Российской Федерации. Методология взвешивания и распространения выборочных данных обследования основана на присвоении соответствующего индивидуального веса каждой отдельной единице наблюдения - домохозяйству. Значение данного веса определяется как величина, обратная величине вероятности включения в выборочный массив конечной единицы отбора - домохозяйства.
Для получения итогов экстраполяции по обследованным лицам (единиц анализа) также используются демографические данные на начало предыдущего года.
2.4. Учетные признаки наблюдения
Анкета об использовании ИКТ содержит следующие учетные признаки, по которым собирается информация:
а) наличие в домохозяйствах информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: персональный компьютер и доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет) дома (с любого устройства); устройства, имеющие доступ к сети Интернет дома; широкополосный доступ к сети Интернет в домохозяйстве; максимальная заявленная скорость доступа к сети Интернет; причины, по которым в домохозяйстве отсутствует доступ к сети Интернет;
б) использование населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей: период последнего использования персонального компьютера (дома, на работе или любом другом месте); места использования персонального компьютера за последние 3 месяца; период последнего использования сети Интернет (дома, на работе или любом другом месте); частота использования сети Интернет за последние 3 месяца; места использования сети Интернет за последние 3 месяца (используя персональный компьютер или любое другое устройство с возможностью доступа к сети Интернет); причины, по которым не использовали сеть Интернет за последние 12 месяцев;
в) навыки использования информационных сетей и информационно-телекоммуникационных сетей: операции/действия, связанные с работой на персональном компьютере, выполненные за последние 12 месяцев;
г) использование сети Интернет в личных целях: использование сети Интернет в личных целях за последние 3 месяца по направлениям;
д) использование сети Интернет в профессиональной деятельности;
е) информационная безопасность: средства защиты (технологии защиты) информации; проблемы (угрозы) безопасности, возникшие при использовании сети Интернет за последние 12 месяцев; неиспользование сети Интернет по соображениям безопасности;
ж) защита детей онлайн: использование персонального компьютера, сети Интернет детьми; виды негативного воздействия сети Интернет на детей; способы защиты детей от вредного влияния сети Интернет;
з) использование населением сети Интернет для заказов товаров и/или услуг: период последней покупки/заказа товаров (услуг) через сеть Интернет; товары (услуги), приобретенные/заказанные через сеть Интернет в личных целях за последние 12 месяцев; виды оплаты товаров и/или услуг, заказанных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины, не использования сети Интернет для заказов товаров и/или услуг;
и) получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме: получение государственной или муниципальной услуги в государственных (муниципальных) учреждениях и/или органах государственной власти для себя лично за последние 12 месяцев; действия, осуществляемые при получении государственной или муниципальной услуги; оценка информации размещенной на официальных сайтах в сети Интернет государственных (муниципальных) учреждений и органов государственной власти (органов местного самоуправления); виды государственных и/или муниципальных услуг полученных через сеть Интернет за последние 12 месяцев; причины не использования сети Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде за последние 12 месяцев; наличие электронной подписи, необходимой для получения государственных (муниципальных) услуг в электронной форме для себя лично; причины, не использования сети Интернет для получения государственных или муниципальных услуг.
2.5. Понятия и определения
При разработке и публикации данных наблюдения за использованием ИКТ используются определения, приведенные в следующих документах:
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи";
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";
Пособие по измерению доступа домашних хозяйств и частных лиц к ИКТ и масштабов их использования МСЭ (Manual for Measuring ICT Access and Use by Households and Individuals, 2009).
Мобильный телефон** - устройство, которое используется для передачи сигналов (представляющих собой речь, текстовые сообщения или изображения) посредством электромагнитных волн, которые передаются через эфир без каких-либо проводных линий связи. Коммуникаторы, смартфоны и карманные персональные компьютеры (КПК) относятся к категории "Мобильный телефон".
Выделенная линия** - выделенный канал доступа к сети Интернет через провайдера (оператора связи) со скоростью до 100 Мбит/с.
Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"** (сеть Интернет) - всемирная компьютерная сеть общего пользования. Сеть Интернет обеспечивает доступ к ряду услуг связи и осуществляет перенос файлов электронной почты, новостей, развлечений и данных.
Широкополосный доступ**- высокоскоростной доступ (обеспечивающий скорость 256 Кбит/с и выше в одном или обоих направлениях) к сети Интернет.
