Постановление Верховного Суда РФ от 26 сентября 2014 г. N 21-АД14-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Махаматова Р.Р. на вступившие в законную силу постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2014 г., решение судьи Верховного Суда КабардиноБалкарской Республики от 25 марта 2014 г. и постановление председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2014 г., вынесенные в отношении Махаматова Р.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 марта 2014 г. и постановлением председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2014 г., Махаматов P.P. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Махаматов P.P. просит об изменении постановлений, вынесенных в отношении него по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначенного административного наказания.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Махаматова P.P. позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в целях настоящего Федерального закона иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства; законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Исходя из положений статьи 2 названного Федерального закона, документами, подтверждающими право на пребывание (проживание) в Российской Федерации являются вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо виза и (или) миграционная карта, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 указанного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 26 февраля 2014 г. в 20.00 часов при проверке соблюдения требований миграционного законодательства по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, Прохладненский район, с. Пролетарское, ул. Ленина, 275 был выявлен факт нарушения лицом без гражданства Махаматовым P.P. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившегося в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2014 г. (л.д. 1), копией свидетельства о рождении Махаматова P.P. (л.д. 2), справкой отдела УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике в Прохладненском районе от 18 мая 2013 г. (л.д. 3), объяснениями Махаматова P.P., данными в ходе судебного разбирательства (л.д. 5-6, 7-8), которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Махаматовым P.P. деяние - нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Махаматов P.P., не оспаривая факта совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ссылается на то, что применение к нему такой меры административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, является чрезмерно суровым и нарушает его право на уважение семейной жизни.
Такие доводы надзорной жалобы Махаматова P.P. повлечь отмену состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных постановлений не могут.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 года, город Рим) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Как усматривается из материалов дела, при назначении Махаматову P.P. административного наказания судьей Прохладненского районного суда КабардиноБалкарской Республики требования части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены - учтены характер совершенного административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.
Так, согласно материалам дела об административном правонарушении Махаматов P.P., ... года рождения, прибыл на территорию Российской Федерации с родителями в 1998 г., проживал на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, нарушив тем самым режим пребывания (проживания) в Российской Федерации.
В ходе производства по делу Махаматов P.P. заявлял, что прибыл в Россию в возрасте 5 лет, проживает в с. ... Прохладненского района Кабардино-Балкарской Республики совместно с родителями и гражданской женой Б., которая беременна (л.д. 5-6).
Данные обстоятельства были предметом проверки судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики и обоснованно отклонены как несостоятельные. А именно судьей установлено, что Махаматов P.P. не зарегистрировал в установленном законом порядке брак с гражданкой Российской Федерации Б., создание им семьи с данной гражданкой вызывает сомнение.
Объективных данных, свидетельствующих о том, что Махаматов P.P. является отцом ребенка Б., материалы дела не содержат. Махаматов P.P. длительное время находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не принял мер к тому, чтобы узаконить свое положение на территории Российской Федерации, тогда как по достижении совершеннолетнего возраста имел возможность самостоятельно обратиться в уполномоченные органы с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах назначение Махаматову P.P. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление о привлечении Махаматова P.P. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса.
Административное наказание назначено Махаматову P.P. в пределах санкции части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального права в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление судьи Прохладненского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 5 марта 2014 г., решение судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 25 марта 2014 г. и постановление председателя Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 мая 2014 г., вынесенные в отношении Махаматова P.P. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Махаматова P.P. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 26 сентября 2014 г. N 21-АД14-3
Текст постановления официально опубликован не был