Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 67-АПГ14-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Старикова И.В. на решение Новосибирского областного суда от 26 августа 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об отмене постановления Избирательной комиссии Новосибирской области от 7 августа 2014 года N 38/282-5 об отказе в регистрации кандидатом на должность губернатора Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения Старикова И.В. и его представителя Казакова В.О., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Избирательной комиссии Новосибирской области Хижиной О.С. и Благо О.А., Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменений, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 7 августа 2014 года N 38/282-5 Старикову И.В. отказано в регистрации кандидатом на должность губернатора Новосибирской области в связи с недостаточным количеством представленных для регистрации достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
Считая такое решение незаконным, Стариков И.В. обратился в суд с заявлением о его отмене, ссылаясь на необоснованность признания избирательной комиссией представленных им подписей недостоверными.
Решением Новосибирского областного суда от 26 августа 2014 года заявление Старикова И.В. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Старикова И.В. ставится вопрос об отмене судебного решения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Избирательной комиссией Новосибирской области представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.
В соответствии со статьей 26 Закона Новосибирской области от 28 июня 2012 года N 243-ОЗ "О выборах Губернатора Новосибирской области" в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Новосибирской области. Число таких подписей должно составлять 5 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов губернатора Новосибирской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований Новосибирской области.
В числе лиц, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, должны быть депутаты представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранные на муниципальных выборах главы муниципальных районов и городских округов Новосибирской области. Число подписей депутатов и (или) глав таких муниципальных образований должно составлять 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов губернатора Новосибирской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных районов, городских округов и (или) избранными на муниципальных выборах главами муниципальных районов, городских округов не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.
Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), определяется и обнародуется избирательной комиссией Новосибирской области в течение трех дней со дня назначения выборов губернатора Новосибирской области.
Постановлением Избирательной комиссии Новосибирской области от 11 июня 2014 года N 29/204-5 "О числе лиц, подписи которых необходимо собрать в поддержку выдвижения кандидата на должность губернатора Новосибирской области на выборах 14 сентября 2014 года" установлено: число подписей депутатов и глав, необходимое для поддержки выдвижения кандидата - 297 (максимальное - 311), число подписей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов - 53 (максимальное 55), число муниципальных районов и городских округов, в которых должны быть собраны подписи, - не менее 27 (л.д. 28-29, т. 1).
В соответствии с подпунктом "д.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской" основанием для отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что для регистрации кандидатом на должность губернатора Новосибирской области Стариков И.В. представил 311 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований Новосибирской области, в их числе было заявлено 54 подписи депутатов муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, собранных в 27 муниципальных районах и городских округах Новосибирской области (л.д. 30, т. 1).
В результате проверки указанных подписей 2 подписи депутатов Сокурского сельсовета Мошковского района Новосибирской области Кабанова В.Н. и Сарповой Н.М. (л.д. 94, 95 т. 1), представленные кандидатом в числе 54 подписей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, не были зачтены избирательной комиссией в качестве таковых, поскольку данные лица являются депутатами представительных органов сельских поселений Новосибирской области.
Кроме того, 10 подписей (из которых 6 подписей глав и депутатов муниципальных районов и городских округов) не были засчитаны, так как они проставлены ранее в поддержку выдвижения других кандидатов на должность губернатора Новосибирской области.
Судом были исследованы листы поддержки кандидатов Старикова И.В., Кубанова А.А., и Савельева Д.И. (л.д. 97-111 т. 1) и указанные обстоятельства нашли подтверждение в судебном заседании.
Таким образом, в результате проверки из 54 подписей депутатов и глав муниципальных районов и городских округов, представленных заявителем, не засчитано по указанным выше основаниям 8 подписей депутатов и (или) глав муниципальных районов и городских округов, а оставшихся после проверки 46 подписей недостаточно для регистрации кандидата на должность губернатора Новосибирской области.
При таких обстоятельствах вывод суда о наличии у Избирательной комиссии Новосибирской области установленного законом основания для отказа в регистрации Старикова И.В. кандидатом на должность губернатора Новосибирской области в связи с недостаточным количеством достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, собранных в поддержку выдвижения кандидата, является правильным.
Согласно требованиям пункта 18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской" подлинность подписи указанных выше депутата или главы муниципального образования на листе поддержки кандидата должна быть нотариально засвидетельствована.
Аналогичное положение закреплено в части 11 статьи 26 Закона Новосибирской области "О выборах Губернатора Новосибирской области", в соответствии с которой в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса засвидетельствование подлинности подписи в листе поддержки кандидата может быть совершено должностным лицом органа местного самоуправления, уполномоченного совершать нотариальные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 "Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" установлено, что в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района.
Порядок совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов устанавливается инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2007 года N 256.
При совершении нотариального действия должностным лицом местного самоуправления на документы проставляется собственноручная подпись указанного лица и оттиск печати местной администрации поселения или муниципального района с изображением Государственного герба Российской Федерации (пункт 8 Инструкции).
Из материалов дела следует, что Стариков И.В. в нарушение требований пункта 18 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ и части 11 статьи 26 Закона Новосибирской области "О выборах Губернатора Новосибирской области" представил 50 листов поддержки кандидата без надлежащего нотариального засвидетельствования подлинности подписей депутатов и глав муниципальных образований, поскольку в данных листах поддержки при заверении подписей должностным лицом местного самоуправления, не был проставлен оттиск печати местной администрации муниципального образования с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Частью 10 статьи 28 Закона Новосибирской области "О выборах Губернатора Новосибирской области", устанавливающей дополнительные гарантии избирательных прав кандидатов, в случае признания подписи депутата представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в листе поддержки кандидата недостоверной, предусмотрена возможность замены этого листа поддержки иным листом, оформленным в соответствии с настоящим Законом, с подписью того же депутата представительного органа, главы муниципального образования, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии Новосибирской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Как следует из материалов дела, Избирательная комиссия Новосибирской области 2 августа 2014 года направила в адрес кандидата Старикова И.В. уведомление о выявленных недостатках при оформлении подписей и предложила ему в срок до 6 августа 2014 года включительно произвести замену листов поддержки иными листами, оформленными в соответствии с требованиями закона, с подписями тех же депутатов представительных органов, глав муниципальных образований Новосибирской области (л.д. 114, т. 1).
Однако правом на исправление недостатков в листах поддержки заявитель не воспользовался.
Согласно подпункту "в.1)" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований названного Федерального закона, иного закона, также является основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Старикову И.В. в удовлетворении заявления об отмене оспариваемого им постановления избирательной комиссии следует признать законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, являются несостоятельными. Данные доводы по существу сводятся к иной оценке доказательств, которым судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ дана правильная правовая оценка.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела и отмене решения суда, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Новосибирского областного суда от 26 августа 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Старикова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2014 г. N 67-АПГ14-7
Текст определения официально опубликован не был