Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2014 г. N 33-КГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Калининой Л.A. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Ложечко О.A. об отмене регистрации кандидата по кассационной жалобе представителя Стрелковой С.Н. - Михеевой Т.В. на решение Всеволожского городского суда от 6 августа 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей судебные постановления подлежащими отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
решением совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24 июня 2014 года N 19 выборы депутатов совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области третьего созыва назначены на 14 сентября 2014 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии (далее - территориальная избирательная комиссия) от 23 июля 2014 года N 666 Стрелкова С.Н. была зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области третьего созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 3.
Ложечко О.А., являющийся зарегистрированным кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области третьего созыва по тому же избирательному округу, обратился во Всеволожский городской суд с заявлением об отмене указанного выше решения территориальной избирательной комиссии. В обоснование заявленных требований пояснил, что Стрелкова С.Н. вместе с заявлением о согласии баллотироваться по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 3 не представила необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Стрелковой С.Н. не выполнена обязанность по представлению письменного уведомления об открытии специального избирательного счёта, не представлен документ, подтверждающий основное место работы кандидата. Из справки невозможно установить, является ли место её работы постоянным. Заявление о согласии баллотироваться не содержит необходимых сведений о дате выдачи паспорта, имеется несоответствие в наименовании занимаемой должности.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 6 августа 2014 года заявление Ложечко О.А. удовлетворено. Решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N 3 от 23 июля 2014 года N 666 о регистрации Стрелковой С.Н. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области третьего созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 3 отменено.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2014 года решение Всеволожского городского суда от 6 августа 2014 года оставлено без изменения. Мотивировочная часть решения дополнена выводом о том, что Стрелкова С.Н. не представила в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района Ленинградской области документы, надлежаще подтверждающие сведения об основном месте её работы и занимаемой должности.
Определением судьи Ленинградского областного суда от 5 сентября 2014 года в передаче кассационной жалобы представителя Стрелковой С.Н. - Михеевой Т.В. для рассмотрения в судебном заседании президиума Ленинградского областного суда отказано.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2014 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
В кассационной жалобе представителя Стрелковой С.Н. - Михеевой Т.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм материального права.
Удовлетворяя заявление Ложечко О.А. и отменяя решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 23 июля 2014 года N 666, суд первой инстанции исходил из того, что кандидатом Стрелковой С.Н. не выполнена обязанность по указанию в заявлении о согласии баллотироваться необходимых сведений о дате выдачи паспорта.
С такой позицией согласилась судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, дополнив мотивировочную часть решения указанием о непредставлении Стрелковой С.Н. в избирательную комиссию надлежащих документов, подтверждающих сведения о её основном месте работы и занимаемой должности.
С данными выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьёй 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные данным Федеральным законом, иным законом, после поступления в неё заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года её окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 данной статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы. Так же представляются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Согласно части 2 статьи 20 Областного закона Ленинградской области от 15 марта 2012 года N 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" документами, подтверждающими место работы, должность либо род занятий кандидата, являются: трудовая книжка, лицензия, билет члена творческого союза, пенсионное удостоверение, справка органа, уполномоченного в сфере занятости населения (для безработных), либо иные установленные действующим законодательством документы.
Из материалов дела следует, что кандидатом Стрелковой С.Н. в заявлении о согласии баллотироваться указаны все необходимые сведения. В территориальную избирательную комиссию была представлена ксерокопия паспорта, содержащая данные о дате его выдачи. Таким образом, территориальная избирательная комиссия на момент вынесения оспариваемого решения располагала всеми необходимыми сведениями, предусмотренными пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в том числе данными о дате выдачи паспорта. Поэтому, если паспортные данные кандидатом указаны не в полном объеме, это компенсируется приложением ксерокопии паспорта, позволяющей установить личность кандидата. Факт отсутствия сведений о дате выдачи паспорта в этом случае следует расценивать как техническую ошибку, не препятствующую регистрации кандидата в депутаты.
Исходя из положений вышеприведенных нормативных правовых актов, судом первой инстанции признан не основанным на законе довод о том, что надлежащим документом, подтверждающим место работы кандидата, будет являться только копия трудовой книжки. Суд пришел к выводу о том, что справка является надлежащим документом, подтверждающим указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об основном месте работы кандидата.
В связи с этим, а также учитывая, что законодательство о выборах не содержит прямого указания на вид документа, которым должны быть подтверждены сведения об основном месте работы кандидата, и отсутствуют требования о представлении только копии трудовой книжки, дополнение судом апелляционной инстанции мотивировочной части решения указанием на то, что Стрелкова С.Н. не представила в территориальную избирательную комиссию документы, надлежаще подтверждающие сведения об основном месте её работы и занимаемой должности, нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным и отмены оспариваемого решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Стрелковой С.Н.
Учитывая изложенное, состоявшиеся по делу судебные акты постановлены с существенными нарушениями норм материального права, их нельзя признать законными, они подлежат отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Всеволожского городского суда от 6 августа 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 августа 2014 года отменить, в удовлетворении заявления Ложечко О.А. об отмене решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Свердловского одномандатного избирательного округа N 3 от 23 июля 2014 года N 666 о регистрации Стрелковой С.Н. кандидатом в депутаты совета депутатов муниципального образования "Свердловское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области третьего созыва по Свердловскому одномандатному избирательному округу N 3 отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.A. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 сентября 2014 г. N 33-КГ14-4
Текст определения официально опубликован не был