Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5. Правила пула
1. Общие правила пула
1.1. Бильярдное оборудование и аксессуары
При игре в каждую из описанных ниже разновидностей Пула следует использовать бильярдные столы, шары и аксессуары, соответствующие разделу 3, п. 2 настоящих Правил.
1.2. Расстановка шаров
При расстановке шаров должен использоваться треугольник, а передний шар должен располагаться на задней отметке. Все остальные шары должны быть выстроены за передним и плотно прижаты так, чтобы каждый шар касался соседних.
1.3. Удар по битку
Удар по битку следует наносить лишь наклейкой кия. В противном случае объявляется фол.
1.4. Промах по лузе
Если игрок промахивается при правильном ударе, то есть не забивает прицельный шар, то его серия заканчивается, и в игру вступает соперник.
1.5. Розыгрыш начального удара
При розыгрыше начального удара (разбития) используется следующая процедура. Взяв по шару одинакового размера и веса (желательно два битка или по крайней мере два неполосатых прицельных шара) и расположив их по разные стороны от передней отметки, игроки одновременно выполняют удар с руки из дома, посылая шары к заднему борту и обратно. Побеждает игрок, чей шар остановился ближе к переднему борту. При этом шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Розыгрыш считается автоматически проигранным, если шар:
(1) зашел на половину соперника,
(2) не достиг заднего борта,
(3) упал в лузу,
(4) выскочил за борт,
(5) коснулся длинного борта,
(6) остановился в створе угловой лузы за губой переднего борта или
(7) коснулся заднего борта два раза и более.
Если правила нарушили оба соперника, или если судья не может определить чей шар остановился ближе к переднему борту, то розыгрыш повторяется.
1.6. Начальный удар (разбитие)
Право на выполнение начального удара предоставляется по результатам розыгрыша или жребия (розыгрыш проводится в обязательном порядке при проведении официальных соревнований). Выигравший розыгрыш или жребий имеет право произвести начальный удар, либо уступить его сопернику.
Введение битка в игру производится ударом с руки из дома. При этом прицельные шары расставляют согласно правилам каждой конкретной игры. Биток считается введенным в игру сразу после удара по нему наклейкой кия.
1.7. Удар с руки из дома
Удар с руки из дома выполняется в начале игры и после падения битка в лузу, в специально оговоренных правилами каждой конкретной игры случаях.
Вступающий в игру участник может располагать биток в любом месте дома. Он может наносить удар по любому прицельному шару, центр которого располагается вне дома (в том числе и на передней линии). Наносить удар по прицельным шарам, находящимся в доме, можно лишь в том случае, если биток вначале выходит из дома, а затем, ударившись о задний борт, возвращается обратно в дом. До пересечения передней линии биток не должен задевать расположенные в доме прицельные шары.
Биток считается введенным в игру после удара по нему наклейкой кия. Пока биток не введен в игру его можно поправлять рукой, кием и т.п. Однако любое касание битка после введения его в игру влечет за собой фол.
1.8. Удар с руки
Если правила конкретной игры предусматривают удар с руки после объявления фола, то вступающий в игру соперник может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола и производить удар по любому прицельному шару.
1.9. Сыгранные шары
Шар считается сыгранным (забитым), если в результате правильного удара он падает в лузу. Шар, выскочивший из лузы на игровую поверхность стола, считается не сыгранным.
1.10. Положение шара
Положение шара определяется положением вертикальной проекции его центра на игровую поверхность стола.
1.11. Касание пола
При выполнении удара по крайней мере одна нога играющего должна касаться пола, в противном случае налагается штраф.
1.12. Выполнение удара до полной остановки шаров
Игрок наказывается фолом, если наносит удар до полной остановки битка или любого прицельного шара. (Вращающийся на месте шар считается движущимся.)
1.13. Начало и завершение удара
Удар начинается с момента соприкосновения наклейки кия с битком и завершается после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола.
1.14. Дом и передняя линия
Передняя линия не является частью дома. Поэтому, если правила игры требуют, чтобы удар наносился по шарам вне дома, то прицельный шар, расположенный в точности на передней линии играется. Соответственно и биток при введении в игру из дома следует ставить непосредственно на переднюю линию, а чуть ближе#.
1.15. Общее правило для всех нарушений
Хотя в конкретных бильярдных играх за одно и то же нарушение могут налагаться различные штрафы, для всех нарушений справедливо следующее общее правило:
(1) право удара переходит к сопернику,
(2) ни один забитый шар не засчитывается, и
(3) любой шар (шары) выставляются лишь в том случае, если это предусмотрено правилами конкретной игры.
