02.07.2013 при выполнении полета по маршруту аэропорт Депутатский - посадочная площадка Усть-Янск (Республика Саха (Якутия)) произошло авиационное происшествие (катастрофа) с вертолетом Ми-8Т RA-22657 ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии".
В процессе снижения ниже безопасной высоты в условиях ограниченной видимости вертолет столкнулся со склоном горы, разрушился и сгорел. В результате авиационного происшествия 24 пассажира погибли, 1 пассажир и 3 члена экипажа получили серьезные телесные повреждения.
Катастрофа произошла в результате непринятия командиром воздушного судна своевременного решения о возврате на аэродром вылета при ухудшении метеоусловий и преднамеренного снижения ниже безопасной высоты, установленной для полетов в горной местности. Установленная на борту вертолета система раннего предупреждения близости земли (далее - СРПБЗ) не была включена в данном полете. В случае использования СРПБЗ, экипажу воздушного судна была бы выдана предупреждающая визуальная и речевая информация об угрозе столкновения с землей, что могло предотвратить авиационное происшествие.
Информация об обстоятельствах и причинах авиационного происшествия приведена в приложении к настоящему приказу.
В течение 2012-2014 годов в ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии" произошло 2 авиационных происшествия и 1 серьезный инцидент, связанные с ошибками или нарушениями персонала эксплуатанта, что может свидетельствовать о неэффективности профилактической работы по обеспечению безопасности полетов в указанном авиапредприятии.
В соответствии с пунктом 2.10.5 Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, и пунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, приказываю:
1. Начальнику Управления летной эксплуатации Росавиации А.И. Духанину:
1.1. организовать контроль за выполнением требований пункта 3.2 настоящего приказа. По результатам мероприятий, указанных в данном пункте приказа, принять решение о доработке программ авиационных учебных центров, направленных на повышение качества тренажерной подготовки летного состава при полетах по приборам; на умение выполнять маневры и действия при срабатывании СРПБЗ; действия при встрече погодных условий, не отвечающих требованиям правил выполнения визуальных полетов;
1.2. до 01.10.2014:
- организовать разработку методических пособий для эксплуатантов по подготовке летных экипажей, инженерно-технического персонала к полетам и техническому обслуживанию аппаратуры бортовой многофункциональной системы и СРПБЗ (БМС-СРПБЗ);
- подготовить обращение к производителям летных тренажеров с предложением по доработке эксплуатируемых современных тренажеров для подготовки экипажей вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ имитаторами СРПБЗ.
2. Начальнику Управления поддержания летной годности воздушных судов Росавиации М.В. Буланову до 15.09.2014 подготовить предложения по устранению указанных в окончательном отчете по результатам расследования катастрофы Ми-8Т RA-22657 недостатков в части эксплуатации на вертолетах системы СДК-8 в варианте с корпусом, не защищенным от воздействия факторов авиационного происшествия.
3. Руководителям территориальных органов Росавиации:
3.1. до 15.09.2014 довести настоящий приказ до сведения организаций гражданской авиации, эксплуатантов воздушного транспорта, авиационных учебных центров, эксплуатантов и собственников воздушных судов авиации общего назначения;
3.2. при подготовке к выполнению полетов в осенне-зимний период 2014-2015 годов и проведении очередного инспекционного контроля базовых объектов эксплуатантов воздушного транспорта в соответствии с требованиями пункта 96 Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденных приказом Минтранса России от 04.02.2003 N 11, проверить выполнение эксплуатантами Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128, в части требований:
пункта 5.12 о наличии в руководстве по производству полетов инструкции и требований по обучению методам предотвращения столкновения исправного воздушного судна с землей, а также принципов использования СРПБЗ;
пункта 5.84 о необходимости проведения не реже одного раза в течение последовательных 12 месяцев теоретической подготовки к выполнению маневров и действий при срабатывании СРПБЗ, включая сдачу экзамена и тренировку на летном тренажере, в том числе проверку;
3.3. Обратить внимание подчиненных специалистов на выявленные в ходе расследования нарушения требований Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 N 147, при подготовке представления на получение свидетельства линейного пилота.
4. Руководителю Саха (Якутского) межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации С.М. Киричеку в процессе подготовки к выполнению полетов в осенне-зимний период 2014-2015 годов проконтролировать полноту и качество реализованных профилактических мероприятий по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии", происшедших в течение 2012-2014 годов.
5. Рекомендовать руководителям организаций гражданской авиации и эксплуатантам самолетов с максимальной взлетной массой менее 10 тонн и вертолетов:
5.1. изучить с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей настоящий приказ и окончательный отчет по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22657 ОАО "Авиакомпания "Полярные авиалинии";
5.2. провести с командно-летным, инспекторским, инструкторским составом и членами летных экипажей занятия по изучению содержащихся в руководстве по производству полетов инструкции и требований по обучению методам предотвращения столкновения исправного воздушного судна с землей, а также принципов использования СРПБЗ. Обратить внимание летного состава вертолетов Ми-8 на требования руководства по летной эксплуатации о необходимости включения СРПБЗ перед полетом вне зависимости от условий предстоящего полета (по правилам полетов по приборам или по правилам визуальных полетов) и характеристик местности, в которой выполняется полет.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Росавиации О.Г. Сторчевого.
Руководитель |
А.В. Нерадько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федерального агентства воздушного транспорта от 20 августа 2014 г. N 496 "О реализации мероприятий по результатам расследования авиационного происшествия с вертолетом Ми-8Т RA-22657"
Текст приказа официально опубликован не был