Персональный компьютер** - настольный (оборудование, требующее постоянного подключения к электросети и чаще всего установленное стационарно, - десктопы, моноблоки, терминалы) или портативный (оборудование, использование которого не требует постоянного подключения к электросети - ноутбуки, нетбуки, смартбуки, планшетные компьютеры) компьютер. Это определение не включает такое оборудование, как мобильные сотовые телефоны, карманные персональные компьютеры (КПК) или телевизоры.
Государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций, соответственно, федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также использование универсальной электронной карты, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
Портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ).
III. Организационные положения проведения наблюдения за использованием ИКТ
3.1. Распределение функций по уровням управления и организации работ
3.1.1. На федеральном уровне в лице Росстата выполняются следующие функции:
1) методологическое и организационное руководство работами по подготовке, проведению, обработке данных и получению итогов наблюдения;
2) разработка основных методологических и организационных положений федерального статистического наблюдения за использованием ИКТ;
3) разработка официальной статистической методологии федерального статистического наблюдения за использованием ИКТ (анкеты, методологических материалов, макетов разработочных таблиц);
4) разработка Плана размещения объема выборочной совокупности домашних хозяйств по субъектам Российской Федерации и определение потребностей в кадровых и материально-технических ресурсах на подготовку и проведение наблюдения на региональном уровне;
5) координация и планирование работ по проведению наблюдения, контроль за ходом их реализации на всех уровнях;
6) финансовое и материально-техническое обеспечение работ по подготовке и проведению наблюдения;
7) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на федеральном уровне;
8) разработка методологических и организационных требований к автоматизированной обработке данных и получению итогов наблюдения;
9) разработка технологии и программного обеспечения для автоматизированной обработки данных и получения итогов наблюдения;
10) разработка инструктивных документов по подготовке, проведению и автоматизированной обработке данных наблюдения; организация и проведение автоматизированной обработки данных наблюдения;
11) подведение итогов и размещение результатов наблюдения (агрегированных итогов) в электронном виде в системе открытого доступа на официальном сайте Росстата в сети Интернет;
12) подготовка предложений по совершенствованию методологических и организационных положений по его подготовке и проведению.
3.1.2. На региональном уровне территориальными органами государственной статистики (далее - ТОГС) выполняются следующие функции:
1) организация и координация работ по подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне;
2) осуществление взаимодействия с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам подготовки и проведения наблюдения (по мере необходимости);
3) подбор кандидатур и заключение гражданско-правовых договоров (договоров подряда) с временными работниками, привлекаемыми к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;
4) обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровнях;
5) проведение обучения временных работников, привлекаемых к выполнению работ на региональном и полевом уровнях работе;
6) тиражирование статистического инструментария наблюдения за использованием ИКТ и доведение до полевого уровня;
7) обеспечение подразделений, ответственных за подготовку и проведение наблюдения (включая вверенный им персонал временных работников), необходимыми канцелярскими товарами и средствами материально-технического обеспечения;
8) сбор и обобщение информации о проведении наблюдения, приемка материалов от работников полевого уровня;
9) приемка результатов и выплата вознаграждения временным работникам в соответствии с условиями гражданско-правовых договоров на выполнение работ по подготовке и проведению наблюдения;
10) выполнение работ по подготовке материалов к автоматизированной обработке, выполнение работ по вводу и контролю первичных статистических данных, содержащихся в анкете об использовании ИКТ, в соответствии с принятой Росстатом технологией;
11) обеспечение мер, направленных на сохранение конфиденциальности полученных данных и их защиту от несанкционированного доступа;
12) подготовка предложений по совершенствованию основных организационных положений наблюдения.
Для работ на региональном уровне предусмотрено привлечение временных работников на условиях гражданско-правового договора (договора подряда): координаторов, инструкторов, операторов ввода, операторов формального и логического контроля.
3.1.3. На полевом уровне выполняются следующие функции:
1) проведение опроса респондентов интервьюерами и заполнение бланка анкеты наблюдением за использованием ИКТ на бумажном носителе;
2) контроль полноты заполненных анкет, представление и сдача их на региональный уровень в установленном порядке.
Для работ на полевом уровне на условиях гражданско-правового договора осуществляется привлечение интервьюеров.
