Приказ Минпроса СССР от 12 октября 1978 г. N 144
"Об утверждении Типового положения о детском доме"
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 620 настоящий приказ признан недействующим на территории РФ
В целях дальнейшего улучшения воспитания и обучения детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о детском доме.
2. Министерствам просвещения (народного образования) союзных республик довести до сведения органов народного образования, детских домов, а также заинтересованных министерств, ведомств и организаций Положение о детском доме и обеспечить контроль за его выполнением.
Министр |
М.А. Прокофьев |
Типовое положение о детском доме
(утв. приказом Минпроса СССР от 12 октября 1978 г. N 144)
См. Правила организации детского дома семейного типа, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195
1. Общие положения
1.1. Для детей и подростков, лишившихся попечения родителей, организуются детские дома, в которых обеспечивается содержание детей и подростков, их обучение и воспитание в возрасте от 3-х до 18 лет. (Статья 24 Основ Законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании).
1.2. Детский дом ставит своей задачей создание детям, лишившимся попечения родителей, условий для воспитания и получения образования, оказание помощи в выборе профессии, подготовку их к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, воспитать из них образованных, всесторонне развитых людей, преданных коммунистической партии и социалистической Родине.
1.3. Основными типами детских домов являются:
а) детский дом для детей дошкольного возраста;
б) детский дом для детей школьного возраста;
в) детский дом смешанного типа для детей дошкольного и школьного возраста.
Примечание: дети, состоящие в родственных отношениях (братья и сестры), помещаются в один детский дом (смешанного типа) независимо ох их возраста.
1.4. Порядок открытия и закрытия детских домов определяется Советами Министров союзных республик. Детские дома находятся в ведении министерств просвещения (народного образования) союзных и автономных республик, краевых, областных, городских отделов народного образования. В столицах союзных республик и городах республиканского подчинения детские дома могут находиться в ведении городских и районных отделов народного образования.
1.5. Количество детей в детском доме устанавливается Советом Министров союзной республики, не имеющей областного деления, Советом Министров автономной республики, исполкомом краевого, областного, городского (города республиканского подчинения) Совета народных депутатов с обязательным соблюдением утвержденных санитарно-гигиенических норм для каждого воспитанника, но не менее 90 человек.
1.6. Районный (городской) отдел народного образования, на территории которого находится детский дом, осуществляет систематический контроль за работой детского дома и оказывает ему необходимую помощь в подборе квалифицированных кадров, в постановке учебно-воспитательной работы.
2. Прием, содержание и выпуск воспитанников детского дома
2.1. В детский дом принимаются дети и подростки в возрасте от 3 до 16 лет.
Приему в детский дом подлежат:
дети, лишившиеся попечения родителей (вследствие их смерти, лишения родительских прав, отобрания детей в установленном законом порядке и других причин), а также дети и подростки одиноких матерей.
2.2. В детский дом для детей дошкольного возраста принимаются дети от 3 до 7 лет из домов ребенка, детских приемников-распределителей и от населения.
В детский дом для детей школьного возраста принимаются дети от 7 до 16 лет из детских домов для детей дошкольного возраста, детских приемников-распределителей и от населения.
2.3. Дети и подростки - члены одной семьи (братья и сестры), подлежащие направлению в детский дом, помещаются в один детский дом смешанного типа, за исключением тех случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание этих детей должно осуществляться раздельно.
2.4. Разлучать детей одной семьи путем передачи одного из них на усыновление не разрешается, за исключением случаев, указанных в п. 2.3 настоящего Положения.
2.5. Прием детей в детский дом производится в течение всего года по путевкам министерства просвещения (народного образования) союзной республики, министерства просвещения автономной республики, краевого, областного, городского (города республиканского подчинения) отдела народного образования в зависимости от подчиненности детского дома.
Путевки выдаются на основании решения исполнительного комитета районного, городского Совета народных депутатов по месту жительства ребенка о необходимости помещения его в детский дом.
2.6. На каждого ребенка, направляемого в детский дом, представляются следующие документы:
а) свидетельство о рождении в подлиннике или заключение медицинской комиссии, удостоверяющее возраст ребенка, при отсутствии свидетельства;
б) медицинская справка о состоянии здоровья;
в) документ об образовании (для детей школьного возраста);
г) акт обследования условий жизни ребенка;
д) документы о родителях или лицах, их заменяющих, (копия свидетельства о смерти родителей, приговор или решение суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей, или невозможность воспитания ими своих детей);
е) справка о наличии и местожительстве братьев, сестер и других близких родственников;
ж) описи имущества, оставшегося после смерти родителей, и сведения о лицах, отвечающих за сохранность его;
з) документы о закреплении жилой площади за несовершеннолетним;
и) пенсионная книжка на детей, получающих пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов (при получении их на ребенка родителем или лицом, его заменяющим).