1.16. Промах по легальному шару
Удар считается неправильным, если биток не коснулся ни одного из легальных (очередных) прицельных шаров, т.е. шаров, первое касание с которыми предусмотрено правилами конкретной игры. Игра в сторону от расположенного вплотную к битку прицельного шара не считается за удар по этому шару.
1.17. Правильно завершенный удар
Удар считается правильным (правильно завершенным), если биток коснулся вначале легального (очередного) прицельного шара, а затем:
(1) один из прицельных шаров упал в лузу, или
(2) биток или какой-либо из прицельных шаров доведены до борта.
Невыполнение этих требований влечет за собой фол.
1.18. Падение битка в лузу
Если при ударе биток падает в лузу, то объявляется фол.
1.19. Запрещенное касание шаров
За касание во время игры любого прицельного шара или битка телом, одеждой, мелком, машинкой, древком кия и т.п. налагается штраф. Касаться битка можно лишь наклейкой кия при выполнении правильного удара.
1.20. Запрет двойного удара
Если при выполнении удара наклейка кия касается битка более одного раза, а также если наклейка касается битка в то время как биток касается (или после того как биток уже коснулся) прицельного шара, то налагается штраф. Если же вплотную к битку располагается какой-либо не легальный прицельный шар, то удар следует наносить в сторону от него, в противном случае налагается штраф.
1.21. Запрет пропиха
Если игрок проталкивает биток вперед, затягивая время контакта наклейки кия с битком несоразмерно ударно-маховому движению, то налагается штраф.
1.22. Правильный перескок
При правильном перескоке удар должен наноситься приподнятым кием в верхнюю половину шара. Однако любой кикс при выполнении перескока штрафуется. Выполнение перескока какими-либо иными способами запрещается.
1.23. Выскочивший шар
Шар считается выскочившим за борт, если после завершения удара он остановился вне игровой поверхности стола (на упругом борту, на поручне, на полу и т.п.).
Шар не считается выскочившим, если он, ударившись о верхнюю часть упругого борта или поручня, самостоятельно возвращается на игровую поверхность, не задев при этом какой-либо иной объект, не являющийся стационарной принадлежностью бильярдного стола.
Если же шар задевает какой-либо предмет, не являющийся принадлежностью стола, например, осветительный прибор, мел на борту или поручне и т.п., то он считается выскочившим, даже если он после этого самостоятельно возвращается на игровую поверхность.
Во всех пуловских бильярдных играх удар, в результате которого биток или какой-либо из прицельных шаров выскакивает за борт, штрафуется. Все выскочившие прицельные шары выставляются после полной остановки всех шаров на игровой поверхности стола. Выскочивший биток вводится в игру в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
1.24. Одновременное нарушение нескольких правил
Если при выполнении удара нарушено сразу несколько правил, то игрок наказывается одним фолом, при этом налагается самый строгий штраф, предусмотренный за самое грубое из совершенных при ударе нарушений.
1.25. Самопроизвольное смещение шаров
Если шар смещается, скатывается, поворачивается или же каким-либо иным способом движется самопроизвольно за счет неровности игровой поверхности стола, то его оставляют там, где он остановится, и игра продолжается. Если зависший над лузой шар остается неподвижным в течение пяти секунд и более, а затем падает в лузу, то его следует восстановить на прежнем месте и продолжить игру.
Если при выполнении удара прицельный шар самопроизвольно падает в лузу до соударения с битком, то биток и прицельный шар восстанавливают на исходных позициях, после чего удар повторяется. Так же поступают и при самопроизвольном смещении в момент удара любого другого прицельного шара.
1.26. Выставление шаров
Если согласно правилам какой-либо конкретной игры необходимо выставить один или несколько шаров, то после завершения удара они располагаются на продольной линии следующим образом: шар с наименьшим номером ставят на заднюю отметку, а остальные в порядке возрастания номеров располагают друг за другом в направлении заднего борта. Если же находящиеся на столе шары не позволяют в точности выполнить указанное требование, то выставляемые шары располагают на продольной линии как можно ближе к задней отметке вплотную к мешающим прицельным шарам, не сдвигая их. Если мешает биток, то выставляемые шары располагают как можно ближе к нему, но не вплотную.