3.2. Основные этапы подготовки и проведения наблюдения
3.2.1. Подготовительный этап
На подготовительном этапе выполняются следующие работы:
1. Разработка Календарного плана подготовки и проведения наблюдения за использования ИКТ. Календарный план подготовки и проведения наблюдения на федеральном уровне утверждается приказом Росстата в составе настоящих "Методологических и организационных положений" (приложение N 2).
2. Разработка организационного плана-графика по подготовке и проведению наблюдения за использованием ИКТ в 2014 году на региональном и полевом уровнях. План-график утверждается ТОГС в соответствии с перечнем работ, выполняемым на региональном и полевом уровне, сроками, установленными для выполнения каждого этапа работ, определяемыми и утверждаемыми приказом Росстата.
3. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне. Определение потребности в кадровом, финансовом и материально-хозяйственном обеспечении на региональном и полевом уровне.
4. Подбор и оформление договорных отношений с временными работниками, привлекаемыми для выполнения работ на региональном и полевом уровнях.
Продолжительность работы временных работников в 2014 году составляет:
координатор |
90 дней; |
инструктор |
54 дня; |
интервьюер |
18 дней; |
оператор ввода |
12 дней***; |
оператор формального и логического контроля |
12 дней. |
С временными работниками заключается гражданско-правовой договор (договор подряда). В случае если опрос населения по анкете об использовании ИКТ и анкете по проблемам занятости проводится одним интервьюером, с этим интервьюером допускается заключать два гражданско-правовых договора на выполнение указанных работ в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
5. Тиражирование бланка анкеты и другого инструментария наблюдения за использованием ИКТ и доведение его до полевого уровня.
6. Обучение временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на полевом уровне.
7. Обеспечение деятельности временных работников, привлекаемых к проведению наблюдения на полевом уровне.
Временные работники, привлекаемые к проведению наблюдения на региональном уровне, обеспечиваются помещениями для работы, средствами связи, техническими средствами и необходимыми канцелярскими товарами.
Временным работникам, привлекаемым к подготовке и проведению наблюдения на полевом уровне, выдается удостоверение, изготовленное территориальным органом государственной статистики.
Условиями гражданско-правового договора (договора подряда) для временных работников, наряду с выплатой денежного вознаграждения по итогам выполнения установленного объема работ, предусматривается возмещение расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (при наличии документов, подтверждающих эти расходы), связанных с:
а) проживанием по месту обучения, проездом до него и обратно - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах, расположенных за пределами административного центра субъекта Российской Федерации;
б) проездом до места проживания обследуемых домохозяйств (и обратно) - для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места расположения участка наблюдения;
в) проездом до места получения и сдачи материалов наблюдения (и обратно) для интервьюеров, работающих в городских и сельских населенных пунктах и имеющих место проживания вне шаговой доступности от места получения и сдачи материалов;
г) проживанием по месту проведения контрольных мероприятий, проездом до него и обратно - для координаторов и инструкторов, место работы которых расположено вне шаговой доступности от места проведения контрольных мероприятий.
3.2.2. Организация наблюдения за использованием ИКТ
Приказом Росстата от 16 октября 2014 г. N 613 в пункт 3.2.2.1 внесены изменения
3.2.2.1. Нормативы, используемые при заключении гражданско-правовых договоров (договоров подряда) на проведение и обработку федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2014 году
3.2.2.2. Выполняемые функции временных работников
Координатор:
- осуществление координации работы по проведению наблюдения за использованием ИКТ;
- проведение обучения инструкторов, интервьюеров;
- приемка заполненных анкет от инструкторов;
- проведение контрольных мероприятий;
- подготовка введенных массивов данных для отправки на федеральный уровень;
- проверка и уточнение информационного массива данных по запросам федерального уровня;
- проведение контрольных проверок.
Инструктор:
- организация рассылки статистического инструментария в районные отделы ТОГС;
- координация работы интервьюеров;
- контроль заполнения интервьюерами анкет;
- прием заполненных анкет от интервьюеров;
- сдача координатору заполненных анкет;
- ежедневная проверка объема и качества выполненных работ операторами ввода и операторами формального и логического контроля;
- приемка работ от операторов формального и логического контроля;
- проведение контрольных мероприятий (при необходимости).