2.7. Перевод воспитанников, достигших семилетнего возраста, из дошкольного детского дома в детский дом для детей школьного возраста производится с 1 по 15 августа.
2.8. Дети с недостатками физического и умственного развития (глухие, слепые, умственно отсталые и др.) и инвалиды, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения или в особом уходе, приему в детские дома общего типа не подлежат. Согласно заключению медико-педагогической комиссии они направляются в специальные детские учреждения.
2.9. Выпуск воспитанников производится по решению педагогического совета детского дома. Решение педагогического совета утверждается органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится детский дом.
Отчисление воспитанников в связи с возвращением их для дальнейшего воспитания к родителям или лицам, их заменяющим, производится при наличии соответствующего заключения органа народного образования независимо от возраста воспитанников и времени года.
2.10. При выпуске из детского дома воспитанникам выдаются следующие документы:
а) свидетельство о рождении, а достигшим 16-летнего возраста - также и паспорт;
б) справка о пребывании в детском доме;
в) справка о состоянии здоровья;
г) документ об образовании (для детей школьного возраста);
д) сведения о родителях или близких родственниках.
Кроме того, воспитаннику выдаются документы на имущество и денежные средства, пенсионная книжка, исполнительный лист на взыскание алиментов, документ, подтверждающий право воспитанника на ранее занимаемую им или родственниками жилплощадь, и другие документы, если таковые имелись в личном деле.
2.11. Воспитанники, окончившие среднюю школу и получившие аттестат о среднем образовании, направляются в высшие и средние специальные учебные заведения, профессионально-технические и технические училища или на работу в различные отрасли народного хозяйства.
2.12. Воспитанники детских домов при направлении их на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения или на производство обеспечиваются зимним и летним обмундированием, обувью и постельными принадлежностями, а также единовременным денежным пособием на первоначальные расходы по установленным нормам.
Воспитанники, отправляемые из детских домов к родителям, или лицам, их заменяющим, обеспечиваются одеждой и обувью в установленном порядке.
2.13. Воспитанники, лишившиеся попечения родителей, окончившие VIII классов и поступившие для продолжения образования в средние специальные учебные заведения, содержатся в них на полном государственном обеспечении по нормам детского дома до окончания ими среднего специального учебного заведения.
2.14. Воспитанники детских домов, не удовлетворяющие требованиям приема в профессионально-технические училища и технические училища и направляемые на работу в различные отрасли народного хозяйства, могут быть оставлены на период производственного обучения в детских домах на срок до 6 месяцев, а воспитанники, имеющие физические недостатки и хронические заболевания, - на срок до 1 года.
2.15. В случае необходимости перевода трудоустроенного воспитанника с одного предприятия на другое в течение первого года после выпуска, он зачисляется на питание в детском доме на срок не более месяца и ему оказывается помощь в повторном устройстве на работу.
2.16. Бывшие воспитанники - учащиеся высших, средних специальных и профессионально-технических и технических учебных заведений, приезжающие на каникулярное время в детские дома, где они раньше воспитывались, зачисляются на питание на срок до двух недель.
3. Работа с детьми дошкольного возраста
3.1. Все воспитанники детского дома для детей дошкольного возраста объединяются в возрастные группы. Наполняемость групп - 25 человек.
3.2. Группы комплектуются по возрасту детей:
младшая группа от 3 до 4 лет
средняя группа от 4 до 5 лет
старшая группа от 5 до 6 лет
подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет
3.3. Воспитательная работа в детском доме для детей дошкольного возраста проводится в соответствии с "Программой воспитания в детском саду".
Педагогический коллектив обеспечивает развитие правильной речи у детей и подготовку их к успешному обучению в школе. Воспитание детей осуществляется в активной деятельности: в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, в процессе ознакомления детей с доступными их пониманию событиями и явлениями общественной жизни нашей страны, с родной природой.
3.4. В каждой возрастной группе организуются разнообразные игры: творческие, подвижные, дидактические, музыкальные, а также проводятся занятия с детьми по ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой, по развитию речи, по подготовке к обучению грамоте, по развитию элементарных математических представлений, конструированию; занятия по изобразительному искусству, музыке и физкультуре; проводятся утренники, посвященные советским праздникам и памятным датам.