В случае, если для выставляемых шаров не хватает места между задней отметкой и задним бортом, то шары выставляют на продолжении продольной линии перед задней отметкой (между задней отметкой и центром) как можно ближе к ней, при этом шар с наименьшим номером должен находиться спереди, а остальные в порядке возрастания номеров располагаются друг за другом в сторону задней отметки.
1.27. Шары, упавшие вместе с сыгранным
Если при выполнении правильного удара наряду с сыгранным в лузы падают и другие прицельные шары, то они засчитываются в соответствии с правилами каждой конкретной игры.
1.28. Постороннее вмешательство
Если во время игры шары приходят в движение вследствие вмешательства постороннего лица (непосредственно или путем какого-либо воздействия на игрока, выполняющего удар), то их возвращают на исходные позиции и игра продолжается, причем штраф за это не налагается. Если игра официальная, то позицию восстанавливает судья. Это правило следует применять также при таких чрезвычайных происшествиях, как землетрясение, ураган, падение осветительного прибора, авария и т.п. Если же позицию восстановить невозможно, то партия переигрывается, при этом начальный удар производит тот же самый игрок. Настоящее правило, однако, не применимо к игре "14.1 с продолжением", в которой одна партия состоит из розыгрыша последовательных пирамид. Поэтому розыгрыш текущей пирамиды прерывается, и начинается розыгрыш новой, при этом право начального удара определяется заново. Счет, однако, сохраняется таким же, каким он был к моменту приостановки партии.
1.29. Очередность начального удара
Если встреча проводится до определенного количества побед или сыгранных партий, то победитель каждой отдельной партии производит первый удар в следующей. По усмотрению организаторов соревнований возможны следующие варианты:
(1) Игроки разбивают по очереди.
(2) Разбивает проигравший.
(3) Разбивает проигрывающий по партиям.
1.30. Вступление в игру соперника
Если игрок не смог правильно забить шар в лузу или же нарушил правила, то в игру вступает соперник. Если правила не нарушены, то соперник принимает сложившуюся на столе позицию.
1.31. Шар вплотную к борту
Удар по прицельному шару, расположенному вплотную к борту (или вплотную к борту и битку одновременно), должен завершиться:
(1) падением одного из прицельных шаров в лузу, или
(2) доведением битка до борта, или
(3) доведением данного прицельного шара до другого борта (с которым он первоначально не находился в контакте), или
(4) доведением до борта другого прицельного шара.
Невыполнение хотя бы одного из этих четырех требований влечет за собой фол. (Примечание: "14.1 с продолжением" и некоторые другие игры налагают дополнительные требования у этому правилу. См. правила конкретных игр.) Шар, расположенный до удара вплотную к борту, считается доведенным до этого борта только в том случае, если он отходит от борта, касается другого шара, а затем вновь касается того же борта. Факт касания прицельным шаром борта должен быть засвидетельствован судьей или одним из игроков, о чем должно быть объявлено до удара.
1.32. Установка битка с руки
Установку битка для удара с руки можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). Однако после того как биток установлен, любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка наклейкой, рассматривается как начало удара.
1.33. Вмешательство в игру соперника
Если игрок отвлекает своего соперника или вмешивается в его игру, то это рассматривается как нарушение. Вмешательством считается нанесение удара вне очереди, а также смещение любого шара во время игры соперника.
2. Пул-8
При игре в Пул-8 следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами:
2.1. Цель игры
Забив шары своей группы, правильным ударом забить восьмерку.
2.2. Ведение игры
При игре в "Восьмерку" используют биток и пятнадцать прицельных шаров с номерами от 1 до 15. Один из игроков должен сначала забить шары с номерами от 1 до 7 (сплошные), а другой - с номерами от 9 до 15 (полосатые). Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается правильно и в соответствии с заказом забивать шары своей группы. Забив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.
2.3. Заказ
В заказных пуловских играх и, в частности, в "Восьмерке" используют так называемый "джентльменский заказ". При джентльменском заказе не объявляют очевидные прицельные шары и лузы. Если партнер не уверен по какому шару или лузе наносится удар, то он вправе спросить об этом играющего. Удары от бортов, а также комбинационные удары (т.е. удары шарами или от шаров) не считаются очевидными, и в этом случае должен заказываться как прицельный шар, так и луза. При заказе однако не требуется указывать какие-либо дополнительные подробности.
Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат ли они группе играющего или его соперника.
Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок получает право на следующий удар.
2.4. Расстановка шаров
Шары расставляют в форме треугольной пирамиды с восьмеркой в центре, при этом передний шар пирамиды располагается на задней отметке, а по углам - полосатый и сплошной.