Интервьюер:
- прохождение обучения;
- опрос населения и заполнение анкет;
- сдача инструктору заполненных анкет.
Оператор ввода:
- ввод анкет.
Оператор формального и логического контроля:
- проведение формального и логического контролей;
- сдача работы инструктору.
Нормативы и функции временных работников в 2014 году могут быть изменены, в связи с изменениями программы, учетных признаков наблюдения за использованием ИКТ.
В случаях производственной необходимости руководитель ТОГС вправе принять решение о совмещении функций временных работников в пределах бюджетного финансирования.
Приказом Росстата от 16 октября 2014 г. N 613 в подраздел 3.2.3 внесены изменения
3.2.3. Проведение опросов
Опрос населения об использовании ИКТ проводится интервьюерами, привлекаемыми на основе договора гражданско-правового характера (договора подряда).
Обследуемыми неделями наблюдения за использованием ИКТ в 2014 году установлены следующие:
1 этап. В октябре - с 13 по 19 октября. Опрос населения интервьюерами выполняется с 20 по 26 октября;
2 этап. В ноябре - с 10 по 16 ноября. Опрос населения интервьюерами выполняется с 17 по 23 ноября.
3.2.4. Контрольные мероприятия, выполняемые на полевом уровне
Для обеспечения полноты и правильности получаемой от населения информации на региональном уровне проводятся контрольные мероприятия по проверке полноты и правильности заполнения бланков наблюдения (Анкет) (далее - контрольные проверки).
Контрольные проверки осуществляются координаторами (и при необходимости инструкторами) в период (или после) проведения опросов интервьюерами. Проведение контрольных проверок осуществляется с непосредственным выездом на участки наблюдения. В ходе контрольных проверок производится: сверка адресов фактически посещенных домохозяйств и адресов домохозяйств, участвующих в наблюдении за использованием ИКТ; наблюдение за ходом проведения опроса (выборочно в 1-2 домохозяйствах, в которых проводится опрос); проведение контрольных опросов (выборочно в 2-3 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по ограниченному кругу информации); выяснение факта участия в обследовании (выборочно, в 5-6 домохозяйствах, в которых завершен опрос, по телефону).
Указанные контрольные проверки проводятся в отношении каждого интервьюера.
IV. Автоматизированная обработка данных наблюдения
Для автоматизации обработки материалов наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей Росстатом создается программный комплекс (ПК ИКТ). Функции автоматизации Выборочного наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей осуществляются в 4 этапа и распределены на региональном и федеральном уровнях:
1 Этап (подготовка). На федеральном уровне производится:
а) загрузка адресов сформированной плановой выборочной совокупности домашних хозяйств;
б) ведение нормативно-справочной информации;
в) ввод в действие Центра обработки данных на федеральном уровне (ЦОДФУ).
2 Этап (автоматизированная обработка). На региональном уровне осуществляется ввод на сервер ЦОДФУ в ПК ИКТ первичных данных с бумажных носителей, формальный и логический контроль первичных данных с использованием предоставленного Росстатом программного обеспечения.
Работы по обработке данных на региональном уровне выполняются временными работниками, привлекаемыми на условиях гражданско-правового договора (договора подряда):
- операторами ввода (ввод данных);
- операторами формального и логического контроля (контроль и формирование первичного информационного фонда).
3 Этап (формирование итогов). На федеральном уровне производится:
а) мониторинг хода автоматизированной обработки;
б) проведение повторного формального и логического контроля первичных данных;
в) внесение при необходимости уточнений в первичные данные, повторно представленные ТОГСами;
г) формирование базы первичных данных (БПД) выборочного наблюдения, включая расчет коэффициентов взвешивания данных, производных показателей, ошибок выборки;
д) интеграция итоговых данных (по согласованному с Заказчиком перечню показателей) выборочного статистического наблюдения ИКТ с итоговыми данными выборочного обследования населения по проблемам занятости в программном комплексе IBM SPSS Statistics;
е) формирование базы данных сводных итогов (БДСИ), дополнительный контроль полученной информации;
ж) формирование рабочих и публикационных таблиц.
4 Этап (распространение данных). На федеральном уровне осуществляется:
а) подготовка базы микроданных наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей для публикации на Интернет-сайте Росстата в системе открытого доступа (с соответствующим описанием метаданных);
б) подготовка статистических таблиц для публикации на Интернет-сайте Росстата;
в) подготовка интерактивной веб-страницы;
г) подготовка таблиц с данными для статистического сборника в виде брошюры.
