Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу Министерства транспорта РФ
от 8 сентября 2014 г. N 243
Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуре и (или) транспортном средстве
I. Общие положения
1. Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) и (или) транспортном средстве (далее - ТС), (далее - Типовая программа) разработана в соответствии со статьей 85.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч, 1), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326, N 23, ст. 2878, N 27, ст. 3462, N 30 (ч. 1), ст. 4036, N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566, N 19, ст. 2289, N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2930, ст. 2933, N 26 (ч. 1), ст. 3388, N 30 (ч. 1), ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263).
2. Повышение квалификации слушателей, осуществляемое в соответствии с Типовой программой (далее - подготовка) проводится с использованием модульного принципа построения учебного плана, с применением различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
3. Учебные модули (дисциплины), включенные в Типовую программу, используются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация) для разработки календарного учебного плана.
Содержание оценочных и методических материалов определяется организацией самостоятельно, с учетом положений законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.
В случае использования при реализации образовательной программы тренажеров, они должны соответствовать требованиям, определенным Порядком подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ), утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2014 г. N 212 (зарегистрирован Минюстом России 5 сентября 2014 г., регистрационный N 33979).
4. Типовая программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать работник, назначенный в качестве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.
В целях учета особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства, организация:
при разработке дополнительной профессиональной программы имеет право увеличивать количество включенных в неё академических часов;
самостоятельно определяет соотношение учебной нагрузки между темами, включенными в учебные модули (дисциплины).
Объем дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должен составлять не менее 20 академических часов. Сроки её освоения определяются организацией самостоятельно.
5. Слушателями программы могут быть лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
II. Цель подготовки
6. Целью подготовки по дополнительной профессиональной программе, разрабатываемой в соответствии с Типовой программой, является повышение квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС, направленное на совершенствование и (или) получение ими новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности по исполнению требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
III. Планируемые результаты подготовки
7. В результате изучения программы слушатель должен знать:
положения законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС;
структуру и полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения транспортной безопасности;
перечень потенциальных угроз совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ), порядок объявления (установления) уровней безопасности ОТИ и (или) ТС;
требования по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности;
особенности организации пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС;
порядок обращения с информацией ограниченного доступа;
порядок информирования субъектами транспортной инфраструктуры (далее -СТИ) и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на ОТИ и (или) ТС;
особенности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности;
уголовную и административную ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, административную ответственность за нарушение установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил.
8. В результате изучения программы слушатель должен уметь:
организовать исполнение внутренних организационно-распорядительных документов, регламентированных положениями законодательства о транспортной безопасности в части, касающейся ОТИ и (или) ТС;
осуществлять информирование федеральных органов исполнительной власти об угрозе совершения или совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ГС;
организовать инструктаж сил обеспечения транспортной безопасности;
обеспечить реализацию плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС в пределах своей компетенции.
IV. Учебный план
Учебный план разработан в качестве примерного базового учебного плана подготовки работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.
п/п |
Наименование дисциплины |
Всего часов |
В том числе |
|
Теоретические занятия |
Практические занятия |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Введение в курс подготовки |
1 |
1 |
- |
2 |
Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности |
3 |
3 |
- |
3 |
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС |
9 |
5 |
4 |
4 |
Информационное обеспечение транспортной безопасности |
2 |
2 |
- |
5 |
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил |
2 |
2 |
- |
6 |
Итоговое занятие |
1 |
- |
1 |
|
Итоговая аттестации |
2 |
2 |
|
|
Всего |
20 |
15 |
5 |
V. Содержание модулей Типовой программы
Модуль 1. Введение в курс подготовки
Тема 1.1. Цель, задачи и программа курса подготовки
Цель курса.
Задачи курса.
Обзор программы курса подготовки.
Актуальность курса. Методические рекомендации по изучению материала курса.
Методы подготовки при используемой образовательной технологии. Требования к уровню усвоения содержания программы. Способы контроля степени восприятия учебного материала. Критерии успешного завершения обучения по программе.
Тема 1.2. Обеспечение транспортной безопасности в Российской Федерации - история, опыт, прогноз
Изучение истории обеспечения транспортной безопасности. Мировой опыт обеспечения безопасности в транспортном комплексе. Примеры АНВ и способов защиты от АНВ.
Современное состояние обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации. Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности. Комплексная система защиты населения на транспорте от актов незаконного вмешательства.
Система управления обеспечением транспортной безопасности: организация и структура, разделение функций между федеральными органами исполнительной власти.