2.5. Попеременное разбитие
Победитель розыгрыша имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбитие), либо передать его своему сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.
2.6. Начальный удар (разбитие пирамиды)
Разбитие считается правильным, если играющий (с руки из дома):
(1) забьет какой-либо прицельный шар, или
(2) доведет до борта по меньшей мере четыре прицельных шара.
Невыполнение этих требований является нарушением, и вступающий в игру соперник имеет право:
(1) принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар, или
(2) после повторной расстановки шаров произвести разбитие сам или уступить его нарушителю.
Если при разбитии падает в лузу биток, то (1) все забитые при этом шары остаются в лузах (за исключением восьмерки), (2) объявляется фол, и (3) стол остается открытым. Вступающий в игру соперник производит удар с руки из дома.
Примечание. При игре с руки из дома наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам можно только путем отражения битка от противоположного (заднего) борта. Шары, расположенные вне дома, можно сыгрывать в любую лузу.
Выскакивание с разбития за борт прицельных шаров рассматривается как нарушение, при этом вступающий в игру соперник имеет право (1) принять сложившуюся на столе позицию и произвести очередной удар, или (2) произвести удар с руки из дома.
Если при разбитии в лузу падает восьмерка, то игрок имеет право произвести разбитие заново или, выставив восьмерку, продолжить игру. Если же при разбитии помимо восьмерки падает еще и биток, то вступающий в игру соперник имеет право повторить разбитие или, выставив восьмерку, начать игру с руки из дома.
Примечание. Если партия играется на столах-автоматах (и к тому же не на официальных международных соревнованиях), то падение в лузу восьмерки при правильном разбитии приносит победу, а падение восьмерки вместе с битком - поражение в партии.
2.7. Открытый стол
Стол считается открытым до тех пор, пока ни одним из соперников не выбрана своя группа шаров (полосатых или сплошных).
Примечание. Стол всегда открыт непосредственно после разбития. Когда стол открыт, можно наносить удар по сплошному шару, чтобы сыграть полосатый, и наоборот, т.е. на открытом столе все шары легальные. Однако если при открытом столе биток ударяет вначале по восьмерке, то ни один полосатый или сплошной не засчитывается в пользу играющего. Его серия заканчивается, все забитые шары остаются в лузах, а для вступающего в игру соперника стол остается открытым. При открытом столе все неправильно забитые шары остаются в лузах.
2.8. Выбор группы шаров
Разбитие не дает права выбора полосатых или сплошных шаров, даже если шары и той, и другой группы оказались после разбиения в лузах. После разбития стол всегда остается открытым. Выбор группы шаров производится лишь после того, как игрок при выполнении правильного удара (после разбития) положит заказанный шар в лузу.
2.9. Правильно завершенный удар
При выполнении любого удара биток должен вначале коснуться шара своей группы (легального шара), а затем:
(1) в лузу должен упасть какой-либо прицельный шар, или
(2) биток или один из прицельных шаров должен дойти до борта.
Примечание. До соударения с легальным шаром биток может предварительно удариться о борт, однако после этого либо должен упасть в лузу прицельный шар, либо биток или какой-либо из прицельных шаров должны дойти до борта. Невыполнение этих требований влечет фол.
2.10. Удар без заказа
Из тактических соображений игрок может принять решение забить очевидный прицельный шар и вместе с тем прервать свою серию у стола, объявив "Удар без заказа". "Удар без заказа" считается правильным ударом. Если игрок хочет отыграться забив очевидный прицельный шар, то он должен до удара объявить об "ударе без заказа" своему сопернику. Если же этого не сделано, то игрок обязан произвести следующий удар. Все шары, забитые при "ударе без заказа", остаются в лузах.
2.11. Удар с руки после нарушения
Если игрок нарушил правила, то вступающий в игру соперник выполняет удар с руки. Это означает, что он может расположить биток в любом месте стола (из дома играют лишь при неправильном разбитии). Данное правило удерживает игроков от совершения умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При выполнении удара с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия (включая наклейку). После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара.
2.12. Неправильно сыгранные шары
Прицельный шар считается неправильно сыгранным, если (1) при выполнении удара нарушены правила, или (2) не сыгран заказанный шар, или (3) до удара объявлен отыгрыш. Неправильно сыгранные шары остаются в лузах.