Автоматизированная обработка материалов производится в соответствии с эксплуатационной документацией, разработанной и утвержденной в рамках разработки программного обеспечения на выполнение работ по автоматизированной обработке данных наблюдения.
Срок хранения заполненных анкет на бумажных носителях 1 год с момента официального опубликования итогов Выборочного федерального статистического наблюдения населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
______________________________
* За исключением коллективных домашних хозяйств, лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях.
** Данное понятие используется для целей проведения выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей.
*** Конкретные сроки работы оператора ввода данных зависят от плана выборочного наблюдения и устанавливаются приказом Росстата по субъектам Российской Федерации.
Приложение N 1
к методологическим и организационным положениям
по проведению выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением
информационных технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей
План
размещения месячного объема выборки по субъектам Российской Федерации для проведения выборочного наблюдения за использованием ИКТ в 2014 году
Наименование субъекта Российской Федерации |
Число лиц в возрасте 15-72 лет, подлежащих обследованию, в среднем за месяц |
||
|
всего |
город |
село |
Российская Федерация |
68295 |
43790 |
24505 |
Центральный федеральный округ
|
|
|
|
Белгородская область |
795 |
441 |
354 |
Брянская область |
1384 |
918 |
466 |
Владимирская область |
743 |
539 |
204 |
Воронежская область |
971 |
534 |
437 |
Ивановская область |
709 |
443 |
266 |
Калужская область |
767 |
411 |
356 |
Костромская область |
778 |
462 |
316 |
Курская область |
860 |
462 |
398 |
Липецкая область |
923 |
485 |
438 |
Московская область |
1822 |
1241 |
581 |
Орловская область |
751 |
408 |
343 |
Рязанская область |
650 |
360 |
290 |
Смоленская область |
599 |
322 |
277 |
Тамбовская область |
646 |
366 |
280 |
Тверская область |
752 |
482 |
270 |
Тульская область |
885 |
599 |
286 |
Ярославская область |
977 |
651 |
326 |
г. Москва |
3176 |
3176 |
0 |
Северо-Западный федеральный округ
|
|
|
|
Республика Карелия |
592 |
360 |
232 |
Республика Коми |
539 |
321 |
218 |
Архангельская область (без АО) |
601 |
416 |
185 |
Ненецкий автономный округ |
345 |
190 |
155 |
Вологодская область |
700 |
418 |
282 |
Калининградская область |
610 |
363 |
247 |
Ленинградская область |
816 |
463 |
353 |
Мурманская область |
495 |
329 |
166 |
Новгородская область |
766 |
448 |
318 |
Псковская область |
533 |
307 |
226 |
г. Санкт-Петербург |
1896 |
1896 |
0 |
Южный федеральный округ
|
|
|
|
Республика Адыгея |
533 |
354 |
179 |
Республика Калмыкия |
367 |
177 |
190 |
Краснодарский край |
1587 |
832 |
755 |
Астраханская область |
553 |
320 |
233 |
Волгоградская область |
1016 |
729 |
287 |
Ростовская область |
1471 |
986 |
485 |
Северо-Кавказский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Дагестан |
635 |
306 |
329 |
Республика Ингушетия |
310 |
130 |
180 |
Кабардино-Балкарская Республика |
440 |
259 |
181 |
Карачаево-Черкесская Республика |
385 |
183 |
202 |
Республика Северная Осетия - Алания |
355 |
190 |
165 |
Чеченская Республика |
300 |
120 |
180 |
Ставропольский край |
988 |
547 |
441 |
Приволжский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Башкортостан |
1700 |
1040 |
660 |
Республика Марий Эл |
557 |
325 |
232 |
Республика Мордовия |
591 |
315 |
276 |
Республика Татарстан |
1370 |
825 |
545 |
Удмуртская Республика |
711 |
386 |
325 |
Чувашская Республика |
548 |
300 |
248 |
Пермский край |
1487 |
967 |
520 |
Кировская область |
754 |
460 |
294 |
Нижегородская область |
1271 |
842 |
429 |
Оренбургская область |
832 |
452 |
380 |
Пензенская область |
621 |
381 |
240 |
Самарская область |