Основные задачи обеспечения транспортной безопасности в Российской Федерации.
Модуль 2. Нормативная правовая база в области обеспечения транспортной безопасности
Тема 2.1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности - общие сведения
Положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обеспечения транспортной безопасности.
Изучение иных нормативных правовых актов, актуальных на момент освоения образовательной программы.
Тема 2.2. Требования по обеспечению транспортной безопасности - общие сведения
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности:
структура нормативных правовых актов;
обязанности СТИ;
дополнительные обязанности СТИ, в зависимости от категории (ОТИ и (или) ТС и объявления (установления) уровня безопасности (ОТИ и (или) ТС.
Тема 2.3. Положения международных договоров Российской Федерации, регламентирующие вопросы обеспечения защиты ОТИ и (или) ТС от актов незаконного вмешательства
Международные документы, устанавливающие правила перевозки опасных грузов, положения которых подлежат применению в Российской Федерации.
Документы международных организаций, регламентирующие вопросы защиты ОТИ и (или) ТС от актов незаконного вмешательства.
Модуль 3. Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС
Тема 3.1. Технические и технологические характеристики ОТИ и (или) ТС
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности с учетом технических и технологических характеристик ОТИ и (или) ТС (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также особенности организации их эксплуатации (функционирования).
Тема 3.2. Граница и конфигурация зоны транспортной безопасности ОТИ и ТС, ее секторов. Критические элементы ОТИ и (или) ТС. Места размещения контрольно-пропускных пунктов (КПП)
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении перевозочного сектора зоны транспортной безопасности.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении технологического сектора зоны транспортной безопасности.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности в отношении критических элементов ОТИ и (или) ТС.
Особенности размещения КПП, исходя из конфигурации зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ и (или) ТС.
Реализация мер по обеспечению транспортной безопасности на КПП.
Тема 3.3. Организация пропускного и впутриобьектового режимов на ОТИ и (или) ТС. Контроль доступа в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС
Организация пропускного и внутриобъектового режимов на ОТИ и (или) ТС.
Способы воспрепятствования преодолению любыми лицами КПП без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Порядок выдачи документов, дающих основание для прохода/проезда физических лиц и перемещения материальных объектов в зону транспортной безопасности и на/в критические элементы ОТИ и (или) ТС. Виды пропусков. Порядок выдачи, изъятия и уничтожения пропусков. Ведение баз данных выданных пропусков. Программные средства ведения баз данных выданных пропусков.
Правила допуска в зону транспортной безопасности лиц/ТС по постоянным или разовым пропускам.
Использование систем контроля доступа и систем контроля и управления доступом при организации пропускного режима на ОТИ и (или) ТС.
Тема 3.4. Функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС
Создание и оснащение постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи. Обеспечение взаимодействия между силами обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Реализация порядка взаимодействия с силами обеспечения транспортной безопасности других ОТИ (ТС), с которыми имеется технологическое взаимодействие.
Функционирование постов (пунктов) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС. Накопление, обработка и хранение данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности.
Тема 3.5. Функционирование инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности
Места размещения, состав и технические характеристики инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности. Специфика использования инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности на ОТИ.
Тема 3.6. Функционирование инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности
Места размещения, состав и технические характеристики инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС, принципы функционирования.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации).
Порядок обработки и хранения данных инженерно-технических систем.
Тема 3.7. Технические средства обеспечения транспортной безопасности
Требования к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности. Порядок их сертификации.
Тема 3.8. Мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС
Организационно-технические мероприятия по выявлению и распознаванию на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС. Мероприятия по контролю за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами СТИ и требованиями законодательства.
Правила и приемы выявления на КПП физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход/проезд в зону транспортной безопасности, в/на критические элементы ОТИ и (или) ТС.
Тема 3.9. Проверка документов, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности, направленные на выявление физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению актов незаконного вмешательства и оценка данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению АНВ или совершения АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС
Способы и приемы выявления физических лиц, в действиях которых усматриваются признаки подготовки к совершению АНВ. Технологии и схемы проведения наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.
Реализация мер по осуществлению контроля выводимых данных, эксплуатационных и функциональных показателей инженерно-технических систем, средств обеспечения транспортной безопасности с целью выявления вероятных нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, совершения или подготовки к совершению АНВ.
Тема 3.10. Организация досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности. Порядок выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности и на критические элементы ОТИ и (или) ТС
Реализация мероприятий по проведению досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности для выявления и распознавания устройств, предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, а также по обследованию материально-технических объектов, которые могут быть использованы для совершения АНВ.
