Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1949-р
20 октября 2015 г.
Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2017 г. N 2655-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии" (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэнерго России информацию о ходе реализации плана.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Москва
2 октября 2014 г. N 1949-р
План
мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1949-р)
20 октября 2015 г.
I. Общее описание "дорожной карты"
План мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии" (далее - "дорожная карта") направлен на принципиальное изменение подхода к системе отношений и модели ценообразования в сфере теплоснабжения, создающее экономические стимулы для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения.
В результате выполнения "дорожной карты" будет сформирована институциональная среда, предусматривающая:
либерализацию отношений в сфере теплоснабжения, основанную на принципах конкуренции с альтернативными способами теплоснабжения потребителей тепловой энергии;
переход от прямого ценового регулирования к регулированию правил организации отношений в сфере теплоснабжения и государственному контролю за деятельностью теплоснабжающих и теплосетевых организаций;
снижение административного регуляторного давления на бизнес с повышением ответственности бизнеса перед потребителями тепловой энергии.
Целями "дорожной карты" являются:
устранение технологического отставания от других стран в части развития систем централизованного теплоснабжения, стимулирование внедрения современных технологий в сфере теплоснабжения;
повышение клиентоориентированности единых теплоснабжающих организаций;
повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;
предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;
стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;
обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения, стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей;
повышение управляемости системами теплоснабжения;
повышение инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения.
Достижение целей "дорожной карты" можно будет оценить через мониторинг достижения показателей, отражающих результаты реализации мероприятий "дорожной карты".
Распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2015 г. N 2096-р в раздел II внесены изменения
II. План мероприятий
|
Наименование мероприятия |
Вид документа |
Срок внесения в Правительство Российской Федерации* |
Ответственные исполнители |
Ожидаемый результат |
|
|
|
|
|
|
I. Отмена регулирования цен на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, цен на теплоноситель в виде пара и цен на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии
| |||||
1. |
Установление возможности определять по соглашению сторон, за исключением населения, цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара и на теплоноситель в виде пара (далее - цены на пар), а также цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для всех потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии, с учетом особенностей для отдельных категорий потребителей тепловой энергии |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации
ведомственные акты |
IV квартал 2014 г.
3 месяца с даты принятия федерального закона
9 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
снижение цен на пар и тепловую энергию, теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии |
2. |
Мониторинг нерегулируемых цен на пар и тепловую энергию (мощность), теплоноситель для потребителей тепловой энергии, подключенных к коллекторам источников тепловой энергии |
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 января 2016 г., далее - ежегодно |
ФАС России |
информация, необходимая для осуществления федеральными органами исполнительной власти (в рамках своих полномочий) контроля за соблюдением положений законодательства о теплоснабжении, регламентирующего определение указанных цен |
II. Внедрение новой системы ценообразования во всех системах централизованного теплоснабжения Российской Федерации
| |||||
3. |
Анализ расчетной модели цены "альтернативной котельной" с применением наилучших доступных технологий, с учетом тарифных, социально-экономических и бюджетных последствий внедрения целевой модели рынка тепловой энергии |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2014 г. |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минфин России, Минстрой России, ФАС России |
подготовка обоснований для учета перехода на целевую модель рынка тепловой энергии в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации и в индексах роста платежа граждан за коммунальные услуги |
4. |
Разработка предложений по учету в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации перехода на целевую модель рынка тепловой энергии с темпом, необходимым для доведения тарифов до уровня цены "альтернативной котельной" |
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации |
III квартал 2015 г., далее ежегодно |
Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минстрой России, ФАС России |
повышение инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения |
5. |
Разработка и внесение предложений по учету в индексах роста платежа граждан за коммунальные услуги перехода на целевую модель рынка тепловой энергии с темпом, необходимым для доведения тарифов до уровня цены "альтернативной котельной" |
акты Правительства Российской Федерации |
