Определение Верховного Суда РФ от 9 октября 2014 г. N 309-ЭС14-3123
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив кассационную жалобу администрации Южноуральского городского округа (г. Южноуральск) от 11.09.2014 N 145 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2014 по делу N А76-12843/2013, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2014 по тому же делу
по иску администрации Южноуральского городского округа к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (г. Челябинск), Главному управлению Министерства по чрезвычайным ситуациям по Челябинской области (г. Челябинск) и федеральному государственному казенному учреждению "7 отряд Федеральной противопожарной службы по Челябинской области" (г. Троицк) о признании права собственности муниципального образования на жилые помещения,
при участии в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области; Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям г. Южноуральска; Пашкина Л.И., Архипова А.Б., Уляшева Д.Ш., Уляшев В.Б., Полянских О.А., Полянских Н.Ш., Полянских А.О., Дубовицкая Г.А., Дубовицкий А.С., Дубовицкий И.А., Елина Г.В., Елина Ю.Б., Елин Д.Б., Широкова И.Б., Вараксин В.П., Семендяева З.В., Семендяев Я.И., Агаркова И.П., Артемьева Л.Ф., Шушуков А.Е., Шушуков В.А., Шушукова И.Г., Шунтакова Г.Н., Шунтаков В.В., Шунтаков А.В., Капустина Н.В., Маренинов В.С., Маренинова Л.П., Маренинов В.В., Алещенкова М.В., Алещенков А.Е., Алещенков А.А., Алещенкова З.Н., Антонов Ю.А., Антонов А.Ю., Антонова Н.В., установил:
администрация Южноуральского городского округа (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Управление Росимущества в Челябинской области) о признании права собственности муниципального образования на жилые помещения, расположенные по адресу: Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Спортивная, д. 17.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.03.2014, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17.07.2014, в удовлетворении исковых требований администрации отказано.
Администрация обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования.
Проверив в соответствии со статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд полагает о том, что изложенные в заявлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами, здание пожарного депо, расположенное по адресу г. Южноуральск, ул. Спортивная, д. 17, введено в эксплуатацию в 1979 году в целях учета особенностей службы в пожарной охране, необходимости проживания начальствующего и рядового состава при пожарном депо в связи с выездами на тушение пожаров и ликвидации аварии в любое время суток; жилая площадь данного здания отнесена к служебной жилой площади; в 1983 году здание передано на баланс Управления пожарной охраны, входящего в структуру органов внутренних дел Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении иска, суды пришли к выводу, что здание пожарного депо, включая расположенные в нем спорные жилые помещения, на момент разграничения государственной собственности были предназначены для обеспечения деятельности пожарной службы, входившей в систему Министерства внутренних дел, в связи с чем силу пункта 1, пункта 2 раздела 2 приложения N 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", относятся к федеральной собственности.
Доводы заявителя о том, что спорные жилые помещения решением Исполнительного комитета Южно-Уральского городского Совета народных депутатов от 03.01.1979 N 11 отнесены к служебному жилому фонду и не могли являться имуществом государственной противопожарной службы на момент разграничения государственной собственности, не может быть признан обоснованным. Как следует из обжалуемых судебных актов, в соответствии с решением Исполнительного комитета Южноуральского городского Совета народных депутатов Челябинской области от 13.01.1983 N 19 пожарное депо на 6 автомобилей с жилым домом передано на баланс управления пожарной охраны.
Таким образом, на момент разграничения государственной собственности в 1991 году, пожарное депо, в здании которого расположены квартиры, находилось в ведении Управления пожарной охраны, входящего в структуру органов внутренних дел Российской Федерации, следовательно, относилось исключительно к федеральной собственности.
Как обоснованно указали суды, правовой режим жилищного фонда дифференцировался в зависимости от ведомственной подчиненности, ввиду чего сам по себе факт отнесения спорных квартир к жилым помещениям не позволяет отнести имущество к исключительно муниципальной собственности, поскольку в отношении спорных квартир был установлен правовой режим служебного помещения, обусловленный не только необходимостью обеспечения работников, вступивших в трудовые отношения с организацией, жильем, но и спецификой деятельности пожарного депо (необходимостью проживания начальствующего и рядового состава при пожарном депо в связи с выездами на тушение пожаров в любое время суток).
Доводы заявителя направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований, предусмотренных частью 7 статьи 291.6 кодекса для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать в передаче кассационной жалобы администрации Южноуральского городского округа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 9 октября 2014 г. N 309-ЭС14-3123
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4442/14
25.04.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3883/14
03.03.2014 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-12843/13
28.02.2014 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-200/14