Производство досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра физических лиц и материально-технических объектов с использованием технических средств досмотра.
Тема 3.11. Организация открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности, взаимодействии между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС, иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности
Способы и приемы организации открытой, закрытой связи, оповещения сил транспортной безопасности.
Организация взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в СТИ, на ОТИ и (или) ТС.
Организация взаимодействия с иным персоналом, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС.
Тема 3.12. Реагирование сил обеспечения транспортной безопасности на подготовку к совершению АНВ или совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС
Реализация мер по реагированию сил ОТБ на подготовку к совершению АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
Реализация мер по реагированию сил обеспечения транспортной безопасности на совершение АНВ в отношении ОТИ и (или) ТС.
Тема 3.13. Порядок действий при тревогах: "угроза захвата", "угроза взрыва"
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "угроза захвата".
Обеспечение реализации порядка действий при тревоге "угроза взрыва".
Модуль 4. Информационное обеспечение транспортной безопасности
Тема 4.1. Порядок обращения с информацией ограниченного доступа, сведениями, составляющими государственную тайну
Понятие информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Организация защиты информации.
Порядок обращения с материальными носителями информации ограниченного доступа и сведений, составляющих государственную тайну. Порядок обращения со средствами автоматизации при формировании, использовании, обработке и хранении информации.
Тема 4.2. Порядок доведения до сил ОТБ информации об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС
Способы и приемы информирования сил ОТБ об изменении уровня безопасности ОТИ и (или) ТС.
Тема 4.3. Порядок информирования компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России о непосредственных и прямых угрозах совершения и о совершении АНВ
Уровни безопасности, порядок объявления (установления).
Требования по информированию компетентного органа, уполномоченных подразделений органов ФСБ России и МВД России.
Порядок предоставления информации об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельности ОТИ и (или) ТС. Правила заполнения информационных форм об угрозах совершения и о совершении АНВ в деятельность ОТИ и (или) ТС.
Модуль 5. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
Тема 5.1. Органы государственной власти, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности
Правовое регулирование вопросов государственного контроля (надзора) в Российской Федерации.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности, особенности организации и проведения проверок. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности и их взаимодействие.
Ответственность органов федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности и их должностных лиц при проведении проверок.
Права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности
Тема 5.2. Порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности
Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Виды проверок и их формы. Плановые и внеплановые проверки, документарные и выездные проверки. Проверки с использованием тест-предметов и тест-объектов.
Организация и проведение плановой и внеплановой проверок. Основания для проведения внеплановых проверок. Особенности внеплановых выездных проверок, согласование проверок с органами прокуратуры и порядок согласования. Предмет и сроки проверки. Планирование проверок. Ежегодные планы проверки. Сводный план проведения плановых проверок. Документирование проверок.
Тема 5.3. Ответственность за нарушение требований в области транспортной безопасности, установленных в области обеспечения транспортной безопасности порядков и правил
Административная и уголовная ответственность лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) ТС.
Понятие правонарушения, его признаки, виды, состав. Виды санкций и порядок их применения.
Модуль 6. Итоги курса подготовки
Тема 6.1. Итоговое занятие
Обзор основных тем программы. Обсуждение в режиме "вопрос-ответ".
Итоговая аттестация
Закрытие курса. Выдача удостоверений о повышении квалификации.
VI. Организационно-педагогические условия реализации
Типовой программы
9. Реализация дополнительной профессиональной программы, разрабатываемой на основе Типовой программы, должна обеспечить приобретение обучающимися знаний и умений, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, а также учитывать преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности, специфику вида транспорта.
10. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.
11. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме, доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным договорам и нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.
12. Практические занятия проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы.
Соотношение теоретических и практических занятий может быть изменено организацией с учетом особенностей обеспечения транспортной безопасности ОТИ и (или) ТС воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского наземного электрического транспорта, ОТИ метрополитена и дорожного хозяйства.
13. Для реализации программы необходимо наличие учебных кабинетов (учебных аудиторий), оборудованных учебной мебелью, учебной доской, информационными стендами, плакатами, схемами и макетами.
VII. Формы аттестации
14. В процессе реализации дополнительной профессиональной программы может проводиться промежуточное тестирование слушателей. Форма промежуточного тестирования определяется организацией с учетом требований законодательства об образовании и законодательства о транспортной безопасности.
Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.
15. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации в области обеспечения транспортной безопасности по форме, утвержденной организацией.
16. Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.