3.5. Вся деятельность детей дошкольного возраста организуется в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями; для пребывания детей на воздухе летом и зимой при детском доме должен быть благоустроенный земельный участок; летом жизнь детей организуется преимущественно на свежем воздухе.
Дети каждой возрастной группы привлекаются к посильному, соответствующему особенностям возраста, труду по самообслуживанию, к работе в цветнике и на огороде, а также принимают участие в труде взрослых.
4. Организация работы с детьми школьного возраста
4.1. Все воспитанники школьного возраста комплектуются в воспитательские группы учащимися двух-трех классов или по возрастному признаку. Наполняемость групп 30-40 человек.
4.2. В период нахождения воспитанников в детском доме руководство и педагогический коллектив принимают все меры к созданию сплоченного, работоспособного и дружного коллектива, к подготовке воспитанников к практической жизни, получению ими среднего образования.
4.3. Администрация детского дома организует обучение всех воспитанников в ближайшей общеобразовательной школе, содействует успешному усвоению учащимися основ наук, развивает способности и склонности их, обеспечивает в едином комплексе идейно-политическое, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое воспитание.
4.4. Все вопросы учебно-воспитательной работы педагогический коллектив решает в тесном единстве со школой, в которой обучаются воспитанники: планирует работу и участвует в проведении объединенных педагогических советов, методических совещаний, семинаров классных руководителей и воспитателей, проводит совместные сборы пионерских дружин, спортивные соревнования и другие массовые мероприятия.
Директор детского дома, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, воспитатели, старший пионервожатый детского дома систематически посещают школу с целью ознакомления с успеваемостью и поведением воспитанников, подготовкой их к занятиям, работой на уроке и т.д.
Учителя школы, классные руководители оказывают помощь педагогическому коллективу детского дома в организации учебной и воспитательной работы воспитанников: посещают занятия по самоподготовке, воспитательные мероприятия, проводимые в детском доме; проводят индивидуальную учебную работу с воспитанниками, имеющими пробелы в знаниях.
4.5. Администрация детского дома обеспечивает правильную организацию режима труда и отдыха воспитанников: в установленное время организует подготовку ими домашних заданий под руководством воспитателей в специально отведенных помещениях, оборудованных необходимыми учебно-наглядными пособиями. В отдельных случаях для приготовления воспитанниками домашних заданий по договоренности с руководством школы могут использоваться учебные кабинеты и классные комнаты школ, в которых обучаются воспитанники.
4.6. Администрация детского дома осуществляет систематическое трудовое воспитание и обучение воспитанников. Все воспитанники участвуют в самообслуживании и других видах общественно полезного труда с учетом возраста, пола, физических возможностей, норм и требований гигиены и охраны их здоровья: обучаются ручному труду, рукоделию, домоводству, работают в мастерских, на учебно-опытном участке, подсобном сельском хозяйстве, в колхозе, совхозе и т.д.
4.7. В свободное от учебных занятий время педагогический коллектив организует разнообразную внешкольную работу с воспитанниками: занятия в кружках, игры, спортивные соревнования, художественную самодеятельность, внеклассное чтение и другие виды воспитательной работы с детьми.
Детский дом организует участие воспитанников в кружках Дворцов и Домов пионеров, на станциях юных техников и юных натуралистов и в детско-юношеских спортивных школах, а также участие воспитанников в различных конкурсах, олимпиадах, спартакиадах и других видах соревнований учащихся.
4.8. В каникулярное время педагогический коллектив проводит воспитательно-оздоровительную работу, организует отдых детей в пионерских, комсомольско-молодежных, туристских лагерях, лагерях труда и отдыха.
4.9. На основе Положения о Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в детском доме создается и действует детская коммунистическая организация юных пионеров.
Пионерская дружина детского дома в своей работе систематически осуществляет связь с пионерской дружиной школы, в которой обучаются воспитанники.
4.10. Воспитанники детского дома - члены ВЛКСМ - состоят на учете в комсомольской организации школы, где обучаются, и оказывают практическую помощь пионерской дружине детского дома. Вместе с тем в детском доме могут создаваться комсомольские группы, которые строят свою работу на основе Устава ВЛКСМ.
4.11. Деятельность детского коллектива организуется педагогическим коллективом на основе самоуправления и направляется на повышение качества учебы, укрепление сознательной дисциплины воспитанников и их творческой инициативы.
