Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 августа 2014 г. N 03-08-13/38309
В связи с письмом о доведении до сведения налоговых органов и налогоплательщиков разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу налогообложения доходов китайской организации, полученных по лицензионному договору, сообщаем.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы иностранной организации от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам (которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации), полученным от источников в Российской Федерации, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Согласно статье 11 "Доходы от авторских прав и лицензий" Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 27.05.1994 (далее - Соглашение) доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
Из положений пункта 1 статьи 11 Соглашения следует, что Китаю предоставлено право налогообложения доходов от авторских прав и лицензий.
Однако такие доходы от авторских прав и лицензий могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если получатель фактически имеет право на доходы от авторских прав и лицензий, то взимаемый налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы таких доходов.
Пункт 2 статьи 11 Соглашения закрепляет право налогообложения роялти за государством, в котором эти роялти возникают, но ограничивает это право предельным налогом, рассчитываемым по ставке, не превышающей ставку, размер которой в двухстороннем Соглашении определяют Договаривающиеся Государства, то есть 10 процентов.
Таким образом, установленное пунктом 2 статьи 11 Соглашения ограничение возможности налогообложения роялти означает, что в государстве - источнике дохода (в данном случае в России) ограничивается право применять его национальное законодательство, то есть, в частности, ограничивается право применять ставку 20 процентов (согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 284 Кодекса), при налогообложении доходов иностранной организации - резидента Китая в виде роялти, установленную законодательством Российской Федерации для реализации налогообложения доходов иностранных организаций у источника выплаты.
Согласно подпункту а) пункта 2 статьи 22 "Методы устранения двойного налогообложения" Соглашения в Китае двойное налогообложение устраняется следующим образом:
а) если лицо с постоянным местопребыванием в Китае получает доход из России, сумма налога на этот доход, уплачиваемая в России в соответствии с положениями настоящего Соглашения, может быть вычтена из налога Китая, взимаемого с такого лица. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога Китая на этот доход, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами Китая.
Исходя из вышеизложенного, доходы за использование товарного знака, причитающиеся китайской организации, при предоставлении в рамках положений пункта 1 статьи 312 Кодекса подтверждения о постоянном местонахождении, подлежат налогообложению в Российской Федерации по ставке 10 процентов, предусмотренной статьей 11 Соглашения, при этом налог исчисляется и удерживается российской организацией.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу НК РФ доходы иностранной организации от использования в России прав на объекты интеллектуальной собственности относятся к доходам (которые не связаны с ведением бизнеса в нашей стране), полученным от источников в России. Соответственно, налог удерживается у источника выплаты.
Соглашением между Россией и Китаем об избежании двойного налогообложения установлено следующее. Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном договаривающемся государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом, могут облагаться налогом в этом другом государстве.
Таким образом, в рассматриваемом случае Китаю предоставлено право налогообложения доходов от авторских прав и лицензий.
При этом такие доходы могут облагаться налогом в том договаривающемся государстве, в котором они возникают, и в соответствии с его законодательством. Однако если получатель фактически имеет право на доходы от авторских прав и лицензий, то взимаемый налог не должен превышать 10%.
Соглашение закрепляет право налогообложения роялти за государством, в котором они возникают. Однако ограничен размер налоговой ставки - 10%.
Таким образом, в государстве - источнике дохода (в данном случае - в России) ограничивается право применять его национальное законодательство, то есть, в частности, ставку 20%, предусмотренную НК РФ.
В Китае при этом двойное налогообложение устраняется следующим образом. Сумма налога, уплачиваемая в России, может быть вычтена из налога Китая.
Таким образом, доходы за использование товарного знака, причитающиеся китайской организации (при подтверждении постоянного местонахождения), облагаются налогом в России по ставке 10%. При этом налог исчисляется и удерживается российским юрлицом.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 августа 2014 г. N 03-08-13/38309
Текст письма официально опубликован не был