Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 87-АПГ14-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисовой Л.B.,
судей Абакумовой И.Д., Александрова В.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Северо-Западного транспортного прокурора о признании недействующими в части Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение затрат, связанных с осуществлением внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа) в 2014 - 2016 годах (пункт 20), Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа на местных воздушных линиях) в 2014 - 2016 годах (пункт 20), Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение части затрат юридических лиц, связанных с осуществлением аэропортовой деятельности) в 2014 - 2016 годах (пункт 18), утверждённых постановлением администрации Костромской области от 30 января 2014 г. N 11-а "О порядках предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта в 2014 - 2016 годах", по апелляционным жалобам департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, администрации Костромской области на решение Костромского областного суда от 20 июня 2014 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Северо-Западной транспортной прокуратуры Крайновой С.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Северо-Западный транспортный прокурор обратился в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующими в части Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение затрат, связанных с осуществлением внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа) в 2014 - 2016 годах (пункт 20), Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа на местных воздушных линиях) в 2014 - 2016 годах (пункт 20), Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение части затрат юридических лиц, связанных с осуществлением аэропортовой деятельности) в 2014 - 2016 годах (пункт 18) (далее - порядки предоставления субсидий), утверждённых постановлением администрации Костромской области от 30 января 2014 г. N 11-а "О порядках предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта в 2014 - 2016 годах".
Решением Костромского областного суда от 20 июня 2014 г. заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и администрация Костромской области обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, полагая, что оспариваемые положения содержат все необходимые условия предоставления субсидий.
Представители администрации Костромской области, департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, департамента финансового контроля Костромской области, департамента финансов Костромской области, Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Как следует из оспариваемых пунктов порядков предоставления субсидий, главный распорядитель вправе приостанавливать выплату субсидий при невыполнении получателями обязанности ежемесячно представлять главному распорядителю отчёт о деятельности по осуществлению внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа, перевозок пассажиров и багажа на местных воздушных линиях, о деятельности по осуществлению аэропортовой деятельности не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным, а также и в случае представления получателями неполной или недостоверной информации, предусмотренной названными порядками. После устранения нарушений предоставление субсидии возобновляется.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции сделал вывод о неопределённости оспариваемых норм, поскольку в них отсутствует закреплённый механизм применения к перевозчикам такой санкции, как приостановление выплаты субсидии, что способно повлечь различные условия приостановления субсидирования и создать для перевозчиков неравные условия.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что указанные выводы суда являются ошибочными и решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Условия и порядок приостановления выплаты субсидий федеральным бюджетным законодательством не урегулированы.
Пунктом 2 статьи 16 Закона Костромской области от 19 декабря 2013 г. N 476-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", принятого Костромской областной Думой 19 декабря 2013 г., установлено, что средства на поддержку транспорта из областного бюджета предоставляются в виде субсидий в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов на отдельные мероприятия в области в том числе воздушного транспорта, включая возмещение недополученных доходов перевозчикам в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа в пригородном и межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам.
Порядок предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядки предоставления субсидий утверждены постановлением администрации Костромской области от 30 января 2014 г. N 11-а. В них предусмотрены категории получателей субсидий (перевозчики-эксплуатанты и юридические лица, осуществляющие аэропортовую деятельность), условия предоставления субсидий, порядок предоставления и условия приостановления субсидий, порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, порядок возврата остатков субсидий, не использованных в отчётном финансовом году.
Условиями приостановления главным распорядителем средств выплаты субсидий является нарушение получателем субсидии обязанности ежемесячно представлять отчёт о своей деятельности, а также предоставление получателями неполной или недостоверной информации.
После устранения нарушений предоставление субсидий возобновляется.
Отсутствие в порядках предоставления субсидий конкретного срока для принятия главным распорядителем решения о приостановлении выплаты субсидий и об их возобновлении не свидетельствует о правовой неопределенности принятых нормативных актов, поскольку законодателем определён срок предоставления отчёта - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчётным, и при устранении выявленных нарушений предоставление субсидий возобновляется, что гарантирует получателю субсидий как заинтересованному лицу скорейшее возмещение своих затрат из средств бюджета с момента приостановления таких выплат.
С учётом изложенного решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Костромского областного суда от 20 июня 2014 г. отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления заместителя Северо-Западного транспортного прокурора о признании недействующими в части Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение затрат, связанных с осуществлением внутренних воздушных перевозок пассажиров и багажа) в 2014 - 2016 годах (пункт 20), Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение недополученных доходов перевозчиков, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров и багажа на местных воздушных линиях) в 2014 - 2016 годах (пункт 20), Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта (возмещение части затрат юридических лиц, связанных с осуществлением аэропортовой деятельности) в 2014 - 2016 годах (пункт 18), утверждённых постановлением администрации Костромской области от 30 января 2014 г. N 11-а "О порядках предоставления субсидий из областного бюджета на отдельные мероприятия в области воздушного транспорта в 2014 - 2016 годах", отказать.
Председательствующий |
Борисова Л.B. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 87-АПГ14-4
Текст определения официально опубликован не был