Высшим органом детского самоуправления является общее собрание, которое избирает Совет воспитанников и его комиссии.
4.12. В каждом детском доме создается Совет воспитанников, который работает на основе Положения, утвержденного министерством просвещения (народного образования) союзной республики.
4.13. Воспитанники обязаны:
- прилежно учиться и примерно вести себя в детском доме, школе и общественных местах, выполнять "Правила для учащихся" и установленный в детском доме режим дня, активно участвовать в общественной жизни детского дома и школы;
- заботиться о сохранении и умножении социалистической собственности;
- беречь имущество детского дома и школы, а также вещи, находящиеся в личном пользовании;
- выполнять все распоряжения и указания руководства, воспитателей, медицинского и обслуживающего персоналов детского дома.
4.14. Для воспитанников устанавливаются следующие меры поощрения: благодарность директора детского дома с объявлением в приказе перед группой или общим собранием воспитанников; награда памятным подарком (книгой, настольной игрой, билетом в театр и т.п.); занесение на доску Почета или в книгу Почета детского дома.
4.15. За нарушение установленных правил поведения к воспитанникам могут быть применены следующие меры взыскания: порицание со стороны воспитателя, заместителя директора, директора детского дома; устный выговор воспитателя, заместителя директора, директора детского дома, объявляемый перед группой; обсуждение проступка на заседании совета воспитанников, общем собрании воспитанников или на заседании педагогического совета; выговор, объявляемый приказом директора по детскому дому; предупреждение о возможности перевода воспитанника в специальное воспитательное учреждение; как крайняя мера, отчисление воспитанника из детского дома и направление его в специальную школу или в специальное профессионально-техническое училище в зависимости от возраста.
Решение о направлении воспитанников в указанные учебно-воспитательные учреждения принимается комиссией по делам несовершеннолетних при рай(гор)исполкоме по представлению педагогических советов детского дома и школы.
5. Работники детского дома
5.1. Директор детского дома назначается министерством просвещения (народного образования) союзной республики, не имеющей областного деления, министерством просвещения АССР, краевым, областным или городским (города республиканского подчинения) отделом народного образования из числа лучших учителей и воспитателей, обладающих организаторскими способностями, имеющих высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее трех лет.
5.2. Директор детского дома осуществляет руководство всей деятельностью детского дома в соответствии с настоящим Положением и несет ответственность за создание условий, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья детей, организацию питания, отдыха, успешное обучение в школе, создание необходимых санитарно-бытовых условий для воспитанников.
5.3. Директор детского дома:
- обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения идейно-теоретического уровня и квалификации работников;
- обеспечивает выполнение правил внутреннего трудового распорядка, требований охраны труда, техники безопасности, санитарных и противопожарных правил в детском доме;
- осуществляет контроль за идейно-политической, нравственной и трудовой направленностью содержания воспитательной работы;
- организует работу по профессиональной ориентации воспитанников;
- обеспечивает организованный выпуск и устройство воспитанников, проявляет заботу об их материальном обеспечении и создании для них необходимых жилищно-бытовых условий, поддерживает с ними постоянную связь, следит за их дальнейшим образованием и получением производственной квалификации, в случае необходимости оказывает им всемерную помощь;
- защищает личные и имущественные права и интересы воспитанников, руководит деятельностью совета воспитанников;
- осуществляет связь детского дома, школы и общественности, участвует в работе попечительного совета; является членом педагогического совета школы, в которой обучаются воспитанники детского дома, и принимает активное участие в его работе;
- устанавливает в соответствии с трудовым законодательством, правилами внутреннего трудового распорядка и настоящим Положением круг обязанностей работников детского дома;
- поощряет сотрудников и воспитанников детского дома, представляет сотрудников, особо отличившихся, к поощрению и наградам в вышестоящие органы;
- налагает на сотрудников и воспитанников дисциплинарные взыскания.
Директор детского дома может быть освобожден от работы органом, который его назначил, или вышестоящим органом народного образования.
5.4. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского дома для детей школьного возраста назначается отделом народного образования, в ведении которого находится детский дом, по представлению директора детского дома из числа лучших воспитателей или учителей, имеющих высшее образование и стаж педагогической работы не менее трех лет. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе освобождается от работы отделом народного образования, в ведении которого находится детский дом.