октябрь 2015 г., далее ежегодно |
ФАС России, Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минстрой России |
приведение индексов изменения размера платы граждан в соответствие с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации |
6. |
Переход на систему свободного ценообразования в сфере теплоснабжения, в том числе: либерализация цен для конечных потребителей тепловой энергии из общей тепловой сети в рамках цены "альтернативной котельной"; отмена ценового регулирования услуг субъектов естественных монополий (теплосетевых организаций) с определением стоимости указанных услуг по соглашению сторон, а при его недостижении - исходя из нормативов расходов на строительство, содержание и эксплуатацию тепловых сетей в системах централизованного теплоснабжения (далее - референтные расценки), а также возможность применения референтных расценок при расчете тарифов в течение переходного периода, указанного в разделе VI "дорожной карты"; при достижении цены "альтернативной котельной" отменяется плата за подключение к системам теплоснабжения с обязательством единой теплоснабжающей организации по выполнению всех необходимых мероприятий по подключению теплопотребляющих установок потребителей в ее зоне деятельности и запретом установления каких-либо обременений для потребителя, связанных с подключением объекта к системе теплоснабжения (с сохранением платы для случаев, установленных федеральным законом); утверждение цены "альтернативной котельной" и референтных расценок на услуги теплосетевых организаций осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), при этом для поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более и административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации утверждение цены "альтернативной котельной" осуществляется на основании расчета, представленного некоммерческим партнерством "Совет рынка", проведенного с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), в соответствии с утвержденной на федеральном уровне методологией (формулами расчета, параметрами, используемыми в формулах, и правилами их применения); государственный контроль за правильностью расчета цены "альтернативной котельной" и референтных расценок на услуги теплосетевых организаций осуществляется ФСТ России |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации
ведомственные акты |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона
9 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минстрой России |
создание условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности функционирования отрасли, снижения износа тепловых сетей и источников тепловой энергии, роста валового внутреннего продукта, увеличения налоговых поступлений, создания новых рабочих мест без потери контроля со стороны государства. Устранение ценовых перекосов между теплоэлектростанциями и котельными. Ликвидация перекрестного субсидирования между тепловой и электрической энергией. Создание индикатора эффективности развития и функционирования тепловых сетей в виде референтных расценок. Снижение административного регуляторного давления на бизнес. Расширение зоны централизованного теплоснабжения |
7. |
Определение особенностей функционирования систем теплоснабжения, в которых тариф на тепловую энергию до перехода на целевую модель рынка тепловой энергии превышает уровень цены "альтернативной котельной" |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
создание условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности функционирования отрасли без дополнительного повышения тарифов |
III. Повышение эффективности деятельности единой теплоснабжающей организации
| |||||
8. |
Установление возможности определения единой теплоснабжающей организации до утверждения схем теплоснабжения |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
наличие единой теплоснабжающей организации во всех системах теплоснабжения. Повышение управляемости системами теплоснабжения
|
9. |
Определение единых теплоснабжающих организаций во всех муниципальных образованиях и завершение разработки схем теплоснабжения муниципальных образований |
ведомственные акты
акты органов местного самоуправления |
не позднее IV квартала 2015 г. |
Минэнерго России, органы местного самоуправления |
повышение управляемости системами теплоснабжения |
10. |
Расширение функций и полномочий единой теплоснабжающей организации, в том числе: управление загрузкой тепловых мощностей на основе принципа минимизации расходов на производство тепловой энергии в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации; разработка и актуализация схем теплоснабжения в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации при сохранении существующих полномочий по утверждению схем теплоснабжения у органов местного самоуправления и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения; обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системой теплоснабжения; согласование вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации; участие в проверке готовности к отопительному периоду организаций в зоне деятельности единой теплоснабжающей организации; участие в расследовании аварийных ситуаций при теплоснабжении |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации
ведомственные акты |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона
9 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
