Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 87-АПГ14-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Борисовой Л.B.,
судей Абакумовой Г.Д. и Александрова В.Н.,
при секретаре Дарькине А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Давудова А.А. о признании недействующим постановления администрации Костромской области от 13 марта 2014 г. N 67-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 27.02.2009 N 81-а" по апелляционной жалобе заявителя на решение Костромского областного суда от 19 июня 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Давудова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением администрации Костромской области от 27 февраля 2009 г. N 81-а утверждён порядок предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения с использованием жилищных кредитов гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребёнка (далее - Порядок).
При этом определено, что в перечень документов, необходимых для предоставления социальной выплаты, входят:
кредитный договор (договор займа) (подп. 7 п. 7 Порядка);
договор об ипотеке, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке (если предоставлен ипотечный кредит (ипотечный кредит) и кредитный договор (договор займа) не содержит обязательство, обеспеченное ипотекой) (подп. 8 п. 7 Порядка).
В Порядок постановлением администрации Костромской области от 13 марта 2014 г. N 67-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 27.02.2009 N 81-А" (далее - Постановление) внесены изменения, исключены слова "(договор займа)" в подп. 7 п. 7, слова "(ипотечный заём)", "(договор займа)" в подп. 8 п. 7 Порядка.
В результате таких изменений в перечень документов, необходимых для предоставления социальной выплаты, входят кредитный договор и договор об ипотеке, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
Давудов А.А. обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления в части указанных изменений по тем основаниям, что они противоречат Концепции развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 28, и нарушают его право использовать финансовые средства государственной поддержки на улучшение жилищных условий. Заявитель является отцом многодетной семьи, планирует оформить кредит у работодателя или иного лица, не являющегося банком либо иной кредитной организацией. Оспариваемый акт исключает возможность получения социальной выплаты гражданами, оформившими ипотечный заём в иных организациях, не являющихся кредитными.
Костромским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Давудов А.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований к отмене решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что Постановление не противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не нарушает права заявителя на улучшение жилищных условий. Социальные выплаты, по поводу которых возник спор, являются дополнительной мерой социальной поддержки, предоставляемой за счёт средств субъекта Российской Федерации определённой категории граждан для улучшения жилищных условий. Следовательно, Костромская область, определяя порядок и условия предоставления таких мер социальной поддержки, реализовала предоставленные ей как субъекту Российской Федерации федеральным законодательством полномочия в области жилищных отношений и социальной поддержки граждан. Действующим законодательством предусмотрены иные способы реализации гражданами, имеющими трёх или более детей, права на жилище: получение жилого помещения по договору социального найма, получение в упрощённом порядке земельного участка под строительство и другие способы, которыми не лишён возможности воспользоваться и заявитель.
Указанные выводы суда мотивированы, основаны на законе и обстоятельствах дела, и оснований для признания их неправильными не имеется.
Согласно Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч. 2 и 5 ст. 76).
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ) отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей), малоимущих граждан, осуществляемых названными органами самостоятельно за счёт средств субъекта Российской Федерации (подп. 24 п. 2 ст. 26.3).
В соответствии с положениями ст. 26.3-1 поименованного акта органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В п. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счёт собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений отражены в ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом названным органам предоставлено право на использование бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путём предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (п. 2 ст. 2 Кодекса).
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям названного публично-правого образования (ст. 8). Такие расходные обязательства возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанным в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
Законом Костромской области от 5 октября 2007 г. N 197-4-ЗКО "О социальной выплате на приобретение (строительство) жилого помещения гражданам при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребёнка" (далее - Закон Костромской области от 5 октября 2007 г. N 197-4-ЗКО) обусловлено расходное обязательство области по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки проживающим на территории области гражданам.
Данным актом предусмотрено право на однократное получение социальной выплаты одним из родителей (одиноким родителем) при рождении (усыновлении, удочерении) третьего или последующего ребенка, при соблюдении определённых условий, в том числе при оформлении ипотечного жилищного кредита (п. 1 ч. 1 ст. 2).
Согласно ч. 2 ст. 4 Закона Костромской области от 5 октября 2007 г. N 197-4-ЗКО порядок предоставления социальной выплаты определяется постановлением администрации Костромской области.
Во исполнение приведённого положения закона администрацией Костромской области утверждён Порядок (с последующими изменениями).
Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами приводит к выводу о том, что рассматриваемое регулирование осуществлено субъектом Российской Федерации в пределах предоставленной ему компетенции и в системе действующего права.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Давудова А.А.
Не нашёл подтверждения довод заявителя о несоответствии Постановления Концепции развития системы ипотечного кредитования в Российской Федерации (далее - Концепция).
Согласно абз. второму раздела "Введение" Концепция подготовлена в развитие федеральной целевой программы "Свой дом", утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753, и определяет место и роль ипотечного жилищного кредитования в жилищном финансировании, а также стратегию государства в становлении и развитии данной сферы.
Таким образом, Концепцией регулируются иные, не являющиеся предметом спора по данному делу, отношения.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с правовой позиций Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в ряде его решений, конституционное право на жилище предполагает обязанность создания органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления с целью предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам Российской Федерации, нуждающимся в жилище.
При наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, заявитель праве решить свой жилищный вопрос путём постановки на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма.
Постановление в реализации указанного права не препятствует.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. 327, 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Костромского областного суда от 19 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Давудова А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Борисова Л.B. |
Судьи |
Абакумова Г.Д. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 сентября 2014 г. N 87-АПГ14-3
Текст определения официально опубликован не был