5.5. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе детского дома для детей школьного возраста:
- отвечает за организацию и постановку учебно-воспитательной работы в детском доме, выполнение требований охраны труда при проведении учебно-воспитательного процесса;
- ведет систематический учет успеваемости детей, осуществляет контроль за их поведением, поддерживает постоянную связь со школой, в которой обучаются воспитанники;
- осуществляет руководство и контроль за работой воспитателей, руководителей кружков, инструкторов по труду, организует их обучение и инструктаж по технике безопасности и производственной санитарии;
- руководит методической работой, помогает воспитателям овладевать новыми, наиболее совершенными методами и приемами воспитания детей; организует обмен опытом работы как внутри детского дома, так и вне его; обобщает и распространяет лучший опыт работы воспитателей;
- составляет расписание занятий в детском доме, а также отчеты по учебно-воспитательной работе;
- организует подбор и использование воспитателями методической литературы, учебно-наглядных пособий и технических средств обучения в работе с детьми.
5.6. Воспитатели детского дома назначаются органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится детский дом, из числа лиц, имеющих высшее или среднее педагогическое образование.
Воспитатель детского дома:
- проводит повседневную воспитательную работу с детьми порученной ему группы, всесторонне изучает их индивидуальные особенности, заботится о них, чутко и внимательно относится к их нуждам и интересам, проявляя высокую требовательность и уважение к личности ребенка;
- осуществляет совместно с медицинским персоналом мероприятия, содействующие укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников;
- соблюдает режим дня воспитанников, наблюдает за своевременным приготовлением домашних заданий, оказывает им помощь в учении и в разумной организации досуга;
- прививает воспитанникам любовь к труду, руководит их работой по самообслуживанию, организует участие детей в сельскохозяйственном труде, в общественной работе детского дома и вне его с учетом их возраста, требований охраны труда и трудового законодательства, способствует пробуждению интереса к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии;
- оказывает повседневную помощь в пионерской работе;
- поддерживает постоянную связь со школой, общественностью, родителями или лицами, их заменяющими; заботится о поддержании постоянной связи и общении между братьями и сестрами и детьми, находящимися в родственных отношениях.
5.7. Старший пионерский вожатый назначается районным (городским) отделом народного образования по согласованию с районным (городским) комитетом ВЛКСМ.
Старший пионерский вожатый проводит работу на основании Положения о старшем пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им В.И. Ленина.
5.8. Инструктор по труду назначается органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится детский дом, из числа лиц, имеющих высшее или среднее образование (по соответствующей специальности) по представлению директора детского дома.
Инструктор по труду:
- осуществляет систематическое трудовое воспитание и обучение воспитанников;
- организует общественно полезный труд воспитанников в мастерских, направленный на удовлетворение учебных, игровых и бытовых нужд детского дома;
- осуществляет работу по профессиональной ориентации воспитанников;
- обучает детей практическим умениям и навыкам по ведению домашнего хозяйства, в обращении с инструментами, станками, швейными машинами, применяет детям культуру труда, развивает у них интерес к технике и умение припевать теоретические знания, полученные в школе, в практической работе;
- является ответственным за обеспечение требований охраны труда и трудового законодательства при организации труда воспитанников и работе их в мастерских.
5.9. Врач (или фельдшер) детского дома несет ответственность за состояние здоровья воспитанников, их физическое развитие, проводит систематическую лечебно-профилактическую работу в детском доме, организует всестороннее обследование состояния здоровья воспитанников не реже двух раз в год, принимает меры к своевременной госпитализации заболевших воспитанников, осуществляет контроль за трудовой нагрузкой детей и выполнением режима дня, за доброкачественностью питания воспитанников, санитарным состоянием всех помещений детского дома и его территории, проводит санитарно-просветительную работу среди воспитанников и сотрудников детского дома.
Содержание и организация работы врача (или фельдшера) и медицинской сестры определяются Инструкцией об организации лечебно-профилактической помощи воспитанникам детских домов, утвержденной Министерством здравоохранения СССР и Министерством просвещения СССР, а также другими документами, издаваемыми органами здравоохранения и просвещения.
5.10. Заведующий хозяйством детского дома назначается и освобождается органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится детский дом.
Заведующий хозяйством:
- несет ответственность за сохранность зданий и имущества детского дома, правильное их использование;
- обеспечивает необходимое санитарное состояние помещений и территории детского дома, своевременное получение и доставку продуктов питания, обмундирования, топлива, материалов для мастерских, своевременную подготовку детского дома к работе в зимних условиях;
- осуществляет контроль за работой обслуживающего персонала за выполнением требований противопожарной безопасности.
