Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 19-АПГ14-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2 приказа первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 г. N 298-о/д "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае" и приложений N 1, 2 к нему по апелляционному представлению заместителя прокурора Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителя министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Кругловой А.Н., представителя государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро", возражавших против удовлетворения апелляционного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., поддержавшей апелляционное представление в части признания незаконным и отмены решения суда об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим пункта 1.2 приказа первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 г. N 298-о/д "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае" и приложения N 2 к нему, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказ первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 г. N 298-о/д "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае" (далее - Приказ N 298-о/д) опубликован в августе 2012 года в официальном печатном издании "Ставропольская правда", N 219-220.
Пунктом 1.1 Приказа N 298-о/д утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях, определённые с применением расчётного метода, согласно приложению N 1 к данному Приказу.
Пунктом 1.2 этого же нормативного правового акта утверждены нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды, определённые с применением расчётного метода, согласно приложению N 2 к поименованному Приказу.
Первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с заявлением о признании не действующими с момента вступления решения суда в законную силу пунктов 1.1, 1.2 Приказа N 298-о/д и приложений N 1, 2.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что оспариваемые нормы противоречат требованиям действующего федерального законодательства, так как при расчётах не применён метод аналогов, занижена площадь, входящая в состав общего имущества многоквартирных домов, нормативы потребления утверждены без учёта высоты жилых помещений и с нарушением установленного порядка.
Решением Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2014 г. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Ставропольского края ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционного представления министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края поданы возражения о несостоятельности его доводов и законности судебного постановления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к выводу о том, что оспариваемый региональный нормативный правовой акт принят министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации, положениям федерального законодательства не противоречит и не нарушает права и законные интересы граждан.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в силу положений части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые регламентируют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (далее - Правила N 306).
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченные органы) (пункт 3 Правил N 306).
Суд первой инстанции, проанализировав приведённые нормы в совокупности с Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утверждённым постановлением Губернатора Ставропольского края от 8 августа 2012 г. N 546, сделал верное заключение о том, что, принимая оспариваемый Приказ, министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (в настоящее время Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края) действовало в пределах предоставленных полномочий.
Пунктом 19 Правил N 306 определено, что нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчётного метода.
Из предписаний пунктов 21, 23, 31, 32 Правил N 306 следует, что метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объёма (количества) потребления коммунальных услуг приборами учёта, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями; количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки; метод применяется, если в выбранных многоквартирных домах или жилых домах техническая эксплуатация внутридомовых инженерных систем соответствует правилам пользования жилыми помещениями и содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые утверждаются Правительством Российской Федерации; уполномоченный орган дифференцирует нормативы потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов или жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и расположенных в аналогичных климатических условиях.
Расчётный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учёта потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений (пункт 22 Правил N 306).
На основании пункта 9 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Из материалов дела усматривается, что Государственное унитарное предприятие Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро") инициировало расчёт нормативов потребления электроэнергии и заключило договор от 22 декабря 2011 г. N 1111-12-ЭК/2011 на выполнение научно-исследовательских работ по разработке нормативов потребления услуг электроснабжения для жителей муниципальных образований Ставропольского края с закрытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики". В названную организацию представлены также сведения открытого акционерного общества "Ставропольэнергосбыт", открытого акционерного общества "Горэлектросеть" г. Ессентуки, открытого акционерного общества "Горэлектросеть" г. Невинномысска, открытого акционерного общества "Пятигорские электрические сети", филиала открытого акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" - "Ставропольэнерго".
Согласно заключению экспертов закрытого акционерного общества "Научно-исследовательский центр муниципальной экономики" применение метода аналогов при установлении в 2012 году нормативов потребления коммунальных услуг является некорректным, поскольку при определении норматива потребления электроэнергии на общедомовые нужды методом аналогов в силу предписаний пункта 9 приложения к Правилам должны быть использованы показания коллективного (общедомового) прибора учёта электроэнергии, между тем такими приборами были оснащены 198 из 1924 многоквартирных домов, находящихся в зоне деятельности ГУП СК "Ставрополькоммунэлектро" (10,2%).
Установив приведённые выше обстоятельства, суд первой инстанции сделал верное суждение о правомерности утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению с применением расчётного метода ввиду невозможности применения метода аналога и правомерно отказал в признании недействующими пункта 1.1 Приказа N 298-о/д и приложения N 1.
Вместе с тем, Судебная коллегия решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующими пункта 1.2 названного Приказа и приложения N 2 находит незаконным.
Суд первой инстанции, признавая необоснованным довод о занижении площади, входящей в состав общего имущества многоквартирных домов, пришёл к выводу о том, что определение в Приказе площади помещений, входящих в состав такого имущества, как уборочная, то есть лестничные клетки и коридоры, соответствует показателю, учитываемому в техническом паспорте многоквартирного дома, действующему законодательству не противоречит и отвечает целям единообразного подхода при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Судебная коллегия по административным делам с таким заключением согласиться не может.
Так, согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому законодатель относит прежде всего помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Аналогичное правовое предписание содержится и в пункте 2 раздела I постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Кроме того, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, не принял во внимание, что величина норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (кВт-ч в месяц на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме) определяется по следующей формуле:
,
где:
- суммарное годовое потребление электрической энергии (кВт ч) i-й группой оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирных домах;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах (кв.м);
12 - количество месяцев в году (пункт 34 приложения к Правилам N 306).
Содержание показателя раскрывается в пункте 27 приложения к Правилам N 306 в редакции постановления от 16 апреля 2013 г. N 344, согласно которому общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
Таким образом, использование при расчёте норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирном доме площади только лестничных клеток и коридоров, противоречит приведённым предписаниям федерального законодателя, в связи с чем пункт 1.2 Приказа N 298-о/д и приложение N 2 к поименованному Приказу подлежат признанию противоречащими законодательству, имеющему большую юридическую силу, и недействующими.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 7 апреля 2014 г. в части отказа в удовлетворении заявления заместителя прокурора Ставропольского края о признании недействующим пункта 1.2 приказа первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 г. N 298-о/д "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае" и приложения N 2 к нему отменить.
Признать пункт 1.2 приказа первого заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 29 августа 2012 г. N 298-о/д "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в Ставропольском крае" и приложение N 2 к нему не действующими с момента вступления в силу настоящего определения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.A. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 июля 2014 г. N 19-АПГ14-1
Текст определения официально опубликован не был