2.13. Выскакивание за борт прицельных шаров
Выскакивание за борт какого-либо прицельного шара является нарушением, и право удара переходит к сопернику. Если же за борт вылетает восьмерка, то партия считается проигранной. Выскочившие прицельные шары не выставляются.
2.14. Игра по восьмерке
Если при игре по восьмерке произошло падение битка в лузу или совершено нарушение, не сопровождающееся падением в лузу или выскакиванием за борт восьмерки, то поражение не засчитывается. Вступающий в игру соперник играет с руки.
2.15. Зачтение поражения
Игроку засчитывается поражение, если он совершает одно из следующих нарушений:
(1) восьмерка забита с нарушением правил,
(2) восьмерка и последний шар своей группы забиты при выполнении одного удара,
(3) во время игры восьмерка выскочила за борт,
(4) восьмерка забита не в заказанную лузу,
(5) восьмерка забита до того, как сыграны все шары своей группы.
2.16. Патовая позиция
Если каждый из игроков три раза подряд (итого 6 раз) по очереди нарушает правила, не стремясь (по мнению судьи) к победе в партии, так как это может привести к неминуемому поражению, то игра считается "патовой". После этого шары расставляют заново и партия переигрывается.
Примечание. При игре в "Восьмерку" за три нарушения подряд, совершенные одним игроком поражение не засчитывается.
3. Пул-9
При игре в Пул-9 следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами:
3.1. Цель игры
Правильным ударом забить девятку.
3.2. Ведение игры
"Пул-9" играется битком и девятью прицельными шарами с номерами от единицы до девяти. При любом ударе биток должен коснуться вначале шара с наименьшим номером, однако шары необязательно забивать по порядку номеров. Если при правильном ударе в лузу падает какой-либо шар, то игрок остается у стола и продолжает игру до тех пор, пока не совершит промах, нарушит правила или одержит победу, положив в лузу девятку. Вступая в игру после промаха партнер принимает сложившуюся на столе позицию, однако после совершения его соперником какого-либо нарушения правил, он имеет право играть с руки, установив биток в любом месте стола. Объявлять заказ не требуется. Матч заканчивается после того как один из игроков выиграет заданное число партий.
3.3. Расстановка шаров
Прицельные шары расставляют в форме ромба, при этом единица располагается в вершине ромба на задней отметке, девятка - в центре, а остальные шары в произвольном порядке вплотную друг к другу. Начальный удар производится с руки из дома.
3.4. Правильный начальный удар (открытое разбитие)
Начальный удар подчиняется тем же правилам, что и любой другой удар. Отличие состоит в следующем:
1. Игрок должен попасть по единице и при этом:
(1) забить в лузу какой-либо прицельный шар или
(2) довести до борта по меньшей мере четыре прицельных (нумерованных) шара.
2. Если биток упал в лузу или выскочил за борт, а также если не выполнены требования к начальному удару, то объявляется фол и вступающий в игру соперник получает право на удар с руки с любого места стола.
3. Если при выполнении начального удара за борт выскакивает прицельный шар, то объявляется фол и вступающий в игру соперник играет с руки с любого места стола. Прицельный шар при этом не выставляется (Исключение: если за борт выскакивает девятка, то она выставляется).
3.5. Продолжение игры после разбития
При выполнении удара непосредственно следующего за начальным игрок имеет право на "пуш-аут" (см. п. 6.). Если игрок при выполнении правильного начального удара положил в лузу хотя бы один прицельный шар, то он продолжает игру до промаха, нарушения или победы в партии. Если игрок промахивается или совершает нарушение, то вступающий в игру соперник начинает свою серию и в свою очередь продолжает игру до промаха, нарушения или победы. Игра заканчивается, если при правильном ударе забита девятка, или если одному из игроков засчитывается поражение за три нарушения подряд.
3.6. Пуш-аут
Игрок, выполняющий удар непосредственно после правильного начального удара, имеет право сыграть "пуш-аут", суть которого состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение с точки зрения дальнейшего развития партии. При выполнении "пуш-аута" биток необязательно должен коснуться какого-либо шара или дойти до борта, однако все остальные правила действуют.
Игрок должен объявить о своем намерении сыграть "пуш-аут" до удара, в противном случае удар рассматривается как обычный. Любой шар, забитый при "пуш-ауте" не засчитывается и остается в лузе за исключением девятки. После правильного "пуш-аута" вступающий в игру соперник имеет право либо принять позицию и произвести удар по битку, либо уступить удар игроку, сыгравшему "пуш-аут". Если при выполнении начального удара биток упал в лузу, то вступающий в игру соперник не имеет права на "пуш-аут".