5.11. Обязанности других сотрудников детского дома определяются правилами внутреннего трудового распорядка и должностными инструкциями, утвержденными министерствами просвещения (народного образования) союзных республик.
5.12. В детском доме создается педагогический совет, в состав которого входят: директор детского дома (председатель совета), заместитель директора по учебно-воспитательной работе, старший пионерский вожатый, воспитатели, инструкторы по труду, руководители кружков, врач (или фельдшер), медицинская сестра детского дома, заведующий хозяйством, директор школы, в которой обучаются воспитанники детского дома, и председатель попечительского совета.
Педагогический совет применительно к условиям работы детского дома руководствуется Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы, утвержденным Министерством просвещения СССР 16 декабря 1970 г. Кроме того, педагогический совет обсуждает вопросы выпуска воспитанников, устройства их на работу и в учебные заведения, результаты медицинских осмотров воспитанников, мероприятия по укреплению их здоровья, вопросы перевода воспитанников в другие детские учреждения (в связи с состоянием здоровья, недисциплинированностью и др.), планы совместной работы детского дома и школы по совершенствованию обучения и воспитания детей и другие вопросы.
Педагогические советы детского дома и школы периодически проводят совместные заседания.
5.13. В целях всемерного содействия детскому дому в воспитании и содержании воспитанников при каждом детском доме создается попечительский совет. Его деятельность определяется Положением о попечительском совете, утвержденным Министерством просвещения СССР.
5.14. Руководство детского дома поддерживает постоянную связь с шефствующими предприятиями, колхозами, совхозами, учреждениями и другими организациями по вопросам оказания помощи детскому дому в укреплении его материальной базы, в проведении различных внеурочных мероприятий, в организации лагерей труда и отдыха, в работе по профессиональной ориентации воспитанников детского дома и др.
6. Учебно-материальная база, финансирование и отчетность
6.1. Детский дом, как правило, располагается в благоприятной для здоровья местности и имеет земельный участок.
При детских домах для детей дошкольного возраста и детских домах смешанного типа на участке должны быть огороженные, озелененные и оборудованные зоны для игр, занятий и сна детей на воздухе, установленных Госстроем СССР размеров.
При детских домах школьного возраста должны быть оборудованы зона отдыха, спортивная площадка с необходимыми сооружениями, учебно-опытный участок.
В зависимости от местных условий при детских домах создается подсобное сельское хозяйство, работающее на основе Положения, утверждаемого министерством просвещения (народного образования) союзной республики.
6.2. При открытии и содержании детских домов должны строго соблюдаться санитарные и противопожарные требования.
6.3. В детском доме оборудуются следующие помещения:
спальные, столовая, комнаты для приготовления домашних заданий, игровые, кружковые и пионерская комнаты, комнаты отдыха, актовый (музыкальный в детском доме для детей дошкольного возраста) и спортивный залы, библиотека с читальным залом, медицинский кабинет, изолятор, гардеробные и душевые помещения, сушилка, комнаты гигиены для девочек, помещения для административного и обслуживающего персонала, кладовые, кастелянская и другие необходимые помещения.
6.4. В детском доме организуются учебные или учебно-производственные мастерские (столярные, слесарные, швейные и др.) для трудового воспитания и обучения воспитанников и обслуживания их бытовых нужд, которые должны удовлетворять Правилам техники безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских, а также для учебных комбинатов, цехов (пролетов, участков) и предприятий, в которых проводится трудовая подготовка учащихся, утвержденным Министерством просвещения СССР и согласованным с ЦК профсоюза.
6.5. Детский дом имеет годовую смету расходов, утвержденную органом народного образования, в непосредственном ведении которого находится детский дом.
6.6. Доходы, получаемые в результате реализации продукции от работы воспитанников в учебно-производственных мастерских, подсобном сельском хозяйстве, в совхозах, колхозах и других организациях, используются детскими домами в соответствии с действующим законодательством.
6.7. Документация детского дома ведется в соответствии с инструкциями министерства просвещения (народного образования) союзной республики.
6.8. Детский дом представляет в соответствующий орган народного образования статистическую отчетность по формам, установленным Министерством просвещения СССР и ЦСУ СССР.
6.9. Детские дома (для детей дошкольного возраста и для детей школьного возраста) пользуются правом юридического лица, имеют гербовую печать и штамп с наименованием детского дома.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 12 октября 1978 г. N 144 "Об утверждении Типового положения о детском доме"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минобрнауки России от 25 мая 2016 г. N 620 настоящий приказ признан не действующим на территории РФ