Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N АКПИ14-790
Именем Российской Федерации
См. Определение Верховного Суда РФ от 3 марта 2015 г. N АКПИ14-790 об исправлении описки в настоящем решении
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N АПЛ14-583 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Сомхиевой С.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трушиной Н.В. о признании недействующим подпункта "г" пункта 15.2 приложения N 1 к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2012 года N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/6 3дсп/14/95дсп "Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации", установил:
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2012 года N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/6 3дсп/14/95дсп утверждено Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее Наставление).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г., регистрационный номер 31681.
Гражданка Трушина Н.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением об оспаривании данного нормативного правового акта, поскольку он официально не опубликован, что противоречит статьям 15, 46 Конституции Российской Федерации, статьям 6, 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Как указывает заявитель, она обратилась в Информационный центр Управления МВД России по Магаданской области с просьбой уточнить место осуждения ее родственника с целью розыска приговора. Ей было сообщено, что учетная архивная карточка ее родственника отложена к уничтожению на основании оспариваемого нормативного правового акта, который не опубликован и затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина.
В суде Трушина Н.В. уточнила заявленные требования и просила признать недействующим подпункт "г" пункта 15 приложения N 1 к Наставлению, которым установлен срок хранения учетных документов.
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Марьян Г.В., Рогожина H.Л., Министерства юстиции Российской Федерации Башилова В.Е., Министерства обороны Российской Федерации Крылов В.В., Федеральной службы безопасности Российской Федерации Тарнопольский О.Е., Ковалевский И.И., Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков Катыков Д.В., Фомин А.И., Федеральной службы охраны Российской Федерации Лысяков А.С., Службы внешней разведки Российской Федерации Кутафин С.С., Федеральной таможенной службы Царькова Е.Н., Федеральной миграционной службы Шарахова Я.Ю., Оганесян А.Д., Канунникова Н.С., Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации Полянский В.А., Следственного комитета Российской Федерации Атаева Е.В., Кондрашин А.В., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжков М.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий государственных органов, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав граждан.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство финансов Российской Федерации извещены о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили. Минфин России представил письменные возражения и просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Выслушав объяснения Трушиной Н.В., представителей МВД России Марьяна Г.В., Рогожиной Н.Л., Минюста России Башиловой В.Е., Минобороны России Крылова В.В., ФСБ России Тарнопольского О.Е., Ковалевского И.И., ФСКН России Катыкова Д.В., Фомина А.И., ФСО России Лысякова А.С., СВР России Кутафина С.С., ФТС России Царьковой Е.Н., ФМС России Шараховой Я.Ю., Оганесяна А.Л., Канунниковой Н.С., ГФС России Полянского В.А., Следственного комитета Российской Федерации Атаевой Е.В., Кондрашина А.В., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рыжкова М.И., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах. Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей (статья 17).
Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с которым МВД России наделено полномочиями по самостоятельному нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Наставление определяет порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах), имеет межведомственный характер. Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имуществ.
Нормативный правовой акт имеет гриф "для служебного пользования", поскольку содержит служебную информацию, определяющую основы организации и тактики проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также информацию, относящуюся к раскрытию и расследованию преступлений.
В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера (пункт 8).
Аналогичная норма содержится в Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (пункт 17).
Согласно пункту 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188, к сведениям конфиденциального характера относятся служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
В соответствии с Положением о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Руководитель федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции определяет категории должностных лиц, уполномоченных относить служебную информацию к разряду ограниченного распространения (пункты 1.2, 1.5).
Следовательно, доводы заявителя о противоречии оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству по мотиву его неопубликования являются несостоятельными.
Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (приложение N 1 к Наставлению).
Определяя правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, подпункт "г" пункта 15.2 приложения N 1 к Наставлению предусматривает срок хранения учетных документов в пофамильных картотеках: учетные алфавитные карточки формы 1, учетные алфавитные карточки формы 1-6 хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания - до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативносправочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" предусматривает, что хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных (статья 5). Федерального закона, который бы устанавливал постоянное хранение учетных алфавитных карточек, не имеется.
Доводы Трушиной Н.В. о несоответствии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам уголовно-процессуального законодательства, являются несостоятельными. Оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают срок хранения учетных документов, тогда как положения главы 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации регламентируют процедуру возобновления производства по уголовному делу по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление Трушиной Н.В. о признании недействующим подпункта "г" пункта 15.2 приложения N 1 к приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 февраля 2012 года N 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/93дсп/19дсп/324дсп/133дсп/6 3дсп/14/95дсп "Об утверждении Наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2014 г. N АКПИ14-790
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 4 декабря 2014 г. N АПЛ14-583 настоящее решение оставлено без изменения