3.7. Игра после нарушения
Если игрок совершает нарушение, то его серия у стола заканчивается, а все неправильно забитые шары остаются в лузах (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру соперник получает право на удар с руки, при этом он может располагать биток в любом месте стола. Несколько нарушений, совершенных при выполнении одного удара, рассматриваются как одно нарушение.
3.8. Промах по очередному шару
Удар считается неправильным, если первое касание битка произошло с шаром, номер которого не является наименьшим на столе.
3.9. Недоведение до борта
Удар считается неправильным, если ни один из прицельных шаров не забит в лузу, а после соударения битка с прицельным шаром ни биток, ни какой-либо из прицельных шаров не доведен до борта.
3.10. Удар с руки
При выполнении удара с руки игрок может располагать биток в любом месте на игровой поверхности стола, но не вплотную к прицельному шару. Он может изменить положение битка до нанесения удара.
3.11. Выскочившие прицельные шары
Незабитый шар считается выскочившим, если он остановился где угодно, но не на игровой поверхности стола. Выскакивание за борт прицельного шара считается нарушением. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки) и игра продолжается.
3.12. Три нарушения подряд
Если игрок нарушает правила три раза подряд при выполнении трех последовательных ударов (без промежуточных правильных ударов), то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим нарушением должно последовать предупреждение.
3.13. Игровой подход
Игровой подход начинается с момента получения игроком права на удар и заканчивается вместе с ударом, при выполнении которого он либо промахивается по лузе, либо нарушает правила, либо одерживает победу, а также если он нарушает правила в перерыве между ударами.
3.14. Партия
Партия начинается после того как биток введен в игру при выполнении начального удара. Партия завершается после того как в результате правильного удара забита девятка, а также если одному из игроков засчитано поражение.
4. Пул-14+1
При игре в "Пул-14+1" следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами:
4.1. Цель игры
Первым набрать заранее оговоренное число очков (на соревнованиях, как правило, 150).
4.2. Ведение игры
Игра "Пул-14+1" является заказной. Игрок должен заказывать шар и лузу. За каждый правильно забитый заказанный шар игроку присуждается одно очко, и он продолжает свою серию у стола до промаха по лузе или нарушения. Игрок может забить первые 14 шаров, однако перед ударом по последнему оставшемуся пятнадцатому шару 14 забитых шаров устанавливают, также как и в начале игры, в форме пирамиды (при этом место переднего шара в вершине пирамиды остается свободным). После этого играющий старается забить пятнадцатый шар таким образом, чтобы подбить пирамиду и продолжить свою серию.
Побеждает игрок первым набравший заранее заданное число очков (на соревнованиях, как правило, 150 очков, а в обычной игре - любое оговоренное число очков).
4.3. Используемые шары
Стандартный набор прицельных шаров с номерами от 1 до 15 плюс биток.
4.4. Расстановка шаров
Стандартная треугольная пирамида с передним шаром (вершиной) на задней отметке, единицей справа и пятеркой слева. Остальные шары располагаются в произвольном порядке.
4.5. Ведение счета
За каждый правильно забитый шар игроку засчитывается одно очко.
4.6. Правильный начальный удар (разбитие пирамиды)
При выполнении разбития игрок должен либо (1) положить заказанный шар в назначенную лузу, либо (2) после касания пирамиды довести до борта биток и по крайней мере два каких-либо прицельных шара. Невыполнение хотя бы одного из указанных требований рассматривается как неправильное разбиение. За каждое неправильное разбитие игроку списывают два очка. Кроме того, его соперник имеет право либо (1) принять сложившуюся на столе позицию, либо (2) предложить своему партнеру после расстановки шаров повторно произвести разбитие. Так продолжается до тех пор, пока не будет произведено правильное разбитие, или же пока соперник не примет позицию на столе. На неправильное разбитие не распространяется правило трех нарушений подряд.
Если же при выполнении указанных выше двух требований к правильному разбитию падает в лузу или вылетает за борт биток, то игрок за совершенное нарушение (фол) штрафуется на одно очко, и кроме того начинает действовать правило трех последовательных нарушений. Вступающий в игру соперник играет с руки из дома, при этом все прицельные шары остаются на своих местах.