1105 |
865 |
240 |
Саратовская область |
862 |
613 |
249 |
Ульяновская область |
878 |
474 |
404 |
Уральский федеральный округ
|
|
|
|
Курганская область |
578 |
300 |
278 |
Свердловская область |
1533 |
1253 |
280 |
Тюменская область (без АО) |
474 |
276 |
198 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра |
517 |
322 |
195 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
456 |
298 |
158 |
Челябинская область |
1293 |
938 |
355 |
Сибирский федеральный округ
|
|
|
|
Республика Алтай |
385 |
179 |
206 |
Республика Бурятия |
490 |
289 |
201 |
Республика Тыва |
346 |
194 |
152 |
Республика Хакасия |
518 |
336 |
182 |
Алтайский край |
970 |
507 |
463 |
Забайкальский край |
807 |
452 |
355 |
Красноярский край |
1581 |
1016 |
565 |
Иркутская область |
1175 |
653 |
522 |
Кемеровская область |
1220 |
944 |
276 |
Новосибирская область |
1062 |
707 |
355 |
Омская область |
830 |
535 |
295 |
Томская область |
524 |
281 |
243 |
Дальневосточный федеральный округ
|
|
|
|
Республика Саха (Якутия) |
628 |
316 |
312 |
Камчатский край |
632 |
372 |
260 |
Приморский край |
807 |
558 |
249 |
Хабаровский край |
772 |
502 |
270 |
Амурская область |
511 |
266 |
245 |
Магаданская область |
542 |
302 |
240 |
Сахалинская область |
499 |
307 |
192 |
Еврейская автономная область |
430 |
275 |
155 |
Чукотский автономный округ |
407 |
223 |
184 |
Приказом Росстата от 16 октября 2014 г. N 613 в приложения внесены изменения
Приложение N 2
к методологическим и организационным положениям
по проведению выборочного федерального статистического
наблюдения по вопросам использования населением
информационных технологий и информационно-
телекоммуникационных сетей
Календарный план
подготовки, проведения и обработки итогов федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в октябре, ноябре 2014 года
N |
Мероприятия |
Сроки выполнения в 2014 г. |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.
|
Методологическое обеспечение
|
|
|
1.1. |
Подготовка технического задания на выполнение научно-исследовательской работы о разработке методологических рекомендаций по экстраполяции выборочных данных в обследовании населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей по субъектам Российской Федерации |
сентябрь |
УСТНОК |
1.2. |
Подготовка технического задания на выполнение научно-исследовательской работы о разработке методологических рекомендаций по совершенствованию обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей |
сентябрь |
УСТНОК |
1.3. |
Подведение итогов открытого конкурса, указанного в пунктах 1.1, 1.2 и заключение государственных контрактов на выполнение работ |
октябрь |
УСТНОК |
2.
|
Организационное обеспечение
|
||
|
Подготовка проектов приказов Росстата: |
|
|
2.1. |
Об организации работы лиц, привлекаемых на подготовку и проведение наблюдения за использованием ИКТ в территориальных органах Росстата |
август |
УОППСО УСТНОК |
2.2. |
Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей |
сентябрь |
УСТНОК УОППСО |
2.3. |
Об утверждении Анкеты выборочного обследования населения по вопросам использования информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей и указаний по ее заполнению |
июль |
УСТНОК |
3.
|
Финансовое и материально-техническое обеспечение
|
||
3.1. |
Передача в электронном виде ТОГСам в форматах, пригодных для тиражирования следующего статинструментария: анкета, карточка N 1, карточка N 2, карточка N 3, обращение к гражданам, удостоверение интервьюеру, удостоверение (координатору (инструктору). |
август |
УСТНОК |
3.2. |
Доведение до ТОГС лимитов бюджетных обязательств и писем, регламентирующих расходование средств по статьям расходов |
август |
УОППСО |
3.3. |
Доведение в установленном порядке до ТОГС лимитов бюджетных обязательств на проведение и обработку полученных сведений наблюдения за использованием ИКТ |
август |
УОППСО ФЭУ |
4.
