Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2014 г. N 10-АПГ14-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Мамаева С.П. на решение Кировского областного суда от 12 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене постановления избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2014 г. N 122/803 о регистрации кандидата на должность губернатора Кировской области Белых Н.Ю.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя Мамаева С.П. - Тарнавского А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Кировской области от 10 июня 2014 г. N 37/101 выборы губернатора Кировской области назначены на 14 сентября 2014 года.
Постановлением избирательной комиссии Кировской области от 30 июля 2014 г. N 122/803 Белых Н.Ю. зарегистрирован в качестве кандидата на должность губернатора Кировской области.
Мамаев С.П. и Тарнавский А.Г. обратились в суд с заявлениями о признании незаконным и отмене данного постановления, ссылаясь на то, что в ходе избирательной кампании Белых Н.Ю. было собрано свыше 900 подписей депутатов муниципальных образований, что существенно превышает установленные законодательством пределы и создает искусственные препятствия для сбора необходимого количества подписей другими кандидатами. Кроме того, указанные подписи были получены Белых Н.Ю. посредством использования преимуществ своего должностного положения, то есть с нарушением требований действующего законодательства, что в соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" является основанием для отмены его регистрации.
Определением Кировского областного суда от 11 августа 2014 года Тарнавскому А.Г. отказано в принятии заявления.
Решением Кировского областного суда от 12 августа 2014 г. заявление Мамаева С.П. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Мамаев С.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Число подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представляемых в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, может превышать число подписей, необходимое для регистрации кандидата, но не более чем на 5 процентов. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет достоверность подписей, проставленных в листах поддержки кандидата (пункт 20 статьи 37 указанного Федерального закона).
Согласно части 9 статьи 27 Закона Кировской области от 28 июня 2012 г. N 157-ЗО "О выборах Губернатора Кировской области" в поддержку выдвижения кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных образований, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований области.
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городских округов области. Число подписей таких лиц должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов губернатора области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов области. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов области.
Депутат представительного органа муниципального образования или избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата.
Постановлением Избирательной комиссии Кировской области от 10 июня 2014 г. N 110/754 определено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Кировской области должны быть собраны 224 подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области, из них 44 подписи депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов Кировской области (пункты 1 и 1.1).
Пунктом 2 данного Постановления установлено, что число подписей, представляемых в Избирательную комиссию Кировской области может превышать число подписей, указанных в пункте 1 данного постановления, но не более чем на 11 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований Кировской области.
Кандидат на должность Губернатора Кировской области должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов и городских округов не менее чем в 34 муниципальных районах и городских округах Кировской области (пункт 3 Постановления).
Как следует из материалов дела и установлено судом, кандидатом на должность губернатора Кировской области Белых Н.Ю. для регистрации представлено 235 листов поддержки с подписями депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Кировской области в свою поддержку, в том числе 46 подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, которые представляют 34 муниципальных района и городских округа.
Рабочей группой по приему и проверке документов, представляемых кандидатами, проведена проверка подписей избирателей, по результатам которой 26 июля 2014 года составлен итоговый протокол, на основании которого Белых Н.Ю. зарегистрирован кандидатом на должность губернатора Кировской области.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие доказательств, подтверждающих, что кандидатом Белых Н.Ю. либо его доверенными лицами, либо иными лицами, осуществлен сбор подписей, в количестве, превышающем допустимые пределы, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных Мамаевым С.П. требований.
Ссылка Мамаева С.П. на сведения, содержащиеся в средствах массовой информации, в подтверждение своих доводов о сборе подписей кандидатом Белых Н.Ю. в размере, превышающем установленный законодательством предел, является несостоятельной, поскольку носит предположительный характер.
Критерием отличия имеющих место утверждений о фактах и событиях от оценочных суждений (мнений, убеждений) является возможность проверки таких сведений на предмет соответствия их действительности, истинности или ложности.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что источник данной информации не указан и доказательств ее обоснованности в данных публикациях не содержится.
То обстоятельство, что эти сведения распространены в утвердительной форме, не подтверждает, что высказывания являлись утверждением о фактах, и не опровергает того, что эти высказывания представляют собой выражение субъективного мнения автора. Оспариваемые высказывания носят оценочный характер и не могут быть проверены на соответствие их действительности.
Также судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения довод Мамаева С.П. о том, что сбор подписей в поддержку Белых Н.Ю. осуществлен до дня его выдвижения кандидатом на должность губернатора Кировской области.
Утверждение заявителя о том, что количество собранных за Белых Н.Ю. подписей создали препятствия другому кандидату - Тарнавскому А.Г. собрать необходимое количество подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, правового значения для правильного разрешения настоящего спора не имеет, поскольку Мамаев С.П., представивший необходимое количество подписей, зарегистрирован кандидатом на должность губернатора Кировской области.
В соответствии с подпунктами "в" и "г" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
- неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;
- установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией.
Под использование преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 указанного Федерального закона, к их числу относятся:
а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;
г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
д) сбор подписей избирателей, ведение предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности, за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом;
ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий;
з) обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Отказывая Мамаеву С.П. в удовлетворении заявления об отмене регистрации Белых Н.Ю. по мотиву злоупотребления последним своим служебным положением, суд обоснованно исходил из того, что ни одно из приведённых заявителем обстоятельств к понятиям использования преимуществ должностного или служебного положения отнесено быть не может. Доказательств, свидетельствующих о том, что кандидатом Белых Н.Ю. совершались действия по привлечению лиц, находящихся в его подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидата; сбору подписей избирателей, ведению предвыборной агитации, лицами, замещающими государственные или выборные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо членами органов управления организаций независимо от формы собственности в ходе служебных командировок; доступу (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации, суду не представлено.
В ходе рассмотрения дела факт оказания давления на депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований при сборе подписей, в том числе в поддержку Белых Н.Ю. не нашел своего подтверждения. Данные обстоятельства были предметом проверки прокуратуры Кировской области, по результатам которой оказания давления на указанных лиц не выявлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции заявителя при рассмотрении дела судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой Судебная коллегия по административным делам оснований не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 12 августа 2014 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу Мамаева С.П. - без удовлетворения, исключив из решения любые суждения, касающиеся нарушения избирательных прав Тарнавского А.Г.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2014 г. N 10-АПГ14-2
Текст определения официально опубликован не был