4.7. Правила ведения игры:
4.7.1. Правильно забитый заказанный шар дает правило игроку продолжить свою серию. Он может наносить удар по любому шару на свой выбор, однако перед ударом необходимо заказать шар и лузу. При этом не требуется указывать такие подробности, как касания других шаров, карамболи, комбинационные удары или дуплеты (само собой разумеется, что все это допускается). За каждый шар, забитый при правильном ударе вместе с заказанным, игроку дополнительно засчитывается одно очко.
4.7.2. При выполнении любого удара после соударения битка с каким-либо прицельным шаром необходимо, чтобы либо (1) упал в лузу один из прицельных шаров, либо (2) дошел до борта биток или любой прицельный шар. Невыполнение этих требований рассматривается как нарушение. Если биток отстоит от борта на расстояние, меньшее диаметра шара (при необходимости судья может произвести соответствующее измерение), но не вплотную, то игроку разрешается произвести лишь два отыгрыша путем доведения данного шара до близлежащего борта. Если же два таких отыгрыша уже произведены, то при выполнении последующих ударов шар считается расположенным вплотную к борту, что предполагает соблюдение требований раздела "Шар на борту" из "Общих правил пула".
Примечание. Если игрок перед этим нарушил правила, то ему разрешается произвести лишь один отыгрыш путем доведения такого шара до близлежащего борта. При выполнении следующего удара он должен руководствоваться требованиями раздела "Шар на борту". Это же относится и к случаю, когда игрок сначала отыгрался по этому шару, а затем нарушил правила. Если же он совершил перед этим два нарушения, то требования раздела "Шар на борту" вступают в силу немедленно. Если игрок нарушает требования указанному раздела, то ему объявляется третий фол подряд, что влечет за собой вычитание соответствующего числа штрафных очков, а также по одному очку за каждый предыдущий фол. После этого все пятнадцать шаров расставляются заново, и игрок нарушивший правила, производит разбитие ударом с руки из дома.
4.7.3. После того, как забито четырнадцать шаров, игра немедленно останавливается, при этом пятнадцатый шар остается на том же месте, а пирамида из четырнадцати шаров расставляется заново (место шара на задней отметке, то есть в вершине пирамиды, остается свободным). После этого игрок производит очередной удар, забивая, как правило, пятнадцатый шар таким образом, чтобы биток, ударившись о пирамиду, разбросал шары по всему столу, облегчая тем самым продолжение игры. Игрок, однако, не обязан наносить удар именно по пятнадцатому шару. Он может выбрать любой шар по своему усмотрению.
В таблице показано, что делать в том случае, если пятнадцатый шар упал в лузу одновременно с четырнадцатым.
4.7.4. Игрок из тактических соображений может объявить не заказной удар, а отыгрыш. Отыгрыш, как и любой другой удар, должен подчиняться соответствующим правилам. После выполнения отыгрыша игрок заканчивает свою серию, а все забитые при этом шары не засчитываются и выставляются.
4.7.5. Игрок не должен ловить, прикасаться или каким-то образом воздействовать на шар, движущийся в сторону лузы или места установки пирамиды (сюда же относится и случай, когда игрок ловит шар, держа руку в лузе). В противном случае он наказывается специальным фолом за умышленное нарушение, при этом с его счета списывается одно очко, как за обычный фол, и дополнительно пятнадцать очков, итого шестнадцать очков. Вступающий в игру партнер имеет право либо (1) принять позицию на столе и произвести удар с руки из дома, либо (2) после установки пирамиды из пятнадцати шаров заново предложить своему сопернику произвести разбитие с руки из дома.
4.7.6. Если игрок выполняет удар с руки из дома (например, после падения в лузу битка), а все прицельные шары расположены в доме, то по его требованию ближайший к передней линии прицельный шар может быть выставлен на заднюю отметку. Если же два шара и более находятся на одинаковых расстояниях от передней линии, то выставляется любой из них по усмотрению игрока.
4.8. Неправильно забитые и незаказанные прицельные шары
Все выставляются. Если падение незаказанного шара в лузу не сопровождалось нарушением правил, то штраф не налагается.
4.9. Выскочившие прицельные шары
Выставляются после полной остановки всех остальных шаров. Штраф налагается.
4.10. Падение в лузу или выскакивание за борт битка
Вступающий в игру соперник играет с руки из дома. Исключение составляет случай, когда нарушены правила игры 7.2 или 7.5, или же вступило в силу правило трех последовательных нарушений, которые предусматривают иные последствия.