повышение управляемости системами теплоснабжения. Создание стимулов к оптимизации и модернизации систем теплоснабжения, повышению энергетической эффективности при производстве и передаче тепловой энергии. Создание стимулов к оптимизации операционной и инвестиционной деятельности. Аккумулирование финансовых и организационных ресурсов, удешевление стоимости привлечения финансирования для осуществления масштабных инвестиций. Вывод из эксплуатации неэффективных источников тепловой энергии, в том числе осуществляющих комбинированную выработку тепловой и электрической энергии и поставляющих электрическую энергию (мощность) в вынужденном режиме, снижение стоимости электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии (мощности). Сокращение расходов государства на администрирование сферы теплоснабжения посредством перехода от решения операционных задач к установлению стратегических ориентиров и контроля их достижения |
11. |
Разработка и введение мер, стимулирующих переход единой теплоснабжающей организации от владения объектами теплоснабжения на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления на иные виды владения объектами |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
повышение финансовой устойчивости и платежной дисциплины единой теплоснабжающей организации перед иными участниками системы теплоснабжения. Создание стимулов к оптимизации операционной и инвестиционной деятельности |
12. |
Формирование механизмов урегулирования споров при разработке и утверждении (актуализации) схемы теплоснабжения, механизмов принятия и исполнения встречных обязательств и ответственности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за невыполнение принятых на себя в схеме теплоснабжения обязательств по развитию системы теплоснабжения |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
повышение качества подготовки и достоверности информации в схеме теплоснабжения. Повышение эффективности распределения единой теплоснабжающей организацией финансовых и организационных ресурсов для осуществления масштабных инвестиций |
13. |
Внедрение дополнительных механизмов контроля и предупреждения недобросовестного поведения единой теплоснабжающей организации и иных теплоснабжающих и теплосетевых организаций, в том числе: контроля инвестиционной деятельности единой теплоснабжающей организации, осуществляемого посредством контроля реализации схемы теплоснабжения, в том числе установленных в ней целевых показателей, которая должна являться обязательной для выполнения единой теплоснабжающей организацией, предусмотрев совершенствование процедуры разработки и утверждения (актуализации) схем теплоснабжения, порядок проверки выполнения схемы теплоснабжения и меры воздействия в случае ее невыполнения; возложение обязанности на единую теплоснабжающую организацию по регулярному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, потребителей тепловой энергии и иных заинтересованных сторон о своей деятельности через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет". Внесение изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающее опубликование на официальном сайте единой теплоснабжающей организации перечня объектов (домов), которые обслуживает единая теплоснабжающая организация, с указанием значений показателей надежности и качества теплоснабжения, указанных в договоре
|
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России
|
минимизация случаев злоупотреблений со стороны единой теплоснабжающей организации |
14. |
Усиление ответственности единой теплоснабжающей организации за невыполнение или недобросовестное выполнение своих функций, в том числе связанных с оплатой приобретенных товаров и услуг, а также ответственности единой теплоснабжающей организации перед потребителями тепловой энергии за надежность и качество теплоснабжения |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
сокращение случаев нарушения единой теплоснабжающей организацией и другими теплоснабжающими (теплосетевыми) организациями законодательства в сфере теплоснабжения. Создание эффективной и сбалансированной системы стимулов к выполнению своих функций со стороны единой теплоснабжающей организации |
IV. Усиление надежности и качества теплоснабжения
| |||||
15. |
Введение простой, понятной и удобной для потребителя тепловой энергии процедуры получения в разумные сроки от единой теплоснабжающей организации компенсации при нарушении надежности и качества теплоснабжения (например, сопоставимой по размеру с альтернативным теплоснабжением), для этого в том числе установление нормативными правовыми актами: перечня показателей надежности и качества теплоснабжения, значения которых устанавливаются в договоре теплоснабжения, и порядка определения значений показателей надежности и качества теплоснабжения в договорах теплоснабжения; диапазонов допустимых значений показателей надежности и качества теплоснабжения, устанавливаемых в договорах теплоснабжения; формулы расчета компенсации, которую единая теплоснабжающая организация обязана выплатить потребителю тепловой энергии при нарушении надежности и качества теплоснабжения по обращению потребителя, учитывающей постепенное повышение размера компенсации по мере достижения уровня цены "альтернативной котельной"; случаев, при которых единая теплоснабжающая организация имеет право не выплачивать потребителю тепловой энергии компенсацию (например, наличие задолженности перед единой теплоснабжающей организацией, отсутствие приборов учета тепловой энергии); порядка выплаты единой теплоснабжающей организацией компенсации потребителям тепловой энергии при нарушении надежности и качества теплоснабжения, основанного на требованиях, установленных федеральным законом; права единой теплоснабжающей организации выставить регрессные требования при нарушении надежности и качества теплоснабжения у потребителя со стороны теплосетевых организаций и (или) организаций, владеющих источниками тепловой энергии; требований по раскрытию единой теплоснабжающей организацией информации о нарушениях требований надежности и качества теплоснабжения по договорам теплоснабжения; порядка согласования значений показателей надежности и качества теплоснабжения между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии и порядка урегулирования разногласий по ним
