Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2014 г. N 58-АПГ14-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Борисовой Л.B.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сорокина А.В. о признании недействующим пункта 2 постановления губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" по апелляционной жалобе Сорокина А.В. на решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хвалиной Е.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Сорокин А.В. обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 постановления губернатора Хабаровского края от 17 мая 2005 г. N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление от 17 мая 2005 г. N 122).
Решением Хабаровского краевого суда от 9 июня 2014 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, Сорокин А.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить. Заявитель полагает, что оспариваемый пункт постановления от 17 мая 2005 г. N 122 не предусматривает нормы, обязывающей перевозчиков всех форм собственности перевозить льготную категорию граждан по единому социальному проездному билету, в связи с чем нарушено его право как пенсионера на бесплатный проезд на автомобильном транспорте общего пользования в г. Комсомольске-на-Амуре и в г. Хабаровске.
Сорокин А.В. и представитель губернатора Хабаровского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Пунктом 2 постановления от 17 мая 2005 г. N 122 с 1 июля 2005 г. на территории Хабаровского края установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан.
Полагая, что оспариваемый пункт указанного постановления не соответствует части 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), Сорокин А.В. обратился с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд сделал вывод о том, что оспариваемый пункт постановления от 17 мая 2005 г. N 122 не противоречит федеральному законодательству, принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не нарушает прав заявителя как получателя социальной поддержки. При этом суд исходил из того, что пункт 2 данного постановления устанавливает форму дополнительной меры социальной поддержки в виде льготного проезда по единому социальному проездному билету.
Указанные выводы суда соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В силу подпунктов 12 и 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения в том числе в межмуниципальном и пригородном сообщении, а также социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе за счёт предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте.
В соответствии со статьёй 26.3-1 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Федеральным законом N 122-ФЗ предусмотрена замена ранее предоставленных отдельным категориям граждан льгот по проезду на транспорте общего пользования в натуральной форме на денежные компенсации, которые должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 г.
Согласно преамбуле оспариваемого постановления указанный нормативный правовой акт принят в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, законодательными актами Хабаровского края в целях создания равных условий предоставления транспортных услуг на городском транспорте общего пользования, автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения Хабаровского края (транспорт общего пользования) для отдельных категорий граждан, меры социальной поддержки которых установлены законодательными актами Российской Федерации и Хабаровского края.
Пунктом 1 постановления от 17 мая 2005 г. N 122 определено, что с 1 июля 2005 г. взамен натуральной формы предоставления льгот по проезду на транспорте общего пользования введена ежемесячная денежная выплата на проезд в размере 100 рублей отдельным категориям граждан, меры социальной поддержки которых установлены законодательными актами Хабаровского края.
Пунктом 2 этого же постановления на территории Хабаровского края с 1 июля 2005 г. установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету для отдельных категорий граждан, которые установлены федеральным и краевым законодательством.
Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, бесплатный проезд на городском транспорте общего пользования предоставляется при предъявлении единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения с фотографией либо паспорта. Гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), не имеющим права на меры социальной поддержки по другим основаниям, проезд на автомобильном транспорте пригородного внутримуниципального и межмуниципального сообщения - единого социального проездного билета, пенсионного удостоверения и паспорта: для проживающих в сельской местности, в том числе в Вяземском муниципальном районе, - на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения не более 10 разовых поездок в месяц в течение года бесплатно по талонам (билетам); для проживающих в городской местности - на автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения в период с 1 мая по 1 ноября с 50-процентной скидкой оплаты проезда.
Пунктом 3 постановления от 17 мая 2005 г. N 122 утверждены Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты на проезд отдельным категориям граждан Хабаровского края и Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края.
Таким образом, с 1 июля 2005 г. постановлением губернатора края в рамках его полномочий и в соответствии с действующим законодательством произведена замена ранее предоставленных льгот в натуральной форме на ежемесячную денежную выплату на проезд, а также установлен порядок проезда на транспорте общего пользования по единому социальному проездному билету, то есть осуществлён переход от натуральной формы предоставления льгот к денежно-натуральной.
Довод заявителя о том, что оспариваемый пункт постановления от 17 мая 2005 г. N 122 не соответствует части 2 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ, несостоятелен, поскольку при замене льгот введены указанные выше правовые механизмы, которые обеспечили сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан Хабаровского края.
С учётом изложенного оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 9 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сорокина А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Борисова Л.B. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 сентября 2014 г. N 58-АПГ14-17
Текст определения официально опубликован не был