|
Обеспечение подготовки и проведения наблюдения в ТОГС
|
||
4.1. |
Подготовка аукционной документации о проведении открытого аукциона в электронной форме на заключение государственного контракта на оказание услуг по тиражированию статистического инструментария для проведения наблюдения за использованием ИКТ |
сентябрь |
ТОГС |
4.2. |
Подведение итогов открытого аукциона в электронной форме, указанного в пункте 4.1, и заключение государственного контракта на выполнение работ |
сентябрь |
ТОГС |
4.3. |
Наем координаторов, инструкторов: обследование в октябре, ноябре |
до 26 сентября |
ТОГС |
4.4. |
Наем интервьюеров: |
|
ТОГС |
|
обследование в октябре |
до 17 октября |
|
|
обследование в ноябре |
до 14 ноября |
|
4.5. |
Наем операторов ввода, операторов формального и логического контроля: |
|
ТОГС |
|
обследование в октябре |
до 30 октября |
|
|
обследование в ноябре |
до 25 ноября |
|
4.6. |
Работа координаторов: |
в течение 90 дней в период: |
ТОГС |
|
обследование в октябре, ноябре |
с 1 октября по 31 декабря |
|
4.7. |
Работа инструкторов: |
в течение любых 54 дней в период: |
ТОГС |
|
обследование в октябре, ноябре |
с 6 октября по 22 декабря |
|
4.8. |
Работа интервьюеров: - обучение (1 день) |
в течение 9 дней, включая обучение, в период: |
ТОГС |
|
обследование в октябре |
17 октября |
|
|
обследование в ноябре |
14 ноября |
|
|
- опрос и заполнение Анкет |
|
|
|
обследование в октябре |
с 20 по 26 октября |
|
|
обследование в ноябре |
с 17 по 23 ноября |
|
|
- сдача Анкет |
|
|
|
обследование в октябре |
27 октября |
|
|
обследование в ноябре |
24 ноября |
|
4.9. |
Работа операторов ввода: |
в течение любых 6 дней в период: |
ТОГС |
|
обследование в октябре |
с 30 октября по 13 ноября |
|
|
обследование в ноябре |
с 25 ноября по 9 декабря |
|
4.10. |
Работа операторов формального и логического контроля: |
в течение любых 6 дней в период: |
ТОГС |
|
обследование в октябре |
с 31 октября по 14 ноября |
|
|
обследование в ноябре |
с 26 ноября по 10 декабря |
|
4.11. |
Предоставление данных на федеральный уровень: |
|
ТОГС |
|
обследование в октябре |
ноябрь |
|
|
обследование в ноябре |
декабрь |
|
5.
|
Автоматизированная обработка данных
|
||
5.1. |
Разработка экономического описания по автоматизированной обработке материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
август |
УСТНОК |
5.2. |
Подготовка и проведение открытого конкурса на право заключить государственный контракт на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
сентябрь |
УОППСО |
5.2.1. |
Разработка и согласование технического задания на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
сентябрь |
УОППСО, УСТНОК |
5.2.2. |
Разработка и согласование конкурсной документации о размещении извещения о проведении открытого конкурса на заключение государственного контракта на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
сентябрь |
УОППСО |
5.2.3. |
Проведение открытого конкурса и заключение государственного контракта на выполнение работ по подготовке и проведению автоматизированной обработки материалов и получению итогов наблюдения за использованием ИКТ |
сентябрь-октябрь |
УОППСО, организация-победитель конкурса |
5.3. |
Проведение автоматизированной обработки данных наблюдения за использованием ИКТ |
октябрь, декабрь |
организация-победитель конкурса, УСТНОК |
5.4. |
Получение итогов наблюдения за использованием ИКТ |
Годовые итоги за 2014 год - декабрь 2014 г. |
УСТНОК УИРТ |
Принятые сокращения:
УОСНК - Управление организации статистического наблюдения и контроля
ФЭУ - Финансово-экономическое управление
УСТНОК - Управление статистики труда, науки, образования и культуры
УОППСО - Управление организации проведения переписей и сплошных обследований
УИРТ - Управление информационных ресурсов и технологий
ТОГС - Территориальный орган государственной статистики
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 сентября 2014 г. N 585 "Об утверждении Методологических и организационных положений по проведению выборочного федерального статистического наблюдения по вопросам использования населением информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в 2014 году"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Росстата от 3 ноября 2015 г. N 526 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Росстата от 16 октября 2014 г. N 613