|
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
6 месяцев с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минэкономразвития России, Минстрой России, ФАС России |
повышение экономической мотивации у единой теплоснабжающей организации и других теплоснабжающих (теплосетевых) организаций к обеспечению надежного и качественного теплоснабжения для каждого потребителя. Сокращение жалоб граждан, повышение уровня удовлетворенности населения надежностью и качеством теплоснабжения. Клиентоориентированный подход в обслуживании потребителей. Повышение мотивации у потребителей к установке приборов учета тепла, повышение платежной дисциплины. Упрощение процедуры получения потребителями компенсаций при нарушениях параметров надежности и качества теплоснабжения. Увеличение доли теплоснабжения и поставки горячей воды с использованием индивидуальных тепловых пунктов, в том числе закрытие открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) |
V. Повышение эффективности отрасли теплоснабжения
| |||||
16. |
Анализ целесообразности отмены для теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч возможности не устанавливать приборы учета тепловой энергии с возможностью применения упрощенного, группового учета в целях выявления и учета особенностей такой отмены для отдельных категорий потребителей тепловой энергии
|
доклад в Правительство Российской Федерации |
1 ноября 2014 г. |
Минэнерго России, Минстрой России, ФАС России |
учет всех особенностей, связанных с отменой возможности для теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч не устанавливать приборы учета тепловой энергии |
17. |
Принятие решения об отмене для теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч возможности не устанавливать приборы учета тепловой энергии с возможностью применения упрощенного, группового учета в случае целесообразности и с учетом проведенного в предыдущем пункте анализа |
федеральный закон
акты Правительства Российской Федерации |
I квартал 2015 г.
3 месяца с даты принятия федерального закона |
Минэнерго России, Минстрой России, ФАС России |
учет потребляемой тепловой энергии в полном объеме. Повышение мотивации для потребителей к экономии тепловой энергии и ее рациональному расходованию. Повышение собираемости платежей и сокращение убытков теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, обусловленных разницей между реальным и расчетным (нормативным) потреблением. Снижение стоимости оснащения теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч приборами учета тепловой энергии |
18. |
Разработка предложений по усилению мер по повышению платежной дисциплины потребителей в сфере теплоснабжения |
доклад в Правительство Российской Федерации |
IV квартал 2014 г. |
Минэнерго России, Минстрой России, Минэкономразвития России, ФАС России
|
снижение объема задолженности потребителей за поставленные товары, услуги в сфере теплоснабжения |
19. |
Мониторинг задолженности потребителей по оплате тепловой энергии, теплоносителя |
доклад в Правительство Российской Федерации |
ежегодно до 1 апреля |
Минстрой России, Минэнерго России, Минэкономразвития России, ФАС России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках установленных полномочий |
информация для принятия решений органами гос |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана "дорожная карта" по внедрению целевой модели рынка теплоэнергии.
Предполагается, в частности, отменить регулирование цен на пар для потребителей на коллекторах источников энергии, обновить ценообразование во всех системах централизованного теплоснабжения, повысить эффективность деятельности единой теплоснабжающей организации, усилить надежность и качество услуг.
Перечислены конкретные мероприятия, сроки их реализации, ответственные исполнители. Например, планируется установить предельную цену на энергию из общей тепловой сети с применением метода "альтернативной котельной" с использованием формулы, включающей технико-экономические параметры последней с учетом региональных особенностей. Некоммерческое партнерство хотят наделить полномочиями рассчитывать такой показатель для крупных городов с населением от 500 тыс. человек.
Для теплопотребляющих объектов с максимальным объемом потребления менее 0,2 Гкал/ч планируется предусмотреть возможность не устанавливать приборы учета, а вести групповой учет.
Целесообразно закрепить особенности антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.
Распоряжение Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1949-р
Текст распоряжения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 7 октября 2014 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 41 ст. 5567
Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2017 г. N 2655-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства РФ от 20 октября 2015 г. N 2096-р