Постановление Верховного Суда РФ от 29 сентября 2014 г. N 31-АД14-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу ... филиала ОАО "..." Иванова С.Г. на вступившие в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2013 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2014 г., вынесенные в отношении 1 филиала ОАО "..." Иванова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 18 февраля 2014 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2014 г., ... филиала ОАО "..." Иванов С.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Иванов С.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Иванова С.Г. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства.
Из материалов дела усматривается, что филиал ОАО "...", будучи оператором связи и Интернет-провайдером на территории Чувашской Республики, на основании лицензии N 86475 оказывает телематические услуги связи.
21 октября 2013 г. прокуратурой г. Новочебоксарск Чувашской Республики была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства, направленного на противодействие экстремизму, при оказании услуг по предоставлению доступа к сети "Интернет" через Интернет-провайдера ОАО "...".
В ходе проверки установлено, что путем свободного доступа через компьютер, подключенный к Интернет-провайдеру ОАО "...", возможен доступ на Интернет-сайты, содержащие экстремистские материалы, включенные в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а именно:
1. возможен просмотр видеозаписи под названием "Талмуд о неевреях", признанной решением Курганского городского суда Курганской области от 10 мая 2012 г. экстремистским материалом;
2. возможен просмотр видеозаписи под названием "Халифат - Мы Одна Умма", признанной решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 29 мая 2013 г. экстремистским материалом;
3. возможен просмотр видеообращения Хамидова А.А. под названием "Шахиды Адлан Хамидов, Мухаммад Дашаев и другие моджахеды", признанного решением Ленинского районного суда г. Грозный Чеченской Республики от 27 июня 2013 г. экстремистским материалом.
В социальной сети "ВКонтакте" возможен просмотр видеоматериалов: "Саид Абу Саад"; "Нападение Моджахедов на Нальчик 2005 Суд"; "Обращение моджахедов, участвующих в Джихаде в Афганистане 1432-2011!"; "Моджахеды КБР"; "Моджахеды о Грузии!"; "Наш путь джихад"; "лекция Сайда Бурятского", которые решением Советского районного суда г. Краснодара от 17 июня 2013 г. признаны экстремистскими материалами.
Судья районного суда и вышестоящие судебные инстанции пришли к выводу о том, что предоставление технической возможности доступа к запрещенной законом информации, фактически ее распространение и непринятие мер по ограничению доступа к интернет-сайтам, содержащим видеоматериалы с такой информацией, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а должностное лицо - ... филиала ОАО "..." Иванов С.Г. подлежит административной ответственности, установленной данной нормой, так как не обеспечил соблюдение требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".
С такими решениями судебных инстанций согласиться нельзя.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ) экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Статьей 12 названного Федерального закона установлен запрет на использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В силу статьи 13 указанного Федерального закона на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.
Федеральный список экстремистских материалов подлежит размещению в международной компьютерной сети "Интернет" на сайте федерального органа государственной регистрации. Указанный список также подлежит опубликованию в средствах массовой информации.
Согласно положениям данной нормы Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ и подпункту 30.58 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет функции по ведению и опубликованию федерального списка экстремистских материалов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункту 30.58 пункта 7" имеется в виду "подпункту 30.28 пункта 7"
В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (в редакции Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ) оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ).
Исходя из положений приведенных правовых норм, оператор связи, осуществляя деятельность по оказанию телематических услуг связи, обязан соблюдать ограничения, предусмотренные законом, и препятствовать осуществлению доступа своих абонентов к запрещенной законом информации.
В пункте 18 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ дано понятие провайдер хостинга, которым признается лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети "Интернет".
Согласно подпункту 12 статьи 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ оператором связи является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 г. N 1101 (далее - Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы).
Так, согласно частям 1-3 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (пункт 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ).
Согласно установленному в частях 7-9 статьи 15.1 названного Федерального закона порядку включения в реестр сведений, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", в течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.
В случае непринятия провайдером хостинга и (или) владельцем сайта в сети "Интернет" мер, указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи, сетевой адрес, позволяющий идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включается в реестр.
В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети "Интернет", содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет".
Аналогичные требования закреплены в пунктах 9-12 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы.
При этом в силу пункта 13 указанных Правил перечень доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", доступ к которым обязан ограничить оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет", обновляется ежедневно в 9 часов 00 минут и 21 час 00 минут по московскому времени. В течение суток с момента такого обновления оператор связи обязан ограничить доступ к таким сайтам в сети "Интернет".
Таким образом, по смыслу указанных положений закона сведения, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, включаются в реестр при несоблюдении обязанностей, которые возложены на провайдера хостинга и (или) владельцем сайта в силу приведенных выше правовых норм. А именно, в случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" удалить интернет-страницу с информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также в случае невыполнения провайдером хостинга обязанности по ограничению доступа к такому сайту в сети "Интернет".
При этом возможность отследить и ограничить доступ к сайту в сети "Интернет", содержащему информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, возникает у оператора связи с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать соответствующий сайт в сети "Интернет".
Вместе с тем материалы дела не содержат данных, свидетельствующих о включении в реестр сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе производства по делу защитник Иванова С.Г. заявлял о данных обстоятельствах, указывая о том, что прокуратурой не представлено доказательств внесения в реестр соответствующих сведений, а также о том, что ни одна из ссылок, перечисленных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, не включена в реестр.
Однако судьей районного суда и вышестоящими судебными инстанциями этот довод в нарушение требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должным образом не проверен, предметом оценки не являлся.
Материалы дела не позволяют сделать однозначный вывод о том, что филиал ОАО "...", будучи оператором связи на территории Чувашской Республики, имел реальную возможность для выполнения требований закона по ограничению доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а его руководитель в свою очередь - возможность обеспечить соблюдение требований закона о противодействии экстремистской деятельности.
Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Согласно статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2013 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2014 г., вынесенные в отношении ... филиала ОАО "..." Иванова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесены состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
жалобу Иванова С.Г. удовлетворить.
Постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 13 декабря 2013 г., решение судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 18 февраля 2014 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 28 апреля 2014 г., вынесенные в отношении ... филиала ОАО "... Иванова С.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 29 сентября 2014 г. N 31-АД14-7
Текст постановления официально опубликован не был