4.11. Штрафы за нарушения
За каждый фол вычитается одно очко. Примечание: Более строгие штрафы налагаются за умышленные нарушения (см. правило 7.5), а также за третье нарушение подряд (см. ниже). Вступающий в игру принимает сложившуюся на столе позицию за исключением случаев, когда биток вылетает за борт или падает в лузу, а также если совершено умышленное или третье нарушение подряд.
4.12. Три последовательных нарушения
Если игрок совершает нарушение, то помимо вычитания одного штрафного очка (или более) судья открывает счет фолам. Если при своем следующем подходе к столу игрок успешно забивает в лузу заказанный шар или выполняет правильный отыгрыш, то фол аннулируется. В противном случае он наказывается еще одним штрафным очком, и в протоколе делается соответствующая отметка о том, что за игроком числится уже два фола подряд. Если же после этого при своем следующем подходе к столу игрок не сможет забить заказанный шар в лузу или выполнить правильный отыгрыш, то на него налагается штраф в размере 15 очков. При совершении третьего нарушения подряд все числящиеся за игроком фолы автоматически аннулируются. После этого все шары расставляют заново и оштрафованный игрок производит разбитие согласно приведенным выше правилам для начального удара.
Следует подчеркнуть, что три последовательных нарушения должны быть совершены в трех последовательных игровых подходах к столу, а не просто в трех последовательных сериях. Например, если игрок заканчивает фолом свою серию N 6, совершает нарушения при выполнении первого удара серии N 7 (таким образом, за ним числится два фола подряд), а затем успешно начинает серию N 8, правильно забив заказанный шар, но при следующем ударе этой серии роняет биток в лузу, то, несмотря на то, что он совершил нарушения в каждой из трех последовательных серий, за ним не числится три нарушения подряд. Числившиеся за игроком два фола подряд были аннулированы сразу же после того, как он правильно забил шар в первом ударе серии N 8. Конечно, при следующем подходе к столу для выполнения серии N 9 за игроком остается один фол.
4.13. Запись счета
Вычитание штрафных очков может привести к отрицательному счету. Текущий счет может быть "минус один", "минус два", "минус пятнадцать" и т.д. (Игрок может победить в партии, набрав 150 очков, в то время как его соперник может не иметь ничего кроме двух фолов. Окончательный результат партии будет таким образом "150 на -2".)
Если игрок совершает нарушение, не забив при этом шар в лузу, то штрафное очко вычитается из общего числа набранных им ранее очков. Если же игрок совершает нарушение, и при этом заказанный шар падает в лузу, то шар выставляется (не засчитывается), а штрафное очко, как и в предыдущем случае, вычитается из общего числа очков, набранных ранее.
5. Пул-10
При игре в Пул-10 следует руководствоваться "Общими правилами пула", а также нижеследующими правилами:
5.1. Цель игры
Правильным ударом забить десятку.
5.2. Используемые шары
Прицельные шары с номерами от 1 до 10 плюс биток.
5.3. Расстановка шаров
Треугольная пирамида (ряды 1-2-3-4) с единицей на задней отметке и десяткой в центре ряда с тремя шарами. Остальные шары располагаются произвольно.
5.4. Начальный удар (Разбитие)
Игрок, выполняющий начальный удар, должен (1) произвести открытое разбитие; или (2) правильно забить прицельный шар. В противном случае соперник имеет право (1) выполнить удар с руки из дома, при этом все прицельные шары остаются на своих местах; или (2) после установки шаров заново произвести разбитие сам.
5.5. Правила ведения игры:
5.5.1. При выполнении правильного удара необходимо, чтобы биток коснулся вначале шара с наименьшим номером. После этого должен (1) упасть в лузу какой-либо прицельный шар; (2) дойти до борта биток или один из прицельных шаров. Нарушение этих требований влечет за собой фол.
5.5.2. Правильно забитый шар дает право играющему продолжить свою серию.
5.5.3. Если игрок правильно забивает шар, то он должен произвести следующий удар. Он не имеет права объявить отыгрыш и выставить правильно забитый шар.
5.5.4. Игроку, нарушившему правила три раза подряд, засчитывается поражение.
5.6. Ведение счета
За забитые шары очки не присуждаются. Победителем объявляется игрок, правильно забивший десятку.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
<< Раздел 4. Правила пирамиды |
Раздел 5. >> Правила снукера |
|
Содержание Правила вида спорта "Бильярдный спорт" (утв. приказом Министерства спорта РФ от 2 сентября 2014 г. N 743) (утратили силу) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.